Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.09.2022 г. № Ф01-4872/2022 по делу № А43-37830/2021

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.09.2022 г. № Ф01-4872/2022 по делу № А43-37830/2021

Общество задекларировало ввезенный на территорию РФ товар (медицинские изделия), предоставив таможенному органу регистрационное удостоверение уполномоченного органа, подтверждающее наличие у общества льготы в виде освобождения от уплаты НДС в отношении этого товара. Таможенный орган потребовал, чтобы общество уплатило НДС.

Итог: требование удовлетворено, поскольку установлено, что товар относится к медицинским изделиям, необлагаемых НДС, так как действие регистрационного удостоверения распространяется как на товар в целом, так и на его составляющие.

12.10.2022Российский налоговый портал 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 сентября 2022 г. по делу N А43-37830/2021

 

20 сентября 2022 года

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 13.09.2022.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Шемякиной О.А.,

судей Когута Д.В., Шутиковой Т.В.,

при участии представителя

от заинтересованного лица: Юрчака А.В. (доверенность от 29.12.2021),

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

Приволжской электронной таможни

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 10.02.2022 и

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2022

по делу N А43-37830/2021

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ИМПЛАНТ"

(ОГРН: 1141690030382, ИНН: 1660201202)

о признании незаконным требования Приволжской электронной таможни от 21.10.2021

и

 

установил:

 

общество с ограниченной ответственностью "ИМПЛАНТ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным требования Приволжской электронной таможни (далее - Таможня) от 21.10.2021.

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 10.02.2022 заявленное требование удовлетворено.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Таможня не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. По его мнению, при реализации товара для целей освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость (далее - НДС) необходимо однозначно идентифицировать декларируемый товар как медицинское изделие, на которое выдано регистрационное удостоверение. При реализации составных частей медицинского изделия без наличия регистрационного удостоверения на данные составные части с указанием кодов, предусмотренных перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042, льгота в виде освобождения от НДС не применяется.

Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.

Общество в отзыве отклонило доводы жалобы; надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения спора, представителей в судебное заседание не направило.

Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установили суды, Общество 18.10.2021 ввезло на территорию Евразийского экономического союза и задекларировало на Приволжском ЦЭД Приволжской электронной таможни медицинские изделия, сведения о которых заявило в 31 графе декларации на товары N 10418010/181021/0314147 (далее - ДТ), а именно:

- товар N 1 "Система имплантатов дентальных внутрикостных винтовых двухкомпонентных "SWEDEN & MARTIN А": код ОКПД-2 32.50.22.190. имплантат - искусственный заменитель корня утраченного зуба, который вживляют в кость челюсти и он служит будущему протезу опорой. Имплантат прочно закрепляют к кости, обеспечивая устойчивую поддержку протезам, в стоматологии имплантаты применяют для замены одного или нескольких зубов, их разделяют по таким критериям: форма имплантата, тип покрытия:

1. Компонент N 3, вариант исполнения: формирователь десны (TRANSGINGIVAL HEALING CAP): A-TMGR-380-5, кат. номер A-TMGR-380-5 Производитель: "SWEDEN & MARTINA S.P.A.", товарный знак: "Sweden & Martina", количество: 20 штук;

2. Компонент N 3, вариант исполнения: формирователь десны (TRANSGINGIVAL HEALING CAP): A-TMGR-425-5, кат. номер A-TMGR-425-5. Производитель: "SWEDEN & MARTINA S.P.A.", товарный знак: "Sweden & Martina", количество: 20 штук;

3. Компонент N 2, абатменты, вариант исполнения: абатмент титановый (TITANIUM POST): A-BASTZR-M-380-6, кат. номер A BASTZR-M-380-6. Производитель: "SWEDEN & MARTINA S.P.A.", товарный знак: "SWEDEN &MARTINA", количество: 10 штук".

Классификационный код товара N 1, заявленный декларантом, - 9021 290 00 0 ТН ВЭД ЕАЭС.

- товар N 2 "Система имплантатов дентальных внутрикостных винтовых двухкомпонентных "Sweden & Martina" в составе, код ОКПД-2 32.50.22.190:

1. Компонент N 3, вариант исполнения: трансфер слепочный титановый (titanium transfer): a-trar-380, кат. номер a-trar-380, производитель: "SWEDEN & MARTINA S.P.A.", товарный знак: "Sweden & Martina".

Классификационный код товара N 2, заявленный декларантом - 9018 499 00 0 ТН ВЭД ЕАЭС.

В 36 графе ДТ "преференция" Общество указало буквенный код "ХТ", который в соответствии с классификатором льгот по уплате таможенных платежей, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 378, предоставляет освобождение от уплаты налога на НДС в отношении ввозимых в Российскую Федерацию медицинских изделий.

В качестве подтверждения заявленной льготы по уплате НДС Общество в графе 44 ДТ указало регистрационное удостоверение Росздравнадзора от 21.01.2019 N РЗН 2019/8022, в соответствии с которым в качестве медицинского изделия зарегистрирован товар "Система имплантатов дентальных внутрикостных винтовых двухкомпонентных "Sweden & Martina" (код ОКПД-2 32.50.22.190) (далее - система, система имплантатов) в составе: I. Компонент N 1 - Имплантаты, II. Компонент N 2 - Абатменты, III. Компонент N 3 - 1. Винт заглушка, 2. Формирователь десны, 3. Аналог имплантата, 4. Аналог абатмента, 5. Аналоги абатмента, 6. Трансфер слепочный титановый, 7. Трансфер слепочный комбинированный, 8. Трансфер слепочный пластиковый, 9. Трансфер слепочный алюминиевый, 10. Трансферы слепочные, 11. Колпачок слепочный, 12. Винт к трансферам, 13. Винт для абатментов, 14. Цилиндр выжигаемый, 15. Цилиндр (колпачок) титановый, 16. Колпачок заживляющий титанов, 17. Колпачок заживляющий пластиковый, 18. Цилиндр (колпачок) для временных абатментов, 19. Насадка, 20. Кольца резиновые, 21. Прокладки силиконовые, 22. Кольцо-амортизатор, 23. Кольцо стопорное пружинное, 24. Вкладка ретенционная, 25. Вкладки технические, 26. Штифты параллельности, 27. Шаблон измерительный, 28. Колпачок, 29. Балка выжигаемая яйцеобразная с прокладкой, 30. Балка выжигаемая 31. Матрица шаровидного абатмента стальная, 32. Матрица шаровидного абатмента титановая, 33. Матрица шаровидного абатмента из золотого сплава, 34. Корпус матрицы технический, 35. Матрица балочная титановая сегментная, 36. Матрица балочная из золотого сплава, 37. Набор примерочных абатментов, 38. Комплект матриц Locator.".

Приволжский ЦЭД Таможни 21.10.2021 выставил Обществу требование о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ (графы 36, 44, 47, В), в части начисления и уплаты НДС по ставке в размере 20 процентов (13 485 рублей 85 копеек).

Общество не согласилось с требованием Таможни и обратилось в арбитражный суд.

Руководствуясь статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 53, 111, 358 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), статьей 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), статьей 289 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ), частью 1 статьи 138 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закона N 323-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий", Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводу о наличии у Общества права на применение льготы по уплате таможенных платежей в виде освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость и удовлетворил заявленное требование.

Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил решение без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация, а также передача на территории Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, в том числе важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий. Положения настоящего абзаца применяются при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31.12.2021 регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ, а также сырья и комплектующих изделий для их производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации (подпункт 2 пункта 1 статьи 150 НК РФ).

Таким образом, освобождение от НДС в отношении ввозимых на территорию Российской Федерации медицинских изделий применяется при наличии регистрационных удостоверений на данные изделия, а также включении их в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 и подпунктом 2 статьи 150 НК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 утвержден Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость (далее - Перечень N 1042).

Согласно части 1 статьи 38 Закона N 323-ФЗ медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.

На территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти (часть 4 статьи 38 Федерального закона N 323-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 утверждены Правила государственной регистрации медицинских изделий (далее - Правила), в соответствии с пунктом 6 которого документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.

На основании пункта 6 Правил документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.

Регистрационное удостоверение на медицинское изделие, выданное Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (далее - Росздравнадзор), удостоверяет, что медицинское изделие успешно прошло все предусмотренные для него испытания, зарегистрировано и допущено к применению на территории Российской Федерации.

Согласно подпункту "и" пункта 56 Правил в регистрационном удостоверении на медицинское изделие указывается код общероссийского классификатора продукции (ОКП) для медицинского изделия.

Принадлежность медицинской техники к Перечню N 1042 определяется кодом Общероссийского классификатора продукции (ОК 005-93), утвержденного постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301.

В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Суды установили, и материалам дела не противоречит, что товар "Система имплантатов дентальных внутрикостных винтовых двухкомпонентных "Sweden & Martina" зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития как изделие медицинского назначения (изделие медицинской техники), о чем выдано регистрационное удостоверение Росздравнадзора от 21.01.2019 N РЗН 2019/8022 с указанием кода ОКПД-2 32.50.22.190.

Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи, суды установили, что ввезенный Обществом по ДТ товар является отдельными компонентами (принадлежностями) "Системы имплантатов дентальных внутрикостных винтовых двухкомпонентных "Sweden & Martina"), которые поименованы в регистрационном удостоверении Росздравнадзора от 21.01.2019 N РЗН 2019/8022; согласно письму Росздравнадзора от 28.12.2016 N 01-63680/16 наличие в регистрационном удостоверении или в приложении к нему термина "набор" ("комплект") подразумевает совокупность изделий, имеющих единое целевое медицинское назначение. Набор (комплект) может включать в себя различные изделия, в том числе самостоятельные медицинские изделия; товар N 1 поименован в Перечне N 1042 (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 15.08.2019 N 1054, от 18.12.2020 N 2157) (пункт 8): Изделия травматологические 94 3800 (изделия для соединения костей; изделия для воздействия на кости; изделия корректирующие), код ОКПД-2 32.50.22.190 льгота распространяется на код ТН ВЭД 9021 без дальнейшей детализации; товар N 2 поименован в Перечне N 1042 (пункт 14): Устройства для замещения функций органов и систем организма, код ОКПД-2 32.5.0.22.190, код ТН ВЭД 9018 без дальнейшей детализации.

На основании изложенного суды обоснованно посчитали, что действие регистрационного удостоверения распространяется как на медицинское изделие, так и на его составляющие и принадлежности (Письмо Росздравнадзора от 28.12.2016 N 01-63680/16), в связи с чем пришли к выводу о представлении Обществом надлежащих документов, подтверждающих, что ввезенный им товар относится к медицинским изделиям, ввоз которых освобождается от уплаты НДС.

Довод Таможни о том, что освобождение от уплаты НДС может быть предоставлено исключительно в том случае, если Обществом ввозятся и декларируются все компоненты системы, указанные в регистрационном удостоверении, либо оно должно получить самостоятельное регистрационное удостоверение на отдельные компоненты этой системы, правомерно отклонен судами, поскольку регистрационное удостоверение Росздравнадзора от 21.01.2019 N РЗН 2019/8022 выдано как на медицинское изделие, так и на составляющие его компоненты.

Таким образом, суды правомерно посчитали требование Таможни от 21.10.2021 о применении к товарам N 1 и 2, задекларированным по ДТ, ставки НДС в размере 20 процентов незаконным и удовлетворили заявление Общества.

Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, не противоречат им и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.

Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

 

постановил:

 

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 10.02.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2022 по делу N А43-37830/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Приволжской электронной таможни - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председательствующий

О.А.ШЕМЯКИНА

 

Судьи

Д.В.КОГУТ

Т.В.ШУТИКОВА

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

НДС
Все новости по этой теме »

Освобождение от обязанностей налогоплательщика
Все новости по этой теме »

Возврат (зачет) налогов
Все новости по этой теме »

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

НДС
  • 19.05.2024  

    Налоговый орган начислил НДС и налог на прибыль, ссылаясь на отсутствие реальных хозяйственных операций между обществом и его контрагентами в рамках договоров на выполнение строительных и буровых работ.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что общество обладало необходимыми ресурсами для самостоятельного выполнения спорных работ, однако привлекло контрагентов с целью получени

  • 19.05.2024  

    Налоговый орган начислил обществу налог на прибыль, НДС, штраф по ст. 122 НК РФ, ссылаясь на создание схемы "дробления бизнеса" с целью получения необоснованной налоговой выгоды.

    Итог: дело передано на новое рассмотрение, поскольку не исследованы доводы общества о соблюдении им всех необходимых условий применения ЕНВД. Не учтено, что общество исчисляло ЕНВД, исходя из всей площади земельного участка, заня

  • 19.05.2024  

    Налоговый орган начислил НДС, указывая на создание обществом фиктивного документооборота с участием контрагентов в отсутствие реальности сделок с целью применения вычета по налогу.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку подтверждено, что действия общества были направлены исключительно на минимизацию налоговых обязательств по НДС.


Вся судебная практика по этой теме »

Освобождение от обязанностей налогоплательщика
  • 01.11.2023  

    Решение мотивировано неподтверждением обществом права на применение льготы в виде освобождения от уплаты НДС.

    Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку основания для отказа в применении льготы отсутствовали, однако не проверена заявленная к возврату сумма НДС.

  • 23.04.2023  

    Налоговый орган принял решение вследствие того, что предприниматель не представил декларацию по НДС. Последний заявил, что перешел на УСН.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку факт применения предпринимателем в спорный период УСН доказан, а потому обязанность по представлению отчетности по НДС у него отсутствует.

  • 12.04.2023  

    Общество обратилось с заявлениями о внесении изменений в декларации, однако ему было отказано.

    Итог: требование удовлетворено в отношении некоторых деклараций, поскольку отказ является нарушающим права и законные интересы общества в части препятствования получения налоговой преференции и ведет к излишней уплате НДС. В части декларации отказано, поскольку представленное обществом регистрационное удостовере


Вся судебная практика по этой теме »

Возврат (зачет) налогов
  • 26.11.2023  

    В связи с обнаружением переплаты по НДС, НДФЛ и налогу на прибыль конкурсный управляющий общества обратился с заявлением о возврате спорной суммы на расчетный счет налогоплательщика. Налоговый орган отказал в возврате денежных средств в связи с истечением трехлетнего срока с момента уплаты налога.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку смена руководителя на конкурсного управляющего, а также

  • 08.11.2023  

    Налоговый орган указал на отсутствие уплаты земельного налога в надлежащем размере.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как налоговым органом доказано неверное исчисление налогоплательщиком земельного налога, подтверждено увеличение кадастровой стоимости участка, обусловленное изменением вида его разрешенного использования, учтены неисполнение требования об уплате земельного налога и пеней, на

  • 08.11.2023  

    Налогоплательщик полагал, что при расчете налога на имущество налоговым органом применена неверная стоимость объекта недвижимости.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как кадастровая стоимость спорного объекта определена по результатам кадастровой оценки, утвержденным нормативным актом, дальнейшее увеличение данной стоимости обусловлено уточнением площади объекта.


Вся судебная практика по этой теме »