Судебные дела / Определения / Определение КС РФ №166-O от 12.05.2003
Определение КС РФ №166-O от 12.05.2003
Положения пункта 2 статьи 40 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", рассматриваемые в системной связи с другими нормами данного Федерального закона и положениями статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации, не препятствуют реализации адвокатами - гражданами Российской Федерации закрепленных Конституцией Российской Федерации права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также права на объединение, включая право создавать профессиональные сообщества для защиты своих интересов.
12.05.2003Определение Конституционного Суда РФ
от 12 мая 2003 г. № 166-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ватолина
Александра Ивановича на нарушение его конституционных прав
пунктом 2 статьи 40 Федерального закона "Об адвокатской
деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей М.В. Баглая, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, В.О. Лучина, Ю.Д. Рудкина, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Г.А. Гаджиева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина А.И. Ватолина, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.И. Ватолин просит признать не соответствующим статьям
17, 18,
19 (части 1 и 2), 30,
37 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации пункт 2 статьи 40 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" во взаимосвязи со
статьей 83 Налогового кодекса Российской Федерации - в части, обязывающей коллегии адвокатов, образованные до вступления названного Федерального закона в силу, направлять списки своих членов в территориальный орган юстиции только того субъекта Российской Федерации, где члены коллегии адвокатов состоят на учете в качестве плательщиков единого социального налога, т.е. по месту жительства. Кроме того, он считает не соответствующим конституционному принципу равенства всех перед законом пункт 2 статьи 40 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" в части, предоставляющей Московской областной и Ленинградской областной коллегиям адвокатов право направлять списки своих членов для внесения в реестр адвокатов соответственно в территориальные органы юстиции по Московской области и Ленинградской области независимо от того, где члены указанных коллегий адвокатов состоят на учете в качестве плательщиков единого социального налога.
Как следует из жалобы и приложенных к ней материалов, гражданин А.И. Ватолин, зарегистрированный по месту жительства в городе Абакане, с 20 июня 2002 года является членом Межрегиональной коллегии адвокатов помощи предпринимателям и гражданам и осуществляет адвокатскую деятельность в городе Москве. Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по городу Москве 26 сентября 2002 года отказало во внесении заявителя в региональный реестр адвокатов в связи с тем, что он не состоит на учете в налоговых органах городы Москвы в качестве плательщика единого социального налога, а управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия 20 декабря 2002 года отказало А.И. Ватолину во включении его в региональный реестр адвокатов в связи с тем, что он не состоит на учете в налоговых органах по месту жительства в городе Абакане в качестве налогоплательщика, а также в связи с пропуском установленного Федеральным законом "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" срока представления необходимых документов (пункты 2 и 5 статьи 40).
2. Утверждение А.И. Ватолина о том, что положениями пункта 2 статьи 40 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" нарушаются право граждан-адвокатов свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть
1, Конституции Российской Федерации), а также право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (статья 30 Конституции Российской Федерации), не имеет под собой достаточных оснований.
Согласно Федеральному закону "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокаты - члены коллегий адвокатов, которые были образованы в соответствии с законодательством СССР и РСФСР и действовали на территории Российской Федерации на момент вступления в силу данного Федерального закона, отвечающие требованиям пунктов 1 и 2 его статьи 9, сохраняют статус адвоката без сдачи квалификационного экзамена и принятия квалификационными комиссиями решения о присвоении статуса адвоката (пункт 1 статьи 40); адвокат вправе осуществлять адвокатскую деятельность на всей территории Российской Федерации без какого-либо дополнительного разрешения (пункт 5 статьи 9), вправе самостоятельно избирать форму адвокатского образования и место осуществления адвокатской деятельности, для чего не требуется особого разрешения государственных органов (пункт 2 статьи 20), а коллегия адвокатов вправе создавать свои филиалы на всей территории Российской Федерации, а также на территории иностранного государства, если это предусмотрено законодательством данного иностранного государства (пункт 10 статьи 22).
Таким образом, положения пункта 2 статьи 40 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", рассматриваемые в системной связи с другими нормами данного Федерального закона и положениями
статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации, не препятствуют реализации адвокатами - гражданами Российской Федерации закрепленных Конституцией Российской Федерации права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также права на объединение, включая право создавать профессиональные сообщества для защиты своих интересов.
Кроме того, как следует из представленных заявителем материалов, им фактически оспаривается не норма, закрепленная в пункте 2 статьи 40 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", а решение, принятое с учетом конкретных фактических обстоятельств. Между тем проверка фактических обстоятельств, на основе которых было принято решение по делу компетентными органами, в соответствии со статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации; это относится к полномочиям судов общей юрисдикции. Следовательно, данная жалоба не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
3. В соответствии со статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации и статьей 96 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам граждан проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.
Положение пункта 2 статьи 40 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" о преимущественном праве Московской и Ленинградской областных коллегий адвокатов направлять списки своих членов для внесения в реестр адвокатов соответственно в территориальные органы юстиции этих областей независимо от того, где члены указанных коллегий адвокатов состоят на учете в налоговых органах в качестве плательщиков единого социального налога, в деле заявителя применено не было, а потому не может быть предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе.
Кроме того, согласно пункту 5 статьи 40 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" решение государственных органов исполнительной власти о невнесении адвокатов в региональный реестр может быть обжаловано в суд. Гражданин А.И. Ватолин этим правом не воспользовался, поскольку считал, что такое обращение бесперспективно в связи с установленным трехмесячным сроком для внесения сведений об адвокатах в региональный реестр. Между тем в соответствии с названным Федеральным законом такой срок установлен для принятия решения по данному вопросу территориальными органами юстиции.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ватолина Александра Ивановича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба может быть признана допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
- 22.05.2019 На сайте ФНС функционирует удобный сервис «Налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки»
- 22.05.2019 Формулировки «ежемесячно до 15-го числа…» и «ежемесячно не позднее 15-го числа…» являются равнозначными
- 20.03.2014 Отказ в выдаче «алкогольной» лицензии не влечёт возврата государственный пошлины
- 07.10.2022 Мобилизация не освобождает предпринимателя от уплаты налогов
- 18.05.2021 Финансовые компании обяжут сообщать информацию о клиентах ФНС
- 20.09.2019 Банк вернул платежку по уплате налога: обязательства не исполнены
- 25.04.2018 Порядок постановки на учет в налоговой физлица, не являющегося ИП
- 05.03.2018 Налоговики помогут налогоплательщику выбрать место постановку на учет, если он сам затрудняется это сделать
- 23.08.2013 Утрата свидетельства о постановке на учет не является катастрофой
- 15.09.2021 Оперативный контроль, как новая форма налоговых проверок. «Ну что опять?»
- 22.02.2008 Применение презумпции правоты налогоплательщика
- 29.08.2007 Дискриминационные льготы по ЕСН и НДС
- 06.04.2017 Об уплате налога через проблемный банк
- 20.05.2015 Первый отчет граждан по заграничным банковским счетам - комом
- 09.07.2014 Требования налогового органа по пеням и штрафам исполняются банком в третью очередь
- 26.09.2013 ФНС России рекомендует организациям подавать заявление об учете в инспекцию по месту нахождения недвижимого имущества, регистрация прав на которое не завершена
- 06.10.2011 Утверждены новые формы документов для постановки на учет и снятия с учета в налоговых органах
- 06.09.2010 Порядок регистрации обособленного подразделения организации
- 14.11.2022
Определением приняты
обеспечительные меры по делу о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - в виде приостановления исполнения оспариваемого решения, а также решения о приостановлении операций по всем расчетным счетам налогоплательщика.Итог: определение отменено в части приостановления исполнения решения о приостановлении опе
- 31.10.2022
По результатам
выездной проверки обществу доначислены налог на прибыль, НДС, пени и штрафы ввиду неправомерного применения налоговых вычетов по НДС и включения в состав расходов по налогу на прибыль затрат на основании документов, оформленных от имени контрагентов в связи с отсутствием совершения реальных сделок с этими контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку представленные об
- 21.02.2018
Законодательство о
налогах и сборах не содержит запрета подачи повторной жалобы в вышестоящий налоговый орган на решение нижестоящего налогового органа, если для этого имеются обстоятельства, которые ранее не были предметом исследования и оценки вышестоящего налогового органа.
