Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.08.2023 г. № Ф04-4090/2023 по делу № А27-10247/2022

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.08.2023 г. № Ф04-4090/2023 по делу № А27-10247/2022

Оспариваемым актом обществу предъявлено требование о восстановлении в бюджет Фонда средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа, так как проверкой установлено, что медицинская помощь застрахованным лицам в рамках территориальной или базовой программы ОМС обществом в проверенный период не оказывалась.

Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку не являются обязательствами системы ОМС расходы на выплату в спорный период заработной платы работникам общества из средств ОМС, на оплату услуг по размещению вакансий, лабораторных исследований и юридических услуг.

22.10.2023Российский налоговый портал 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 августа 2023 г. по делу N А27-10247/2022

 

Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2023 года

Постановление изготовлено в полном объеме 25 августа 2023 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Чапаевой Г.В.

судей Алексеевой Н.А.

Шохиревой С.Т.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медицинский центр "Здоровье" на решение от 22.02.2023 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Власов В.В.) и постановление от 05.05.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Бородулина И.И., Хайкина С.Н.) по делу N А27-10247/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Медицинский центр "Здоровье" (654015, Кемеровская область - Кузбасс, г. Новокузнецк, улица Бугарева, дом 34, ОГРН 1174205021528, ИНН 4253039704) к Территориальному Фонду обязательного медицинского страхования Кемеровской области - Кузбассу (650000, Кемеровская область - Кузбасс, г. Кемерово, ул. Красноармейская, дом 136, ОГРН 1024200705242, ИНН 4200000446) о признании незаконным акта проверки.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "АльфаСтрахование - ОМС" (ОГРН 1047100775963, ИНН 7106060429); общество с ограниченной ответственностью "Страховая компания "Ингосстрах-М" (ОГРН 1045207042528, ИНН 5256048032).

Суд

 

установил:

 

общество с ограниченной ответственностью "Медицинский центр "Здоровье" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Территориальному Фонду обязательного медицинского страхования Кемеровской области - Кузбассу (далее - Фонд) о признании недействительным акта проверки от 07.03.2022 N 30892.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "АльфаСтрахование - ОМС", общество с ограниченной ответственностью "Страховая компания "Ингосстрах-М".

Решением от 22.02.2023 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 05.05.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить, вынести новое решение.

Фонд возражает против удовлетворения кассационной жалобы согласно отзыву.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено АПК РФ.

Судами установлено материалами дела подтверждено следующее.

В период с 27.01.2021 по 07.03.2022 Фондом проведена плановая комплексная проверка целевого и эффективного использования средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) Обществом за период (проверяемый) с 01.10.2019 по 31.12.2021.

По результатам проведенной проверки Фондом вынесен акт от 07.03.2022 N 30892, которым предъявлено требование о восстановлении в бюджет Фонда средств, использованных не по целевому назначению, в сумме 3 475 216,55 руб. в течение 10 рабочих дней со дня предъявления требования, а также уплате штрафа - 347 521,65 руб. (10% от суммы нецелевого использования).

Не согласившись с актом проверки Фонда, Общество обратилось в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении требования заявителя, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 10, 38, 147, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 3, 4, 20, 30, 34, 35, 36, 38, 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), Положением о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденным приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73, приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования", пришли к выводам о том, что оспариваемый акт проверки Фонда соответствуют нормам действующего законодательства.

Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 АПК РФ, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Кассационная инстанция полагает, что судами были всесторонне исследованы обстоятельства дела, связанные с проведением Фондом в отношении заявителя аналогичной проверки в 2021 году и совпадением проверяемых периодов.

Как установлено судами, предыдущая проверка целевого и эффективного использования средств ОМС в Обществе была назначена в соответствии с планом контрольно-ревизионной работы по проведению проверок медицинских организаций на 2021 год; проверка проведена в срок с 01.09.2021 по 30.09.2021, проверяемый период с 01.10.2019 по 30.06.2021. По результатам данной проверки составлен акт от 30.09.2021 N 30815; в ходе проверки установлено, что в связи с проведением 26.01.2021 оперативно-розыскных мероприятий и изъятием правоохранительными органами у заявителя финансовых, бухгалтерских, медицинских и кадровых документов руководитель медицинской организации не имел возможности предоставить членам комиссии возможность ознакомиться со всеми документами, связанными с вопросами проверки.

В связи с выходом Общества из системы ОМС заявитель был включен в план контрольно-ревизионной работы по проведению проверок медицинских организаций на 2022 год, проверяемый период - с 01.10.2019 по 31.12.2021, то есть до окончания деятельности в системе ОМС.

Между тем в ходе проверки в 2022 году также было установлено, что в связи с изъятием правоохранительными органами у заявителя документации за 2019, 2020 годы он не имеет возможности предоставить ее для проверки. В этой связи фактический анализ финансово-хозяйственной деятельности заявителя проводился за период с 27.01.2021 по 31.12.2021, то есть после 26.01.2021.

На основании изложенного судом округа отклоняются доводы кассатора о необходимости вынесения Фондом решения о невозможности проведения проверки, поскольку соответствующие документы не могли быть представлены заявителем по уважительной причине в связи с их изъятием.

Доводы Общества о допущенных Фондом процедурных нарушениях при проведении проверки были оценены судами, которые их правомерно отклонили, не признав в качестве оснований к отмене оспариваемого акта Фонда, в том числе с учетом положений Закона N 326-ФЗ и приказа Минздрава России от 26.03.2021 N 255н "Об утверждении порядка осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями".

Судами установлено, что между заявителем, Фондом и третьими лицами был заключен договор на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС от 25.01.2021 N 133. Согласно пункту 6.1. договора Фонд обязуется оплачивать медицинскую помощь, оказанную застрахованному лицу в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями к ее оказанию, по тарифам на оплату медицинской помощи, утвержденным в соответствии с частью 2 статьи 30 Закона N 326-ФЗ, на основании представленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по ОМС, установленным правилами ОМС, путем перечисления денежных средств на расчетный счет медицинской организации. В соответствии с пунктом 8.8 договора медицинская организация обязана представлять в страховую медицинскую организацию заявку на авансирование медицинской помощи по территориальной программе, счета и реестры счетов на оплату медицинской помощи в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по ОМС, установленными правилами ОМС.

Согласно действующему законодательству в сфере ОМС факт оказания медицинской помощи застрахованному лицу подлежит учету в рамках информационного взаимодействия между Фондом, страховой медицинской организацией и медицинской организацией. Информационное взаимодействие реализуется между вышеуказанными сторонами путем персонифицированного учета. Данный учет сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, ведется в электронном виде.

В соответствии с Регламентом информационного взаимодействия при ведении персонифицированного учета медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам в сфере обязательного медицинского страхования, утвержденным совместным приказом Минздрава Кузбасса и Фондом от 30.04.2020 N 1070/1, от 25.06.2021 N 1940/182 (далее - Регламент) медицинская организация в течение отчетного периода (с 1 числа месяца по последний день месяца) осуществляет формирование реестров счетов за медицинскую помощь, оказанную по программе ОМС, в утвержденном формате, направляет их в Фонд для проведения форматно-логического контроля правильности заполнения реестров, по адресу "42 (КемТФОМС), ЦОД (центр обработки данных)". Реестры счетов за медицинскую помощь направляются в Фонд по мере формирования, не позднее месяца, следующего за месяцем завершения случая оказания медицинской помощи. Медицинская организация до 25 числа отчетного месяца должна предъявить не менее 70% случаев медицинской помощи от среднемесячного объема.

В ходе проведенной проверки Фондом установлено, что заявителем подавались заявки на авансирование в сентябре, октябре, ноябре 2021 года с нулевыми значениями; в 2021 году счета и реестры счетов на оплату медицинской помощи в страховую медицинскую организацию не представлялись. Учитывая установленные обстоятельства, Фонд пришел к выводу, что медицинская помощь застрахованным лицам по территориальной или в рамках базовой программы ОМС заявителем в проверенный период не оказывалась.

Данные обстоятельства позволили Фонду сделать вывод, правомерно поддержанный судами обеих инстанций, о том, что не являются обязательствами системы ОМС кассовые расходы за период с 01.02.2021 по 30.09.2021 на выплату заработной платы работникам Общества из средств ОМС в сумме 3 322 840,55 руб., а также расходы в 2021 году в общем размере 152 376 руб. на оплату услуг по размещению вакансий по договору оферты с ООО "Зарплата", лабораторных исследований по договору с ООО "КДЛ НОВОКУЗНЕЦК-12 ТЕСТ", юридических услуг по договору с ИП Панченко Н.Е. и, следовательно, указанные суммы являются нецелевым использованием средств ОМС.

При этом судами обоснованно принято во внимание, что с учетом заключенного заявителем договора от 11.02.2021 с государственным автономным учреждением здравоохранения "Кузбасский медицинский информационно-аналитический центр" на оказание услуг в области информационных технологий после изъятия правоохранительными органами компьютерной техники Общество имело объективную возможность установить программное обеспечение по информационному взаимодействию в сфере ОМС на другой компьютер и представлять реестры счетов за оказанную медицинскую помощь в электронном виде в соответствии с Регламентом.

Между тем счета и реестры счетов на оплату медицинской помощи заявителем в 2021 году не направлялись.

Кассационная инстанция поддерживает вывод судов, что представленный Обществом 25.03.2022 реестр амбулаторно-поликлинических услуг не мог быть принят Фондом, учитывая нарушение сроков представления и несоответствие его установленным требованиям информационного обмена (отсутствуют обязательные поля для проведения форматно-логического контроля реестра пролеченных - код территории оказания медицинской помощи, код подразделения медицинской организации из регионального справочника, код цели посещения по классификатору, дата окончания медицинской помощи и другие).

Доводы заявителя со ссылками на восстановленные документы, изъятые в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, были всесторонне исследованы судами с учетом данных о полномочиях лиц, их подписавших. Судами отмечено, что ни в ходе проверки, ни после согласования и подписания оспариваемого акта проверки заявителем о факте восстановления регистров бухгалтерского и налогового учета не сообщалось.

Таким образом, оспариваемая сумма нецелевого использования была установлена на основании представленных (необходимых и достаточных) документов: расходно-кассовых ордеров и платежных ведомостей о выплате заработной платы работникам Общества за 2021 год, выписки с расчетного счета, оборотно-сальдовых ведомостей по оплате услуг в 2021 году по заключенным договорам, которые не были признаны обязательствами системы ОМС.

В целом доводы кассационной жалобы (в том числе относительно того, что в спорный период оказывались услуги по ОМС, о представлении соответствующих документов, что реестры счетов были направлены на бумажном носителе после восстановления документов) не опровергают выводы судов о правомерности принятия Фондом оспариваемого акта, содержащего требование о возврате использованных не по целевому назначению средств ОМС и уплате штрафа.

Судом кассационной инстанции не установлено нарушений норм процессуального законодательства, которые могли привести к принятию неправильного решения и постановления судов (части 3, 4 статьи 288 АПК РФ).

Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

 

постановил:

 

решение от 22.02.2023 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 05.05.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-10247/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председательствующий

Г.В.ЧАПАЕВА

 

Судьи

Н.А.АЛЕКСЕЕВА

С.Т.ШОХИРЕВА

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

Пособие по беременности и родам, пособие по нетрудоспособности (больничный), средний заработок
  • 27.03.2024  

    Орган ФСС РФ ссылается на то, что в результате действий общества пособие по временной нетрудоспособности на основании листков нетрудоспособности было выплачено в большем размере.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказательств неправомерных действий общества по представлению недостоверной информации, необходимой для выплаты пособия застрахованному лицу, неверного заполнения реестров на

  • 20.03.2024  

    Оспариваемым актом общество привлечено к ответственности по ст. 26.29 ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" за неуплату страховых взносов в результате занижения облагаемой базы.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку отсутствуют основания удерживать страховые взносы с единовременной помощи в связи с утратой имущества в пожаре.

  • 17.03.2024  

    Фонд социального страхования сослался на предоставление страхователем сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, в результате чего необоснованно выплачено пособие по временной нетрудоспособности.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку не доказано одновременное начисление застрахованному лицу заработной платы и пособия по временной нетрудоспособности.


Вся судебная практика по этой теме »

Порядок уплаты страховых взносов
  • 27.03.2024  

    Орган Фонда пенсионного и социального страхования указывает на совершение обществом правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку пропущен срок на обращение в арбитражный суд.

  • 04.02.2024  

    Фонд пришел к выводам о преднамеренном приеме работника на работу перед наступлением страхового случая, о несоответствии профессии и должности диплому об образовании, о невозможности осуществлять физический труд.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку факт создания страхователем искусственной ситуации, направленной на неправомерную выплату страхового обеспечения, не доказан.

  • 13.12.2023  

    Налоговый орган доначислил страховые взносы, начислил пени и штраф, сделав вывод о занижении налогоплательщиком базы для исчисления страховых взносов в связи с использованием схемы ухода от налогообложения в виде подмены трудовых отношений на гражданско-правовые.

    Итог: в удовлетворении требования отказано в части признания недействительным решения, поскольку фактически налогоплательщиком создана схема, на


Вся судебная практика по этой теме »