Аналитика / Эффективная защита налогоплательщика / Платежи за загрязнение окружающей среды
Платежи за загрязнение окружающей среды
Многие помнят эпопею в отношение платежей за загрязнение окружающей среды и Определение Конституционного Суда РФ № 284-О, которым по сути была разрушена система налогов и сборов, выстраиваемая НК РФ. Напомним, что КС РФ признал данные платежи фискальным сбором. Что из этого вышло, ярко демонстрируется в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 5 марта 2003 года № А56-25523/02, судом отмечено следующее:
29.08.2007Многие помнят эпопею в отношение платежей за загрязнение окружающей среды и Определение Конституционного Суда РФ № 284-О, которым по сути была разрушена система налогов и сборов, выстраиваемая НК РФ. Напомним, что КС РФ признал данные платежи фискальным сбором. Что из этого вышло, ярко демонстрируется в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 5 марта 2003 года № А56-25523/02, судом отмечено следующее:
Как видно из материалов дела, налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка кооператива за период с 01.01.99 по 30.09.2001, в ходе которой установлена неуплата за 1999, 2000 годы и девять месяцев 2001 года отчислений от платы за загрязнение окружающей природной среды, непредставление деклараций по данным отчислениям, в связи с чем решением от 28.02.2002 кооператив привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 и пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Обжалуемые судебные акты вынесены в период действия решения Верховного Суда Российской Федерации от 28.03.2002 N ГКПИ 2002-178, которым признано незаконным постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.92 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", и являющегося обязательным для всех без исключения органов государственной власти на всей территории Российской Федерации в силу части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации". Поэтому на момент принятия судом решения и постановления последние соответствовали нормам материального и процессуального права. Их отмена кассационной инстанцией противоречила бы содержанию статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта.
Кроме того, в соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О платежи за негативное воздействие на окружающую среду как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами.
Они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором.
Согласно пункту 3 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации действие названного кодекса распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено кодексом.
Статьи 119 и 122 НК РФ не предусматривают их применение к отношениям, связанным со сборами.
Таким образом, правовых оснований для привлечения кооператива к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 и пункту 2 статьи 119 НК РФ за неуплату отчислений от платы за загрязнение окружающей природной среды и непредставление деклараций по данным отчислениям у налоговой инспекции не имелось".
Выводы:
Таким образом, платежи за загрязнение окружающей среды не являются налогами, а значит в отношении указанных платежей не применяются нормы НК РФ, в частности за неуплату данных платежей плательщика нельзя привлечь к ответственности на основании статьи 122 НК РФ.
Хотелось бы отметить, что Правительство РФ своим Постановлением от 12 июня 2003 г. № 344 установило нормативы платы за загрязнение окружающей среды. В то же время в статье 16 нового Закона "Об охране окружающей среды" 10 января 2002 года № 7-ФЗ установлено: "Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами" Таким образом, легитимность данных платежей снова под вопросом.
- 05.08.2013 Утилизационный сбор не обладает обязательными элементами налогообложения
- 04.09.2012 ФТС предоставила информацию о реквизитах по оплате утилизационного сбора
- 16.07.2012 Утилизационный сбор «придет» к нам с 1 августа 2012 года
- 29.10.2014 Плата за негативное воздействие на окружающую среду: кто обязан вносить оплату?
- 25.06.2014 Кто обязан вносить плату за размещение твердых бытовых отходов?
- 30.07.2013 Улучшение качества окружающей среды в связи с природоохранными работами позволяет зачесть их стоимость в счет уплаты взносов
- 27.03.2024 Повысили размер ущерба, при котором налоговое нарушение может стать преступлением
- 13.03.2024 Минфин: положительный баланс ЕНС не всегда может спасти от штрафа
- 09.02.2024 На Камчатке бывшего директора предприятия ЖКХ подозревают в сокрытии от налогов 9 млн
- 18.09.2013 Новое основание для блокировки расчетного счета: о чем необходимо помнить?
- 27.08.2013 Непредставление декларации приведет к закрытию расчетного счета
- 24.07.2013 Ошибка в КПП на декларации: налоговые последствия
- 28.07.2023 Госдума ускорит возбуждение уголовного дела по налоговым недоимкам
- 25.07.2023 Бастрыкин считает недопустимым неуплату налогов блогерами
- 24.07.2023 СК РФ не всех сообщников обвиняемой в неуплате налогов блогера Блиновской
- 22.04.2011 Клуб налоговедов обсудил парафискальные платежи
- 29.08.2007 Применение НК РФ в отношении "платы за грязь"
- 29.08.2007 Применение норм НК РФ к "плате за грязь"
- 20.02.2023 Налоговые мошенничества отделят от «обычных»
- 30.06.2022 Бастрыкин: уголовный закон в отношении бизнеса применяется сбалансированно
- 17.06.2021 В правительстве разберутся с «серыми» доходами шоубиза
- 23.10.2013 За непредставление в установленный срок декларации за отчетный период привлечь налогоплательщика к ответственности по ст. 119 НК РФ нельзя
- 23.10.2012 Минфин России рассмотрел вопросы применения ответственности за несвоевременное представление декларации
- 12.02.2010 Представление налоговых деклараций в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи
- 21.07.2023 Замдиректора превратился в ИП‑управляющего: налоговики доначислили 6,5 миллионов рублей
- 08.06.2023 Суд усмотрел в ежемесячной выплате дивидендов уклонение от уплаты взносов
- 04.05.2023 Юристы назвали основную претензию налоговиков к блогерам
- 05.06.2007 Законность взымания платы за предоставление сведений из ЕГРЮЛ не может быть проверена Конституционным Судом РФ
- 11.04.2007 Ссылка таможенного органа на то, что указанный в пункте 3 статьи 350 ТК РФ срок выставления требования не является пресекательным, неправомерна, поскольку законодатель четко определил временные рамки выставления требования и момент исчисления этого срока, а его нарушение влечет недействительность требования таможенного органа.
- 18.03.2004
В период со дня
вступления в силу Федерального закона от 31 июля 1998 года "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" до дня вступления в силу Федерального закона от 17 июня 1999 года "О внесении изменений в статьи 19 и 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" оспариваемые заявителями нормы Федерального закона "О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этило
- 21.03.2018
Суд удовлетворил
требование Росприроднадзора о взыскании с компании платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 483 533 рублей 83 копеек. Ссылку общества на то, что с 01.01.2016 природопользователи освобождены от платежей в счет возмещения вреда, причиненного сбросом загрязняющих веществ на водосборные площади, в том числе за предшествующий указанной дате период, суд кассационной инстанции отклонил, посколь - 14.07.2015
Негативное воздействие на окружающую
среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в том числе, размещение отходов производства и потребления. При этом физические и юридические лица обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие. - 25.06.2014
Банк как лицо, не
осуществляющее деятельность по размещению твердых бытовых отходов, не обязан вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в части платы за размещение отходов производства и потребления. С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили заявленные Банком требования.
- 12.05.2024
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДС, пени в связи с неправомерным применением обществом налоговых вычетов по НДС по хозяйственным операциям с контрагентами, поскольку, по мнению налогового органа, основной целью общества при заключении сделок являлось не получение доходов от результатов предпринимательской деятельности, а получение налоговой экономии.Итог: в удовлетворении требования отказано,
- 05.05.2024
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль, пени и штраф, указав на завышение вычетов по НДС по приобретению товаров, выполнению работ, приобретению услуг по оформленным контрагентами документам при отсутствии реальных финансово-хозяйственных операций с ними, неправомерное уменьшение обществом облагаемой базы по налогу на прибыль на сумму убытка прошлых периодов.Итог: в удовлетворении требования ча
- 25.02.2024
Оспариваемым решением
отказано в привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, при этом доначислений НДС и пени не произведено ввиду подачи обществом уточненной налоговой декларации, которая не была исследована (проверена) в рамках налоговой проверки.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлен факт формального составления обществом документов с целью
- 12.05.2024
Обществу доначислены
НДС, штраф и пени в связи с тем, что им была создана видимость осуществления деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, спорные контрагенты были использованы исключительно с целью минимизации налоговых обязательств общества путем злоупотребления правом на использование контрагентами специального налогового режима (УСНО).Итог: требование удовлетворено в связи с недоказанностью на
- 24.03.2024
Общество привлечено
к ответственности по статье 119 НК РФ за нарушение установленного срока представления декларации по налогу на прибыль.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговая декларация представлена обществом с нарушением установленного срока, привлечение общества к ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ является правомерным.
- 24.01.2024
Налоговый орган
начислил водный налог, штраф по п. 1 ст. 119 и п. 1 ст. 122 НК РФ, ссылаясь на занижение обществом налоговой базы в связи с непринятием к учету используемой им в производственных целях подземной воды.Итог: требование удовлетворено, поскольку с учетом заключения судебной экспертизы установлено, что извлеченная обществом из дренажного штрека подземная грунтовая вода обладает признаками колл
- 12.05.2024
Налоговый орган
в ходе проверки пришел к выводу, что общество неправомерно применило вычеты по НДС и включило в состав расходов, уменьшающих сумму доходов от реализации, затраты на основании документов, составленных от имени контрагентов, в отсутствие реальных хозяйственных операций.Итог: в удовлетворении требования отказано в связи с созданием обществом фиктивного документооборота по приобретению у спор
- 05.05.2024
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль, налог по УСН, страховые взносы, пени и штрафы ввиду неправомерного освобождения от уплаты НДС, применения пониженных ставок и тарифов по итогам формальной передачи обществом исключительных прав на использование базы данных взаимозависимым и подконтрольным лицам, а также ввиду занижения доходов до реорганизации общества в форме присоединения.Итог: в удовле
- 05.05.2024
Налоговый орган
доначислил налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), пени и штраф, указав на то, что общество при определении налоговой базы не учло потери, образовавшиеся в результате списания балансовых запасов с государственного баланса запасов полезных ископаемых, находящихся за контурами горных работ, в связи с неверным определением количества погашаемых балансовых запасов при добыче угля.Итог: де
- 05.08.2013 Письмо ФНС России от 19.07.2013 г. № ЕД-18-3/810@
- 04.09.2012 Информация ФТС России от 31.08.2012 года
- 16.07.2012 Проект Федерального закона
- 07.03.2024 Письмо Минфина России от 26.02.2024 г. № 03-02-08/16653
- 14.02.2024 Письмо ФНС России от 06.02.2024 г. № ЗГ-2-7/1561
- 15.11.2023 Письмо Минфина России от 17.10.2023 г. № 03-02-07/99155
- 23.10.2013 Письмо ФНС от 30 сентября 2013 г. № СА-4-7/17536
- 27.11.2012 Письмо ФНС России от 21.11.2012 г. № АС-4-2/19575@
- 21.11.2010 Письмо Минфина РФ от 12 ноября 2010 г. N 03-02-07/1-518
- 27.03.2024 Письмо ФНС России от 19.03.2024 г. № БВ-2-7/4222
- 02.11.2023 Письмо Минфина России от 13.09.2023 г. № 03-07-08/87245
- 26.07.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.06.2023 г. № Ф08-5353/2023 по делу № А20-1406/2021
Комментарии