Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.07.2023 г. № Ф05-12343/2023 по делу № А40-201496/2022-146-1559

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.07.2023 г. № Ф05-12343/2023 по делу № А40-201496/2022-146-1559

О признании недействительным решения налогового органа об отказе в зачете (возврате) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа).

Итог: требование удовлетворено, поскольку на общество незаконно была возложена обязанность по уплате излишней суммы административного штрафа, чем было нарушено его право на свободное распоряжение денежными средствами.

13.09.2023Российский налоговый портал 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 июля 2023 г. по делу N А40-201496/2022-146-1559

 

Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2022 года

Полный текст постановления изготовлен 28 июля 2022 года

Арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,

судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,

при участии в заседании:

от истца (заявителя) ООО "ТК Элеватор": Травкиной Н.А. (дов. от 20.09.2022 г.);

от ответчика ИФНС России N 25 по г. Москве: Акулич А.Е. (дов. N 05-11/007 от 09.01.2023 г.);

рассмотрев 25 июля 2023 г. в судебном заседании кассационную жалобу ИФНС Рос-сии N 25 по г. Москве

на решение Арбитражного суда города Москвы от 16 декабря 2022 г.,

постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06 апреля 2023 г.,

по делу N А40-201496/2022-146-1559

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТК Элеватор"

к Инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по г. Москве

о признании недействительным решения,

 

установил:

 

постановлениями Инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по г. Москве (далее - ИФНС России N 25 по г. Москве, налоговый орган) от 03 декабря 2020 г. по делам об административных правонарушениях N 77252029400033500002 (сумма штрафа 6 091 461,74 руб.), N 77252029400041700002 (сумма штрафа 6 810 562,90 руб.), N 77252029400056300002 (сумма штрафа 7 077 788,01 руб.), N 77252029400069800002 (сумма штрафа 9 735 102 руб.), N 77252029400077900002 (сумма штрафа 2 068 017,41 руб.) (далее - постановления) общество с ограниченной ответственностью "ТК Элеватор" (далее - ООО "ТК Элеватор", общество, заявитель) было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение требований Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании), выразившихся в зачислении на свой счет, открытый в банке AZER-TURK BANK (Азербайджан), денежных средств в иностранной валюте за оказанные услуги от нерезидентов, минуя счета в уполномоченных банках Российской Федерации.

Указанные постановления были обжалованы обществом в судебном порядке в рамках дела N А40-7265/21. Решением Арбитражного суда города Москвы от 17 мая 2021 г., остав-ленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 июля 2021 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.

08 сентября 2021 г. ООО "ТК Элеватор" обратилось в ИФНС России N 25 по г. Москве с ходатайствами о прекращении исполнения постановлений в связи с вступлением 01 июля 2021 г. в силу Федерального закона от 28 июня 2021 г. N 223-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ).

Постановлениями ИФНС России N 25 по г. Москве от 20 октября 2021 г. N 77252029400033500002/ПИ, N 77252029400041700002/ПИ, N 77252029400056300002/ПИ, N 77252029400069800002/ПИ, N 77252029400077900002/ПИ в прекращении исполнения поста-новлений отказано.

Административные штрафы по постановлениям налогового органа были оплачены обществом 24 сентября 2021 г., что подтверждается платежными поручениями N 05089, N 05090, N 05092, N 05093, N 05094.

14 июля 2022 г. ООО "ТК Элеватор" обратилось в ИФНС России N 25 по г. Москве с заявлением о возврате излишне взысканных административных штрафов в размере 31 782 932,06 руб. и начислении процентов по ключевой ставке Банка России с момента взыскания (вынужденной уплаты) штрафов до момента их возврата.

По результатам рассмотрения вышеуказанного заявления ИФНС России N 25 по г. Москве письмом от 16 сентября 2022 г. N 11-25/27302@ сообщила заявителю об отсутствии оснований для возврата денежных средств, мотивированное тем, что ранее общество обра-щалось в налоговый орган с соответствующими ходатайствами о прекращении исполнения постановлений в связи с вступлением 01 июля 2021 г. в силу Федерального закона N 223-ФЗ, по результатам рассмотрения которых постановлениями от 20 октября 2021 г. N 77252029400033500002/ПИ, N 77252029400041700002/ПИ, N 77252029400056300002/ПИ, N 77252029400069800002/ПИ, N 77252029400077900002/ПИ в прекращении исполнения поста-новлений отказано.

Одновременно с указанным письмом обществом получено решение налогового органа от 09 сентября 2022 г. N 4378 "Об отказе в зачете (возврате) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа)" на общую сумму 31 782 932,06 руб.

Считая свои права нарушенными, ООО "ТК Элеватор" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ИФНС России N 25 по г. Москве о признании недействительным решения от 09 сентября 2022 г. N 4378 "Об отказе в зачете (возврате) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа)" и обязании ИФНС России N 25 по г. Москве устранить допущенное нарушение права ООО "ТК Элеватор" и принять решение о возврате ООО "ТК Элеватор" суммы излишне взысканных административных штрафов в общей сумме 31 782 932,06 руб., а также о начислении и выплате процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы по ключевой ставке Банка России с 24 сентября 2021 г., даты взыскания (вынужденной уплаты) штрафов, до даты возврата и направить решение о возврате ООО "ТК Элеватор" суммы излишне взысканного административного штрафа в общей сумме 31 782 932,06 руб., начислении и выплате процентов в соответствующий орган Федерального казначейства для осуществления возврата в срок, не превышающий одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу (с учетом уточнения требований).

Решением Арбитражного суда города Москвы от 16 декабря 2022 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 06 апреля 2023 г., заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным решение ИФНС России N 25 по г. Москве от 09 сентября 2022 г. N 4378 "Об отказе в зачете (возврате) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа)". Суд обязал ИФНС России N 25 по г. Москве в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке. Также разрешен вопрос о распределении между сторонами судебных расходов.

В кассационной жалобе ИФНС России N 25 по г. Москве просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на отсутствие оснований для воз-врата уплаченных в добровольном порядке административных штрафов по постановлениям.

В отзыве на кассационную жалобу ООО "ТК Элеватор" просит оставить судебные ак-ты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.

В заседании кассационной инстанции представитель ИФНС России N 25 по г. Москве поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ООО "ТК Элеватор" против ее удовлетворения возражал.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав предста-вителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к от-мене обжалуемых судебных актов.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Фе-дерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявле-нием о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными реше-ний и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный право-вой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативно-му правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Феде-рации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Статьей 12 Закона о валютном регулировании установлен исчерпывающий перечень допустимых случаев зачисления денежных средств на счета (вклады) резидентов, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации миную счета в уполномоченных банках.

Федеральным законом N 223-ФЗ внесены изменения в абзац второй части 5 статьи 12 Закона о валютном регулировании, в соответствии с которым, абзац второй части 5 статьи 12 Закона о валютном регулировании изложен в следующей редакции: "Наряду со случаями, указанными в абзаце первом настоящей части, на счета резидентов, открытые в банках, рас-положенных за пределами территории Российской Федерации, могут быть зачислены денежные средства в валюте Российской Федерации и иностранной валюте но внешнеторговым договорам (контрактам), заключенным такими резидентами с нерезидентами, в отношении которых требования, установленные пунктом 1 части 1 статьи 19 настоящего Федерального закона, были отменены".

Таким образом, Федеральным законом N 223-ФЗ были внесены изменения, отменяю-щие обязательное требование о репатриации резидентами на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты, причитающейся в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между резидентами и нерезидентами, сумма обяза-тельств по которым определена в иностранной валюте и (или) условиями которых преду-смотрена оплата в иностранной валюте за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллек-туальной деятельности, в том числе исключительные права на них (за исключением установленного перечня товаров сырьевого экспорта, классифицированных в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС).

Изменения вступили в силу 01 июля 2021 г.

Частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ предусмотрено, что закон, смягчающий или отменяю-щий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило администра-тивное правонарушение до вступления такого закона в силу.

Содержание части 2 статьи 2 Федеральным законом N 223-ФЗ не исключало примене-ние положений части 2 статьи 1.7 КоАП к рассматриваемым отношениям.

В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Феде-рации от 22 июня 2012 г. N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответ-ственности за совершение публично-правового правонарушения" разъяснено, что в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.

Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение налогового органа не соответствует положениям действующего законодательства, поскольку общество правомерно обратилось с заявлением о возврате уплаченных штрафов по постановлениям, учитывая положения Федерального закона N 223-ФЗ.

Судами с учетом положений пункта 2 статьи 31.7, статьи 31.8 КоАП РФ, письма Федеральной налоговой службы от 01 сентября 2021 г. N БВ-4-7/12350@, Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2020 г. N 36-П сделаны выводы о том, что на общество незаконно была возложена обязанность по уплате излишней суммы административного штрафа по постановлениям после вступления в законную силу Федерального закона N 223-ФЗ.

Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответ-ствуют положениям действующего законодательства.

Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

В качестве способа устранения нарушенных прав заявителя суд обязал ИФНС России N 25 по г. Москве в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке.

Суд кассационной инстанции полагает, что избранный способ приведет к восстановлению нарушенного права.

Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебных актов.

При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает каких-либо нару-шений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основа-нием к отмене принятых судебных актов.

Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Рос-сийской Федерации, суд

 

постановил:

 

решение Арбитражного суда города Москвы от 16 декабря 2022 г., постановление Де-вятого арбитражного апелляционного суда от 06 апреля 2023 г. по делу N А40-201496/2022-146-1559 оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС России N 25 по г. Москве - без удовлетворения.

 

Председательствующий судья

Е.А.АНАНЬИНА

 

Судьи

В.В.КУЗНЕЦОВ

Е.Е.ШЕВЧЕНКО

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

Возврат (зачет) налогов
  • 26.11.2023  

    В связи с обнаружением переплаты по НДС, НДФЛ и налогу на прибыль конкурсный управляющий общества обратился с заявлением о возврате спорной суммы на расчетный счет налогоплательщика. Налоговый орган отказал в возврате денежных средств в связи с истечением трехлетнего срока с момента уплаты налога.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку смена руководителя на конкурсного управляющего, а также

  • 08.11.2023  

    Налоговый орган указал на отсутствие уплаты земельного налога в надлежащем размере.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как налоговым органом доказано неверное исчисление налогоплательщиком земельного налога, подтверждено увеличение кадастровой стоимости участка, обусловленное изменением вида его разрешенного использования, учтены неисполнение требования об уплате земельного налога и пеней, на

  • 08.11.2023  

    Налогоплательщик полагал, что при расчете налога на имущество налоговым органом применена неверная стоимость объекта недвижимости.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как кадастровая стоимость спорного объекта определена по результатам кадастровой оценки, утвержденным нормативным актом, дальнейшее увеличение данной стоимости обусловлено уточнением площади объекта.


Вся судебная практика по этой теме »

Обязанности налогоплательщиков
  • 30.07.2023  

    Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ за неприменение контрольно-кассовой техники.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку в действиях предпринимателя отсутствует событие вменяемого административного правонарушения, так как используемая предпринимателем холодильная витрина не обеспечивает сохранность товара.

  • 24.05.2023  

    Истец указывает, что ему было необоснованно отказано в предоставлении справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, а также справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку заявителем не доказано нарушение его прав и законных интересов оспариваемыми действиями.

  • 05.08.2019  

    Налоговым органом в целях обеспечения исполнения решения о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения приняты обеспечительные меры в виде запрета на отчуждение без согласия налогового органа в отношении автомобиля. Заявитель ссылался на то, что на момент принятия налоговым органом оспариваемого акта он являлся собственником спорного транспортного средства.

    Итог: требо


Вся судебная практика по этой теме »