Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11.10.2023 г. № Ф06-8874/2023 по делу № А12-34360/2022

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11.10.2023 г. № Ф06-8874/2023 по делу № А12-34360/2022

Орган Пенсионного фонда РФ ссылался на неисполнение страхователем в добровольном порядке требования об уплате финансовых санкций в установленный срок.

Итог: требование удовлетворено в части нескольких эпизодов, поскольку факт нарушения срока предоставления сведений подтвержден.

31.03.2024Российский налоговый портал 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 октября 2023 г. N Ф06-8874/2023

 

Дело N А12-34360/2022

 

Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2023 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,

судей Закировой И.Ш., Хабибуллина Л.Ф

при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видео-конференц-связи помощником судьи Гарифуллиной Л.Р. (протоколирование ведется с использованием системы видео-конференц-связи)

при участии в судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Волгоградской области представителей:

Государственного учреждения - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области - Ветлугиной А.В., доверенность от 27.06.2023,

Федерального казенного учреждения "Колония-поселение N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области" - Трушиной Ю.Б., доверенность от 15.09.2023,

рассмотрел в открытом судебном заседании путем использования системы видео-конференц-связи кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Колония-поселение N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области",

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30.03.2023 постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2023

по делу N А12-34360/2022

по заявлению Государственного учреждения - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области (ОГРН 1023403847235, ИНН 3445926514, 400001, г. Волгоград, ул. Рабоче-Крестьянская, д. 16) к Федеральному казенному учреждению "Колония-поселение N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области" (ОГРН 1023404292559, ИНН 3447017987, 400057, г. Волгоград, ул. Промысловая, д. 24) о взыскании финансовых санкций,

 

установил:

 

Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области (далее - заявитель, ОПФР по Волгоградской области, пенсионный фонд, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области" (далее - ФКУ ИК-3 УФСИН России по Волгоградской области, учреждение, страхователь) о взыскании финансовых санкций в размере 7000 рублей.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 30.03.2023, в порядке процессуального правопреемства произведена замена истца - Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области (ОГРН 1023403847235, ИНН 3445926514) на его правопреемника - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области (ОГРН 1023403847235, ИНН 3445926514), требования пенсионного фонда удовлетворены частично. С ФКУ ИК-3 УФСИН России по Волгоградской области в пользу ОПФР по Волгоградской области взысканы финансовые санкции в размере 1000 рублей. В удовлетворении остальной части требований отказано.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2023 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30.03.2022 по делу N А12-29025/2022 оставлено без изменения.

ФКУ ИК-3 УФСИН России по Волгоградской области не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляции отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области представило письменный отзыв на кассационную жалобу, в котором просит решение суда и постановление апелляции оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии со статьей 153.1 АПК РФ судебное заседание проведено с использованием систем видео-конференц-связи, организованной Арбитражным судом Волгоградской области.

Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Согласно материалам дела, пенсионным органом установлено, что ФКУ КП-3 УФСИН России по Волгоградской области были несвоевременно представлены формы отчетности СЗВ-М по типу "дополняющая" за периоды февраль 2021, июль 2021, февраль 2020, апрель 2020, май 2022, апрель 2022, январь 2022, декабрь 2021, ноябрь 2021.

По фактам нарушений законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования были составлены соответствующие акты о выявлении правонарушений и вынесены решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушений в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и направлены требования об уплате финансовых санкций с установлением сроков для добровольной уплаты сумм финансовой санкции.

Кроме того, ФКУ КП-3 УФСИН России по Волгоградской области не предоставлены документы по уведомлению в результате выявленных неточностей в отчетах СЗВ-М по типу "исходная" за ноябрь 2021 и март 2022 года.

Пенсионным органом установлено, что страхователь обязан был представить отчет по форме СЗВ-М "исходная" за ноябрь 2021 не позднее 15 декабря 2021 года.

Указанные сведения представлены ФКУ КП-3 УФСИН России по Волгоградской области 14.12.2021, т.е. в установленные законодательством сроки.

В результате проведения проверки сведений о застрахованных лицах (форма СЗВ-М), выявлены ошибки.

Уведомление (протокол) об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у ПФ РФ было направлено страхователю 19.07.2022.

Срок представления дополняющей формы по уведомлению 26.07.2022. Однако, страхователь представил корректные сведения на 1 застрахованное лицо только 18.08.2022.

По фактам нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования составлен акт от 05.09.2022 N 044S18220017960, вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 07.10.2022 N 044S19220020715.

Страхователю было направлено требование об уплате финансовых санкций от 02.11.2022 N 044S01220018756 на сумму 500 рублей. Срок для добровольной уплаты по требованию до - 25.11.2022.

Кроме того, страхователь обязан был представить отчет по форме СЗВ-М "исходная" за март 2022 не позднее 15.04.2022.

Указанные сведения представлены 13.04.2022, т.е. в установленные законодательством сроки.

В результате проведения проверки сведений о застрахованных лицах (форма СЗВ-М), выявлены ошибки.

Уведомление (протокол) об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у ПФ РФ было направлено страхователю 09.06.2022.

Срок представления дополняющей формы по уведомлению - 17.06.2022. Однако, страхователь представил корректные сведения на 1 застрахованное лицо только 11.07.2022.

По фактам нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования составлен акт от 16.08.2022 N 044S18220017517, вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 19.09.2022 N 044S19220020221.

Страхователю было направлено требование об уплате финансовых санкций от 13.10.2022 N 044S01220018230 на сумму 500 рублей. Срок для добровольной уплаты по требованию до - 04.11.2022.

Указанные требования страхователем в добровольном порядке в установленный срок не исполнены.

В связи с неуплатой страхователем финансовой санкции в добровольном порядке ОПФР по Волгоградской области обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования частично, суды пришли к верным выводам, что оснований для привлечения ФКУ КП-3 УФСИН России по Волгоградской области к ответственности за нарушение срока предоставления отчетов с типом "дополняющая" за периоды февраль 2021, июль 2021, февраль 2020, апрель 2020, май 2022, апрель 2022, январь 2022, декабрь 2021, ноябрь 2021 у пенсионного органа не имелось.

ФКУ КП-3 УФСИН России по Волгоградской области самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения пенсионным фондом, реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к нему финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ).

Вместе с тем, суды установили нарушение учреждением установленного законом срока представления уточняющих сведений по уведомлению в результате выявленных неточностей в отчетах СЗВ-М по типу "исходная" за ноябрь 2021 и март 2022 года и взыскали финансовые санкции в размере 1000 руб.

В порядке кассационного производства, обжалуется только часть судебных актов, суд кассационной инстанции не вправе выходить за рамки кассационных жалоб, и проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции и постановления апелляционной инстанции только в обжалуемой части.

В силу статьи 15 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) ФКУ ИК-3 УФСИН России по Волгоградской области является страхователем и обязано предоставлять сведения о каждом застрахованном лице.

В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Согласно статье 16 Федерального закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных данным Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.

Данным законом установлены правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ).

Из материалов дела видно, что страхователь предоставил отчет по форме СЗВ-М за ноябрь 2021 год с типом "исходная", на 268 застрахованное лицо 14.12.2021, то есть в установленные законодателем сроки.

Проверкой выявлено нарушение законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в отношении 14 застрахованных лиц.

В соответствии с пунктом 5 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда РФ, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Судами установлено, что уведомление (протокол) об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у ПФ РФ было направлено страхователю - 19.07.2022, срок представления дополняющей формы по уведомлению - 26.07.2022, однако, страхователь представил корректные сведения на 1 застрахованное лицо только 18.08.2022, тем самым нарушил срок представления отчетности.

Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, образует нарушение срока представления сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации либо представление неполных (недостоверных) сведений.

Как установлено судами и подтверждается материалами дела, сведения о застрахованных лицах, подлежащие представлению в вышеуказанные сроки, представлены с нарушением срока их представления.

Состав указанного правонарушения заключается как в непредставлении в установленные сроки сведений, так и неполном и (или) недостоверном предоставлении сведений к страхователям необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Кроме того, судом установлено что, страхователь предоставил отчет по форме СЗВ-М за март 2022 года с типом "исходная" в отношении 212 застрахованных лиц - 13.04.2022, то есть в установленные законодателем сроки.

Проверкой выявлено нарушение законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в отношении 1 застрахованного лица.

Уведомление (протокол) об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у ПФ РФ было направлено страхователю 09.06.2022, срок представления дополняющей формы по уведомлению - 17.06.2022, однако, страхователь представил корректные сведения на 1 застрахованное лицо только 11.07.2022, тем самым нарушил срок представления отчетности

За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 и 2.1 статьи 11 настоящего Федерального закона (за исключением сведений, предусмотренных подпунктом 4 указанного пункта), к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (абзац третий статьи 17 Закона N 27-ФЗ).

Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верным выводам о нарушении учреждением установленного законом срока представления в орган пенсионного фонда уточняющих сведений по форме СЗВ-М (исходная) за ноябрь 2021 года, а также нарушение порядка предоставления сведений в форме электронных документов, предусмотренных подпунктом 3 пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ, по форме СЗВ-М за апрель 2021 года.

Кассационная инстанция считает, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.

Установленные судами обстоятельства дела в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обществом в кассационной жалобе не опровергнуты, в том числе ссылками на конкретные документы, имеющиеся в материалах дела.

Доводы кассационной жалобы свидетельствуют о несогласии с оценкой доказательств и установленными по делу фактическими обстоятельствами, по существу они сводятся к переоценке выводов судов, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается в суде кассационной инстанции.

Иное толкование заявителем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

 

постановил:

 

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30.03.2023 постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2023 по делу N А12-34360/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председательствующий судья

Р.Р.МУХАМЕТШИН

 

Судьи

И.Ш.ЗАКИРОВА

Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

Страховые взносы
  • 24.03.2024  

    Общество не представило сведения в отношении управляющего обществом - предпринимателя.

    Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку суд не выяснил основной вид деятельности предпринимателя; если договор на оказание управленческих услуг заключается с предпринимателем, но не в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности в сфере управления, сведения о которой отражены в отношении его

  • 17.03.2024  

    Фонд социального страхования сослался на предоставление страхователем сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, в результате чего необоснованно выплачено пособие по временной нетрудоспособности.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку не доказано одновременное начисление застрахованному лицу заработной платы и пособия по временной нетрудоспособности.

  • 25.02.2024  

    Оспариваемым решением обществу доначислены налог на прибыль, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование, соответствующие пени и штрафы, а также обществу предложено удержать и перечислить в бюджет НДФЛ в связи с невключением в налогооблагаемую базу по НДФЛ и по страховым взносам не возвращенных работником общества подотчетных сумм.


Вся судебная практика по этой теме »

Ответственность за непредоставление сведений о персонифицированном учете
  • 21.04.2024  

    Орган Пенсионного фонда РФ ссылается на непредставление обществом в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

    Итог: требование удовлетворено частично, так как установлен факт непредставления обществом в установленный срок сведений о застрахованных лицах, при этом не доказано нарушение обществом с

  • 27.03.2024  

    Орган Фонда пенсионного и социального страхования указывает на совершение обществом правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку пропущен срок на обращение в арбитражный суд.

  • 20.03.2024  

    Фонд пенсионного и социального страхования указывал на неисполнение обществом требований об оплате в добровольном порядке штрафа, начисленного в соответствии со ст. 17 ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования".

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что общество самостоятельно выяв


Вся судебная практика по этой теме »