- 17.04.2014
Наличие или отсутствие у
налогоплательщика задолженности по налогам и сборам перед бюджетом является одним из критериев успешности его предпринимательской деятельности, добросовестности и финансовой стабильности. Поэтому включение в справку сумм недоимки, пеней, штрафов без правовых оснований нарушает права и законные интересы организации в сфере предпринимательской деятельности, создает ей препятствия для осуществления предпринимательской, а также иной - 12.11.2003
Признание решения субъекта Российской
Федерации об отказе в даче согласия на получение федеральной лицензии безусловным препятствием для федерального лицензирующего органа в разрешении вопроса о выдаче такой лицензии означает, что ограничение свободы предпринимательской деятельности, перемещения товаров и услуг в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может осуществляться исходя из критериев, определяемых - 06.02.2003
Положения пункта 2 статьи
40 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", рассматриваемые в системной связи с другими нормами данного Федерального закона, не препятствуют реализации адвокатами - гражданами Российской Федерации закрепленных Конституцией Российской Федерации прав свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, свободно передвигаться, выбирать место пребы
- 13.09.2023
О признании
недействительным решения налогового органа об отказе в зачете (возврате) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа).Итог: требование удовлетворено, поскольку на общество незаконно была возложена обязанность по уплате излишней суммы административного штрафа, чем было нарушено его право на свободное распоряжение денежными средствами.
- 30.07.2023
Об отмене
постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ за неприменение контрольно-кассовой техники.Итог: требование удовлетворено, поскольку в действиях предпринимателя отсутствует событие вменяемого административного правонарушения, так как используемая предпринимателем холодильная витрина не обеспечивает сохранность товара.
- 24.05.2023
Истец указывает,
что ему было необоснованно отказано в предоставлении справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, а также справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку заявителем не доказано нарушение его прав и законных интересов оспариваемыми действиями.
- 13.09.2011
Суды первой и апелляционной
инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии в действиях предпринимателя события правонарушения, поскольку у него не имелось обязанности по представлению заявления о регистрации в фонд в 10-дневный срок, ввиду расторжения 03.01.2009 заключенного 01.01.2009 трудового договора с работником. - 07.06.2011 Постановка на учет в другом налоговом органе на момент оплаты спорных сумм не является основанием считать оплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не произведенной.
- 10.11.2010 Отсутствие исполнительного органа налогоплательщика по адресу государственной регистрации не свидетельствует о недобросовестности Общества, поскольку сам по себе факт отсутствия организации по месту государственной регистрации не свидетельствует о фактическом неосуществлении ею реальной хозяйственной деятельности, поскольку помимо местонахождения в соответствии государственной регистрацией, организация может иметь фактическое местонахождение, не совпадающе
- 25.10.2022 Письмо Минфина России от 26.08.2022 г. № 03-02-07/83870
- 05.10.2022 Письмо ФНС России от 30.09.2022 г. № ШЮ-3-13/10626@
- 05.10.2022 Письмо ФНС России от 30.09.2022 г. № ШЮ-3-13/10632@
- 11.01.2024 Письмо Минфина России от 25.12.2023 г. № 03-02-07/125540
- 02.11.2023 Письмо Минфина России от 14.09.2023 г. № 03-03-06/1/88011
- 16.06.2023 Письмо Минфина России от 12.04.2023 г. № 02-12-10/33021
- 27.04.2024 Письмо Минфина России от 30.01.2024 г. № 03-02-08/7192
- 27.04.2024 Письмо Минфина России от 13.03.2024 г. № 03-02-08/22604, от 13.03.2024 г. № 03-02-08/22609
- 13.03.2024 Письмо ФНС России от 07.12.2023 г. № БС-4-11/15397@
Комментарии