Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Уральского округа 14.06.2007 N Ф09-4374/07-С4 по делу N А50-34694/2003-Б

Постановление ФАС Уральского округа 14.06.2007 N Ф09-4374/07-С4 по делу N А50-34694/2003-Б

Требования государственных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входят взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).

18.07.2007  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 июня 2007 г. Дело N Ф09-4374/07-С4

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Кондратьевой Л.И., судей Лиходумовой С.Н., Крюкова А.Н. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Пермского муниципального предприятия объединенных котельных и тепловых сетей "Гортеплоэнерго" (далее - муниципальное предприятие "Гортеплоэнерго") на определение Арбитражного суда Пермского края от 19.02.2007 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2007 по делу N А50-34694/2003-Б о признании муниципального предприятия "Гортеплоэнерго" несостоятельным (банкротом).
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, их представители в судебное заседание не явились.

Федеральная налоговая служба России (далее - уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с требованием об установлении и включении в реестр кредиторов муниципального предприятия "Гортеплоэнерго" (с учетом уточнения) суммы 1765795 руб. 81 коп., в том числе 1051069 руб. 53 коп. задолженности по единому социальному налогу и пеням в сумме 714726 руб. 28 коп., начисленным в требовании от 11.12.2006 N 17/35826 по решению от 08.06.2004 N 05/173/200ДСП, как текущих платежей, в качестве требований, удовлетворяемых после требований кредиторов третьей очереди.
Определением суда первой инстанции от 19.02.2007 (судья Исаев А.П.) в удовлетворении заявления уполномоченного органа о включении требования в сумме 1765795 руб. 81 коп. в реестр кредиторов муниципального предприятия "Гортеплоэнерго" отказано. Требование уполномоченного органа в сумме 1051069 руб. 53 коп., пеней в сумме 714726 руб. 28 коп. признано установленным и подлежащим удовлетворению после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр кредиторов муниципального предприятия "Гортеплоэнерго".
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2007 (судьи Усцов Л.А., Глотова Г.И., Казаковцева Т.В.) определение оставлено без изменения.
Муниципальное предприятие "Гортеплоэнерго" с определением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции не согласно, просит их отменить, в удовлетворении требования уполномоченного органа о признании установленной задолженности по обязательным платежам в сумме 1051069 руб. 53 коп. и пеням в сумме 714726 руб. 28 коп. в качестве требования, удовлетворяемого после требований кредиторов третьей очереди, отказать. Обжалуя судебные акты, заявитель кассационной жалобы ссылается на несоответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам, а также на нарушение судом п. 3 ст. 46, п. 2 ст. 48, п. 2 ст. 243 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 142 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, определением суда первой инстанции от 08.12.2003 принято заявление ТО ФСФО России в Пермской области о признании муниципального предприятия "Гортеплоэнерго" банкротом.
Определением суда первой инстанции от 28.12.2003 в отношении должника введена процедура наблюдения.
Решением суда первой инстанции от 08.06.2004 муниципальное предприятие "Гортеплоэнерго" признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим утверждена Леонгардт М.А.
Решением налогового органа от 08.06.2004 N 05/173/200ДСП муниципальное предприятие "Гортеплоэнерго" привлечено к налоговой ответственности, должнику направлено требование от 08.06.2004 N 17622 об уплате задолженности по обязательным платежам в сумме 9848793 руб. 77 коп. и пеням в сумме 1644589 руб. 64 коп., в том числе единого социального налога и пеней за просрочку его уплаты за 2003 год.
На основании указанных решения налогового органа и требования об уплате налога уполномоченный орган обратился в Арбитражный суд Пермской области 11.12.2006 с требованием об установлении как текущих платежей и о включении в реестр кредиторов муниципального предприятия "Гортеплоэнерго" задолженности по обязательным платежам недоимки по единому социальному налогу за 2003 год в сумме 1051069 руб. 53 коп., пеням за несвоевременное зачисление этого налога в сумме 714726 руб. 28 коп. в качестве требований, удовлетворяемых после требований кредиторов третьей очереди.
При принятии определения об удовлетворении требования уполномоченного органа суд исходил из того, что установление размера данного требования, возникшего в ходе конкурсного производства, осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 100 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", а удовлетворение такого требования производится в соответствии с п. 4 ст. 142 названного Закона - за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили ст. 100, п. 4 ст. 142 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Выводы судов обеих инстанций о том, что обязательство должника по уплате единого социального налога за 2003 год возникло в ходе конкурсного производства, являются ошибочными.
Согласно ст. 240 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год.
В соответствии с п. 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода.
Как видно из решения налогового органа от 08.06.2004 N 05/173/200ДСП, недоимка по единому социальному налогу начислена должнику за 2003 год, таким образом, обязанность по уплате данного налога возникла у должника 31.12.2003.
Поскольку заявление ТО ФСФО России в Пермской области о признании должника банкротом принято определением от 08.12.2003, указанная задолженность возникла после принятия этого заявления (31.12.2003), задолженность по единому социальному налогу, пеням является текущей.
На основании п. 1 ст. 5 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства, а не в ходе конкурсного производства.
Текущие платежи не могут быть предъявлены и рассмотрены в деле о банкротстве. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов, кредиторы по текущим платежам не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
В силу п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" требования государственных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входят взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).
Пунктом 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" установлено, что платежи по обязательствам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом, независимо от смены процедуры банкротства относятся к текущим платежам.
Вынесение налоговым органом решения о доначислении налога и пеней после открытия конкурсного производства не дает оснований для квалификации их как возникших в ходе конкурсного производства и для применения п. 4 ст. 142 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене, в удовлетворении требования Федеральной налоговой службы России в лице Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Перми в установлении и включении в реестр кредиторов Пермского муниципального предприятия объединенных котельных и тепловых сетей "Гортеплоэнерго" суммы 1765795 руб. 81 коп. в качестве требования, удовлетворяемого после требований кредиторов третьей очереди, следует отказать.
Руководствуясь ст. 287, 288, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда Пермского края от 19.02.2007 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2007 по делу N А50-34694/2003-Б отменить, в удовлетворении требования Федеральной налоговой службы России в лице Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Перми в установлении и включении в реестр кредиторов Пермского муниципального предприятия объединенных котельных и тепловых сетей "Гортеплоэнерго" суммы 1765795 руб. 81 коп. в качестве требования, удовлетворяемого после требований кредиторов третьей очереди, отказать.

Председательствующий
КОНДРАТЬЕВА Л.И.

Судьи
ЛИХОДУМОВА С.Н.
КРЮКОВ А.Н.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок