Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11.09.2023 г. № Ф05-20972/2023 по делу № А41-66481/2022
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11.09.2023 г. № Ф05-20972/2023 по делу № А41-66481/2022
По результатам проверки было принято оспариваемое решение, в соответствии с которым товариществу собственников недвижимости доначислены земельный налог и пени.
Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку при расчете земельного налога товарищество ошибочно использовало величину кадастровой стоимости земельных участков, установленную вступившими в законную силу судебными актами, период применения которой еще не наступил.
11.02.2024Российский налоговый порталАРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 сентября 2023 г. по делу N А41-66481/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 04.09.2023
Полный текст постановления изготовлен 11.09.2023
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Нагорной А.Н.,
судей Анциферовой О.В., Матюшенковой Ю.Л.,
при участии в заседании:
от товарищества собственников недвижимости "Тюнино" (ТСН "Тюнино") - Ерашова Т.А. по доверенности от 07.10.2022,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Московской области - Прокофьева А.С. по доверенности от 22.09.2022, Тирон В.И. по доверенности от 19.05.2023,
от Управления Федеральной налоговой службы по Московской области - Тирон В.И. по доверенности от 22.05.2023,
рассмотрев 04.09.2023 в судебном заседании кассационную жалобу ТСН "Тюнино"
на решение Арбитражного суда Московской области от 01.03.2023 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2023,
по заявлению товарищества собственников недвижимости "Тюнино"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Московской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Московской области
о признании недействительным решения,
установил:
товарищество собственников недвижимости "Тюнино" (далее - ТСН "Тюнино", налогоплательщик, товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Московской области (далее - МИФНС России N 7 по Московской области, Инспекция, налоговый орган), в котором просит суд признать недействительным решение от 27.04.2022 N 211 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Московской области от 01.03.2023, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2023, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ТСН "Тюнино" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 01.03.2023 и постановление от 24.05.2023 отменить, принять новый судебный акт.
Жалоба мотивирована тем, что при принятии судебных актов суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили нормы материального права, нарушили нормы процессуального права, не выяснили все обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении и постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ТСН "Тюнино" поддержала доводы, изложенные в жалобе.
Представители Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Московской области возражали против удовлетворения жалобы по доводам, изложенным в отзыве.
Представитель Управления Федеральной налоговой службы по Московской области возражал против удовлетворения жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения и постановления, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении дела по существу, налоговым органом на основании статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2018 год регистрационный N 1276078045, корректировка N 4, представленной ТСН "Тюнино" 03.08.2021.
По результатам проверки Инспекцией составлен акт камеральной налоговой проверки от 22.11.2021 N 2883.
По результатам рассмотрения акта, дополнения к акту от 16.03.2022 N 11, материалов камеральной налоговой проверки, результатов мероприятий дополнительного контроля, Инспекцией 27.04.2022 принято оспариваемое решение N 211 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - решение от 27.04.2022 N 211, оспариваемое решение), согласно которому ТСН "Тюнино" доначислен земельный налог в размере 14 054 364 руб. и пени в размере 5 186 229, 01 руб.
Заявитель, не согласившись с доводами Инспекции, изложенными в решении от 27.04.2022 N 211, обжаловал его в порядке, предусмотренном ст. 139.1 НК РФ, путем подачи апелляционной жалобы в Управление Федеральной налоговой службы по Московской области, решением которого в ее удовлетворении отказано.
Не согласившись с выводами налоговых органов, полагая, что для целей налогообложения за налоговый период 2018 год подлежит применению кадастровая стоимость земельных участков, установленная решениями Московского областного суда от 28.05.2020 по делу N 3а-1082/2020, от 29.07.2020 по делу N 3а-1226/2020, от 21.05.2020 по делу N 3а-1079/2020, от 14.09.2020 по делу N 3а-1098/2020, от 14.10.2020 по делу N 3а-1461/2020; решениями Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области (далее - Комиссия) от 27.12.2018 N 15ВР-1831, от 05.02.2021 N 15СЗ-1142, от 05.02.2021 N 15СЗ-1143, от 26.02.2021 N 15СЗ-1933, от 13.05.2021 N 15СЗ-4698, от 13.05.2021 N 15СЗ-4697, ТСН "Тюнино" обратилось в Арбитражный суд Московской области с настоящим заявлением.
В 2018 году ТСН "Тюнино" на основании выписки из Росреестра от 23.08.2021 N КУВИ-002/2021-110108437 владело на праве собственности земельными участками - всего 1.631 объект недвижимости, расположенными в Луховицком муниципальном районе Московской области, и, в соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ, являлось плательщиком земельного налога.
Согласно п. 1 решения N 579/58 на территории городского округа Луховицы Московской области с 01.01.2018 установлена налоговая ставка в размере 1,5% в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения, не используемых по целевому назначению для сельскохозяйственного производства; земельных участков, приобретенных (предоставленных) для дачного хозяйства (дачного строительства) коммерческими и некоммерческими организациями и не используемых по целевому назначению.
В представленной 03.08.2021 в налоговый орган уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2018 год рег. N 127607845 (корректировка 4) ТСН "Тюнино" исчислило налог с применением ставки в размере 1,5% в сумме 10 632 481 руб. по сроку уплаты 01.02.2019.
С учетом ранее представленной декларации рег. N 845327933 (корр. 2) по земельному налогу за 2018 год сумма налога была уменьшена на 14 054 364 руб.
По данным налогового органа, сумма земельного налога за 2018 год, рассчитанная за принадлежащие ТСН "Тюнино" земельные участки, составляет 24 686 845 руб.
Указанный расчет произведен Инспекцией на основе сведений о кадастровой стоимости земельных участков, поступивших из регистрирующих органов в рамках электронного взаимодействия в порядке п. 4 ст. 85 НК РФ, а также с использованием ставки земельного налога в размере 1,5 процента.
ТСН "Тюнино" представило спорную уточненную налоговую декларацию по земельному налогу и уменьшило сумму налога к уплате ввиду следующих обстоятельств.
Кадастровая стоимость принадлежащих ему земельных участков была определена по состоянию на 01.01.2018 и утверждена распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27.11.2018 N 15ВР-1633 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости".
Не согласившись с величиной кадастровой стоимости, утвержденной распоряжением от 27.11.2018 N 15ВР-1633, ТСН "Тюнино" обратилось в Московский областной суд с административными исковыми заявлениями от 26.11.2019, 24.11.2020, 24.01.2020 к Министерству имущественных отношений Московской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 50:35:0030401:984, 50:35:0050401:385, 50:35:0030401:985, 50:35:0050401:387, 50:35:0030401:982.
По результатам рассмотрения административных исковых заявлений Московский областной суд принял решения от 28.05.2020 по делу N 3а-1082/2020, от 29.07.2020 по делу N 3а-1226/2020, от 21.05.2021 по делу N 3а-1079/2020, в соответствии с которыми кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости была определена по состоянию на 01.01.2018 в размере рыночной стоимости, установленной в отчете о рыночной стоимости, составленном независимым оценщиком.
ТСН "Тюнино" одновременно обратилось и в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области (далее - Комиссия) с заявлением от 21.01.2021 N 15ВХ-2211 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами: 50:35:0030401:983, 50:35:0040302:1004, 50:35:0050401:230, 50:35:0050401:234, 50:35:0050401:280, 50:35:0050401:345, 50:35:0050401:506, 50:35:0040302:1064, 50:35:0030401:986, 50:35:0000000:18403, 50:35:0040302:1098, 50:35:0040302:1241, 50:35:0040302:1147, 50:35:0000000:18735, 50:35:0050401:414.
По результатам рассмотрения заявления Комиссия приняла решение от 05.02.2021 N 15СЗ-1143, в соответствии с которым кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости определена по состоянию на 01.01.2018 в размере рыночной стоимости, установленной в отчете о рыночной стоимости, составленном независимым оценщиком.
Аналогичные решения по определению кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости приняты: решением Комиссии от 05.02.2021 N 15СЗ-1142 по 12 земельным участкам, решением Комиссии от 26.02.2021 N 15СЗ-1833 по 1.384 земельным участкам.
Таким образом, в 2020 и 2021 годах ТСН "Тюнино" оспорило кадастровую стоимость принадлежащих ему земельных участков, утвержденную распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27.11.2018 N 15ВР-1633, в результате чего кадастровая стоимость участков, установленная Московским областным судом и Комиссий, подлежала внесению в ЕГРН и использованию во всех правоотношениях налогоплательщика.
Вместе с тем, применяя новую кадастровую стоимость земельных участков, установленную Московским областным судом и Комиссией для целей налогообложения начиная с 01.01.2018, для расчета земельного налога за 2018 год, заявитель не учел следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня вступления в силу акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценке, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 2 статьи 18 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 N 269-ФЗ, действовавшей на момент представления уточненной налоговой декларации) сведения о кадастровой стоимости, полученные вследствие внесения изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, изменяющий кадастровую стоимость объекта недвижимости в сторону уменьшения, подлежат применению со дня начала применения сведений о кадастровой стоимости.
Запрет на применение измененной кадастровой стоимости в периоде, предшествующем дате внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, содержала и часть 4 статьи 18 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ (в редакции, действовавшей в налоговом периоде 2018 года, до внесения изменений Федеральным законом от 31.07.2020 N 269-ФЗ).
Тем самым кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27.11.2018 N 15ВР-1633, вступившим в законную силу после 01.01.2019, и измененная решениями Комиссии и (или) Московского областного суда, подлежит учету при определении налоговой базы по земельному налогу начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
В настоящем деле кадастровая стоимость земельных участков, определенная по состоянию на 01.01.2018, была утверждена распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27.11.2018 N 15ВР-1633, которое согласно пункту 5 распоряжения, вступает в силу через один месяц после официального опубликования, но не ранее 01.01.2019, тем самым она подлежит применению при определении кадастровой стоимости объектов недвижимости заявителя в отношении налоговых периодов, начиная с 2019 года.
Следовательно, и измененная кадастровая стоимость данных земельных участков, утвержденная решениями Комиссии и решениями Московского областного суда в силу положений ст. 18 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ и п. 1 ст. 391 НК РФ подлежит применению для целей налогообложения с 01.01.2019.
При рассмотрении настоящего дела суды пришли к правильному, соответствующему фактическим обстоятельствам дела и требованиям законодательства выводу о том, что при расчете земельного налога за 2018 год Общество ошибочно использовало величину кадастровой стоимости земельных участков, установленную решениями Московского областного суда от 28.05.2020 по делу N 3а-1082/2020, от 29.07.2020 по делу N 3а-1226/2020, от 21.05.2021 по делу N 3а-1079/2020; решениями Комиссии от 05.02.2021 N 15СЗ-1142, от 05.02.2021 N 15СЗ-1143; от 26.02.2020 N 15СЗ-1833, подлежавшую применению для целей налогообложения не ранее 01.01.2019.
Также судами был обоснованно отклонен довод Общества о том что, с учетом произведенных оплат в рамках мирового соглашения у налогового органа отсутствует право доначислять пени в сумме 5 186 229, 01 руб., поскольку 27.04.2022 по результатам проведенной камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2018 год (рег. N 127607845 кор. 4), представленной ТСН "Тюнино" 03.08.2021, было вынесено решение N 211 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Основанием для вынесения решения послужили выводы Инспекции о неправомерном применении ТСН "Тюнино" кадастровой стоимости при расчете земельного налога за 2018 год - с 01.01.2018. Указанным решением заявителю доначислен земельный налог в размере 14 054 364 руб. и в связи с наличием у него недоимки исходя из положений ст. 75 НК РФ были начислены и пени в размере 5 186 229, 01 руб. Размер которых ТСН "Тюнино" в ходе рассмотрения дела не оспорило.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что расчет земельного налога за 2018 год за земельные участки ТСН "Тюнино" правомерен, выполнен в соответствии с требованиями налогового законодательства, в связи с чем, основания для признания оспариваемого решения от 27.04.2022 N 211 недействительным отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, а сводятся к несогласию с позицией судов относительно обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, а потому не могут быть положены в основу отмены обжалуемых судебных актов, так как заявлены без учета норм части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исключивших из полномочий суда кассационной инстанции установление обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанции, преимущества одних доказательств перед другими, а также переоценку доказательств, которым уже была дана оценка при рассмотрении дела по существу.
Неправильное применение норм материального права и нарушения норм процессуального права, которые могли бы послужить основанием для отмены принятых по делу судебных актов в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в кассационной жалобе не указаны и судом кассационной инстанции не установлены, а потому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 01.03.2023 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2023 по делу N А41-66481/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу ТСН "Тюнино" - без удовлетворения.
Председательствующий судья
А.Н.НАГОРНАЯ
Судьи
О.В.АНЦИФЕРОВА
Ю.Л.МАТЮШЕНКОВА
Темы: Налог на землю  Неуплата или неполная уплата налога (ст. 122 НК РФ)  Основания для начисления пени  
- 25.03.2024 ФНС пояснила, какие данные о кадастровой стоимости используются для расчета земельного налога
- 09.11.2023 «Екатеринбург Арену» могут освободить от земельного налога на 2 года
- 26.10.2023 Росреестр пересмотрит расчет налога с продажи земли
- 28.07.2023 Госдума ускорит возбуждение уголовного дела по налоговым недоимкам
- 25.07.2023 Бастрыкин считает недопустимым неуплату налогов блогерами
- 24.07.2023 СК РФ не всех сообщников обвиняемой в неуплате налогов блогера Блиновской
- 30.05.2012 Начисление пени при отсутствии задолженности: дело направлено на новое рассмотрение
- 28.05.2012 Начисление пени должно сопутствовать обязанности по уплате налога
- 23.04.2012 Добровольная переплата на налогу: налоговикам придется платить пени
- 30.06.2023 С 1 января 2023 года перечисление сумм налогов (НДС, налога на прибыль, земельного, транспортного и налога на имущество) осуществляется в составе ЕНП вне зависимости от налогового периода, за который он начислен
- 20.04.2023 Пенсионерам назвали налоги, которые они могут не платить
- 17.11.2022 Налоги и страховые взносы: что изменится с 2023 года?
- 21.07.2023 Замдиректора превратился в ИП‑управляющего: налоговики доначислили 6,5 миллионов рублей
- 08.06.2023 Суд усмотрел в ежемесячной выплате дивидендов уклонение от уплаты взносов
- 04.05.2023 Юристы назвали основную претензию налоговиков к блогерам
- 29.08.2007 Взыскание пени с налогового агента
- 29.08.2007 Применение статьи 75 НК РФ к "плате за грязь"
- 29.08.2007 Когда налоговый орган не может взыскать пеню
- 31.03.2024
Налоговый орган
доначислил земельный налог, пени и штраф, ссылаясь на то, что у налогоплательщика отсутствует право на применение пониженной налоговой ставки.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что налогоплательщик использует земельные участки не в соответствии с разрешенным видом использования, доводы налогового органа подтверждены.
- 28.02.2024
О включении
в реестр требований кредиторов требования ФНС РФ в размере задолженности по налогам (НДФЛ, транспортный налог, земельный налог).Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговым органом не доказаны наличие задолженности по обязательным платежам в указанном им размере и соблюдение срока на ее принудительное взыскание.
- 28.02.2024
Учреждение, владеющее
на праве оперативного управления земельными участками, ссылается на нарушение прав.Итог: требование удовлетворено в части доначисления налога в размере, превышающем налоговую ставку 0,3 процента в отношении части рассматриваемых участков, которые ограничены в обороте в соответствии с законодательством РФ и предоставлены для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, размер
- 05.05.2024
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль, налог по УСН, страховые взносы, пени и штрафы ввиду неправомерного освобождения от уплаты НДС, применения пониженных ставок и тарифов по итогам формальной передачи обществом исключительных прав на использование базы данных взаимозависимым и подконтрольным лицам, а также ввиду занижения доходов до реорганизации общества в форме присоединения.Итог: в удовле
- 05.05.2024
Налоговый орган
доначислил налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), пени и штраф, указав на то, что общество при определении налоговой базы не учло потери, образовавшиеся в результате списания балансовых запасов с государственного баланса запасов полезных ископаемых, находящихся за контурами горных работ, в связи с неверным определением количества погашаемых балансовых запасов при добыче угля.Итог: де
- 01.05.2024
Заявителю доначислен
налог на имущество организаций, начислены пени и штраф в связи с выводом о неправомерном применении заявителем льготы, установленной п. 2.3 ст. 4.1 Закона города Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций", при исчислении налога на имущество в отношении объекта недвижимого имущества.Итог: требование частично удовлетворено, поскольку заявителем представлены доказател
- 05.05.2024
Налоговый орган
доначислил НДС, пени и штраф, указав на необоснованное применение обществом, осуществляющим деятельность в сфере управления общим имуществом многоквартирных домов, предусмотренной НК РФ налоговой льготы в связи с привлечением взаимозависимых и подконтрольных юридических лиц, применяющих УСН, к оказанию услуг по содержанию жилищного фонда.Итог: в удовлетворении требования отказано, посколь
- 07.04.2024
Оспариваемым решением
предпринимателю доначислены НДФЛ, НДС, начислены пени и штрафы в связи с выявлением факта создания в целях получения налоговой экономии схемы дробления бизнеса.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как доказаны факты ведения предпринимателем централизованной деятельности с использованием группы подконтрольных взаимозависимых лиц с целью контроля достижения предельной велич
- 31.03.2024
Налоговый орган
доначислил налог на прибыль, НДС, начислил пени и штраф, ссылаясь на то, что налогоплательщик не подтвердил реальность хозяйственных операций с его контрагентами, действия налогоплательщика направлены на получение необоснованной налоговой выгоды.Итог: требование удовлетворено, поскольку на момент заключения и исполнения договора спорные контрагенты являлись действующими юридическими лицам
- 27.04.2024 Письмо ФНС России от 13.03.2024 г. № СД-4-21/2800@
- 26.04.2024 Письмо Минфина России от 15.03.2024 г. № 03-05-06-04/23200
- 26.04.2024 Письмо Минфина России от 22.03.2024 г. № 03-05-05-02/25878
- 27.03.2024 Письмо ФНС России от 19.03.2024 г. № БВ-2-7/4222
- 07.03.2024 Письмо Минфина России от 26.02.2024 г. № 03-02-08/16653
- 14.02.2024 Письмо ФНС России от 06.02.2024 г. № ЗГ-2-7/1561
- 22.10.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.08.2023 г. № Ф04-3911/2023 по делу № А70-21036/2022
- 14.01.2009 Письмо Минфина РФ от 19 декабря 2008 г. N 03-02-07/1-525
- 10.07.2008 Письмо Минфина РФ от 23 июня 2008 г. N 03-02-07/1-228
Комментарии