Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16.09.2021 г. № Ф05-18223/2021 по делу № А40-43352/2020

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16.09.2021 г. № Ф05-18223/2021 по делу № А40-43352/2020

При заключении соглашения об изъятии объекта для государственных нужд нежилого помещения между сторонами возникли разногласия в части определения суммы возмещения нежилого помещения с учетом НДС.

Итог: требование удовлетворено в части, сумма возмещения за изъятие нежилого помещения определена без учета НДС, поскольку полученное обществом возмещение предназначено для компенсации убытков, возникших у него в связи с изъятием объекта недвижимости для нужд субъекта РФ, и не связано с реализацией каких-либо товаров (работ, услуг).

25.01.2022Российский налоговый портал 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 сентября 2021 г. по делу N А40-43352/2020

 

Резолютивная часть постановления объявлена 09.09.2021

Полный текст постановления изготовлен 16.09.2021

Арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего - судьи Лазаревой И.В.

судей Красновой С.В. и Филиной Е.Ю.

при участии в заседании:

от Департамента городского имущества города Москвы - Моисеев А.И., по доверенности от 23.12.2020 N 33-Д-1557/20

от АО "Мосгаз" - Сучков И.В., по доверенности от 31.12.2020 N 20-03/590

от Правительства Москвы - не явился, извещен

рассмотрев в судебном заседании 09.09.2021 кассационную жалобу

Департамента городского имущества города Москвы (истца) и Правительства Москвы (третьего лица)

на решение Арбитражного суда города Москвы от 20.02.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2021 по делу N А40-43352/2020

по иску Департамента городского имущества города Москвы

к Акционерному обществу "Мосгаз"

об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд города Москвы, третье лицо: Правительство Москвы,

 

установил:

 

Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к Акционерному обществу "Мосгаз" (далее - АО "Мосгаз", Общество, ответчик) об изъятии для государственных нужд города Москвы нежилого помещения с кадастровым номером 77:05:0005005:10113, площадью 955,7 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Кошкина, д. 9, установлении условий выкупа.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Москвы (далее - третье лицо).

Решением Арбитражного суда города Москвы от 20.02.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2021, исковые требования удовлетворены; имущество изъято для государственных нужд, установлена сумма возмещения правообладателю за изымаемое нежилое помещение в сумме 75 942 000 руб.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Департамент и Правительство обратились в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просят решение и постановление отменить в части установления размера компенсации нежилого помещения и принять новый судебный акт об установлении спорной суммы в размере 63 543 000 руб.

В кассационной жалобе заявители оспаривают выводы судов в отношении установления суммы возмещения нежилого помещения, определенной с учетом налога на добавленную стоимость (далее - НДС), считают, что определение суммы возмещения стоимости изымаемого имущества не является реализацией товаров по смыслу статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации; судами неправильно применены нормы Земельного кодекса Российской Федерации и статей 146, 162 Налогового кодекса Российской Федерации в части обложения НДС суммы компенсации.

В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о рассмотрении настоящей кассационной жалобы размещена на общедоступных сайтах Арбитражного суда Московского округа http://www.fasmo.arbitr.ru и http://kad.arbitr.ru в сети "Интернет".

Определением Арбитражного суда Московского округа от 02.07.2021 кассационная жалоба Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы на решение Арбитражного суда города Москвы от 20.02.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2021 по делу N А40-43352/2020 принята к производству, судебное заседание по рассмотрению кассационной жалобы назначено на 09 час. 30 мин.

Определением Арбитражного суда Московского округа от 12.08.2021 в составе суда: председательствующего - судьи Лазаревой И.В., судей Беловой А.Р., Филиной Е.Ю. судебное заседание по рассмотрению кассационных жалоб отложено на 09.09.2021 на 15 час. 15 мин.

Определением Арбитражного суда Московского округа от 07.09.2021 произведена замена судьи Беловой А.Р. на судью Красновой С.В. по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ввиду отпуска судьи Беловой А.Р.

До рассмотрения кассационной жалобы от ответчика поступил отзыв на кассационную жалобу с доказательствами заблаговременного направления сторонам, который приобщен судебной коллегией к материалам дела.

В заседании суда кассационной инстанции от 09.09.2021 представитель Департамента и Правительства поддержал доводы своей кассационной жалобы, настаивал на ее удовлетворении; представитель АО "Мосгаз" возражал против удовлетворения кассационной жалобы по доводам отзыва на нее.

Изучив материалы дела, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, проверив в порядке статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, судебная коллегия суда кассационной инстанции считает судебные акты подлежащими изменению по следующим основаниям.

Как установлено судами и следует из материалов дела, АО "Мосгаз" является собственником нежилого помещения с кадастровым номером 77:05:0005005:10113, площадью 955,7 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Кошкина, д. 9.

13.09.2019 Департаментом городского имущества города Москвы издано распоряжение N 36353 "Об изъятии для государственных нужд объекта недвижимого имущества", в соответствии с которым подлежит изъятию для государственных нужд города Москвы для целей реализации постановления Правительства Москвы от 01.08.2017 N 497-ПП "О программе реновации жилищного фонда в городе Москве", нежилое помещение общей площадью 955,7 кв. м, с кадастровым номером 77:05:0005005:10113, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Кошкина, д. 9.

12.11.2019 Департаментом городского имущества города Москвы в адрес АО "Мосгаз" направлено соглашение об изъятии исх. N ДГИ-И-79771/19, в ответ на которое 27.12.2019 АО "Мосгаз" в адрес Департамента направило свой проект соглашения. Сумма денежной компенсации определена в соглашении на основании отчета об оценке от 11.10.2019 N П269/1-19, выполненного независимой оценочной организацией ООО "Оценка и Консалтинг", в размере 74 392 000 руб. с НДС (61 993 000 руб. без НДС), размер убытков, причиненных изъятием нежилого помещения, определен в сумме 1 860 000 руб. с НДС (1 550 000 руб. без НДС).

Поскольку при заключении соглашения об изъятии объекта для государственных нужд нежилого помещения между сторонами возникли разногласия, которые не были урегулированы сторонами в досудебном порядке, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.

Разрешая спор, суды исходили из того, что при возмездном изъятии объектов недвижимости основания для освобождения от уплаты НДС отсутствуют, в связи с чем, в выкупную стоимость объекта недвижимости ответчика подлежит включению сумма НДС, таким образом, размер денежной компенсации составляет 74 392 000 руб.

Вместе с тем, судами не учтено следующее.

Согласно частям 1 - 3 статьи 239.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, отчуждение зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, находящихся на изымаемом для государственных или муниципальных нужд земельном участке, либо помещений или машино-мест, расположенных в таких зданиях, сооружениях (за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемом земельном участке не противоречит цели изъятия), осуществляется в связи с изъятием земельного участка, на котором расположены такие здания, сооружения, объекты незавершенного строительства; в случае, если собственнику земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, или лицу, которому такой земельный участок принадлежит на ином праве, принадлежат расположенные на таком земельном участке объекты недвижимого имущества, изъятие такого земельного участка и отчуждение таких объектов в соответствии с настоящей статьей осуществляются одновременно.

При этом, отчуждение зданий, сооружений, помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях, объектов незавершенного строительства в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

В силу части 6 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд. В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.

В соответствии со статьей 281 Гражданского кодекса Российской Федерации за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.

В случае если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.

Согласно правовой позиции, отраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.06.2009 N 2019/09, в случае прекращения права владения и пользования земельным участком при его изъятии, а также лишения права собственности на иное имущество, расположенное на данном участке, средства, полученные правообладателем в виде компенсации указанных убытков, не подлежат включению в налоговую базу при исчислении налога на прибыль.

В силу пункта 1 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу на безвозмездной основе.

Операции по реализации земельных участков не признаются объектом обложения налога на добавленную стоимость (подпункт 6 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно письму Министерства финансов РФ от 21.11.2019 N 03-03-06/1/90029, суммы компенсации, полученные организацией за изъятие земельного участка, в налоговую базу на добавленную стоимость не включаются.

Таким образом, из смысла норм налогового законодательства Российской Федерации следует, что возмещение убытков (выплата компенсации) в размере стоимости изъятого для государственных (муниципальных) нужд имущества его собственнику не является операцией, облагаемой НДС, поскольку такие правоотношения являются установленным гражданским законодательством способом возмещения ущерба, причиненного в результате изъятия имущества.

Учитывая, что недвижимое имущество, расположенное на изъятом у собственника земельном участке, не имеет собственной правовой судьбы в отрыве от земельного участка; отчуждение зданий, сооружений, помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях, объектов незавершенного строительства в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, что соответствует принципу единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов, в рассматриваемом случае полученное обществом возмещение предназначено для компенсации убытков, возникших у него в связи с изъятием объекта недвижимости для нужд города Москвы, и не связано с реализацией каких-либо товаров (работ, услуг).

Принимая во внимание указанные обстоятельства, вывод судов об определении размера возмещения с учетом рыночной стоимости объекта нежилого фонда с НДС является необоснованным.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.

Поскольку судами установлены фактические обстоятельства дела, однако неверно применены нормы материального права, суд кассационный инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, судебные акты изменить в части установления размера компенсации, установив сумму возмещения за изъятие нежилого помещения с кадастровым номером 77:05:0005005:10113 в соответствии с отчетом об оценке от 11.10.2019 N П-269/1-19, выполненным независимой экспертной организацией ООО "Оценка и Консалтинг", в размере 61 993 000 руб. без НДС. Общий размер возмещения АО "МОСГАЗ", с учетом рыночной стоимости объекта недвижимости и убытков, причиненных изъятием, составляет 63 543 000 руб. (61 993 000 + 1 550 000).

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 

постановил:

 

решение Арбитражного суда города Москвы от 20.02.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2021 по делу N А40-43352/2020 изменить в части установления суммы возмещения правообладателю - Акционерному обществу "МОСГАЗ" за изымаемое нежилое помещение в соответствии с отчетом об оценке от 11.10.2019 N П-269/1-19, выполненным независимой экспертной организацией ООО "Оценка и Консалтинг". Установить сумму возмещения Акционерному обществу "МОСГАЗ" в размере 63 543 000 рублей.

В остальной части решение Арбитражного суда города Москвы от 20.02.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2021 по делу N А40-43352/2020 оставить без изменения.

 

Председательствующий судья

И.В.ЛАЗАРЕВА

 

Судьи

С.В.КРАСНОВА

Е.Ю.ФИЛИНА

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Объект налогообложения
Все новости по этой теме »

Порядок определения налоговой базы
Все новости по этой теме »

Случаи восстановления НДС
Все новости по этой теме »

Объект налогообложения
Все статьи по этой теме »

Порядок определения налоговой базы
Все статьи по этой теме »

Случаи восстановления НДС
Все статьи по этой теме »

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

Объект налогообложения
  • 28.06.2023  

    Заказчик отказал подрядчику в приемке и оплате части работ, заявив, что вместо выделения суммы НДС подрядчик применил коэффициент, не соответствующий условиям контракта.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку отсутствие у подрядчика обязанности начислить НДС не исключает обязанности заказчика оплатить работы по цене, установленной контрактом, факт применения подрядчиком поправочного коэффициента не под

  • 31.05.2023  

    Налоговый орган доначислил налогоплательщику (банкроту) НДС, пени и штраф, выявив, что он неправомерно заявил налоговый вычет по НДС по товарам (работам, услугам), приобретаемым для выполнения работ (оказания услуг), не признаваемых объектом налогообложения НДС.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что с момента признания налогоплательщика банкротом его хозяйственная деятельн

  • 16.10.2022  

    Налоговый орган доначислил НДС, налог на прибыль, пени и штраф, указав на предоставление обществом документов, содержащих недостоверные сведения и не подтверждающих реальность хозяйственных операций по взаимоотношениям с контрагентом.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказано наличие недостоверной информации в представленных на проверку первичных документах, реальность сделок с заявле


Вся судебная практика по этой теме »

Порядок определения налоговой базы
  • 05.05.2024  

    Проверкой выявлено получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды по неподтвержденным сделкам.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку у заявленных контрагентов отсутствуют необходимые для исполнения договоров движимое и недвижимое имущество, персонал, транспортные средства, налоговая отчетность ими не представлялась либо представлялась с минимальными показателями, по месту гос

  • 21.04.2024  

    Оспариваемым решением обществу доначислен НДС, начислены пени.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказаны факты занижения обществом налоговой базы по НДС на сумму реализации строительных материалов, некорректного отражения спорных хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.

  • 10.03.2024  

    Налоговый орган начислил НДС, пени и штраф, сделав вывод об искажении налогоплательщиком сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогооблагаемой базы.

    Итог: дело передано на новое рассмотрение, поскольку не был сделан вывод о наличии или отсутствии у налогоплательщика права на вычеты НДС с учетом норм действующего законодательства.


Вся судебная практика по этой теме »

Случаи восстановления НДС
  • 12.04.2023  

    Оспариваемым решением обществу доначислены НДС, пени, поскольку передача работ в адрес заказчика-застройщика была квалифицирована налоговым органом как операция по реализации результатов выполненных работ, признаваемых объектом налогообложения НДС.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку в результате расторжения договора и возврата капитальных затрат стоимость работ, приобретенных обществом,

  • 19.03.2023  

    Налоговым органом установлено, что обществу предоставлены субсидии из бюджета без НДС. Общество сослалось на то, что если в сумму выплаченной субсидии не был включен НДС, оно не обязано восстанавливать ранее принятые к вычету суммы налога.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку общество направило субсидию на возмещение ранее понесенных расходов на оплату товаров (работ, услуг) контрагентов,

  • 10.10.2022  

    Начислены налог на добавленную стоимость, пени, штраф исходя из того, что средствами субсидии налогоплательщик произвел расчет с поставщиком топливно-энергетических ресурсов по долгу, включающему НДС, налогоплательщик, ранее принявший к вычету НДС, обязан восстановить налог, получение им субсидии для возмещения затрат означает повторное получение НДС за счет бюджета.

    Итог: дело направлено на новое рассмот


Вся судебная практика по этой теме »