Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

29.11.2023

Письмо Минфина России от 25.09.2023 г. № 03-07-11/90974

Вопрос: Каков порядок применения - в целях исчисления НДС - Постановления Правительства РФ от 29.12.2016 N 1528 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям, международным финансовым организациям и государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке" (далее - Постановление N 1528)?

Департамент налоговой политики Минфина России в Письмах от 09.09.2020 N 03-03-06/1/79206 и от 15.06.2021 N 03-03-06/1/46724 сообщал, что порядок вычетов НДС, предусмотренный п. п. 1 и 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ, применяется в отношении приобретаемых товаров (работ, услуг), в том числе оплачиваемых за счет средств, получаемых налогоплательщиком по кредитным соглашениям с банками (в рассмотренных Департаментом случаях в рамках Постановления Правительства РФ от 16.05.2020 N 696 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности").

Ввиду аналогии общего правового регулирования и механизмов обоих упомянутых выше актов Правительства РФ (целевого предоставления налогоплательщикам кредитных средств уполномоченными банками и предоставления государством субсидий этим кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов) указанные выше разъяснения Департамента налоговой политики Минфина России в полной мере применимы и в отношении приобретаемых товаров (работ, услуг), оплачиваемых за счет средств льготных инвестиционных кредитов, получаемых налогоплательщиками по кредитным договорам (соглашениям) с уполномоченными банками в рамках Постановления N 1528.

Учитывая изложенное, правильны ли следующие выводы:

1) денежные средства льготного инвестиционного кредита, полученные налогоплательщиком по кредитному договору (соглашению) с уполномоченным банком в рамках Постановления N 1528, не могут квалифицироваться как субсидии и (или) бюджетные инвестиции, полученные этим налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы РФ (в контексте п. 2.1 ст. 170 НК РФ);

2) порядок вычетов НДС, предусмотренный п. п. 1 и 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ, применяется также и в отношении приобретенных товаров (работ, услуг), оплаченных за счет средств льготного инвестиционного кредита, полученного налогоплательщиком по кредитному договору (соглашению) с уполномоченным банком в соответствии с Постановлением N 1528?

Письмо Минфина от 27.09.2023 г. № 03-07-11/91838

Вопрос: Физлицо является ИП с 2021 г. До III квартала 2023 г. ИП применял УСН ("доходы" 6%), однако с 01.07.2023 был автоматически переведен на ОСН по причине превышения годового дохода в 251,4 млн руб.

Может ли ИП принять к вычету налог (НДС) по товарам (работам и услугам), приобретенным им, е учтенный в расходах?

ИП состоит в договорных правоотношениях с ООО (резидент Республики Беларусь), которое работает с НДС и поставляет ИП товар для реализации на платформах Wildberries, OZON, в связи с чем ИП ежемесячно уплачивает импортный НДС, который мог бы быть возмещен, если бы изначально ИП применялась ОСН. Каждая поставка товара подтверждается всеми необходимыми сопроводительными документами. Кроме того, один из поставщиков ИП (резидент РФ) также работает с НДС и выписывает УПД с выделенным НДС, который также представляется возможным принять к вычету.

Из Писем Минфина России от 20.01.2015 N 03-07-14/1059, от 20.03.2014 N 03-11-11/12249, ФНС России от 27.02.2015 N ГД-3-3/743 и от 21.12.2012 N 03-07-14/116 следует, что воспользоваться вычетом можно:

1) в первом налоговом периоде (квартале), в котором организация (индивидуальный предприниматель) перешла на ОСН;

2) если налог не был ранее учтен в составе расходов.

Оба критерия соответствуют ситуации: на данный момент действует первый налоговый период, в котором ИП перешел на ОСН, и налог не учитывался как расходы.

Несмотря на то что ввиду применяемой системы налогообложения ИП отдельно не выделялись расходы, это согласно Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 24.05.2021 N А38-8598/2019 не является причиной невозможности принять налог к вычету, так как законодательство о налогах и сборах исходит из всеобщности и равенства налогообложения, необходимости взимания налогов в соответствии с их экономическим основанием и недопустимости произвольного налогообложения (п. п. 1, 3 ст. 3 НК РФ).

Кроме того, вычет налогоплательщиком-покупателем сумм НДС, предъявленных ему контрагентами при приобретении товаров (работ, услуг), не является факультативным элементом налогообложения. По общему правилу налогоплательщику, использующему приобретенные товары (работы, услуги) для ведения облагаемой НДС деятельности, гарантируется право вычета "входного" налога, предъявленного контрагентами, а исключения из указанного правила должны быть предусмотрены законом. Статья 346.25 НК РФ, определяющая правила налогообложения при переходе налогоплательщика на ОСН с УСН, не содержат запрета на вычет сумм НДС, предъявленных в период применения специального налогового режима по товарам (работам, услугам), использование которых в облагаемой НДС деятельности начато после перехода на общую систему налогообложения.

Таким образом, возможно ли принять к вычету суммы импортного НДС за период применения УСН ("доходы" 6%) и НДС, который выделен в УПД контрагентов?

Письмо Минфина России от 04.10.2023 г. № 03-07-07/94217

Вопрос: ИП, ОКВЭД 56.10, на ОСН. Применяет освобождение от НДС по пп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ.

С 01.01.2024 одно из обязательных условий - за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение, среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных организацией или ИП в пользу физлиц, определяемый исходя из данных расчетов по страховым взносам, должен быть не ниже размера среднемесячной начисленной зарплаты в каждом субъекте РФ, в налоговые органы которого представляются указанные расчеты, за предыдущий календарный год по виду экономической деятельности, определяемому по классу 56 "Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков" разд. I "Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания" в соответствии с ОКВЭД. Информация о размере среднемесячной начисленной зарплаты в субъекте РФ по указанному виду экономической деятельности размещается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, в единой межведомственной информационно-статистической системе, доступ к которой осуществляется через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет. При отсутствии указанной информации в единой межведомственной информационно-статистической системе за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение, используется аналогичная информация за первые девять месяцев указанного календарного года.

Данные Росстата обновляются через три месяца после выплаты зарплаты. Например, в августе 2023 г. есть данные Росстата только за период январь - апрель 2023 г.

Так, организация или ИП расчет по страховым взносам за 2023 г. представит в ИФНС до 25.01.2024. В этот момент времени данные Росстата по среднеотраслевой зарплате в субъекте РФ за период октябрь - декабрь 2023 г. будут еще неизвестны.

И проанализировать исполнение данного показателя невозможно.

В какой момент будет определяться уровень среднеотраслевой зарплаты для соблюдения обязательного условия применения освобождения от НДС по пп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ с учетом того, что данные Росстата обновляются через три месяца после месяца выплаты зарплаты?

Какие данные по зарплате, за какой период по данным Росстата налоговый орган будет брать для проверки соблюдения условия для освобождения от НДС по пп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ?

В какие сроки будет осуществляться проверка налоговым органом?

28.11.2023

Письмо Минфина России от 14.11.2023 г. № 03-07-07/108315

Вопрос: Об освобождении от НДС соисполнителем при выполнении научно-исследовательских работ (части работ), финансирование которых осуществляется исполнителем за счет бюджетных средств.

27.11.2023

Письмо Минфина России от 25.09.2023 г. № 03-07-11/90973

Вопрос: Один из участников продал организации (ООО) всю свою долю в уставном капитале.

В соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" в течение одного года со дня перехода доли в уставном капитале к обществу доля распределена единственному оставшемуся участнику общества.

Реализация (передача) долей в уставном капитале не облагается НДС на основании пп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ. При этом необходимо вести раздельный учет облагаемых и необлагаемых операций и "входного" НДС. В случае превышения доли расходов по необлагаемым операциям более чем на 5% необходимо восстановить НДС по общехозяйственным расходам за квартал.

В вышеописанной ситуации реализации не происходит, доля передается безвозмездно единственному оставшемуся участнику общества.

Существует мнение, что понятие "реализация доли" не может применяться к такой операции, как продажа доли, перешедшей к ООО, другому участнику. Это обусловлено тем, что в отношении перешедшей к ООО доли само ООО не обладает правами, которое оно могло бы передать участнику. Соответственно, операции по реализации доли (не подлежащей обложению НДС на основании пп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ) при продаже (безвозмездной передаче) доли, перешедшей к ООО, другому участнику у ООО не возникает.

Каков у общества порядок обложения НДС операции по распределению единственному участнику перешедшей к ООО доли, выкупленной у вышедшего участника?

Письмо Минфина России от 02.10.2023 г. № 03-07-14/93300

Вопрос: Почему НДС, который взимается с тех, кто добавляет стоимость, платит конечный потребитель? Почему вычет по НДС могут применять общества с ограниченной ответственностью, а физлица - нет?

23.11.2023

Письмо Минфина России от 27.09.2023 г. № 03-07-11/91832

Вопрос: Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 26.03.2022 N 67-ФЗ (далее - Закон N 67-ФЗ) п. 1 ст. 164 НК РФ дополнен пп. 19, на основании которого услуги по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке в размере 0 процентов. При этом предусмотрено, что налоговая ставка в размере 0 процентов в отношении указанных услуг будет применяться по 30.06.2027 включительно либо до истечения двадцати последовательных налоговых периодов, следующих за налоговым периодом, в котором объект туристской индустрии, включенный в реестр объектов туристской индустрии, был введен в эксплуатацию (в том числе после реконструкции).

Принимая во внимание, что в соответствии со ст. 163 НК РФ налоговый период для плательщиков налога на добавленную стоимость установлен как квартал, положения п. 1 ст. 2 Закона N 67-ФЗ вступили в силу с 01.07.2022.

Таким образом, с 01.07.2022 по 30.06.2027 включительно оказываемые плательщиками НДС услуги по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения, введенных в эксплуатацию до 1 июля 2022 г., облагаются НДС по налоговой ставке в размере 0 процентов.

Согласно имеющейся информации налоговыми органами формируется практика, согласно которой ряду гостиниц, расположенных на территории г. Москвы, отказывают в заявленном на основании пп. 19 п. 1 ст. 164 НК РФ возмещении НДС по причине неправомерного применения ставки НДС 0% в отношении включенных в стоимость проживания дополнительных услуг, не поименованных в пп. 19 п. 1 ст. 164 НК РФ (таких, как услуги бассейна, фитнес-центра и т.д.).

Исходя из сложившейся предпринимательской практики гостиницы предоставляют помимо услуг временного проживания сопутствующие (дополнительные) услуги, такие как услуги ресторана, проведение мероприятий, парковка автомобилей, химчистка, стирка, глажка одежды/белья и т.д., при этом выручка от всех сопутствующих услуг отражается в бухгалтерском и налоговом учете и облагается НДС по ставке 20%.

При этом согласно п. 2 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2020 N 1853 (далее - Правила), ценой номера (места в номере) является стоимость временного проживания и иных сопутствующих услуг, определенных исполнителем, оказываемых за единую цену. Также п. 4 Правил предусмотрено, что цена номера (места в номере) соответствующей категории устанавливается одинаковой для всех потребителей, за исключением случаев, когда законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами исполнителя допускается предоставление льгот и преимуществ для отдельных категорий потребителей.

На основании абз. 9 п. 2 Правил состав услуг, входящих в гостиничные услуги, определяется требованиями, установленными Положением о классификации гостиниц, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2020 N 1860 (далее - Положение), в зависимости от вида и категории гостиницы. Так, перечень услуг, в том числе услуг питания, оказываемых в гостиницах, предусмотрен разд. VII - VIII Приложения N 4 к Положению.

Учитывая изложенное, при реализации услуг по предоставлению мест для временного проживания по цене номера (места в номере), определенной как стоимость временного проживания и иных сопутствующих услуг, оказываемых за единую цену, которая является одинаковой для всех потребителей (за исключением случаев предоставления льгот и преимуществ для отдельных категорий потребителей), налоговая база по налогу на добавленную стоимость, к которой применяется налоговая ставка в размере 0 процентов, определяется исходя из стоимости временного проживания и услуг, поименованных в разд. VII - VIII Приложения N 4 к Положению.

В ряде гостиниц имеются фитнес-центры и бассейны, которые не поименованы в прайс-листе как отдельно предоставляемая (дополнительная) услуга. Возможность использования постояльцем территории фитнес-центра и бассейна сама по себе неотделима от услуги проживания, данная услуга не персонализируется, со стороны гостиницы отсутствует учет посещения постояльцами гостиницы как фитнес-центров, так и бассейнов. Цена номера в таких гостиницах определяется как стоимость временного проживания и сопутствующих услуг (например, фитнес-центр), оказываемых за единую цену, которая является одинаковой для всех потребителей (за исключением случаев предоставления льгот и преимуществ для отдельных категорий потребителей). При этом необходимо принимать во внимание, что право пользования вышеуказанными услугами остается за постояльцами гостиниц, они могут как воспользоваться, так и не воспользоваться данной услугой. При этом стоимость услуги проживания от этого не изменится. Таким образом, услуги фитнес-центра и бассейна являются неотделимой частью услуг по предоставлению проживания в гостиницах.

Организация создана и зарегистрирована как юридическое лицо на территории г. Москвы с основным видом экономической деятельности - деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания (код ОКВЭД 55.10).

В гостинице имеется фитнес-центр, на территории которого размещены спортивные тренажеры для самостоятельного использования постояльцами гостиницы. Гости могут как пользоваться данным фитнес-центром, так и не пользоваться, по своему усмотрению. Посещение фитнес-центра не выделено и не реализуется гостиницей как отдельная, самостоятельная услуга за плату.

По какой ставке НДС производится налогообложение в отношении включенных в стоимость проживания дополнительных услуг, которые не являются самостоятельными (отдельными) услугами, оказываемыми в гостиницах и иных средствах размещения?

Письмо ФНС России от 14.09.2023 г. № СД-4-3/11754@

Вопрос: О ставке НДС при поставке товаров государственному органу в Запорожскую область по договорам, заключенным до и после 05.10.2022, если товар отгружен 30.12.2022 и не оплачен на 25.01.2023.

20.11.2023

Письмо Минфина России от 19.09.2023 г. № 03-07-07/89265

Вопрос: Каков порядок применения налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в отношении денежных средств, получаемых застройщиком от участников долевого строительства?

В Письме от 22.06.2023 N 03-07-07/58085 Минфин России давал разъяснение о порядке налогообложения по денежным средствам, получаемым застройщиком от участников долевого строительства в порядке возмещения затрат застройщика на строительство (создание) объекта долевого строительства. На основании пп. 2 п. 1 ст. 162 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) денежные средства, полученные налогоплательщиком и не связанные с оплатой реализованных этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг), в налоговую базу по НДС не включаются. Поэтому денежные средства, получаемые застройщиком от участников долевого строительства в порядке возмещения затрат застройщика на строительство (создание) объекта долевого строительства, не включаются у застройщика в налоговую базу по НДС, при условии, что строительство (создание) объекта долевого строительства осуществляется подрядными организациями без выполнения строительно-монтажных работ силами застройщика.

Правомерно ли неотражение застройщиком, не выполняющим строительно-монтажные работы собственными силами и привлекающим другую организацию для выполнения функций генерального подрядчика, осуществляющим закупку и передачу строительных материалов генеральному подрядчику, денежных средств, получаемых от участников долевого строительства и зачисляемых на счет эскроу, в налоговой базе по НДС с учетом пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ?

Письмо Минфина России от 27.09.2023 г. № 03-07-07/92054

Вопрос: ООО (далее по тексту - Общество) является профессиональным участником рынка ценных бумаг. В рамках осуществления профессиональной деятельности на финансовых рынках Общество реализует услуги брокерского обслуживания на рынке ценных бумаг, в рамках брокерской деятельности Общество оказывает услуги по финансовому консультированию клиентов.

Виды предоставляемых консультационных услуг не относятся к деятельности инвестиционного советника в соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".

Согласно пп. 12.2 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации следующих услуг, оказываемых на рынке ценных бумаг, товарных и валютных рынках:

услуг, оказываемых регистраторами, депозитариями, включая специализированные депозитарии и центральный депозитарий, дилерами, брокерами, управляющими ценными бумагами, управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, клиринговыми организациями, организаторами торговли, репозитариями на основании лицензий на осуществление соответствующих видов деятельности;

услуг, оказываемых указанными выше организациями, непосредственно связанных с услугами, оказываемыми ими в рамках лицензируемой деятельности (по перечню, установленному Правительством РФ).

В разд. 1 Перечня услуг, непосредственно связанных с услугами, которые оказываются в рамках лицензируемой деятельности регистраторами, депозитариями, включая специализированные депозитарии и центральный депозитарий, дилерами, брокерами, управляющими ценными бумагами, управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, клиринговыми организациями, организаторами торговли, репозитариями, реализация которых освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.08.2013 N 761, указано, что к услугам брокера, непосредственно связанным с услугами, которые оказываются брокером в рамках лицензируемой деятельности, относятся в том числе услуги по предоставлению консультаций в области инвестиций в финансовые инструменты, предусмотренные Федеральным законом "О рынке ценных бумаг".

С учетом вышеизложенного правильно ли, что услуги Общества, обладающего лицензией профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности, по исполнению консультационных услуг, оказываемые клиентам в рамках брокерских договоров и не являющиеся консультационными в рамках инвестиционного консультирования, освобождены от уплаты НДС на основании положений пп. 12.2 п. 2 ст. 149 НК РФ и Постановления Правительства РФ от 31.08.2013 N 761?

17.11.2023

Письмо Минфина России от 25.09.2023 г. № 03-07-11/90936

Вопрос: О применении расчетной ставки НДС при передаче прав, связанных с заключением контракта, если цена договора сформирована без НДС.

Письмо Минфина России от 02.10.2023 г.№ 03-07-07/93304

Вопрос: Об НДС и налоге на прибыль при применении организацией, получившей статус участника проекта по созданию инновационных научно-технологических центров, освобождения от обязанностей налогоплательщика.

13.11.2023

Письмо Минфина России от 20.10.2023 г. № 03-07-11/100008

Вопрос: О восстановлении НДС, принятого к вычету по товарам (работам, услугам), приобретенным за счет средств займа, источником для возврата которых являются субсидии.

10.11.2023

Письмо ФНС России от 01.09.2023 г. № ЕА-4-15/11188@

Вопрос: О формировании и заполнении даты составления (выписки) счета-фактуры и принятии к вычету сумм НДС на основании счетов-фактур, выставленных с ошибками.

09.11.2023

Письмо Минфина России от 26.10.2023 г. № 03-03-06/1/102095

Вопрос: Об НДС при предоставлении организацией третьим лицам образцов продукции для проверки ее пригодности и о критериях учета расходов в целях налога на прибыль.

02.11.2023

Письмо Минфина России от 13.09.2023 г. № 03-07-08/87245

Вопрос: У организации возникли вопросы по последствиям несвоевременной уплаты НДС при ввозе товаров для федерального бюджета.

В последнее время участились случаи проведения таможенными органами таможенных проверок, в том числе по вопросу правильности определения таможенной стоимости ввозимых товаров. В результате таких проверок решения об увеличении таможенной стоимости и сумм подлежащих уплате таможенных платежей принимается таможенными органами уже после выпуска товаров. На основании принятых решений участниками внешнеэкономической деятельности (далее - участники ВЭД) уплачивается в бюджет дополнительно начисленный НДС, а также пени.

Таможенным законодательством ЕАЭС установлены сроки уплаты таможенных платежей при ввозе товаров. В соответствии с положениями ст. 57, п. 9 ст. 136 ТК ЕАЭС при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления сроком уплаты таможенных платежей является срок выпуска товаров. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов п. 4 ст. 57 ТК ЕАЭС предусмотрена уплата пеней; при этом начисление пеней производится в соответствии с законодательством государства - члена ЕАЭС. В соответствии с ч. 16 ст. 72 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ в связи с неуплатой НДС в установленный срок пени начисляются со дня, следующего за днем выпуска товаров.

Следовательно, в соответствии с приведенными выше положениями таможенного законодательства, в случае если в результате таможенной проверки таможенными органами принимается решение о внесении изменений в декларацию на товары в части таможенной стоимости, в отношении ввезенных товаров помимо дополнительно начисленного НДС начисляются пени.

Впоследствии согласно ст. 172 НК РФ в отношении сумм налога, уплаченного при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, производятся вычеты в полном объеме после принятия товаров на учет. Таким образом, в отношении уплаченного в полном объеме НДС налоговым органом производится налоговый вычет в сумме НДС, уплаченного при декларировании товаров, а также дополнительно начисленного НДС в результате таможенной проверки.

Учитывая вышеизложенное, влечет ли уплата части НДС позднее установленного срока (даты выпуска товаров) в связи с принятием таможенным органом решения в результате таможенного контроля реальный материальный ущерб для федерального бюджета, учитывая, что в связи с задержкой уплаты части налога участниками ВЭД уплачиваются пени и впоследствии налоговым органом производится налоговый вычет?

Письмо Минфина России от 13.09.2023 г. № 03-07-14/87315

Вопрос: Правительством Российской Федерации принято разработанное Министерством промышленности и торговли РФ Постановление от 07.07.2023 N 1118 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1291".

Данным Постановлением произведена индексация утилизационного сбора, уплачиваемого при ввозе (импорте) за каждое колесное транспортное средство (шасси).

Организация заключает договоры с резидентами РФ о поставке транспортной техники из Китайской Народной Республики.

По одним договорам поставщика сформирована общая цена с учетом покрытия дополнительных расходов поставщика (таможенная очистка, уплата сборов, в том числе утилизационного сбора, и доставка до пункта назначения и т.п.) и выражена общей суммой в иностранной валюте.

По другим договорам предусмотрено, что утилизационный сбор дополнительно компенсируется (отдельно, то есть не включен в общую стоимость).

В указанной связи каков порядок определения налогооблагаемой базы по налогу на добавленную стоимость:

- по договору, в котором в цену транспортных средств включены таможенная очистка, утилизационный сбор и доставка до станции назначения? Правомерно ли выделять из общей цены сумму утилизационного сбора и не начислять на нее налог на добавленную стоимость;

- по договору, в котором утилизационный сбор не входит в цену покупки транспортных средств и компенсируется покупателем отдельно, по факту его уплаты поставщиком? Предусмотрено ли в данном случае обложение суммы утилизационного сбора, возмещаемого покупателем поставщику, налогом на добавленную стоимость?

01.11.2023

Письмо Минфина России от 31.08.2023 г. № 03-07-11/83096

Вопрос: При изучении Письма Минфина России от 22.05.2023 N 03-07-11/46212 возник следующий вопрос:

имеется санаторно-курортный комплекс, имеющий ОКВЭД:

- 55.10 "Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания";

- 86.90.4 "Деятельность санаторно-курортных организаций".

Принимаются два типа гостей:

- отдыхающие по путевкам. На данных людей оформляются санаторные путевки, при этом этот вид деятельности не подлежит обложению НДС;

- временно проживающие, выкупающие номер как командированные от организаций, которым оказываются услуги по предоставлению мест для временного проживания. На этих людей путевки не выписываются, а составляется акт оказания услуг временного проживания.

Согласно пп. 19 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ с 1 июля 2022 г. реализация услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения подлежит налогообложению НДС по налоговой ставке в размере 0 процентов. Однако в Письме Минфина России от 22.05.2023 N 03-07-11/46212 заместитель директора Департамента Прокаев В.А. пишет о том, что вводить ставку 0 процентов для услуг временного размещения в объектах санаторно-курортного размещения нецелесообразно.

Также хочу отметить абз. 8 данного Письма. Если санаторно-курортная организация не оформит путевку, то физическому лицу это будет невыгодно, так как тогда ему не возместится НДФЛ, а у организации возникнут споры не только с налоговыми органами, но и с гостями. Если же выписывать путевку командированным, то у них будут проблемы с отчетом по командировке, бухгалтерия не примет путевку, так как ее нельзя поставить в расходы. Тема учета и налогообложения проработана однобоко.

По какой ставке НДС в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 164 НК РФ облагать услуги временного проживания в санаторно-курортных комплексах, если у комплекса есть оба вида ОКВЭД и на услуги по временному проживанию путевка не оформляется, питание, лечение в стоимость не входят?

Письмо Минфина России от 29.08.2023 г. № 03-07-08/82114

Вопрос: У российской организации (резидента) есть кредиторская задолженность перед иностранной организацией (Великобритания) (нерезидентом) по Международному лицензионному соглашению. Сохраняется ли за резидентом обязанность налогового агента по НДС, если нерезидент уступает свое право требования долга другой российской организации (цеденту)?

В случае если обязанность налогового агента сохраняется за резидентом-должником, какого контрагента необходимо указывать в разд. 2 декларации по НДС: нерезидента или цедента?

26.10.2023

Письмо Минфина России от 04.08.2023 г. № 03-07-07/73704

Вопрос: ИП намерен осуществлять совместную деятельность с другими организациями в сфере общественного питания в форме простого товарищества.

Согласно пп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ оказание услуг общественного питания через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания), а также услуг общественного питания вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание), освобождается от уплаты НДС.

При этом подпунктом указывается перечень требований к организациям и индивидуальным предпринимателям, при соблюдении которых данная льгота может быть применена.

Норма не предъявляет особенных требований для простого товарищества, между тем такая форма ведения бизнеса прямо предусмотрена в том числе НК РФ. Статьей 149 не предусматривается запрет на освобождение от уплаты НДС для простых товариществ.

Как разъясняется в Письме Минфина России от 01.02.2023 N 03-07-07/7759 в ответ на аналогичный вопрос в отношении простого товарищества, участники которого применяют УСН, осуществляющего регулярные перевозки граждан (пассажиров) по нерегулируемым тарифам на муниципальных маршрутах с предоставлением льгот на проезд, согласно п. 2 ст. 346.11 гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением, в частности, НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса. Статьей 174.1 Кодекса установлены особенности исчисления и уплаты НДС при осуществлении операций в рамках договора простого товарищества.

Так, согласно нормам данной статьи Кодекса при совершении в рамках договора простого товарищества операций по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), подлежащих налогообложению НДС, обязанности налогоплательщика НДС возлагаются на одного из участников товарищества.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 Кодекса объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).

В случае если деятельность простого товарищества соответствует условиям, указанным в соответствующем подпункте п. 3 ст. 149 НК РФ, операции налогоплательщика освобождаются от налогообложения НДС.

Правильно ли, что позиция Минфина России распространяется и на остальные виды деятельности, поименованные в п. 3 ст. 149 НК РФ, в частности, оказание услуг общественного питания через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания), а также услуг общественного питания вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание)?

Иное трактование указанной нормы ставило бы налогоплательщиков - участников простого товарищества в заведомо дискриминационные условия по сравнению с другими субъектами предпринимательской деятельности, что прямо запрещено п. 2 ст. 3 НК РФ: не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Перейти к странице:
Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок