Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 09.03.2023 г. № Ф03-489/2023 по делу № А51-8538/2022

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 09.03.2023 г. № Ф03-489/2023 по делу № А51-8538/2022

Общество считало, что налоговый орган нарушил порядок уведомления о проведении выездной налоговой проверки и необоснованно определил период деятельности, охваченный проверкой.

Итог: в удовлетворении требования отказано, так как срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о ее назначении; фактическое получение обществом решения о проведении выездной налоговой проверки на несколько дней позже его вынесения не влияет на законность проведения проверки за спорный период.

22.03.2023Российский налоговый портал 

 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 марта 2023 г. N Ф03-489/2023

 

Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 09 марта 2023 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Филимоновой Е.П.

судей Меркуловой Н.В., Никитиной Т.Н.

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью "Нас Ойл": Горяный А.В., представитель по доверенности от 24.06.2022 N 1/2019;

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Приморскому краю: Алимгулов А.О., представитель по доверенности от 08.02.2023 N 06-19/05580;

рассмотрев в судебном заседании путем использования системы веб-конференции кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нас Ойл"

на решение от 12.10.2022, постановление Пятого арбитражного апелляционного 16.12.2022

по делу N А51-8538/2022 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нас Ойл" (ОГРН 1162536063359, ИНН 2537125368, адрес: 690062, Приморский край, г. Владивосток, ул. Днепровская, д. 25А, оф. 11)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Приморскому краю (ОГРН 1122539000011, ИНН 2543000014, адрес: 690039, Приморский край, г. Владивосток, ул. Русская, д. 19)

о признании незаконными решения о проведении выездной налоговой проверки в части и действий

 

установил:

 

Общество с ограниченной ответственностью "Нас Ойл" (далее - ООО "Нас Ойл", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными: решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Приморскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) от 29.12.2021 N 28 о проведении выездной налоговой проверки в части проверяемого периода с 01.01.2018 по 31.12.2018; действий должностных лиц инспекции, выразившиеся в проведении выездной налоговой проверки деятельности общества за период с 01.01.2018 по 31.12.2018.

Решением суда от 12.10.2022, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного 16.12.2022, ООО "Нас Ойл" в удовлетворении заявленных требований отказано.

Общество в кассационной жалобе, а также его представитель в судебном заседании в режиме веб-конференции просят решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Ссылается на неправильное применение судами норм материального права, выразившееся в неправильном истолковании закона; неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. По его мнению, исходя из положений пункта 4 статьи 87, пункта 4 статьи 31 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), писем Федеральной налоговой службы России, основным условием для совершения проверяющими инспекторами действий по проведению выездной налоговой проверки является вручение налогоплательщику любым способом решения о проведении такой проверки. Полагает, что с учетом даты получения обществом решения о проведении выездной налоговой проверки, проведение проверки за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 незаконно. Приводит доводы об ошибочности выводов судов о том, что налоговым органом не нарушен порядок проведения выездной налоговой проверки. Считает необоснованным признание судами допустимыми доказательствами представленные инспекцией скриншоты. Указывает, что судами не дана оценка доводам общества в части признания незаконными действий проверяющих при формировании и отправке спорного решения о проведения выездной налоговой проверки от 29.12.2021.

В суде кассационной инстанции обществом заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела ответ Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Приморском крае от 30.12.2022 N 58/218-ОБ на обращение руководителя ООО "Нас Ойл", рассмотрев которое Арбитражный суд Дальневосточного округа, учитывая полномочия суда кассационной инстанции, предусмотренные статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) оснований для удовлетворения не установил.

Инспекция в отзыве на кассационную жалобу, а также ее представитель в суде кассационной инстанции против доводов общества возражают, просят принятые по делу судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, инспекцией в порядке, установленном статьей 89 Налогового кодекса вынесено решение от 29.12.2021 N 28 "О проведении выездной налоговой проверки", которое вместе с требованием от 29.12.2021 N 22331 "О представлении документов (информации)" и уведомлением от 29.12.2021 N 26 "О необходимости обеспечения ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов" направлено 29.12.2021 в адрес общества по телекоммуникационным каналам связи (ТКС).

ООО "Нас Ойл" 10.01.2022 получены только уведомление от 29.12.2021 N 26 и решение от 30.12.2021 N 28/1, что подтверждается квитанцией о приеме электронного документа.

