Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 13.11.2023 г. № Ф10-5440/2023 по делу № А36-5183/2022

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 13.11.2023 г. № Ф10-5440/2023 по делу № А36-5183/2022

Орган ФСС РФ ссылается на то, что в результате действий общества пособие по временной нетрудоспособности на основании листков нетрудоспособности было выплачено в большем размере.

Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказательств неправомерных действий общества по представлению недостоверной информации, необходимой для выплаты пособия застрахованному лицу, неверного заполнения реестров на выплату пособия органом ФСС РФ не представлено, что свидетельствует об отсутствии причинно-следственной связи между действиями общества как страхователя и возникшими убытками вследствие излишней выплаты пособия по временной нетрудоспособности застрахованному лицу.

27.03.2024Российский налоговый портал 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 ноября 2023 г. по делу N А36-5183/2022

 

Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2023 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 13 ноября 2023 года.

Арбитражный суд Центрального округа в составе:

председательствующего судьи Бессоновой Е.В.,

судей Леоновой Л.В., Стрегелевой Г.А.,

при ведении протокола

судебного заседания помощником судьи Дорониной Л.А.

при участии представителей:

от Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области - Сундеевой И.М. по доверенности от 09.01.2023, диплом;

от акционерного общества Завод стройматериалов "Елецкий" - не явились, извещены надлежаще,

рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Липецкой области, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 18 апреля 2023 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 июля 2023 года по делу N А36-5183/2022,

 

установил:

 

Государственное учреждение - Липецкое региональное отделение Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с исковым заявлением к акционерному обществу Завод стройматериалов "Елецкий" (далее - АО ЗСМ "Елецкий", общество) о взыскании 10 034 руб. 76 коп. убытков.

Определением суда от 17.01.2023 произведена замена Государственного учреждения - Липецкого регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на его процессуального правопреемника - Государственное учреждение - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области (далее - Фонд).

Решением Арбитражного суда Липецкой области от 18.04.2023, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2023, в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с решением и постановлением, Фонд обратился в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. В обоснование кассационной жалобы ее заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела; считает, что именно страхователь (работодатель) несет ответственность за достоверность сведений, влияющих на право получения пособий застрахованными лицами; Фондом представлено достаточно доказательств, подтверждающих факт причинения обществом вреда в результате представления недостоверных сведений и наличия причинно-следственной связи между поведением причинителя вреда и наступившим вредом.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит решение и постановление оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, настаивая на законности и обоснованности состоявшихся судебных актов.

В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Липецкой области, представитель Фонда поддержал доводы кассационной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в суд округа не обеспечили; от Фонда поступило письменное ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.

Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 АПК РФ.

Как следует из материалов дела и установлено судами, 03.12.2020 ФГБУ "НМИЦ ГБ им. Гельмгольца" Минздрава России выдало работнику ответчика (АО ЗСМ "Елецкий") Алексееву В.А. электронный листок нетрудоспособности N 999042810567, в котором в качестве причины нетрудоспособности указан код 03 "карантин", период нетрудоспособности с 03.12.2020 по 16.12.2020.

07.12.2020 общество направило Фонду сведения, необходимые для определения размера пособия по временной нетрудоспособности по листку нетрудоспособности N 999042810567.

17.12.2020 ФГБУ "НМИЦ ГБ им.Гельмгольца" Минздрава России выдало Алексееву В.А. электронный листок нетрудоспособности N 999043181795, в котором в качестве причины нетрудоспособности указан код 03 "карантин", период нетрудоспособности с 17.12.2020 по 30.12.2020.

17.12.2020 общество направило в Фонд сведения, необходимые для определения размера пособия по временной нетрудоспособности по листку нетрудоспособности N 999043181795.

На основании листков нетрудоспособности N 999042810567, 999043181795 общество платежными поручениями от 10.12.2020 N 135649 и от 25.12.2020 N 188305 произвело Алексееву В.А. выплату пособия по временной нетрудоспособности за период с 03.12.2020 г. по 30.12.2020 в общем размере 20 069 руб. 52 коп.

В то же время 15.12.2020 ГУЗ "Елецкая городская больница N 2" выдало Алексееву В.А. электронный листок нетрудоспособности N 910049687033, в котором в качестве причины нетрудоспособности указан код 01 "заболевание", период нетрудоспособности с 15.12.2020 по 28.12.2020.

30.12.2020 общество направило в Фонд сведения, необходимые для определения размера пособия по временной нетрудоспособности по листку нетрудоспособности N 910049687033 за период с 18.12.2020 по 28.12.2020.

Поскольку за период с 18.12.2020 по 28.12.2020 пособие по временной нетрудоспособности уже было выплачено на основании листка нетрудоспособности N 999043181795, общество направило в Фонд извещение о том, что в системе найдены дублирующие периоды и по листку нетрудоспособности N 910049687033 пособие не подлежит выплате.

29.01.2021 общество представило в Фонд реестры сведений для оплаты пособия по временной нетрудоспособности на основании листков нетрудоспособности N 999042810567 и N 999043181795 с атрибутом "перерасчет в случае ошибки работодателя". В данных реестрах по листку нетрудоспособности N 999042810567 был указан период нетрудоспособности с 03.12.2020 по 14.12.2020, а по листку нетрудоспособности N 999043181795 - с 29.12.2020 по 30.12.2020.

Получив реестры от 29.01.2021, Фонд скорректировал размер пособия по листкам нетрудоспособности N 999042810567 и N 999043181795, а также произвел выплату Алексееву В.А. пособия по временной нетрудоспособности за период с 18.12.2020 по 28.12.2020 на основании листка нетрудоспособности N 910049687033 в общем размере 7 884 руб. 24 коп., что подтверждается платежным поручением от 08.02.2021 N 273092.

Учитывая, что в результате действий ответчика пособие по временной нетрудоспособности на основании листков нетрудоспособности N 999042810567 и N 999043181795 выплачено Алексееву В.А. в общем размере 20 069 руб. 52 коп., в то время как согласно представленным 29.01.2021 г. реестрам должно быть выплачено в общем размере 10 034 руб. 76 коп., истец направил ответчику претензию с требованием возместить убытки в размере 10 034 руб. 76 коп.

Поскольку в добровольном порядке убытки не были возмещены, Фонд обратился в арбитражный суд с соответствующим требованием.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, оценив представленные истцом и ответчиком доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, руководствуясь положениями Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ), Положения, утвержденного постановлением N 294, установил, что доказательств неправомерных действий АО ЗСМ "Елецкий" по предоставлению недостоверной информации, необходимой для выплаты пособия застрахованному лицу, неверного заполнения реестров на выплату пособия Фондом не представлено, что свидетельствует об отсутствии причинно-следственной связи между действиями страхователя и возникшими убытками вследствие излишней выплаты Фондом пособия по временной нетрудоспособности застрахованному лицу.

Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело по правилам статьи 268 АПК РФ, пришел к выводу, что Фондом не представлено достоверных и допустимых доказательств, подтверждающих факт причинения вреда Фонду, противоправности поведения страхователя, как причинителя вреда и его вины, согласился с решением суда первой инстанции.

Суд округа, проверив выводы судов, находит их законными и обоснованными.

Статьей 2.2 Федерального закона N 255-ФЗ определено, что обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется страховщиком, которым является Фонд социального страхования Российской Федерации. Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.

В случаях, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 255-ФЗ, пособие по временной нетрудоспособности за первые 3 дня временной нетрудоспособности назначается и выплачивается страхователем за счет собственных средств, а за остальной период, начиная с 4 дня временной нетрудоспособности, - территориальным органом Фонда за счет средств бюджета Фонда (пункт 6 Положения).

В остальных случаях (уход за больным членом семьи, карантин, протезирование, долечивание в санаторно-курортных учреждениях, несчастный случай на производстве и профзаболевание) пособие выплачивают с первого дня за счет средств Фонда (пункт 3 статьи 3 Федерального закона N 255-ФЗ).

Судами установлено, подтверждено материалами дела, что у застрахованного лица последовательно наступило несколько страховых случая, при этом работник общества заболел, находясь на карантине.

Так, из содержания листков нетрудоспособности N 999042810567, N 999043181795 и N 910049687033 следует, что с учетом наложения периодов нетрудоспособности, Алексеев В.А. имел право на получение пособия по нетрудоспособности за счет средств Фонда за период с 03.12.2020 по 30.12.2020. Истец размер пособия за данный период определил в общем размере 23 067 руб. 52 коп. (за вычетом 13% НДФЛ - 20 069 руб. 52 коп.).

Однако фактически платежными поручениями N 135649 от 10.12.2020, N 188305 от 25.12.2020 и N 273092 от 08.02.2021 Алексееву В.А. за спорный период выплачено пособие по временной нетрудоспособности в общем размере 27 953 руб. 76 коп. (размер переплаты составил 7 884 руб. 24 коп.).

Указанная переплата образовалась за счет того, что пособие по временной нетрудоспособности за период с 18.12.2020 по 28.12.2020 было выплачено дважды: платежным поручением N 188305 от 25.12.2020 на основании листка нетрудоспособности N 999043181795 и платежным поручением N 273092 от 08.02.2021 на основании листка нетрудоспособности N 910049687033.

Особенности назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности (за исключением пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) в 2012-2020 годах территориальными органами Фонда социального страхования РФ установлены соответствующим Положением, утвержденным постановлением Правительства от 21.04.2011 N 294.

Отличие данного порядка заключается в выплате пособий застрахованным лицам не работодателями, а непосредственно территориальным органом Фонда на основании документов и сведений, представляемых страхователями, напрямую из средств Фонда путем перечисления суммы пособия на банковский счет, указанный в заявлении, или через организацию федеральной почтовой связи, иную организацию по заявлению застрахованного лица (его уполномоченного представителя).

Обязанностью страхователя в соответствии с пунктом 3 Положения является предоставление в территориальный орган ФСС не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов, указанных в пункте 2 Положения, поступивших к нему заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, а также описи представленных заявлений и документов, составленной по форме, утверждаемой ФСС России.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2017 г. N 1567 утверждены Правила информационного взаимодействия страховщика, страхователей, медицинских организаций и федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа (далее - Правила).

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что формирование листка нетрудоспособности в форме электронного документа осуществляется с письменного согласия застрахованного лица в случае, если медицинская организация и страхователь являются участниками информационного взаимодействия.

Сведения о периоде нетрудоспособности представляются медицинской организацией, а не страхователем (последний не наделен правом контроля правильности оформления и соблюдения порядка выдачи листков нетрудоспособности медицинскими организациями).

Материалами дела подтверждается, что спорные листки нетрудоспособности были сформированы медицинскими организациями в электронном виде с указанием периода нетрудоспособности. Ответчик направлял электронные реестры сведений истцу по мере поступления к нему листков нетрудоспособности с учетом информации, содержащейся в листках нетрудоспособности.

На дату платежа 08.02.2021 истец обладал информацией о том, что пособие по временной нетрудоспособности за период с 18.12.2020 по 28.12.2020 уже выплачено платежным поручением N 188305 от 25.12.2020 на основании листка нетрудоспособности N 999043181795 и тем не менее принял решение о повторной выплате.

В целях назначения и выплаты застрахованному лицу пособия по страхованию страхователем были направлены 17.12.2020, 30.12.2020, 29.01.2021 электронные реестры сведений и корректирующих сведений, при этом соответствующие графы реестров о периоде временной нетрудоспособности заполнялись в соответствии с ЭБЛ, выданными соответствующими лечебными учреждениями.

Частью 1 статьей 15.1 Закона N 255-ФЗ предусмотрена ответственность физических и юридических лиц за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

При этом в случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ).

Исходя из правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2015 N 304-КГ15-5176, указанные расходы по смыслу части 2 статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ представляют собой убытки, понесенные территориальным органом ФСС России.

В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы.

Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу положений части 1 статьи 65 АПК РФ бремя доказывания того обстоятельства, возложено на Фонд. Между тем, таких доказательств, как правильно указали суды, Фондом не представлено.

При обстоятельствах настоящего дела, суды не установили факта предоставления страхователем недостоверных сведений либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера.

Кроме того, верно отмечено, что в соответствии с положениями статьи 4.2 Федерального закона N 255-ФЗ страховщик обязан осуществлять контроль за соблюдением страхователями законодательства об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством при назначении, исчислении и выплате страхового обеспечения застрахованным лицам, в связи с чем, производя выплату по листку временной нетрудоспособности N 910049687033, Фонд имел возможность проверить это самостоятельно и соотнести данные выплаты с выплатами по листкам нетрудоспособности N 999042810567, 999043181795, поскольку уже располагал соответствующими сведениями.

При таких обстоятельствах, суды обоснованно отказали в удовлетворении искового требования.

Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку исследованных судом первой и апелляционной инстанции доказательств, не опровергают выводы судов, были предметом рассмотрения и им дана надлежащая правовая оценка.

Оснований для переоценки выводов судов, исходя из установленных фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права, в том числе влекущие безусловную отмену судебных актов, не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 

постановил:

 

Решение Арбитражного суда Липецкой области от 18 апреля 2023 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 июля 2023 года по делу N А36-5183/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председательствующий судья

Е.В.БЕССОНОВА

 

Судьи

Л.В.ЛЕОНОВА

Г.А.СТРЕГЕЛЕВА

 

 

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок