Письмо Минфина России от 04.05.2023 г. № 03-07-08/40980
Вопрос: Организация, выполняющая обязанности налогового агента по налогу на добавленную стоимость, в декабре 2022 г. приняла к учету выполненные поставщиком - нерезидентом РФ работы на основании акта выполненных работ. Оплата за выполненные работы поставщику - нерезиденту РФ была перечислена в марте 2023 г. В течение 5 календарных дней с момента оплаты организация - налоговый агент по НДС выставила счет-фактуру согласно п. 3 ст. 168 НК РФ.
В каком налоговом периоде организация, выполняющая обязанности налогового агента по НДС, может принять к вычету агентский НДС?
Выполняя какие условия налоговый агент может принять НДС к вычету с учетом изменений законодательства с 01.01.2023?
Письмо ФНС России от 26.05.2023 г. № СД-4-3/6648
Вопрос: Об НДС при выставлении подрядчиком, применяющим УСН, первичных учетных документов по формам КС-2 и КС-3 с выделенной суммой НДС без выставления счетов-фактур и по операциям в рамках госконтрактов.
Письмо Минфина России от 11.05.2023 г. № 03-07-08/42672
Вопрос: О применении вычета по НДС при приобретении недвижимости у иностранной организации, не состоящей на учете в налоговых органах (либо состоящей только в связи с нахождением в РФ имущества).
Письмо Минфина России от 06.04.2023 г. № 03-07-08/30643
Вопрос: Организация осуществляет оптовую торговлю мясом, мясными продуктами и сопутствующими товарами, реализуемыми на новые территории Российской Федерации на основании контракта, заключенного до 5 октября 2022 г.
Согласно абз. 1 пп. 20 п. 1 ст. 164 Кодекса в редакции Федерального закона от 21.11.2022 N 443-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" налогообложение налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) производится по ставке 0 процентов при реализации товаров российским налогоплательщиком, сведения о котором включены в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей до 5 октября 2022 г. включительно, который заключил до 5 октября 2022 г. включительно государственный (муниципальный) контракт с государственным или муниципальным заказчиком Российской Федерации либо соглашение с государственным органом (государственным учреждением), транспортным концерном, государственным концерном, государственным унитарным предприятием Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области на поставку товаров в пункт назначения, находящийся на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, либо заключил до 31 декабря 2022 г. договор, не являющийся заключенным до 5 октября 2022 г. государственным (муниципальным) контрактом либо соглашением, о поставке товаров на эти территории с юридическим лицом, созданным на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области до дня принятия указанных территорий в Российскую Федерацию и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (индивидуальным предпринимателем, зарегистрированным на одной из указанных территорий до дня принятия указанных территорий в Российскую Федерацию и образования в составе Российской Федерации новых субъектов), либо с иностранным лицом, товаров, предусмотренных указанными государственным (муниципальным) контрактом, соглашением, договором.
В случае реализации товаров по договору, не являющемуся заключенным до 5 октября 2022 г. вышеуказанным контрактом либо соглашением, ставка НДС в размере 0 процентов применяется при условии отгрузки товаров до 31 декабря 2022 г. включительно и получения полной оплаты таких товаров на открытый в банке счет налогоплательщика до 25 января 2023 г. включительно. В этой связи в отношении товаров, реализуемых на новые территории Российской Федерации на основании соглашения, заключенного с государственным органом Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области после 5 октября 2022 г., применяется ставка НДС в размере 0 процентов при выполнении условий, установленных абз. 2 пп. 20 п. 1 ст. 164 НК РФ.
Положениями указанного подпункта не предусмотрены включение в налоговую базу оплаты, частичной оплаты, полученных от покупателей Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области в IV квартале 2022 г. в счет предстоящих поставок товаров, и исчисление НДС по расчетной ставке, предусмотренной п. 4 ст. 164 НК РФ (10/110, 20/120).
В связи со сложившейся коллизией появился вопрос относительно полученной предоплаты за периоды III и IV кварталов 2022 г. в счет предстоящих поставок товара по ставке НДС в размере 0 процентов и по которым по состоянию на 31.12.2022 не осуществлена реализация товара покупателям Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области. Возникает ли у продавца обязанность исчислить НДС с полученных авансов (10/110, 20/120) за IV квартал 2022 г.?
Письмо Минфина России от 04.04.2023 г. № 03-07-13/1/29612
Вопрос: Организация является экспедитором, оказывающим услуги по организации доставки груза железнодорожным транспортом заказчику - резиденту Казахстана (юридическое лицо). Заказчику выставлен счет с такой формулировкой: "Услуги по организации предоставления железнодорожного подвижного состава (крытый вагон) по маршруту: ст. Достык эксп. (Казахстан) - ст. Чукурсай (Узбекистан)". Перевозка осуществлялась за пределами территории РФ.
Каков порядок обложения НДС данных услуг у организации?
Письмо Минфина России от 07.04.2023 г. № 03-07-05/31166
Вопрос: Федеральным законом от 29.12.2022 N 596-ФЗ внесены изменения в пп. 9 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ, согласно которым с 1 апреля 2023 г. реализация АО, которое является организацией, изготавливающей банкноты и монету Банка России, драгоценных металлов в слитках физическим лицам освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость.
В АО планируется производство мерных слитков из золота массой от 1 до 500 г. и массовой долей золота 99,9% для их последующей реализации физическим лицам.
Согласно Национальному стандарту Российской Федерации "Слитки золотые мерные", утвержденному и введенному в действие Приказом Росстандарта от 29.09.2020 N 680-ст (далее - ГОСТ 51572-2020), каждый мерный слиток должен сопровождаться сертификатом изготовителя, содержащим технические характеристики и параметры слитка, подтверждающим соответствие мерного слитка ГОСТ 51572-2020, и упакован в индивидуальный пакет из полиэтиленовой пленки.
АО разработало вариант упаковки слитков в прозрачную пленку с одновременным вложением в нее мерного слитка и сертификата с индивидуализированными данными по нему, предусмотренными ГОСТ 51572-2020.
Прозрачная пленка с сертификатом и вложенным в него слитком запаиваются по контуру слитка и по краю сертификата с целью исключения возможного вскрытия упаковки и защиты мерного слитка от возможных манипуляций с ним. То есть слиток и сам сертификат в пропаянной прозрачной пленке неразделимы и являются единым целым. Такой вариант упаковки в случае отсутствия следов вскрытия или повреждения дает возможность осуществлять обратный выкуп без осуществления экспертизы самого слитка.
С 1 апреля 2023 г. стоимость операций по реализации АО мерных слитков из золота физическим лицам, на основании пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ, не облагается НДС. Реализация мерных слитков из золота планируется с приложением обязательного сертификата в пропаянной прозрачной пленке, который неотделим от слитка.
В связи с этим правомерно ли освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость с 1 апреля 2023 г. операций по реализации АО мерных слитков из золота физическим лицам на основании пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ, учитывая, что стоимость изготовления сертификата и его защиты не может быть выделена отдельно, так как является неразделимым целым с самим слитком?
Письмо Минфина России от 24.03.2023 г. № 03-07-13/1/25667
Вопрос: В соответствии с абз. 4 п. 3 разд. II "Порядок применения косвенных налогов при экспорте товаров" Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося Приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014:
в случае реализации товара налогоплательщиком одного государства-члена налогоплательщику другого государства-члена, когда перевозка (транспортировка) товара начата за пределами Союза и завершена в другом государстве-члене, местом реализации товара признается территория государства-члена, на территории которого товар помещается под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Организация планирует приобретать товары у казахстанского хозяйствующего субъекта с их ввозом в Российскую Федерацию с территории государства за пределами Союза и выпуском для внутреннего потребления на территории Российской Федерации.
Согласно Письму Минфина России от 01.09.2022 N 03-07-13/1/85227 положения указанного выше абз. 4 применяются в целях определения места реализации товаров продавцом, в связи с этим при приобретении у казахстанского хозяйствующего субъекта товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации с территории государства за пределами Союза, положения вышеуказанного абз. 4 п. 3 разд. II Протокола не применяются и, соответственно, российскому налогоплательщику, приобретающему такие товары, уплачивать НДС не следует.
Вместе с тем в силу п. п. 1 - 2 ст. 161 Налогового кодекса РФ при реализации товаров, местом реализации которых является территория Российской Федерации, налоговая база по НДС определяется налоговыми агентами в случае реализации этих товаров налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах РФ. Налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, приобретающие на территории Российской Федерации товары у указанных иностранных лиц.
В случае приобретения обществом товаров у хозяйствующего субъекта, не состоящего на учете в налоговых органах РФ, с их ввозом в Российскую Федерацию с территории государства за пределами Союза и выпуском для внутреннего потребления на территории Российской Федерации признается ли местом реализации этих товаров Российская Федерация и обязана ли организация на основании ст. 161 НК РФ определять налоговую базу и уплачивать НДС в качестве налогового агента?
Письмо ФНС России от 25.04.2023 г. № ЕА-3-26/5723@
Вопрос: О представлении декларации по НДС, а также функциях операторов электронного документооборота.
Письмо Минфина России от 23.03.2023 г. № 03-07-07/25320
Вопрос: О выставлении счетов-фактур организацией - участником проекта, использующей право на освобождение от НДС, и утрате права на такое освобождение.
Письмо Минфина России от 06.04.2023 г. № 03-07-05/30691
Вопрос: Об НДС при реализации потребительским кооперативом драгоценных металлов.
Письмо Минфина России от 23.03.2023 г. № СД-17-3/60@
Вопрос: О ставке НДС при реализации семян подсолнечника и кукурузы для посева.
Письмо Минфина России от 13.03.2023 г. № 03-13-07/20681
Вопрос: Об освобождении фонда от уплаты акциза и НДС в отношении безвозмездной передачи сигарет для формирования гуманитарных посылок с целью поддержки российских военнослужащих в зоне СВО.
Письмо Минфина России от 22.02.2023 г. № 03-07-08/15444
Вопрос: Согласно новому п. 2.2 ст. 148 НК РФ, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2022 N 443-ФЗ место реализации работ (услуг) по государственным (муниципальным) контрактам с государственным или муниципальным заказчиком РФ либо соглашениям с государственным органом (учреждением), трансграничным концерном, государственным концерном, государственным унитарным предприятием ДНР, ЛНР, Запорожской или Херсонской областей, заключенным до 05.10.2022 включительно, с налогоплательщиком, сведения о котором включены в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей до 05.10.2022 включительно (пп. 1 п. 2.2 ст. 148 НК РФ, п. 1 ст. 2 Закона N 443-ФЗ), определяется в том же порядке, который действовал до дня принятия в состав РФ новых субъектов, то есть до 30.09.2022, и работы (услуги), поименованные в ст. 148 НК РФ, не облагаются НДС.
Указанный порядок определения места реализации работ (услуг) распространяется на налогоплательщика, который на основании договора (независимо от даты заключения такого договора) является соисполнителем, субподрядчиком по такому контракту (пп. 3 п. 2.2 ст. 148 НК РФ, п. 1 ст. 2 Закона N 443-ФЗ).
Организация выполняет работы на территориях ЛНР и ДНР на основании госконтрактов с государственным заказчиком РФ, заключенных до 05.10.2022 (госконтракты содержат сведения, составляющие государственную тайну).
На основании дополнительных соглашений срок исполнения госконтрактов продлен до 30.12.2023 включительно.
Для выполнения работ организация на основании контрактов на выполнение субподрядных работ привлекает соисполнителей - субподрядные организации, которые на день принятия в РФ новых субъектов - ЛНР и ДНР - имели место нахождения исполнительного органа на территории ДНР либо ЛНР.
Контракты с субподрядчиками заключены в 2021 - 2022 гг., а также после 05.10.2022, и действуют по 31.12.2023.
С 01.01.2023 данные субподрядные организации перешли на общий режим налогообложения.
Как определять место реализации работ (услуг) для указанных налогоплательщиков, которые на день принятия в РФ новых субъектов имели место нахождения исполнительного органа на территориях ДНР либо ЛНР, в ноябре 2022 г. включены в ЕГРЮЛ, являются соисполнителями по госконтракту на выполнение работ (услуг), поименованных в ст. 148 НК РФ, на территориях ДНР и ЛНР, и облагаются ли в этом случае работы (услуги) НДС при применении налогоплательщиками общего режима налогообложения?
Письмо Минфина России от 03.03.2023 г. № 03-03-06/1/18077
Вопрос: Об условиях применения пониженных ставки по налогу на прибыль и тарифа страховых взносов IT-организацией, разрабатывающей и реализующей программно-аппаратные комплексы.
Письмо Минфина России от 28.02.2023 г. № 03-03-06/3/16345
Вопрос: Об НДС при передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав в рамках гуманитарной помощи ДНР, ЛНР и учете в целях налога на прибыль расходов, связанных с безвозмездной передачей имущества СОНКО.
Письмо Минфина России от 13.02.2023 г. № 03-07-11/11591
Вопрос: ИП имеет розничную сеть и уплачивает налог по ПСН, одновременно осуществляет деятельность на УСН с объектом налогообложения "доходы". С 1 января 2023 г. ИП планирует добровольно отказаться от применения УСН и ПСН и перейти на ОСН.
На момент перехода ИП имеет в розничных магазинах остатки товара, который был приобретен и оплачен в период применения ПСН, с целью дальнейшей реализации.
Вправе ли ИП в 2023 г. принять к вычету сумму НДС по остаткам товара и включить затраты на покупку этого товара в налоговую декларацию 3-НДФЛ за 2023 г.?
Письмо ФНС России от 02.03.2023 г. № СД-25-3/79@
Вопрос: О предложении по предоставлению вычета НДС на основе кассовых чеков при использовании банковских карт.
Письмо Минфина России от 25.01.2023 г. № 03-05-05-01/5296
Вопрос: Об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в целях налога на имущество организаций и уменьшении налоговой базы по нему на сумму НДС.
Письмо Минфина России от 27.01.2023 г. № 03-03-06/1/6428
Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль убытка от списания непригодной для реализации продукции и об НДС при списании имущества.
Письмо ФНС России от 15.02.2023 г. № СД-25-3/55@
Вопрос: Об НДС при реализации имущества должников, арестованного не по решению суда, а по решению других органов.