Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 31.10.2023 г. № Ф10-4897/2023 по делу № А84-6521/2022
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 31.10.2023 г. № Ф10-4897/2023 по делу № А84-6521/2022
Орган Фонда пенсионного и социального страхования указывает на совершение обществом правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку пропущен срок на обращение в арбитражный суд.
27.03.2024Российский налоговый порталАРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 октября 2023 г. по делу N А84-6521/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 25.10.2023
Постановление изготовлено в полном объеме 31.10.2023
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Леоновой Л.В.,
судей Бессоновой Е.В., Лукашенковой Т.В.,
при участии представителей:
от Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю (ОГРН 1147746404629, ИНН 7706808515) - не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Альфа" (ОГРН 1189204005979, ИНН 9204570478) - не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю на решение Арбитражного суда города Севастополя от 03.03.2023 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2023 по делу N А84-6521/2022,
установил:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю (далее - фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Альфа" (далее - общество) 18 500 руб. финансовых санкций по принятым решениям о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 03.03.2023, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю обратилось в суд кассационной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем публичного извещения на официальном сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы, содержащиеся в жалобе, проверив законность судебных актов по правилам статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления судов.
Как следует из материалов дела, фондом в апреле 2021 года проведена проверка представленных обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах за 2020 год по форме СЗВ-СТАЖ и по форме СЗВ-М за отчетные периоды с января по декабрь 2020 года по результатам которой фонд выявил факт недостоверности сведений относительно данных в отношении застрахованных лиц, которые представлены в сведениях о страховом стаже по форме СЗВ-СТАЖ, не представлены в сведениях о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетные периоды 2020 года, а именно: за январь, февраль - в отношении 2 лиц; за июль - в отношении 4 лиц; за август - в отношении 6 лиц; за сентябрь - в отношении 9 лиц; за октябрь - в отношении 7 лиц; за ноябрь - в отношении 7 лиц. В отношении одного застрахованного лица отсутствуют сведения по форме СЗВ-СТАЖ, представленные по форме СЗВ-М за периоды январь - июнь 2020 года.
02.04.2021 фонд направил обществу уведомление N 13-22/3726/1280 о выявленных ошибках и предложил представить необходимые корректирующие сведения.
Во исполнение направленного фондом уведомления общество направило 03.04.2021 сведения в отношении 10 застрахованных лиц за 2020 год по форме СЗВ-КОРР с типом "корректирующая" с указанием периодов их трудовой деятельности, которые уже были представлены в исходной форме СЗВ-СТАЖ до проведения сверки.
Также обществом 03.04.2021 были представлены корректирующие сведения по форме СЗВ-М "ОТМ", отменяющие ранее неверно поданные сведения о застрахованном лице (Костин Д.Н.) за отчетные периоды январь, февраль, март, апрель, май, июнь 2020 года.
Проведя анализ повторно представленных сведений, фонд пришел к выводу о том, что указанные сведения не устраняют выявленные нарушения, вследствие чего 21.02.2022 составил акты N 092S18220001077, N 092S18220001078, N 092S18220001079, N 092S18220001080, N 092S18220001081, N 092S18220001082, N 092S18220001083.
25.03.2022 фондом в отношении общества приняты решения о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) N 092S19220001699, N 092S19220001700, N 092S19220001701, N 092S19220001702, N 092S19220001704, N 092S19220001706, N 092S19220001707.
На основании вышеуказанных решений вынесены требования от 28.04.2022 об уплате финансовых санкций в срок до 24.05.2022 на общую сумму 18 500 руб.
Вместе с тем, сумма финансовых санкций в установленный законом срок обществом не погашена.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения фонда в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Установив, что заявление о взыскании 18 500 руб. финансовых санкций подано фондом с пропуском срока, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Пунктом 2 статьи 14 названного Закона предусмотрена обязанность страхователей представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ также предусмотрена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам фонда сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент предоставления спорных сведений) страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 названного закона страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения, перечисленные в этом пункте.
Данные сведения подаются по форме СЗВ-СТАЖ.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) соответствующие сведения.
Данные сведения подаются по форме СЗВ-М.
Статьей 17 Закона N 27-ФЗ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
При этом, срок для обращения с заявлением о взыскании взыскания финансовых санкций в судебном порядке Законом N 27-ФЗ не определен.
Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, с 01.01.2017 регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
На основании пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 31 постановления Пленума от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля предусмотренных законодательством сроков, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем, при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер, сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
Процедура привлечения страхователя к ответственности за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений определена положениями статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
При составлении акта, вынесении решения и требования об уплате штрафных санкций, а также при подаче заявления о взыскании начисленных штрафных санкций фонд должен был руководствоваться вышеуказанными нормами права.
Судами установлено, что согласно уведомлению фонда от 02.04.2021, обществу надлежало представить в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю исправленную отчетность по форме СЗВ-М за январь, февраль, июль, август, сентябрь, октябрь и ноябрь 2020 года в срок до 09.04.2021 включительно.
Согласно требованиям НК РФ, акт проверки должен был быть составлен фондом не позднее трех месяцев с момента подачи обществом сведений о застрахованных лицах.
Между тем акт составлен только 21.02.2022.
Предельный срок взыскания с общества неуплаченных сумм санкций включает в себя: 3 месяца на проведение проверки и составление акта (с 10.04.2021), 5 дней на направление акта, 6 дней на его доставку, 15 дней на представление страхователем возражений, 10 дней на вынесение решения (+ 1 месяц), 5 дней на направление решения, 6 дней на его доставку, 10 дней на вступление в силу решения, 10 дней на направление требования, 6 дней на его доставку, 10 календарных дней на исполнение требования, в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате финансовых санкций орган пенсионного фонда обращается в суд с заявлением об их взыскании.
На дату обращения фонда в арбитражный суд, на 15.08.2022, срок на взыскание финансовых санкций в сумме 18 500 руб. фондом пропущен.
Исследовав и оценив в порядке статей 65, 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства и руководствуясь нормами права, регулирующими спорные правоотношения, суды учитывая совокупность сроков, устанавливающих процедуру проведения проверки и составления акта, вынесения решения о привлечении к ответственности, выставления требования, обращения в суд с заявлением о взыскании суммы штрафа, пришли к выводу о пропуске фондом срока на обращение в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовых санкций в сумме 18 500 руб.
Пропуск срока на обращение в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций является основанием для отказа в удовлетворении предъявленных требований.
Учитывая вышеизложенное, судами правомерно отказано в удовлетворении требований фонда о взыскании финансовых санкций в сумме 18 500 руб.
Каких-либо доказательств, опровергающих указанные выводы судов, фондом не представлено.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали в удовлетворении заявленных фондом требований.
Все доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 03.03.2023 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2023 по делу N А84-6521/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Л.В.ЛЕОНОВА
Судьи
Е.В.БЕССОНОВА
Т.В.ЛУКАШЕНКОВА
- 05.08.2020 Опоздание со сроком сдачи СЗВ-М не влечет за собой негативные последствия для бюджета
- 03.08.2020 Пенсионный фонд захотел взыскать штраф за опоздание срока сдачи СЗВ-М, но сам при этом опоздал
- 04.06.2019 ИП освободят от административной ответственности за непредставление сведений в ПФР
- 22.03.2024 До 15 апреля организациям надо подтвердить основной вид деятельности
- 01.02.2024 Новый тариф взносов «на травматизм»: надо ли сдавать уточненный ЕФС‑1?
- 10.01.2024 ФНС: расчет по страховым взносам за 2023 год надо сдавать по новой форме
- 01.02.2022 Когда нужно сдать СЗВ-ТД, если срок подачи приходится на выходной день?
- 20.05.2021 Новая форма СЗВ-М: заполняем правильно
- 18.08.2020 Корректировка СЗВ-М за пределами срока сдачи первичного отчета – как избежать штрафа
- 14.09.2023 Введение новой страховки для такси: чего стоит ожидать
- 02.08.2023 Социальный фонд утвердил форму, заменяющую СНИЛС
- 28.07.2023 Утверждены формы документов, которые СФР будет использовать при проверках страхователей
- 21.04.2024
Орган Пенсионного
фонда РФ ссылается на непредставление обществом в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.Итог: требование удовлетворено частично, так как установлен факт непредставления обществом в установленный срок сведений о застрахованных лицах, при этом не доказано нарушение обществом с
- 31.03.2024
Орган Пенсионного
фонда РФ ссылался на неисполнение страхователем в добровольном порядке требования об уплате финансовых санкций в установленный срок.Итог: требование удовлетворено в части нескольких эпизодов, поскольку факт нарушения срока предоставления сведений подтвержден.
- 24.03.2024
Общество не
представило сведения в отношении управляющего обществом - предпринимателя.Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку суд не выяснил основной вид деятельности предпринимателя; если договор на оказание управленческих услуг заключается с предпринимателем, но не в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности в сфере управления, сведения о которой отражены в отношении его
- 04.02.2024
Фонд пришел
к выводам о преднамеренном приеме работника на работу перед наступлением страхового случая, о несоответствии профессии и должности диплому об образовании, о невозможности осуществлять физический труд.Итог: требование удовлетворено, поскольку факт создания страхователем искусственной ситуации, направленной на неправомерную выплату страхового обеспечения, не доказан.
- 13.12.2023
Налоговый орган
доначислил страховые взносы, начислил пени и штраф, сделав вывод о занижении налогоплательщиком базы для исчисления страховых взносов в связи с использованием схемы ухода от налогообложения в виде подмены трудовых отношений на гражданско-правовые.Итог: в удовлетворении требования отказано в части признания недействительным решения, поскольку фактически налогоплательщиком создана схема, на
- 19.11.2023
Налоговый орган
начислил: 1) НДФЛ и штраф, сделав вывод о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды в виде занижения налоговой базы по НДФЛ; 2) Страховые взносы, сделав вывод о занижении налоговой базы в части доходов, выплаченных физическим лицам, и невыполнении налогоплательщиком обязанности налогового агента.Итог: требование удовлетворено, поскольку возникновение необоснованной нало
- 11.04.2024 Письмо Минфина России от 27.02.2024 г. № 03-15-05/17215
- 28.06.2023 Письмо ФНС России от 13.06.2023 г. № ЗГ-3-11/7733
- 15.03.2023 Письмо ФНС России от 06.03.2023 г. № БС-4-11/2593@
- 09.04.2024 Письмо Минфина России от 17.01.2024 г. № 03-15-08/2898
- 09.04.2024 Письмо Минфина России от 23.01.2024 г. № 03-15-06/4906
- 04.04.2024 Письмо Минфина России от 12.01.2024 г. № 03-15-07/1865
Комментарии