Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Кто обязан подписывать УПД со стороны поставщика?

Кто обязан подписывать УПД со стороны поставщика?

Должна ли организация иметь образцы подписей, чтобы ей не отказали в вычете НДС?

30.10.2020
Российский налоговый портал

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Коренева Ольга

Ответ прошел контроль качества

Зачастую УПД, получаемые от контрагентов, подписаны не генеральным директором и главным бухгалтером, а другими сотрудниками по доверенности.

Должна ли организация иметь образцы подписей этих лиц, чтобы ей не отказали в вычете НДС?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Налоговое законодательство не предусматривает обязанности налогоплательщика запрашивать у контрагентов заверенные копии доверенностей и образцы подписей лиц, которые уполномочены подписывать счет-фактуру (УПД) за директора или главного бухгалтера.

С целью обеспечить оформление УПД требованиям законодательства, а также проявления должной осмотрительности и осторожности в выборе контрагента считаем целесообразным проверить полномочия лиц, действующих от имени поставщика. Для этого рекомендуем запросить заверенные копии доверенностей, с образцами подписей лиц, уполномоченных подписывать УПД. Это подтвердит осведомленность организации о надлежащих полномочиях представителей контрагентов при осуществлении юридически значимых действий.

Обоснование вывода:

Федеральным законом от 18.07.2017 N 163-ФЗ в НК РФ введена ст. 54.1, регламентирующая пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и сумм налогов и взносов. В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 54.1 НК РФ одним из условий правомерного уменьшения налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога является исполнение обязательства по сделке (операции) лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону. При этом если первичные учетные документы подписало неустановленное или неуполномоченное лицо, это не может рассматриваться как самостоятельное основание признать уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы налога к уплате неправомерным (п. 3 ст. 54.1 НК РФ).

Обязательные реквизиты отгрузочных счетов-фактур перечислены в п. 5 ст. 169 НК РФ, авансовых - в п. 5.1 ст. 169 НК РФ, корректировочных - в п. 5.2 ст. 169 НК РФ.

Согласно п. 6 ст. 169 НК РФ счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации. При этом действующим законодательством не установлено запрета на подписание счета-фактуры одним лицом, наделенным правом подписи на основании доверенности, как за руководителя, так и за главного бухгалтера организации (письма Минфина России от 24.07.2019 N 03-07-11/55067, от 21.10.2014 N 03-07-09/53005).

В 2013 году ФНС России выступила с инициативой о замене накладных и актов универсальным передаточным документом (УПД), составляемым на основе формы счета-фактуры, дополненной необходимыми реквизитами (письмо ФНС России от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96). Такой документ, поступивший от поставщика, может служить как подтверждением выставленной суммы НДС, так и подтверждением факта поставки. Форма УПД, доведенная письмом ФНС России от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96@, носит рекомендательный характер.

В письме ФНС России от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96@ указано, что заполнение всех реквизитов УПД, установленных в качестве обязательных для первичных документов ст. 9 Закона N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и для счетов-фактур ст. 169 НК РФ, позволяет использовать его одновременно в целях исчисления налога на прибыль (как первичный документ) и расчетов с бюджетом по НДС (как счет-фактуру) (статус документа "1"). При этом в целях исчисления и уплаты НДС правила регистрации и оформления УПД совпадают с правилами оформления и регистрации счетов-фактур. Смотрите письмо ФНС России от 21.04.2014 N ГД-4-3/7593.

В соответствии с п. 2 ст. 169 НК РФ ошибки в счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товара (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также ставку и сумму налога, не являются основанием для отказа в вычете НДС.

Налоговое законодательство (глава 21 НК РФ) не предусматривает обязанности налогоплательщика запрашивать заверенные копии доверенностей и образцы подписей лиц, которые уполномочены подписывать счет-фактуру (УПД) за директора или главного бухгалтера. На вопрос налогоплательщика о необходимости проведения почерковедческой экспертизы Минфин России в письме от 23.04.2010 N 03-02-07/1-187 указал, что все хозяйственные операции должны оформляться оправдательными документами. Достоверность содержащихся в таких документах данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.

Однако проверяющие могут усомниться как в полномочиях указанных лиц, так и в том, соответствует ли подпись на документе подписи лица, которому право передано по доверенности, и для проведения налогового контроля привлечь эксперта (пп. 11 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 95 НК РФ), в том числе в рамках камеральной налоговой проверки (постановление АС Западно-Сибирского округа от 14.03.2016 N Ф04-28823/2015, Западно-Сибирского округа от 13.02.2006 N Ф04-185/2006(19515-А67-25). При этом доказательства фальсификации документов, представляемых налогоплательщиком, могут использоваться только с учетом того, что проведение экспертизы не может рассматриваться как самостоятельное и достаточное доказательство налогового нарушения (письмо ФНС России от 31.10.2017 N ЕД-4-9/22123@). Поскольку п. 3 ст. 54.1 НК РФ предусматривает несколько критериев, которые самостоятельно не могут служить основанием для предъявления налоговых претензий: подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом; нарушение контрагентом налогового законодательства; наличие возможности получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций). Данные критерии закреплены в ст. 54.1 НК РФ для того, чтобы исключить возможность предъявления налоговыми органами формальных претензий к налогоплательщикам.

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 3 определения КС РФ от 15.02.2005 N 93-О, обязанность подтверждать правомерность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике - покупателе товара (работы, услуги), поскольку именно он выступает субъектом, применяющим при исчислении итоговой суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, вычет сумм налога, начисленных поставщиком. При этом, как указывалось выше, документы, подтверждающие налоговые вычеты, должны отражать достоверную информацию. КС РФ в определении от 16.10.2003 N 329-О разъяснил, что толкование ст. 57 Конституции РФ в системной связи с другими положениями Конституции РФ не позволяет сделать вывод, что налогоплательщик несет ответственность за действия третьих лиц. В то же время п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 определено, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности, и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом.

В судебной практике встречаются отказы в вычете на том основании, что счета-фактуры подписаны неуполномоченными лицами (постановление АС Западно-Сибирского округа от 25.12.2015 N Ф04-28466/15 по делу N А03-1434/2015). В данном деле довод налогоплательщика о представлении в налоговый орган всех необходимых документов в качестве подтверждения обоснованности применения налоговых вычетов был отклонен судом кассационной инстанции, поскольку для получения налоговой выгоды недостаточно лишь представления всех предусмотренных законом документов, необходимо, чтобы перечисленные документы отвечали критерию достоверности, полноты и непротиворечивости, а действия налогоплательщика - критерию экономической обоснованности и осмотрительности. Общество не обеспечило соответствие требованию достоверности первичных документов, тем самым не проявило должную осмотрительность и осторожность, следовательно, должно было предвидеть неблагоприятные последствия в виде отказа в применении налоговых вычетов по НДС по документам, составленным от имени спорных контрагентов. Суд посчитал, что Общество должно было не только проверить правоспособность контрагентов, но и оценить условия сделки, проверить деловую репутацию и платежеспособность контрагентов, риск неисполнения им обязательств, а также убедиться в том, что подписание документов от имени контрагентов осуществляется полномочными представителями, сами документы содержат достоверные сведения.

Результаты почерковедческой экспертизы наряду с иными обстоятельствами легли в основу принятия судом решения об отказе в применении налоговых вычетов по НДС в постановлениях АС Западно-Сибирского округа от 20.12.2018 N Ф04-6132/18 по делу N А67-10104/2017, Одиннадцатого ААС от 30.12.2016 N 11АП-16074/16, ФАС Западно-Сибирского округа от 20.11.2012 N А03-5023/2012, Восточно-Сибирского округа от 18.10.2012 N А10-4600/2011).

Есть случаи, когда налогоплательщикам удается доказать, что наличие подписи неустановленного лица на документе не является причиной отказа в вычете (постановления Президиума ВАС РФ от 08.06.2010 N 17684/09, ФАС Центрального округа от 04.12.2012 N А54-1087/2012, ФАС Уральского округа от 01.06.2012 N Ф09-4042/12, Северо-Кавказского округа от 15.03.2012 N А32-25584/2010).

О том, что проверка полномочий лиц, выступающих от имени контрагента, свидетельствует о проявлении должной осмотрительности, следует, например, из постановлений АС Западно-Сибирского округа от 16.05.2019 N Ф04-1392/2019 по делу N А03-10836/2018, АС Уральского округа от 02.02.2018 N Ф09-8782/17 по делу N А60-25288/2017, однако за исключением тех случаев, когда меры были предприняты для создания видимости правомерного поведения налогоплательщика (постановление АС Московского округа от 06.10.2017 N Ф05-12206/2017 по делу N А40-175066/2016).

Следует учитывать, что формальные претензии к контрагентам налогоплательщика при отсутствии фактов, опровергающих реальность совершения контрагентом сделок и операций, заявленных налогоплательщиком, не являются самостоятельным основанием для отказа в учете расходов и в налоговых вычетах по сделкам (операциям) (письмо ФНС России от 22.04.2020 N СД-19-2/99).

Задача субъекта экономической деятельности - соблюдать определенного рода осторожность и осмотрительность при выборе контрагентов, поскольку в случае непроявления таковой и нереализации своей обязанности по обеспечению соответствия требованию достоверности первичных документов, на основании которых он претендует на право получения налоговых льгот или налоговых вычетов, он в силу ст. 2 ГК РФ несет риск неблагоприятных последствий такого рода бездействия (постановление Пятнадцатого ААС от 08.03.2020 N 15АП-24319/19 по делу N А53-10663/2019).

На основании изложенного, с целью обеспечить оформление УПД (счетов-фактур и первичных учетных документов) требованиям законодательства, а также проявления должной осмотрительности и осторожности в выборе контрагента считаем целесообразным проверить полномочия лиц, действующих от его имени руководителя и главного бухгалтера организации. Для этой цели рекомендуем запросить заверенные копии доверенностей с образцами подписей лиц, уполномоченных подписывать УПД. Это подтвердит осведомленность организации о надлежащих полномочиях представителей контрагентов при осуществлении юридически значимых действий.

Однако в том случае, если у налогового органа возникнут претензии к организации в части получения ею необоснованной налоговой выгоды, то ее наличие должно подтверждаться совокупностью доказательств. Вывод о недостоверности УПД (счетов-фактур и накладных), подписанных неуполномоченным лицом, не может самостоятельно, в отсутствие иных фактов и обстоятельств, рассматриваться в качестве основания для признания налоговой выгоды необоснованной (постановление Одиннадцатого ААС от 19.03.2014 N 11АП-2040/14, постановление Президиума ВАС РФ от 20.04.2010 N 18162/09).

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться