Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

20.03.2024

Письмо Минфина от 15.02.2024 г. № 03-07-09/13420

Вопрос: Руководствуясь пп. 2 п. 1 ст. 21 и п. 1 ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации и учитывая возникающие разногласия с покупателями продукции по вопросу оформления счета-фактуры в части его подписания, просим дать письменные разъяснения по отдельным вопросам удаления и дополнения реквизитов счета-фактуры, связанным с его подписанием, а именно: является ли в 2023 - 2024 гг. нарушением требований порядка заполнения счетов-фактур, установленных п. 6 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации, исключение (изменение) следующих реквизитов:

1) в счете-фактуре отсутствуют реквизиты "Индивидуальный предприниматель" и "Реквизиты свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя", если продавец не является индивидуальным предпринимателем;

2) в счете-фактуре реквизиты "Руководитель организации или иное уполномоченное лицо" и "Главный бухгалтер или иное уполномоченное лицо" разделены на четыре реквизита соответственно: "Руководитель организации", "Уполномоченное лицо", "Главный бухгалтер", "Уполномоченное лицо" с расшифровками их подписей, а под реквизитом "Уполномоченное лицо" указана ссылка на номер и дату приказа организации, которым предоставлено право подписи счетов-фактур в графе "Уполномоченное лицо".

31.01.2024

Письмо ФНС России от 23.01.2024 г. № ЗГ-2-15/791

Вопрос: О заполнении счета-фактуры при реализации прослеживаемых товаров в составе выполненных работ.

10.11.2023

Письмо ФНС России от 01.09.2023 г. № ЕА-4-15/11188@

Вопрос: О формировании и заполнении даты составления (выписки) счета-фактуры и принятии к вычету сумм НДС на основании счетов-фактур, выставленных с ошибками.

10.10.2023

Письмо Минфина России от 18.09.2023 г. № 03-07-09/88743

Вопрос: О заполнении строки "Всего к оплате" счета-фактуры.

23.09.2023

Письмо Минфина России от 23.08.2023 г. № 03-07-09/80296

Вопрос: Организация является сельхозтоваропроизводителем - племенным репродуктором. Основной вид деятельности - выращивание и реализация племенных сельскохозяйственных животных. Организация применяет специальный налоговый режим - единый сельскохозяйственный налог. С 2009 г. на основании заявления организация освобождена от исчисления и уплаты НДС. Основным доходом является доход от реализации племенного поголовья крупного и мелкого рогатого скота, что в силу пп. 35 п. 3 ст. 149 НК РФ не является операциями, подлежащими налогообложению по налогу на добавленную стоимость (освобождаемыми от налогообложения). В связи с этим требуется ли в случае реализации племенной продукции выставлять счет-фактуру покупателю и формировать налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость, если операция по реализации племенных животных не подлежит налогообложению (пп. 35 п. 3 ст. 149 НК РФ)?

07.09.2023

Письмо Минфина России от 20.06.2023 г. № 03-07-09/57075

Вопрос: Собственниками нежилых помещений (апартаментов, офисов и машиномест) избрана управляющая организация для управления общим имуществом. Решением ОСС от июня 2022 г. управляющая организация наделена полномочиями по заключению договоров с ресурсоснабжающими организациями (РСО).

Во исполнение этого решения ОСС договоры заключены, у собственников нет прямых договоров с РСО. Управляющая организация является абонентом РСО, т.е. стороной договора.

На управляющую организацию возложены обязанности по ведению расчетов за коммунальные ресурсы всего здания, так как ввод трубы один на все здание.

Собственники нежилых помещений решением ОСС от февраля 2023 г. наделили управляющую организацию обязанностью вести взаиморасчеты с ресурсоснабжающими организациями (РСО) (поставщиками коммунальных ресурсов - воды, тепла, электроэнергии). Управляющая организация действует за счет собственника за вознаграждение, но не указано, от чьего имени (от своего или от имени собственников).

Агентских договоров с собственниками у управляющей организации нет, но в решении ОСС по этому вопросу указано множество моментов, которые указывают на агентскую схему.

РСО выставляют один комплект документов ежемесячно по одному договору с выделенным НДС. Управляющая организация этот НДС не принимает к вычету и расходы не отражает в учете.

Правильно ли будет применять агентскую схему для взаиморасчетов и выставления комплекта документов с выделением в нем НДС и оформлением счетов-фактур от имени агента? Иными словами, управляющая организация (агент) "перевыставляет" собственникам (принципалам) счет-фактуру на основании показателей счета-фактуры, полученного от продавца, раздробив его на каждого собственника в зависимости от объема потребленных последним ресурсов.

Правомочны ли собственники без рисков принять НДС к вычету по "перевыставленным" документам по коммунальным услугам?

01.08.2023

Письмо Минфина России от 22.05.2023 г. № 03-07-09/46349

Вопрос: Ассоциация развития ломбардов (далее - Ассоциация) является саморегулируемой некоммерческой организацией, которая оказывает профессиональную поддержку в сфере ломбардного бизнеса в различных вопросах, в том числе бухгалтерских и юридических.

Получаемые ломбардами непроцентные доходы, такие как доходы от хранения вещей и оказания консультационных и информационных услуг, облагаются НДС в полном объеме, а процентные доходы по денежным займам освобождены от обложения НДС на основании пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ. Большинство ломбардов получает только процентные доходы по денежным займам, которые освобождены от обложения НДС, поэтому сдают нулевые декларации по НДС.

Однако возникают случаи, когда сумма реализации (или сумма оценки) превышает сумму задолженности клиента. В этом случае требования ломбарда к заемщику погашаются, а разница между суммой, вырученной при реализации (или суммой оценки) невостребованной вещи, и суммой обязательств заемщика должна быть возвращена заемщику. А если заемщик в течение трех лет со дня продажи невостребованной вещи не обратился за получением причитающихся ему денежных средств, такие денежные средства обращаются в доход ломбарда и учитываются в составе внереализационных доходов (ч. 5 ст. 13 Федерального закона "О ломбардах", п. 18 ст. 250 НК РФ).

Согласно разъяснениям Минфина России данный доход, кроме этого, будет облагаться и НДС (Письмо от 25.11.2014 N 03-07-11/59769). В соответствии с п. 1 ст. 156 НК РФ налоговая база по НДС будет определяться как разница между суммами доходов, вырученных залогодержателем, и размером обеспеченного залогом требования к залогодателю, если указанная разница не возвращается залогодателю. Таким образом, сумма разницы после реализации невостребованной вещи - это сумма без учета НДС. Она и является базой для исчисления НДС. Например, при реализации невостребованного имущества образовалась положительная разница в размере 10 000,00 руб. По истечении трех лет данная кредиторская задолженность списана в доходы ломбарда, и будет начислен НДС: 10 000,00 x 20% = 2 000,00 руб.

В связи с тем что операции по начислению НДС на подобные доходы ломбардами не являются типичными, то методические и практические рекомендации по документальному оформлению и заполнению декларации до налогу на добавленную стоимость отсутствуют.

Каким документом необходимо оформить операцию по начислению НДС с доходов от списания кредиторской задолженности перед заемщиком (счет-фактура, бухгалтерская справка)?

Можно ли составить один сводный счет-фактуру (или другой документ) по таким операциям? Если да, то за какой период его можно отразить (день, месяц, квартал)?

С каким кодом операции должна отражаться запись в книге продаж при подобных операциях?

26.07.2023

Письмо Минфина России от 13.06.2023 г. № 03-07-11/54244

Вопрос: В соответствии с п. 2 ст. 317 ГК РФ гражданско-правовым договором может быть предусмотрено, что денежное обязательство подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте.

В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон.

Более того, договорами об оплате денежных обязательств, выраженных в иностранной валюте или условных единицах, но оплачиваемых в рублях, также могут предусматриваться условия оплаты суммы в рублях, эквивалентной сумме в иностранной валюте, увеличенной на определенный процент.

Также в силу п. 1 ст. 488 ГК РФ гражданско-правовой договор может в себе содержать условия об оплате товара через определенное время после его передачи покупателю, т.е. о так называемой постоплате или отсрочке платежа. Аналогичные условия также могут содержаться и в гражданско-правовых договорах на оказание услуг.

Счета-фактуры, в соответствии с п. 3 ст. 168 НК РФ, Письмом Минфина России от 18.10.2018 N 03-07-14/74899, выставляются в срок не позднее пяти календарных дней с даты отгрузки (реализации) товара или оказания услуг.

В соответствии с п. 7 ст. 169 НК РФ, пп. "м" п. 1 Правил заполнения счета-фактуры (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137), если цены по договору выражены в валюте, а расчеты происходят в рублях, счет-фактура оформляется в рублях.

Из п. 4 ст. 153 НК РФ и Письма Минфина России от 28.12.2017 N 03-07-09/87714 следует, что в счете-фактуре указывается стоимость услуг в рублях, определенная исходя из стоимости услуг в иностранной валюте, пересчитанной в рубли по курсу Банка России на дату оказания услуг.

В соответствии с Письмом Минфина России от 28.12.2017 N 03-07-09/87714 установлена позиция о том, что в счетах-фактурах по услугам, оказанным по договорам, обязательство об оплате которых предусмотрено в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, в графе 5 счета-фактуры, в которой указывается стоимость всего количества оказанных услуг без НДС, следует указывать стоимость услуг без налога в рублях, определенную исходя из стоимости услуг без налога в условных денежных единицах, пересчитанных в рубли по курсу Банка России на дату оказания услуг.

Письмом Минфина России от 23.12.2015 N 03-07-11/75467 установлена позиция, что налоговая база по платежам с отсрочкой платежа (в самом Письме идет речь о частичной предоплате и частичной постоплате) определяется исходя из стоимости оплаченной и неоплаченной частей товара. При этом неоплаченная часть стоимости товаров (работ, услуг) пересчитывается в рубли по курсу Банка России на дату отгрузки.

Письмом Минфина России от 21.02.2012 N 03-07-11/51 установлено, что, руководствуясь п. 1 ст. 167, п. 4 ст. 153, ст. 250 и ст. 265 НК РФ, при определении налоговой базы на день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) условные денежные единицы пересчитываются в рубли по курсу Банка России без его увеличения на определенный процент.

В связи с вышеизложенным невозможно определить, является ли допустимым указание в счетах-фактурах по договорам с условиями о 100%-ной отсрочке платежа, содержащим условия о денежном обязательстве, подлежащем оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах, увеличенной на определенный процент, стоимости товара (работ, услуг) по курсу на день отгрузки товара (оказания услуг), увеличенной на определенный процент, или же только стоимости товара (работ, услуг) по курсу на день отгрузки товара (оказания услуг).

В связи с вышеизложенным требуются разъяснения по следующим вопросам.

Как определяются налоговые базы по НДС и налогу на прибыль по договорам с условиями о 100%-ной отсрочке платежа, содержащим условия о денежном обязательстве, подлежащем оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах, увеличенной на определенный процент?

Какая стоимость товара (работ, услуг) в рублях РФ по курсу на день отгрузки товара (оказания услуг) должна отображаться по договорам с условиями о 100%-ной отсрочке платежа, содержащим условия о денежном обязательстве, подлежащем оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах, увеличенной на определенный процент:

а) стоимость товара (работ, услуг) по курсу на день отгрузки товара (оказания услуг), увеличенная на определенный процент, или

б) стоимость товара (работ, услуг) по курсу на день отгрузки товара (оказания услуг) без его увеличения на определенный процент.

Является ли допустимым в соответствии с п. 1 ст. 167, п. 4 ст. 153, ст. 250 и ст. 265 НК РФ указание в счетах-фактурах по договорам с условиями о 100%-ной отсрочке платежа, содержащим условия о денежном обязательстве, подлежащем оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах, увеличенной на определенный процент, указание стоимости товара (работ, услуг) по курсу на день отгрузки товара (оказания услуг) без его увеличения на определенный процент?

Допускается ли различное отражение показателей в счете-фактуре и первичном документе?

Письмо Минфина России от 11.07.2023 г. № 03-07-11/64532

Вопрос: Об НДС при уступке покупателем права требования по договору, если перечислена оплата в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), и о переоформлении счета-фактуры.

14.07.2023

Письмо Минфина России от 14.04.2023 г. № 03-03-06/1/33601

Вопрос: О документальном подтверждении расходов счетом-фактурой в целях налога на прибыль и о применении счета-фактуры в целях НДС.

15.06.2023

Письмо ФНС России от 26.05.2023 г. № СД-4-3/6648

Вопрос: Об НДС при выставлении подрядчиком, применяющим УСН, первичных учетных документов по формам КС-2 и КС-3 с выделенной суммой НДС без выставления счетов-фактур и по операциям в рамках госконтрактов.

27.04.2023

Письмо Минфина России от 23.03.2023 г. № 03-07-07/25320

Вопрос: О выставлении счетов-фактур организацией - участником проекта, использующей право на освобождение от НДС, и утрате права на такое освобождение.

25.01.2023

Письмо Минфина России от 13.12.2022 г. № 03-07-09/122145

Вопрос: О регистрации в книге продаж счетов-фактур при восстановлении НДС, принятого к вычету по оплате в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

11.01.2023

Письмо Минфина России от 25.11.2022 г. № 03-07-11/115385

Вопрос: Пенсионер МО РФ - физическое лицо и не является плательщиком НДС. Спустя несколько лет после окончания военной службы отправил автомобильным транспортом индивидуального предпринимателя личные вещи к избранному месту жительства, после чего представил в военный комиссариат отчетные документы для возврата ему ранее уплаченной суммы. Оплату перевозки личных вещей осуществил из личных средств за наличный расчет и получил у индивидуального предпринимателя кассовый чек. Кроме представленных им документов, в том числе и кассового чека, военный комиссариат затребовал счет-фактуру за перевоз вещей, который ему (с их слов) должен был выдать перевозчик, то есть индивидуальный предприниматель. Индивидуальный предприниматель отказывается выдавать счет-фактуру, ссылаясь на требования п. 7 ст. 168 Налогового кодекса РФ. Обязан ли в данной ситуации индивидуальный предприниматель выдать счет-фактуру или требования военного комиссариата не соответствуют требованиям НК РФ и являются противозаконными?

09.01.2023

Письмо Минфина России от 29.11.2022 г. № 03-07-07/116571

Вопрос: Заявитель является застройщиком, осуществляющим деятельность по строительству объектов долевого участия в рамках Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ). Объектом долевого строительства является нежилое помещение (апартаменты), строительство выполняется с привлечением генерального подрядчика, участники долевого строительства - физические и юридические лица.

В соответствии с пп. 23.1 п. 3 ст. 149 НК РФ не облагаются НДС услуги застройщика на основании договора участия в долевом строительстве (далее - ДДУ), заключенного в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ (за исключением услуг застройщика, оказываемых при строительстве объектов производственного назначения).

К объектам производственного назначения в целях данного подпункта относятся объекты, предназначенные для использования в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг).

На основании п. 1 ст. 2 Федерального закона N 214-ФЗ застройщиком признается хозяйственное общество, которое имеет в собственности или на праве аренды, на праве субаренды земельный участок и привлекает денежные средства участников долевого строительства в соответствии с данным Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.

Таким образом, строительство объектов производственного назначения в рамках Федерального закона N 214-ФЗ не предусмотрено.

По заключению Минстроя России (Письмо от 29.04.2022 N 19152-НС/07, направленное в адрес Росреестра) заключение договора участия в долевом строительстве в отношении нежилого помещения в составе общественно-делового комплекса не противоречит положениям Федерального закона N 214-ФЗ.

Так, согласно п. 34 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" производственные объекты - объекты промышленного и сельскохозяйственного назначения, в том числе склады, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры (железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта), объекты связи.

По мнению Минстроя России, такой объект капитального строительства, как общественно-деловой комплекс, к указанному перечню производственных объектов не относится, заключение договора участия в долевом строительстве в отношении нежилого помещения (гостиницы) в составе общественно-делового комплекса не противоречит требованиям Федерального закона N 214-ФЗ.

Вместе с тем, как было указано выше, на основании пп. 23.1 п. 3 ст. 149 НК РФ в целях применения права на освобождение от НДС под объектом производственного назначения понимаются объекты, предназначенные для использования в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг).

Согласно Письму Минфина России от 18.06.2020 N 03-07-14/52584 освобождение от НДС применяется только в отношении услуг застройщика, оказываемых по договорам участия в долевом строительстве, заключенным в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ с использованием счетов эскроу, согласно которым объектами долевого строительства являются жилые и нежилые помещения, не предназначенные для использования в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг).

Таким образом, услуги застройщика по договору долевого участия в строительстве с юридическим лицом, которое будет использовать нежилые помещения, являющиеся объектом долевого строительства, в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), облагаются НДС.

Механизм определения стоимости услуг застройщика законодательством не установлен. На практике если стоимость услуг застройщика не выделена отдельной строкой, то стоимость услуг определяется как разница между суммой полученных от дольщиков денежных средств и суммой расходов, которые осуществил застройщик при строительстве.

Правомерность такого подхода подтверждается также разъяснениями Минфина России (Письмо от 11.10.2021 N 03-07-10/82426), согласно которым, в случае если строительство (создание) объекта долевого строительства осуществляется подрядными организациями без выполнения строительно-монтажных работ силами застройщика, передача застройщиком участнику долевого строительства объекта (части объекта), законченного капитальным строительством, операцией по реализации застройщиком товара или строительно-монтажных работ не является и, соответственно, объектом налогообложения на добавленную стоимость у застройщика не признается.

Соответственно, стоимость услуг застройщика составляет величина, определяемая как разница между суммой полученных от дольщиков денежных средств и суммой расходов, которые осуществил застройщик при строительстве. И именно данная величина является объектом налогообложения по НДС у застройщика.

В отношении данной величины застройщик обязан выставить участнику долевого строительства счет-фактуру в общеустановленном порядке.

Что касается суммы расходов на строительство объекта долевого строительства, стоимость которого объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость у застройщика не признается, то Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость" (далее - Правила) предусмотрено составление так называемого сводного счета-фактуры. Такой счет-фактура составляется в случае приобретения застройщиком у одного и более продавцов товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени.

Разделом II Приложения N 1 Правил установлен порядок оформления такого счета-фактуры: он оформляется от имени застройщика с указанием в отдельных позициях наименований выполненных строительно-монтажных работ, а также товаров (работ, услуг), имущественных прав из счетов-фактур, выставленных продавцами застройщику.

На основании разд. II Приложения N 3 Правил сводный счет-фактура регистрируется застройщиком в журнале выданных счетов-фактур. При этом счета-фактуры, полученные застройщиком от продавцов товаров (работ, услуг), подлежат регистрации в журнале полученных счетов-фактур.

Одновременно со сводным счетом-фактурой застройщик передает участнику долевого строительства копии счетов-фактур (в том числе корректировочных, исправленных), выставленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав застройщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав.

В отношении определения стоимости услуг застройщика существует мнение, в том числе нашедшее отражение в отдельных судебных актах, о том, что вся цена договора по ДДУ составляет стоимость услуг застройщика.

Согласно данной позиции НДС при передаче объекта участнику долевого строительства должен быть исчислен со всей цены договора по ДДУ. Однако застройщик вправе применить налоговый вычет в отношении НДС, предъявленного застройщику при строительстве объекта.

Учитывая отсутствие четкого нормативного регулирования определения стоимости услуг застройщика и порядка оформления счетов-фактур в рамках ДДУ, предлагается предоставить разъяснение по следующим вопросам.

1. Как определяется стоимость услуг застройщика, при условии, что строительство объекта долевого строительства осуществляется генеральным подрядчиком без выполнения строительно-монтажных работ силами застройщика?

2. Обязан ли застройщик формировать и передавать участнику долевого строительства - юридическому лицу счет-фактуру в порядке, предусмотренном Правилами для случаев приобретения строительно-монтажных работ, а также товаров (работ, услуг), имущественных прав застройщиком от собственного имени для покупателя (инвестора)?

19.10.2022

Письмо ФНС России от 07.09.2022 г. № СД-4-3/11836@

Вопрос: О принятии к вычету сумм НДС на основании счетов-фактур, выставленных иностранным поставщиком природного газа в иностранной валюте, но оплаченных в рублях.

18.07.2022

Письмо Минфина России от 22.06.2022 г. № 03-07-11/59483

Вопрос: Оптовая организация на ОСН для своей хозяйственной деятельности закупает в организациях-маркетплейсах подарочные сертификаты (например, сертификаты OZON) и передает их безвозмездно от своего имени покупателям - физическим лицам с целью стимулирования продаж. Покупатели - физические лица получают товар по подарочным сертификатам (отоваривают сертификаты) самостоятельно без участия организации. При оплате организацией сертификатов организации-маркетплейсы выставляют организации только счета-фактуры на аванс. Следовательно, организация не имеет оснований принимать НДС к вычету, так как счета-фактуры на отгрузку организации-маркетплейсы не выдают. При безвозмездной передаче организацией сертификатов покупателям - физическим лицам организация начисляет НДС. Может ли организация одновременно с начислением НДС при безвозмездной передаче сертификатов покупателям - физическим лицам принимать к зачету НДС по счетам-фактурам на аванс от организаций-маркетплейсов?

05.07.2022

Письмо Минфина России от 02.06.2022 г. № 03-07-11/52137

Вопрос: Установлены ли сроки полной отмены в РФ для всех юридических лиц счета-фактуры на бумажном носителе и перевода его только в электронный формат (вид)? Какие меры принимаются?

29.06.2022

Письмо Минфина России от 08.06.2022 г. № 03-07-11/54019

Вопрос: О применении вычетов НДС и о выставлении счетов-фактур.

27.05.2022

Письмо Минфина России от 04.05.2022 г. № 03-07-11/40872

Вопрос: О применении вычетов НДС и о выставлении счетов-фактур.

Перейти к странице:
Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок