Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 04.08.2023 г. № 03-07-07/73704

Письмо Минфина России от 04.08.2023 г. № 03-07-07/73704

Вопрос: ИП намерен осуществлять совместную деятельность с другими организациями в сфере общественного питания в форме простого товарищества.

Согласно пп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ оказание услуг общественного питания через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания), а также услуг общественного питания вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание), освобождается от уплаты НДС.

При этом подпунктом указывается перечень требований к организациям и индивидуальным предпринимателям, при соблюдении которых данная льгота может быть применена.

Норма не предъявляет особенных требований для простого товарищества, между тем такая форма ведения бизнеса прямо предусмотрена в том числе НК РФ. Статьей 149 не предусматривается запрет на освобождение от уплаты НДС для простых товариществ.

Как разъясняется в Письме Минфина России от 01.02.2023 N 03-07-07/7759 в ответ на аналогичный вопрос в отношении простого товарищества, участники которого применяют УСН, осуществляющего регулярные перевозки граждан (пассажиров) по нерегулируемым тарифам на муниципальных маршрутах с предоставлением льгот на проезд, согласно п. 2 ст. 346.11 гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением, в частности, НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса. Статьей 174.1 Кодекса установлены особенности исчисления и уплаты НДС при осуществлении операций в рамках договора простого товарищества.

Так, согласно нормам данной статьи Кодекса при совершении в рамках договора простого товарищества операций по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), подлежащих налогообложению НДС, обязанности налогоплательщика НДС возлагаются на одного из участников товарищества.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 Кодекса объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).

В случае если деятельность простого товарищества соответствует условиям, указанным в соответствующем подпункте п. 3 ст. 149 НК РФ, операции налогоплательщика освобождаются от налогообложения НДС.

Правильно ли, что позиция Минфина России распространяется и на остальные виды деятельности, поименованные в п. 3 ст. 149 НК РФ, в частности, оказание услуг общественного питания через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания), а также услуг общественного питания вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание)?

Иное трактование указанной нормы ставило бы налогоплательщиков - участников простого товарищества в заведомо дискриминационные условия по сравнению с другими субъектами предпринимательской деятельности, что прямо запрещено п. 2 ст. 3 НК РФ: не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

26.10.2023Российский налоговый портал

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 04.08.2023 г. № 03-07-07/73704

 

В связи с обращением, зарегистрированным в Минфине России 3 августа 2023 г., о применении освобождения от налога на добавленную стоимость, предусмотренного подпунктом 38 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении услуг общественного питания, оказываемых товарищами в рамках договора простого товарищества, Департамент налоговой политики сообщает.

Согласно подпункту 38 пункта 3 статьи 149 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) налогом на добавленную стоимость услуги общественного питания, оказываемые организациями и индивидуальными предпринимателями через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания), а также услуги общественного питания вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание), при соблюдении за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение от налога на добавленную стоимость, следующих условий:

- сумма доходов таких организации или индивидуального предпринимателя, определяемых в порядке, установленном главой 23 "Налог на доходы физических лиц", 25 "Налог на прибыль организаций" или 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Кодекса, не превысила в совокупности два миллиарда рублей;

- удельный вес доходов от реализации услуг общественного питания в общей сумме доходов такой организации или индивидуального предпринимателя составил не менее 70 процентов. При этом доходы определяются в порядке, установленном главой 23, 25 или 26.2 Кодекса;

- среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, не ниже размера среднемесячной начисленной заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации по виду экономической деятельности, определяемому по классу 56 "Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков" раздела I "Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания" в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (на основании пункта 18 статьи 10 Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" условие будет применяться с 1 января 2024 года).

Таким образом, нормы подпункта 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса предусматривают, что освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость в отношении вышепоименованных услуг общественного питания предоставляется непосредственно организациям и индивидуальным предпринимателям при соблюдении ими установленных условий. В связи с этим в отношении услуг общественного питания, оказываемых товарищами в рамках договора простого товарищества, освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость, предусмотренное указанным подпунктом 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса, не применяется.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Заместитель директора Департамента

В.А.ПРОКАЕВ

04.08.2023

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

НДС
  • 05.05.2024  

    Налоговый орган доначислил НДС, налог на прибыль, пени и штраф, указав на завышение вычетов по НДС по приобретению товаров, выполнению работ, приобретению услуг по оформленным контрагентами документам при отсутствии реальных финансово-хозяйственных операций с ними, неправомерное уменьшение обществом облагаемой базы по налогу на прибыль на сумму убытка прошлых периодов.

    Итог: в удовлетворении требования ча

  • 05.05.2024  

    Налоговый орган доначислил НДС, налог на прибыль, налог по УСН, страховые взносы, пени и штрафы ввиду неправомерного освобождения от уплаты НДС, применения пониженных ставок и тарифов по итогам формальной передачи обществом исключительных прав на использование базы данных взаимозависимым и подконтрольным лицам, а также ввиду занижения доходов до реорганизации общества в форме присоединения.

    Итог: в удовле

  • 05.05.2024  

    Проверкой выявлено получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды по неподтвержденным сделкам.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку у заявленных контрагентов отсутствуют необходимые для исполнения договоров движимое и недвижимое имущество, персонал, транспортные средства, налоговая отчетность ими не представлялась либо представлялась с минимальными показателями, по месту гос


Вся судебная практика по этой теме »

Освобождение от обязанностей налогоплательщика
  • 01.11.2023  

    Решение мотивировано неподтверждением обществом права на применение льготы в виде освобождения от уплаты НДС.

    Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку основания для отказа в применении льготы отсутствовали, однако не проверена заявленная к возврату сумма НДС.

  • 23.04.2023  

    Налоговый орган принял решение вследствие того, что предприниматель не представил декларацию по НДС. Последний заявил, что перешел на УСН.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку факт применения предпринимателем в спорный период УСН доказан, а потому обязанность по представлению отчетности по НДС у него отсутствует.

  • 12.04.2023  

    Общество обратилось с заявлениями о внесении изменений в декларации, однако ему было отказано.

    Итог: требование удовлетворено в отношении некоторых деклараций, поскольку отказ является нарушающим права и законные интересы общества в части препятствования получения налоговой преференции и ведет к излишней уплате НДС. В части декларации отказано, поскольку представленное обществом регистрационное удостовере


Вся судебная практика по этой теме »