Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

05.02.2024

Письмо Минфина России от 22.12.2023 г. № 03-07-07/124860

Вопрос: Физлицо является индивидуальным предпринимателем - главой крестьянско-фермерского хозяйства, с 2014 г. по 2022 г. применяло специальный налоговый режим "единый сельскохозяйственный налог" (ЕСХН) и пользовалось правом освобождения от налога на добавленную стоимость (НДС) по ст. 145 НК РФ. С 01.01.2023 ИП в добровольном порядке отказался от применения ЕСХН и в течение 2023 г. находится на общей системе налогообложения, в связи с чем уплачивает налог на доходы физических лиц и налог на добавленную стоимость. С 01.01.2024 планирует воспользоваться правом и вернуться обратно на ЕСХН. В данной ситуации с 01.01.2024, применяя специальный налоговый режим ЕСХН, будет ли он признаваться также плательщиком НДС с обязанностью исчислять и уплачивать налог в порядке, установленном гл. 21 НК РФ? Сможет ли воспользоваться правом освобождения от уплаты НДС на основании ст. 145 НК РФ? Следует ли подавать заявление об освобождении от уплаты НДС на основании ст. 145 НК РФ с 01.01.2024 и в какие сроки?

02.02.2024

Письмо Минфина России от 19.12.2023 г. № 03-07-11/122813

Вопрос: ООО находится на общей системе налогообложения.

С 01.01.2024 ООО планирует перейти на новый режим налогообложения - УСН.

У ООО имеются в собственности основные средства, товары и ТМЦ, по которым ранее был предъявлен НДС к вычету и которые остаются на момент перехода на УСН, то есть на 31.12.2023.

Согласно Письмам от 29.12.2022 N 03-07-10/129564 и от 07.06.2022 N 03-07-10/53605 Минфин России указал, что в случае если на дату перехода налогоплательщика с общей системы налогообложения на упрощенную систему налогообложения им эксплуатируются объекты недвижимости (объекты основных средств), с момента ввода которых в эксплуатацию у такого налогоплательщика прошло более десяти лет, то в данном случае у налогоплательщика отсутствует обязанность по восстановлению сумм налога на добавленную стоимость, принятых к вычету по таким объектам недвижимости (объектам основных средств).

В то же время в Письме Минфина России от 12.01.2017 N 03-07-11/536 указано, что при переходе налогоплательщика на упрощенную систему налогообложения суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету налогоплательщиком по объектам основных средств, подлежат восстановлению в налоговом периоде, предшествующем переходу на упрощенную систему налогообложения. Что касается положений ст. 171.1 Налогового кодекса РФ, упоминаемой в письме, то данные положения распространяются на лиц, являющихся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.

С учетом изложенного возникают следующие вопросы относительно восстановления НДС, связанные с переходом ООО с общей системы налогообложения на УСН:

подлежит ли восстановлению НДС по новым товарам и ТМЦ, а также по товарам и ТМЦ, бывшим в употреблении, которые остаются на момент перехода на УСН, то есть на 31.12.2023;

как определяется НДС по основным средствам (которые остаются на момент перехода на УСН, то есть на 31.12.2023) - в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости, без учета переоценки или с учетом переоценки;

необходимо ли восстанавливать НДС по основным средствам (которые остаются на момент перехода на УСН, то есть на 31.12.2023) вне зависимости от даты приобретения (если он ранее был предъявлен к вычету), или НДС не подлежит восстановлению, если срок эксплуатации объектов более 10 или 15 лет?

Письмо Минфина России от 19.12.2023 г. № 03-07-11/123362

Вопрос: Каков порядок применения п. 3 ст. 171.1 НК РФ в случае перехода на упрощенную систему налогообложения организацией, образованной путем выделения из ранее созданной организации?

ООО 1 образовано 21.08.2013 путем выделения из ООО 2. По разделительному балансу ООО 1 приняло на свой баланс имущество и обязательства, ранее принадлежавшие ООО 2, в том числе построенное для собственных нужд здание, принятое к учету 02.04.2007.

Организация-правопредшественник (ООО 2) применяла общую систему налогообложения. НДС по затратам, связанным со строительством здания, был принят к вычету.

В соответствии с нормативными актами (Приказ Минфина России от 20.05.2003 N 44н, Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ) принятие к учету основных средств правопреемником (ООО 1) произведено на основе утвержденного передаточного акта (разделительного баланса) путем проведения бухгалтерской операции с заполнением инвентарной карточки учета объекта основных средств. На балансе правопреемника соответствующим образом отражены как первоначальная стоимость объекта недвижимости, так и сумма амортизационных отчислений, начисленных с момента ввода объекта недвижимости в эксплуатацию (принятия к учету правопредшественником). В течение всего времени здание использовалось в деятельности, облагаемой НДС.

Правильно ли понимание, что 15-летний период в соответствии с п. 3 ст. 171.1 НК РФ необходимо отсчитывать с момента ввода объекта недвижимости в эксплуатацию и постановки на учет у правопредшественника (в данном случае - 02.04.2007)?

Возникает ли у правопреемника (ООО 1) обязанность по восстановлению сумм налога на добавленную стоимость по объекту недвижимости, принятых к вычету правопредшественником (ООО 2), в случае перехода на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2023?

01.02.2024

Письмо Минфина России от 13.12.2023 г. N 03-07-07/120390

Вопрос: О периоде применения освобождения от НДС услуг по обращению с ТКО, оказываемых региональными операторами.

31.01.2024

Письмо Минфина России от 04.12.2023 г. № 03-07-07/116594

Вопрос: На основании пп. 2 п. 1 ст. 21 и п. 1 ст. 34.2 НК РФ (далее - НК РФ) требуются разъяснения о порядке применения производственной организацией освобождения от НДС (далее - НДС) реализации сторонней организации медицинских услуг по предрейсовым и послерейсовым медосмотрам. Медосмотры производятся в рамках уставной деятельности на основании лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Согласно пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ медицинские услуги, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг, оказываемые медицинскими организациями, освобождены от обложения НДС. При этом в целях применения НДС к медицинским услугам относятся в том числе услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по Перечню, утверждаемому Правительством РФ. Данный Перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 20.02.2001 N 132.

В указанном Перечне поименованы услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в рамках амбулаторно-поликлинической (в том числе доврачебной) медицинской помощи, включая проведение медицинской экспертизы (п. 1 Перечня).

В соответствии с п. 6 ст. 149 НК РФ операции, перечисленные в данной статье, освобождаются от обложения НДС при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на ведение деятельности, лицензируемой на основании законодательства РФ.

В соответствии с п. 11 ст. 2 гл. 1 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) медицинской организацией является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством РФ.

Кроме того, положения Закона N 323-ФЗ, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности (п. 11 ст. 2 гл. 1 Закона N 323-ФЗ).

Исходя из вышеизложенного и с учетом позиции ФНС России, согласованной с Минфином России (Письмо от 26.05.2017 N СД-4-3/9948@), правильно ли мы понимаем, что платные медицинские услуги по предрейсовым и послерейсовым медосмотрам, оказываемые производственной организацией в рамках уставной деятельности, освобождаются от обложения НДС при наличии лицензии, выданной в установленном порядке?

16.01.2024

Письмо Минфина России от 30.11.2023 г. № 03-07-08/115287

Вопрос: Основным видом деятельности ООО является разработка компьютерного программного обеспечения, ОКВЭД 62.01. Организация собственными силами разрабатывает программное обеспечение (далее ПО).

В 2023 г. организация разработала ПО и заключила договор со сторонней организацией на передачу прав использования ПО в предусмотренных лицензионным договором пределах на условиях простой (неисключительной) лицензии. Исключительные права на ПО принадлежат ООО и по условиям лицензионного договора не передаются. За передачу неисключительных прав на ПО договором предусмотрено единовременное вознаграждение, которое выплачивается в течение 180 дней с даты подписания акта приема-передачи лицензии на основании счета. Лицензионное вознаграждение облагается НДС по ставке 20%, так как ПО не включено в единый реестр российских программ. По условиям лицензионного договора права передаются сроком до 30.05.2028.

Как организация должна учесть доход в виде лицензионного вознаграждения: единовременно в полной сумме вознаграждения на дату акта приема-передачи или распределить равномерно на весь срок действия переданных прав по условиям договора?

В какой момент организация должна начислить НДС и выставить счет-фактуру покупателю: в полной сумме вознаграждения на дату акта приема-передачи или равными суммами ежемесячно/ежеквартально в течение срока действия неисключительных прав, переданных по лицензионному договору?

Если организация должна учитывать доход в виде лицензионного вознаграждения равномерно в течение срока действия неисключительных прав, может ли она вести учет дохода с помощью счета 98 "Доходы будущих периодов"?

10.01.2024

Письмо Минфина России от 08.12.2023 г. № 03-07-11/118526

Вопрос: Об определении налоговой базы по НДС при реализации подакцизных товаров.

28.12.2023

Письмо ФНС России от 25.12.2023 г. № СД-4-3/16252@

Вопрос: Об НДС при передаче банку арестованного имущества иностранной организации, находящегося в РФ.

22.12.2023

Письмо Минфина России от 28.11.2023 г. № 03-07-05/114043

Вопрос: У АО возникли вопросы по порядку налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) операции по уступке права требования по возмещению ущерба, причиненного преступлением по уголовному делу <1>, в отсутствие решения суда, вступившего в законную силу.

--------------------------------

<1> Мошенничество в сфере кредитования.

 

Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ реализация имущественных прав облагается НДС. Особенности определения налоговой базы при реализации прав требований по возмещению ущерба, не признанного должниками, в отсутствие решения суда, вступившего в законную силу, гл. 21 НК РФ не установлены.

Согласно п. 1 ст. 153 НК РФ при передаче имущественных прав налоговая база по НДС определяется с учетом особенностей, установленных ст. 155 НК РФ. Поскольку уступаемое право требования по возмещению ущерба не следует из договора реализации товаров (работ, услуг), положения ст. 155 НК РФ не применяются.

В соответствии с пп. 26 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению НДС операции по уступке (переуступке, приобретению) прав (требований) кредитора по обязательствам, вытекающим из кредитных договоров. В связи с разъяснением ФНС России, представленным в Письме от 29.12.2017 N СД-4-3/27021@, под действие данной нормы подпадает в том числе уступка (переуступка) денежного требования похищенных заемщиком денежных средств, возникшего в результате признания судом недействительным кредитного договора, по которому этому заемщику предоставлялись денежные средства.

Применима ли норма пп. 26 п. 3 ст. 149 НК РФ к уступке права требования по возмещению ущерба, причиненного преступлением по уголовному делу, связанному с хищением кредитных денежных средств, в том числе при отсутствии решения суда, вступившего в законную силу?

21.12.2023

Письмо Минфина России от 30.10.2023 г. № 03-07-11/103545

Вопрос: Нужно ли восстанавливать НДС по основным средствам с остаточной стоимостью при переходе с ОСН на УСН? Организация образовалась путем выделения из АО в 2021 г., которое передало основные средства по акту передачи без указания НДС. Само предприятие АО было образовано в 2010 г. путем разделения одного единого предприятия ОАО. Данные основные средства, а именно часть здания завода, были им также переданы по акту передачи без указания НДС.

Верно ли, что организация не должна восстанавливать НДС, так как не подавалось на возмещение НДС по этим основным средствам и АО не возмещало НДС и на момент передачи организации владело ими более 10 лет?

Письмо Минфина России от 01.11.2023 г. № 03-07-07/104131

Вопрос: В соответствии с пп. 36 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ реализация услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), оказываемых региональными операторами по обращению с ТКО (далее - региональный оператор), не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) в виде налога на добавленную стоимость.

В целях применения данной налоговой льготы к услугам по обращению с ТКО относятся услуги, в отношении которых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора без учета НДС.

Указанная норма подлежит применению налогоплательщиком в течение пяти последовательных лет начиная с года, в котором введен в действие предельный единый тариф на услуги регионального оператора без учета налога, вне зависимости от последующего установления органом регулирования тарифов предельного единого тарифа на эти услуги с учетом НДС в течение указанного срока. При этом п. 3 ст. 2 Федерального закона от 26.07.2019 N 211-ФЗ установлено, что вышеуказанное освобождение от НДС применяется в отношении операций по реализации услуг по обращению с ТКО, оказываемых региональными операторами, по предельным единым тарифам, вводимым в действие с 1 января 2020 г.

На территории области одним из региональных операторов, осуществляющих деятельность в области обращения с твердыми коммунальными отходами, является ООО, для которого с 01.12.2019 устанавливаются предельные единые тарифы.

До настоящего времени в отношении ООО льготное налогообложение не применялось, тарифы устанавливаются в конструкции "без НДС / с учетом НДС".

В целях тарифного регулирования на 2024 г. и последующие годы могут ли быть освобождены операции по реализации услуг по обращению с ТКО, оказываемых ООО в 2024 г., от обложения НДС на основании пп. 36 п. 2 ст. 149 НК РФ в случае утверждения органом регулирования тарифов предельного единого тарифа на услуги регионального оператора ООО с 01.01.2024 без учета НДС?

Письмо Минфина России от 09.11.2023 г. № 03-03-06/1/106649

Вопрос: Об НДС, налоге на прибыль и земельном налоге при передаче долей в праве общей собственности на земельные участки и иное общее имущество при реализации этих участков, в том числе коттеджных поселков.

20.12.2023

Письмо Минфина России от 01.11.2023 г. № 03-07-11/104317

Вопрос: Организация приобретает многофункциональный торговый центр для дальнейшей его эксплуатации с целью получения выручки от сдачи помещений в аренду. В соответствии со ст. 153 Налогового кодекса РФ выручка от сдачи помещений в аренду облагается НДС.

В соответствии со ст. ст. 171 и 172 НК РФ организация имеет право уменьшить сумму НДС, исчисленную к уплате, на сумму вычетов, предъявленных налогоплательщику (организации) при приобретении товаров (работ, услуг), после постановки товаров (работ, услуг) на учет и на основании счета-фактуры от поставщика в течение трех лет.

Вычет НДС по счету-фактуре от поставщика многократно превысит НДС к уплате за соответствующий налоговый период от арендных платежей.

Согласно правовой позиции судов, изложенной, в частности, в Постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.06.2020 N Ф08-2005/2020 по делу N А25-171/2019, Арбитражного суда Центрального округа от 12.12.2019 N Ф10-5630/2019 по делу N А68-11589/2018, предъявление к вычету НДС по одному счету-фактуре, полученному при приобретении основных средств, частями в разные налоговые периоды в пределах трех лет допустимо, поскольку не приводит к недоплате налога на добавленную стоимость в бюджет.

Статья 172 НК РФ, определяющая порядок применения налоговых вычетов, не исключает относительно правила, установленного в п. 2 ст. 173 НК РФ, возможности применения вычета сумм НДС за пределами налогового периода, в котором основные средства оплачены и поставлены на учет. Не содержит данная норма и запрета на применение вычета частями.

Использование права на вычет НДС частями в пределах трех лет может быть расценено налоговыми органами как искажение в определении суммы налога, но при этом такое искажение повлечет излишнюю уплату налога, а следовательно, не имеет негативных последствий для казны.

В соответствии с п. п. 27, 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 при применении нормы п. 2 ст. 173 НК РФ положительная разница, образовавшаяся в результате превышения суммы налоговых вычетов над суммами налога, исчисленного по облагаемым операциям, подлежит возмещению налогоплательщику из бюджета при условии подачи им налоговой декларации до истечения установленного данным пунктом трехлетнего срока. Поскольку указанной нормой не предусмотрено иное, налоговые вычеты могут быть отражены налогоплательщиком в налоговой декларации за любой из входящих в соответствующий трехлетний срок налоговых периодов.

Возможно ли организации применять право на вычет по НДС по оприходованному основному средству (многофункциональному торговому центру) на основании одного счета-фактуры, полученного от поставщика, в течение трех лет в разные налоговые периоды частями независимо от итоговой суммы по декларации (и в случае итоговой суммы к уплате, и в случае итоговой суммы к возмещению)?

13.12.2023

Письмо Минфина России от 02.11.2023 г. № 03-03-06/1/104660

Вопрос: О налоге на прибыль и НДС при реализации двойного складского свидетельства.

08.12.2023

Письмо Минфина России от 09.08.2023 г. № 02-12-13/74630

Вопрос: О предоставлении субсидии на возмещение затрат (недополученных доходов) производителям товаров, работ, услуг; об НДС при передаче товаров, работ, услуг для собственных нужд и получении субсидий.

05.12.2023

Письмо Минфина России от 16.11.2023 г. № 03-07-11/109507

Вопрос: О принятии к вычету сумм НДС, предъявленных при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав) в период применения УСН с объектом "доходы", в случае перехода организации на ОСН.

Письмо Минфина России от 07.11.2023 г. № 03-07-11/105647

Вопрос: О восстановлении НДС по авансовым платежам, если продавец произвел отгрузку товаров (выполнение работ, оказание услуг) в одном налоговом периоде, а покупатель принял их на учет в другом.

Письмо Минфина России от 03.11.2023 г. № 03-07-11/105095

Вопрос: Об НДС и налоге при УСН при получении организацией возмещения за изъятие недвижимого имущества для государственных нужд.

01.12.2023

Письмо Минфина России от 23.10.2023 г. № 03-07-11/100562

Вопрос: Через телеканал физлицу пришло следующее сообщение: "Компенсацию НДС можно получить до 26.09.2023". Для этого надо зайти на сайт и указать номер расчетной карты. Действительно ли такой возврат производится?

30.11.2023

Письмо Минфина России от 27.09.2023 г. № 03-07-08/91793

Вопрос: Между ООО как поставщиком и министерством как покупателем был заключен договор поставки, не являющийся государственным (муниципальным) контрактом (далее - договор), согласно которому поставщик обязался до 31.12.2022 поставить покупателю товар в Запорожскую область в количестве и ассортименте, которые согласованы в спецификации (приложение N 1 к договору) (далее - спецификация, товар), а покупатель обязался принять и оплатить товар на условиях 100%-ной предоплаты.

На дату заключения договора сторонами к цене товара была применена ставка НДС 0% в соответствии с положениями абз. 2 пп. 20 п. 1 ст. 164 НК РФ, цена договора составляла 69 961 099,78 руб., в т.ч. НДС 0%.

Товар был поставлен в полном объеме согласно спецификации в период между 16.12.2022 и 30.12.2022. Покупателем была произведена частичная предварительная оплата товара 09.12.2022 в размере 63 640 800,00 руб., в т.ч. НДС 0%. Остаток в размере 6 320 299,78 руб., в т.ч. НДС 0%, не оплачен покупателем до настоящего времени.

Поскольку условие о полной оплате товара до 25.01.2023 не было выполнено, стороны посчитали, что правила о применении ставки НДС 0%, предусмотренные абз. 2 пп. 20 п. 1 ст. 164 НК РФ, к правоотношениям по договору с 26.01.2023 не применяются, вследствие чего сторонами было заключено дополнительное соглашение к договору от 31.01.2023 N 1, согласно которому цена товара была изменена (увеличена) с 69 961 099,78 руб., в т.ч. НДС 0%, до 83 953 319,74 руб., в т.ч НДС 20%, в связи с доначислением суммы НДС 20% в размере 13 992 219,96 руб.

Впоследствии между сторонами в рамках дела, рассматриваемого арбитражным судом, возник спор о правомерности изменения ставки НДС в отношении всего товара, поставленного по договору, в т.ч. оплаченного до 25.01.2023.

Является ли обоснованным изменение сторонами ставки НДС с 0% до 20% в отношении всего поставленного по договору товара, учитывая, что абз. 2 пп. 20 п. 1 ст. 164 НК РФ требует полной оплаты поставленного товара до 25.01.2023, или же ставка НДС подлежит изменению лишь в отношении товара, который не был оплачен покупателем до 25.01.2023, тогда как в отношении оплаченного до 25.01.2023 товара сохраняется ставка НДС 0%?

Перейти к странице:
Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок