Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27 марта 2001 года Дело N А05-8053/00-557/10
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27 марта 2001 года Дело N А05-8053/00-557/10
Основанием для назначения проверки послужило письмо от 15.05.2000 N 02-20/2471, согласно которому ИМНС Приморского района, ранее проводившая проверку правильности исчисления и уплаты истцом платы за право на пользование недрами и отчислений на ВМСБ за период с 01.01.97 по 31.12.99, просила вышестоящий налоговый орган повторно проверить эти вопросы в связи с представленными ОАО "Севералмаз" возражениями на акт проверки от 17.04.2000 N 02-13/350-ДСП.
27.03.2001ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 марта 2001 года Дело N А05-8053/00-557/10
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Кочеровой Л.И. и Никитушкиной Л.Л., при участии от открытого акционерного общества "Севералмаз" Мыльникова Н.Л. (доверенность от 15.03.01), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 23.11.2000 по делу N А05-8053/00-557/10 (судьи Пигурнова Н.И., Сметанин К.А., Чалбышева И.В.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Севералмаз" (далее - ОАО "Севералмаз") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Архангельской области (далее - УМНС Архангельской области) о признании недействительным решения от 11.07.2000 N 14-19/5057 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 23.11.2000 суд удовлетворил иск, ссылаясь на повторность проведения выездной налоговой проверки, по результатам которой вынесено спорное решение, а также на нарушение налоговым органом требований пункта 6 статьи 100 и пункта 3 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе УМНС Архангельской области просит отменить решение суда и отказать ОАО "Севералмаз" в иске. По мнению налогового органа, при вынесении обжалуемого решения суд неправильно применил положения статей 87, 89, 100 и 101 НК РФ.
В отзыве ОАО "Севералмаз" просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения, считая решение суда законным и обоснованным.
Стороны в установленном порядке извещены о месте и времени слушания дела, однако представитель УМНС Архангельской области в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В судебном заседании представитель ОАО "Севералмаз" просил оставить обжалуемое решение суда без изменения, указывая на необоснованность доводов кассационной жалобы.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы УМНС Архангельской области, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, установила следующее.
Решение УМНС Архангельской области от 11.07.2000 N 14-19/5057 о привлечении истца к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения вынесено заместителем руководителя налогового органа по результатам рассмотрения акта от 08.06.2000 N 14-15/303-ДСП повторной выездной налоговой проверки правильности исчисления и уплаты ОАО "Севералмаз" платы за право на пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы (далее - ВМСБ) при добыче подземных пресных вод за период с 01.01.97 по 31.12.99.
Признавая указанное решение недействительным, суд ссылается в решении от 23.11.2000 на допущенные УМНС Архангельской области нарушения оснований и порядка привлечения ОАО "Севералмаз" к налоговой ответственности, что в силу пункта 1 статьи 108 НК РФ является обстоятельством, исключающим привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. При этом суд установил нарушение ответчиком требований пункта 6 статьи 100 и пункта 3 статьи 101 НК РФ, а также указал на то, что проведенная УМНС Архангельской области проверка "по существу является не повторной, а третьей проверкой деятельности истца за один и тот же период и по одним и тем же налогам".
Кассационная инстанция считает, что выводы суда противоречат нормам материального права.
Действительно, в силу статьи 87 налоговым органам запрещается проведение повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период. Однако названной нормой предусмотрено два исключения из этого правила, одним из которых является проведение повторной проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.
В данном случае проверка, по результатам которой оформлен акт от 08.06.2000 N 14-15/303-ДСП и вынесено спорное решение УМНС Архангельской области, назначена постановлением от 05.06.2000 N 106 ДСП о проведении повторной выездной налоговой проверки (лист дела 25) в порядке контроля за деятельностью Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приморскому району города Архангельска (далее - ИМНС Приморского района). Основанием для назначения проверки послужило письмо от 15.05.2000 N 02-20/2471, согласно которому ИМНС Приморского района, ранее проводившая проверку правильности исчисления и уплаты истцом платы за право на пользование недрами и отчислений на ВМСБ за период с 01.01.97 по 31.12.99, просила вышестоящий налоговый орган повторно проверить эти вопросы в связи с представленными ОАО "Севералмаз" возражениями на акт проверки от 17.04.2000 N 02-13/350-ДСП.
Указанной проверке предшествовала также проведенная ИМНС Приморского района документальная проверка соблюдения филиалом ОАО "Севералмаз" - строящимся горно-обогатительным комбинатом - налогового законодательства за 1997 год и 9 месяцев 1998 года, в ходе которой нарушение филиалом истца законодательства при исчислении и уплате платежей за право пользования недрами и отчислений на ВМСБ не установлено, что отражено в акте от 21.12.98.
При таких обстоятельствах УМНС Архангельской области, являясь вышестоящим налоговым органом по отношению к ИМНС Приморского района, в виде исключения, установленного статьей 87 НК РФ, вправе провести повторную выездную налоговую проверку в порядке контроля за деятельностью налогового органа, ранее проводившего проверку. Кроме того, согласно статье 89 НК РФ налоговые органы вправе проверять филиалы налогоплательщика независимо от проведения проверок самого налогоплательщика.
Кассационная инстанция также считает несостоятельным вывод суда о том, что УМНС Архангельской области нарушены основания и порядок привлечения истца к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением УМНС Архангельской области от 11.07.2000 N 14-19/5057 за неполную уплату платежей за право на добычу подземных вод и отчислений на ВМСБ вследствие занижения налогооблагаемой базы за 1997 - 1999 годы ОАО "Севералмаз" привлечено к налоговой ответственности в виде взыскания штрафов на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ (пункты 1.1 и 1.2 решения). Принимая решение от 23.11.2000, суд не оценивал вменяемые налоговым органом правонарушения с точки зрения наличия в действиях ОАО "Севералмаз" состава налогового правонарушения, вины в его совершении, обстоятельств, исключающих его вину, смягчающих или отягчающих ответственность, а также не установил повторность привлечения истца к налоговой ответственности за совершение одного и того же правонарушения. Поэтому кассационная инстанция считает, что вывод суда о нарушении УМНС Архангельской области оснований для привлечения истца к ответственности не правомерен.
Порядок привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения установлен статьей 101 НК РФ, которая предусматривает производство по делу о налоговом правонарушении - вынесение решения по результатам рассмотрения материалов проверки. В силу пункта 6 названной нормы возможным, но не безусловным основанием для отмены судом решения налогового органа является несоблюдение должностными лицами налогового органа требований статьи 101 НК РФ, что соответствует и положениям пункта 1 статьи 108 НК РФ.
Следовательно, установив нарушение УМНС Архангельской области пункта 6 статьи 100 НК РФ, суд неправомерно пришел к выводу о нарушении ответчиком порядка привлечения ОАО "Севералмаз" к налоговой ответственности.
Согласно пункту 6 статьи 100 НК РФ по истечении срока, определенного пунктом 5 этой же статьи для представления налогоплательщиком письменных возражений на акт проверки и подтверждающих его позицию документов, поданных в согласованный с налоговым органом срок, руководитель налогового органа (его заместитель) в течение не более 14 дней рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком.
В данном случае 14-дневный срок предусмотрен только с целью организации деятельности должностных лиц налогового органа и оперативного осуществления ими функций налогового контроля, поскольку пунктом 6 статьи 100 и статьей 101 НК РФ не установлен срок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки. Кроме того, в силу пункта 1 статьи 101 НК РФ процедура рассмотрения материалов проверки обязывает налоговый орган в определенных случаях заблаговременно известить об этом налогоплательщика и не исключает возможности истребования дополнительной информации согласно статье 87 НК РФ.
Защита прав налогоплательщика гарантируется в этом случае статьями 113 и 115 НК РФ, устанавливающими давность привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности и давность взыскания налоговых санкций.
Несостоятелен, по мнению кассационной инстанции, и вывод суда о нарушении УМНС Архангельской области положений пункта 3 статьи 101 НК РФ, поскольку ввиду отсутствия письменных возражений налогоплательщика решение от 11.07.2000 N 14-19/5057 содержит все предусмотренные этой нормой сведения, кроме обстоятельств совершения налогоплательщиком правонарушения. Однако документально подтвержденные обстоятельства налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, отражены в акте от 08.06.2000 N 14-15/303-ДСП, который является неотъемлемой частью и основанием спорного решения. В такой ситуации нецелесообразно применение положений пункта 6 статьи 101 НК РФ, которая не является императивной нормой права и не обязательна в применении.
Учитывая изложенное, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа считает, что недостаточно обоснованное решение суда от 23.11.2000, принятое с нарушением норм материального права, подлежит отмене в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а дело следует направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду надлежит проверить законность и обоснованность спорного решения ИМНС Архангельской области с учетом положений главы 15 Налогового кодекса, а также правомерность привлечения ОАО "Севералмаз" к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, после чего принять решение по существу спора.
Руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 3) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 23.11.2000 по делу N А05-8053/00-557/10 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
ТРОИЦКАЯ Н.В.
Судьи
КОЧЕРОВА Л.И.
НИКИТУШКИНА Л.Л.
------------------------------------------------------------------
--------------------
- 02.08.2023 Сверяться с ФНС придется по новой форме
- 31.07.2023 ФНС разъяснила работу механизма автоматического списания налогов с виртуального кошелька
- 27.07.2023 Оштрафуют ли за несдачу исправленного уведомления о сумме налога
- 24.12.2021 ФНС сможет оперативно блокировать имущество компаний и ИП
- 12.08.2021 Порядок привлечения к ответственности за непредставление документов
- 18.02.2021 Депутаты одобрили законопроект об обложении криптовалют налогом
- 10.09.2013 Налоговики не вправе проверять кассовые аппараты контрольной закупкой
- 19.07.2012 Контроль за «наличностью» будет усилен
- 16.01.2009 О будущих проверках будут извещать заранее
- 27.05.2014 Проведение почерковедческой экспертизы по копиям является незаконным
- 25.03.2014 Когда от направления материалов в следственные органы не спасут обеспечительные меры суда?
- 19.03.2014 Причинение убытков от заморозки счетов должен доказать налогоплательщик
- 28.02.2014 Проверка, охватывающая совсем иные года, не может считаться повторной
- 02.08.2013 Целью повторной проверки является контроль над нижестоящим органом, а не дополнительное доначисление налога
- 29.07.2013 Порядок истребования документов уточнен
- 04.07.2023 ФНС сообщила, как заполнить заявление о зачете единого налогового платежа
- 22.06.2023 Можно ли получить справку о сальдо ЕНС на конкретное число: позиция налоговой
- 19.06.2023 В платежке на перевод ЕНП указаны старые реквизиты: налоговики сообщили, что делать налогоплательщику
- 30.05.2022 Вправе ли ИФНС рассчитать доход «упрощенца» по банковским выпискам?
- 17.12.2019 К чему приведет наделение ФНС правом получать имущество компаний в залог?
- 22.03.2017 Налоговые органы вправе определять суммы налогов расчетным путем
- 14.03.2013 Налоговый орган не лишен права в связи с проведением проверки истребовать документы, содержащие персональные данные
- 07.10.2008 Территориальные споры
- 10.06.2008 Дополнительные критерии для плана выездных проверок
- 16.07.2013 Прерывается ли срок представления документов, истребованных в порядке ст. 93 НК РФ, на период приостановления выездной проверки?
- 12.07.2013 Если сумма выручки отличается от показателей ККТ, запросят пояснения
- 05.07.2013 Инспектор не оштрафует компанию, если на чеке стоит не точное время
- 15.11.2018 Новые подходы к мероприятиям налогового контроля
- 22.05.2017 Допрос работника при налоговой проверке
- 17.12.2010 Президиум ВАС: еще одно решение о повторных выездных проверках
- 14.11.2022
Определением приняты
обеспечительные меры по делу о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - в виде приостановления исполнения оспариваемого решения, а также решения о приостановлении операций по всем расчетным счетам налогоплательщика.Итог: определение отменено в части приостановления исполнения решения о приостановлении опе
- 21.02.2018
Законодательство о
налогах и сборах не содержит запрета подачи повторной жалобы в вышестоящий налоговый орган на решение нижестоящего налогового органа, если для этого имеются обстоятельства, которые ранее не были предметом исследования и оценки вышестоящего налогового органа. - 07.12.2016
Когда налогоплательщик
обнаруживает ошибки в прошлых налоговых периодах, которые не привели к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, обязанность подавать уточненные налоговые декларации за предыдущие периоды отсутствует; корректировка налоговой базы текущего периода исключает подачу уточненных налоговых деклараций за период совершения ошибки, поскольку необходимая информация о налоговых обязательствах будет зафи
- 29.03.2017
Суды, не
усмотрев правовых оснований для снижения размера налоговой санкции по п. 1 ст. 122 НК РФ, отказали налогоплательщику в снижении штрафных санкций до 50 000 рублей, отклонив доводы предпринимателя о наличии смягчающих вину обстоятельств. При этом суды учли, что выявленные противоправные действия (бездействие) налогоплательщика носили умышленный характер; поведение налогоплательщика, выразившееся в отчуждении имущества - 06.02.2017
Налоговый орган направил предприятию
требование об уплате налога после истечения срока на добровольную уплату которого вынес оспариваемое решение. Решение налогового органа не соответствует налоговому законодательству и нарушает права общества. - 07.09.2016
Должностное лицо налогового органа,
проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию). Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении ма
- 10.01.2024
Налоговый орган
запросил у общества договоры, акты выполненных работ, штатное расписание, общество указало на необоснованность запроса, наличие у налогового органа сведений о сделках.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как истребование указанных налоговым органом сведений обусловлено необходимостью подтверждения (опровержения) полноты и правильности исчисления и уплаты обществом страховых взн
- 10.09.2013 Согласно статье 13 Федерального закона от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.
- 31.03.2009 Данным постановлением КС РФ признал неконституционной ст.89 НК РФ, ограничив право налоговиков на повторные проверки.
- 01.05.2024
По результатам
мероприятий налогового контроля были вынесены решения о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку обществом пропущен срок для обращения в суд без уважительных причин.
- 21.04.2024
По результатам
камеральной проверки предпринимателю предложено уточнить налоговые обязательства с учетом применения общей системы налогообложения путем представления налоговых деклараций с отражением полученных доходов, провести корректировку данных бухгалтерского и налогового учета, уменьшить исчисленный в завышенном размере налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы.- 13.03.2024
По результатам
проверки налоговый орган вынес решение, в соответствии с которым была уменьшена сумма НДФЛ, излишне заявленного предпринимателем к возмещению.Итог: в удовлетворении требования отказано исходя из необоснованного учета предпринимателем в качестве профессионального налогового вычета суммы расходов, превышающей сумму доходов от осуществления предпринимательской деятельности, вследствие которог
- 13.03.2024
- 01.11.2023
Общество ссылается
на незаконность решения о проведении повторной налоговой проверки, по итогам которой доначислены налог на прибыль и НДС.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку пропущен срок для оспаривания решения, ходатайство о восстановлении пропущенного срока не заявлено.
- 28.02.2014
Отказывая в удовлетворении заявления,
суды исходили из того, что выездная налоговая проверка, о проведении которой вынесено оспариваемое решение, назначена за 2010 - 2011 годы и не является повторной, поскольку предыдущая налоговая проверка проводилась за 2007 - 2009 годы. - 02.08.2013
Правомерен вывод суда о
том, что повторная выездная налоговая проверка, хотя и оформлена Управлением в порядке, предусмотренном п. 10 ст. 89 НК РФ, фактически такой не является, поскольку не преследует целью контроль за деятельностью инспекции.
- 15.11.2022 Приказ ФНС России от 27.06.2022 N ЕД-7-14/517@
- 26.08.2019 Приказ Минэкономразвития России от 26.06.2019 № 382
- 07.05.2019 Письмо ФНС России от 29 марта 2019 г. N СА-4-7/5804
- 15.05.2023 Письмо ФНС России от 05.05.2023 г. № КВ-3-14/6303@
- 27.04.2015 О внесении изменения в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации
- 05.08.2011 Письмо Минфина РФ от 28 июля 2011 г. N 03-02-07/1-266
- 07.08.2023 Письмо ФНС России от 02.08.2023 г. № СД-19-23/233@
- 27.12.2008 Письмо Минфина РФ от 10 декабря 2008 г. N 03-02-07/1-507
- 12.07.2007 Письмо Минфина от 12 июля 2007 г. N 03-02-07/1-324
- 01.12.2022 Письмо ФНС России от 24.08.2022 г. № ЗГ-3-2/9094@
- 17.11.2022 Письмо Минфина России от 13.10.2022 г. № 03-03-07/99218
- 16.11.2022 Письмо ФНС России от 08.11.2022 г. № СД-4-3/15064@
- 12.07.2016 Письмо ФНС России от 02.06.2016 № ГД-4-8/9849
- 15.06.2012 Письмо ФНС России от 29.05.2012 г. № АС-4-2/8792
- 31.05.2007 Письмо Минфина РФ от 31 мая 2007 г. N 03-02-07/1-267
Комментарии