Информация о получении налогоплательщиком решения от 29.12.2021 N 28 и требования от 29.12.2021 N 22331 от оператора связи в инспекцию не поступила, в связи с чем указанные документы 13.01.2022 продублированы по ТКС, информации о получении документов от оператора связи также не поступило.

17.01.2022 в адрес общества направлено уведомление от 17.01.2022 N 180 "О вызове в налоговый орган налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента)", в котором налогоплательщику предложено явиться 18.01.2022 в инспекцию для получения решения от 29.12.2021 N 28 и иных документов. Данное уведомление налогоплательщиком получено 18.01.2022, что подтверждается квитанцией о приеме электронного документа.

В связи с неявкой заявителя 18.01.2022 инспекцией в адрес общества по ТКС 20.01.2022 направлено уведомление от 19.01.2022 N 224 "О вызове в налоговый орган налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента)", в котором налогоплательщику предложено явиться 21.01.2022 для получения решения от 29.12.2021 N 28 и иных документов.

Данное уведомление налогоплательщиком получено 24.01.2022, что подтверждается квитанцией о приеме электронного документа. Вместе с тем, 21.01.2022 представителем ООО "Нас Ойл" Горяным А.В. по доверенности лично получены требование от 29.12.2021 N 22331 и решение от 29.12.2021 N 28, что подтверждается подписью представителя в указанных документах.

Общество, не согласившись с позицией налогового органа о проведении выездной налоговой проверки в части направления уведомления от 29.12.2021 N 26, решения от 30.12.2021 N 28/1, а также действий должностных лиц инспекции, в соответствии со статьей 101.2 Налогового кодекса обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю с апелляционной жалобой.

Решением УФНС России по Приморскому краю от 14.02.2022 N 13-09/05642@ жалоба оставлена без удовлетворения.

На решение УФНС России по Приморскому краю обществом направлена жалоба в ФНС России, которая решением от 12.04.2022 N КЧ-3-9/3459@ оставлена без удовлетворения.

Также ООО "Нас Ойл" 18.03.2022 направлена жалоба на решение Межрайонной ИФНС России N 12 по Приморскому краю от 29.12.2021 N 28 о проведении выездной налоговой проверки. По результатам рассмотрения жалобы Управлением принято решение от 08.04.2022 N 13-09/14295@, согласно которому жалоба на решение от 29.12.2021 N 28 оставлена без удовлетворения.

Общество, полагая, что решение инспекции от 29.12.2021 N 28 в части проверяемого периода с 01.01.2018 по 31.12.2018 и действия ее должностных лиц являются незаконными и нарушают права и законные интересы ООО "Нас Ойл", обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, поддержанному апелляционным судом, о том, что оспариваемое решение налогового органа и соответствующие действия должностных лиц соответствуют нормам действующего налогового законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя по настоящему делу.

При этом судебные инстанции правомерно исходили из следующего.

Пункт 1 статьи 89 Налогового кодекса предусматривает, что выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Согласно пункту 2 статьи 89 Налогового кодекса решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации.

Нормы Налогового кодекса не содержат положений, регламентирующих способ и сроки вручения налогоплательщику решения о проведении выездной налоговой проверки.

В соответствии с абзацем 2 пункта 4 статьи 89 Налогового кодекса в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Согласно пункту 8 статьи 89 Налогового кодекса срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Судами установлено и подтверждено материалами дела, что решение о назначении проверки принято налоговым органом 29.12.2021, зарегистрировано в АИС Налог-3, следовательно 2018, 2019, 2020 годы являются календарными годами, предшествующими 2021 году.

Отклоняя доводы общества о том, что период проведения выездной налоговой проверки зависит от даты вручения решения о проведении выездной налоговой проверки, руководствуясь пунктом 8 статьи 89 Налогового кодекса, суды правомерно пришли к выводу, что срок проведения проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Кроме того в соответствии с абзацем 2 пункта 4 статьи 31 Налогового кодекса документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика, если порядок их передачи прямо не предусмотрен названным Кодексом.

Лицам, на которых в соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 80 Налогового кодекса возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, указанные документы направляются налоговым органом в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика.

Порядок направления и получения документов, предусмотренных Налоговым кодексом и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также представления документов по требованию налогового органа в электронной форме по ТКС утвержден Приказом ФНС России от 16.07.2020 N ЕД-7-2/448@ (далее - Порядок).

При направлении документов в электронной форме по ТКС они подписываются автоматически электронной подписью налогового органа, а значит, равнозначны документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью должностного лица налогового органа (абзац 5 пункта 4 статьи 31 Налогового кодекса).

Пунктами 9, 10 Порядка предусмотрено, что датой направления участником электронного взаимодействия документа в электронной форме по ТКС считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки электронного документа. При получении участником электронного взаимодействия квитанции о приеме электронного документа датой его получения в электронной форме по ТКС считается дата принятия, указанная в квитанции о приеме электронного документа.

Судами установлено, что оспариваемое решение создано, подписано и направлено в адрес общества в электронном виде по ТКС 29.12.2021.

Доводы кассационной жалобы о непредоставлении налоговым органом доказательств, подтверждающих отправку оспариваемого решения по ТКС в адрес общества 29.12.2021, являлись предметом оценки судов и правомерно отклонены, как противоречащие материалам дела, поскольку распечаткой из программного комплекса налогового органа АИС Налог-3 подтверждается установленные судами обстоятельства.

Фактическое получение обществом решения 21.01.2022 не влияет на законность проведения проверки в отношении налогоплательщика за период с 01.01.2018 по 31.12.2018, поскольку срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о ее назначении, то есть в данном случае с 29.12.2021.

Проверив обжалуемое решение налогового органа на соблюдение ограничений, установленных пунктами 2, 4, 5 статьи 89 Налогового кодекса (проверяемый период не должен превышать трех лет, не может проводиться проверка по одним и тем же налогам за тот же период, не может проводиться более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года), судебные инстанции пришли к обоснованному выводу, что при вынесении оспариваемого решения инспекцией нарушений не допущено.

При таких обстоятельствах суды пришли к верному выводу о том, что оспариваемое решение налогового органа и действия его должностных лиц являются законными, не нарушают прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и мотивированно отклонены, не влияют на правильность выводов судов, свидетельствуют о несогласии общества с оценкой, данной фактическим обстоятельствам, и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.

Выводы судебных инстанций в соответствии со статьей 71 АПК РФ сделаны на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу, с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

 

постановил:

 

решение от 12.10.2022, постановление Пятого арбитражного апелляционного 16.12.2022 по делу N А51-8538/2022 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председательствующий судья

Е.П.ФИЛИМОНОВА

 

Судьи

Н.В.МЕРКУЛОВА

Т.Н.НИКИТИНА

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

Выездные проверки
  • 01.05.2024  

    По результатам выездной налоговой проверки вынесено решение, в соответствии с которым налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, налогоплательщику предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль, пени.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку подтверждено, что налогоплательщиком не исполнена обязанность налогового агента в отношении выплат в адрес иностранной компании; в расход

  • 07.04.2024  

    По итогам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки налоговым органом было принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Оспариваемым решением ФНС России жалоба заявителя оставлена без рассмотрения.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку заявителем пропущен установленный налоговым законодательством трехмесячный срок на подачу жалобы в ФНС

  • 31.03.2024  

    Заявитель считал, что решение о проведении выездной налоговой проверки является незаконным, нарушает его права и законные интересы.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что оспариваемое решение содержит все предусмотренные налоговым законодательством реквизиты, проверяемый период ранее выездной налоговой проверке не подвергался, не представлены обстоятельства, исключающие воз


Вся судебная практика по этой теме »

Досудебное обжалование решений и действий налоговых органов
  • 13.03.2024  

    По мнению общества, оспариваемое решение налогового органа о проведении проверки вынесено с нарушением норм действующего законодательства.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку отсутствуют доказательства превышения налоговым органом установленных законом сроков проведения выездной налоговой проверки, кроме того, законодательство о налогах и сборах не содержит прямого запрета на проведение

  • 21.11.2022  

    Об оспаривании акта о привлечении к налоговой ответственности.

    Обстоятельства: Общество было привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ в связи с непредставлением им по требованию инспекции документов (информации) для проведения мероприятий налогового контроля.

    Итог: требование удовлетворено, так как материалами дела были установлены объективная невозможность общества представить испр

  • 09.11.2022  

    По мнению налогоплательщика, проверка проведена налоговым органом в отсутствие правовых оснований, акт налоговой проверки не составлен, решение по результатам рассмотрения материалов проверки налоговым органом не вынесено.

    Итог: 1) Производство по делу прекращено, поскольку избран неверный способ защиты нарушенного права; 2) Требование оставлено без рассмотрения, поскольку налогоплательщиком не соблюден д


Вся судебная практика по этой теме »