Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 12.01.2024 г. № 03-15-07/1865

Письмо Минфина России от 12.01.2024 г. № 03-15-07/1865

Вопрос: О размере страховых взносов на ОПС и ОМС, подлежащих уплате ИП, применяющими АУСН и осуществляющими одновременно иную профессиональную деятельность, не являющуюся предпринимательской.

04.04.2024Российский налоговый портал

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 12.01.2024 г. № 03-15-07/1865

 

Департамент налоговой политики рассмотрел обращение от 09.11.2023 и в целом разделяет представленную в данном обращении позицию по порядку уплаты за себя страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование индивидуальными предпринимателями, применяющими специальный налоговый режим "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" (далее - АУСН), установленный Федеральным законом от 25.02.2022 N 17-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" (далее - Федеральный закон N 17-ФЗ), и осуществляющими одновременно иную установленную законодательством Российской Федерации профессиональную деятельность, не являющуюся предпринимательской (деятельность адвоката, медиатора, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, патентного поверенного и иного лица, занимающегося в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), при условии изложения упомянутой позиции в следующей редакции.

Пунктом 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определены две категории плательщиков страховых взносов:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (работодатели), в том числе индивидуальные предприниматели (подпункт 1 пункта 1 статьи 419 Кодекса);

2) лица, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (не работодатели), - индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (подпункт 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса).

При этом согласно пункту 2 статьи 419 Кодекса, если плательщик относится одновременно к нескольким категориям, указанным в пункте 1 данной статьи, он исчисляет и уплачивает страховые взносы отдельно по каждому основанию.

Таким образом, в случае если физическое лицо одновременно относится к нескольким категориям плательщиков страховых взносов, то есть является индивидуальным предпринимателем или осуществляет иную деятельность, указанную в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, и одновременно является работодателем, то такой плательщик исчисляет и уплачивает страховые взносы по двум основаниям: как работодатель и как не работодатель.

Работодатели исчисляют страховые взносы с выплат в пользу своих работников с применением тарифов, установленных статьями 425, 427 - 429 Кодекса. Не работодатели уплачивают страховые взносы в порядке, установленном статьей 430 Кодекса.

Так, положениями пункта 1.2 статьи 430 Кодекса установлен дифференцированный подход к определению размера страховых взносов для плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, исходя из их дохода (при величине дохода до 300 000 руб. за расчетный период страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование уплачиваются в совокупном фиксированном размере, свыше 300 000 руб. - в совокупном фиксированном размере плюс 1,0% суммы дохода, превышающего 300 000 руб.).

Поэтому в случае если физическое лицо относится к одной категории, поименованной в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса (не работодатели), но осуществляет не только предпринимательскую деятельность, но и иную установленную законодательством Российской Федерации профессиональную деятельность, не являющуюся предпринимательской (например, адвоката, нотариуса, медиатора, оценщика), то такой плательщик уплачивает страховые взносы в порядке, установленном для данной категории статьей 430 Кодекса.

Таким образом, за расчетный период такой плательщик как единый субъект правоотношений независимо от постановки его на учет в налоговом органе по одному или более основаниям однократно уплачивает фиксированный платеж по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в совокупном фиксированном размере, установленном статьей 430 Кодекса (в частности, за расчетный период 2023 года в размере 45 842 руб.), независимо от количества видов осуществляемой деятельности и доплачивает на свое пенсионное страхование 1,0% с суммы совокупного дохода от всех видов осуществляемой деятельности, превышающей 300 000 руб. за расчетный период (но до определенной предельной величины, установленной подпунктом 2 пункта 1.2 статьи 430 Кодекса).

Вместе с тем в соответствии с частью 7 статьи 18 Федерального закона N 17-ФЗ индивидуальные предприниматели, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, за период применения АУСН уплачивают:

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке:

а) в случае, если величина дохода плательщика за период применения АУСН не превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере 0 руб.;

б) в случае, если величина дохода плательщика за период применения АУСН превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере страховых взносов 0 руб. плюс 0,0% суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 руб. за период применения АУСН;

2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 0 руб.

При этом согласно пункту 2 статьи 20 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" выпадающие доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов в связи с применением размеров страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, установленных частью 7 статьи 18 Федерального закона N 17-ФЗ, компенсируются за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Объем указанной компенсации определяется как разница между суммой страховых взносов, исчисленных в размере 46% от суммы налога, подлежащей уплате плательщиками страховых взносов в соответствии с Федеральным законом N 17-ФЗ, но не более размера страховых взносов, установленного пунктом 1.2 статьи 430 Кодекса, и суммой страховых взносов, подлежащих уплате ими за период применения АУСН в соответствии с частью 7 статьи 18 Федерального закона N 17-ФЗ.

Учитывая изложенное, за расчетный период индивидуальный предприниматель, применяющий АУСН и осуществляющий одновременно иную профессиональную деятельность, установленную законодательством Российской Федерации, не являющуюся предпринимательской (адвоката, медиатора, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, патентного поверенного или иного лица, занимающегося в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), уплачивает:

- страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование в совокупном фиксированном размере 0 руб.;

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 1,0% с суммы дохода, превышающей 300 000 руб. за расчетный период, полученного от иной профессиональной деятельности, не являющейся предпринимательской (адвоката, медиатора, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, патентного поверенного или иного лица, занимающегося в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), с учетом предельной величины, установленной подпунктом 2 пункта 1.2 статьи 430 Кодекса.

 

Директор Департамента

Д.В.ВОЛКОВ

12.01.2024

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Упрощенная система налогообложения (УСН)
Все новости по этой теме »

Страховые взносы
Все новости по этой теме »

Порядок уплаты страховых взносов
Все новости по этой теме »

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

Упрощенная система налогообложения (УСН)
  • 21.04.2024  

    На основании заявления налогоплательщика о возврате излишне взысканного налога по УСН налоговым органом была возвращена часть денежных средств, в части остальной истребованной налогоплательщиком суммы налоговым органом были приняты оспариваемые решения о зачете.

    Итог: требование удовлетворено в части, поскольку была нарушена процедура бесспорного взыскания задолженности - не были направлены налогоплательщ

  • 21.04.2024  

    По результатам камеральной проверки предпринимателю предложено уточнить налоговые обязательства с учетом применения общей системы налогообложения путем представления налоговых деклараций с отражением полученных доходов, провести корректировку данных бухгалтерского и налогового учета, уменьшить исчисленный в завышенном размере налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы.

  • 31.03.2024  

    Налоговый орган доначислил единый налог, уплачиваемый в связи с применением УСН, начислил пени и штраф, сделав вывод о документальном неподтверждении налогоплательщиком расходов.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку доводы налогового органа не подтверждены, представленные налогоплательщиком в ходе камеральной налоговой проверки и в ходе рассмотрения судом дела документы надлежащим образом не были изу


Вся судебная практика по этой теме »

Страховые взносы
  • 31.03.2024  

    Орган Пенсионного фонда РФ ссылался на неисполнение страхователем в добровольном порядке требования об уплате финансовых санкций в установленный срок.

    Итог: требование удовлетворено в части нескольких эпизодов, поскольку факт нарушения срока предоставления сведений подтвержден.

  • 24.03.2024  

    Общество не представило сведения в отношении управляющего обществом - предпринимателя.

    Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку суд не выяснил основной вид деятельности предпринимателя; если договор на оказание управленческих услуг заключается с предпринимателем, но не в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности в сфере управления, сведения о которой отражены в отношении его

  • 17.03.2024  

    Фонд социального страхования сослался на предоставление страхователем сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, в результате чего необоснованно выплачено пособие по временной нетрудоспособности.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку не доказано одновременное начисление застрахованному лицу заработной платы и пособия по временной нетрудоспособности.


Вся судебная практика по этой теме »

Порядок уплаты страховых взносов
  • 27.03.2024  

    Орган Фонда пенсионного и социального страхования указывает на совершение обществом правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку пропущен срок на обращение в арбитражный суд.

  • 04.02.2024  

    Фонд пришел к выводам о преднамеренном приеме работника на работу перед наступлением страхового случая, о несоответствии профессии и должности диплому об образовании, о невозможности осуществлять физический труд.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку факт создания страхователем искусственной ситуации, направленной на неправомерную выплату страхового обеспечения, не доказан.

  • 13.12.2023  

    Налоговый орган доначислил страховые взносы, начислил пени и штраф, сделав вывод о занижении налогоплательщиком базы для исчисления страховых взносов в связи с использованием схемы ухода от налогообложения в виде подмены трудовых отношений на гражданско-правовые.

    Итог: в удовлетворении требования отказано в части признания недействительным решения, поскольку фактически налогоплательщиком создана схема, на


Вся судебная практика по этой теме »