Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 25.03.2013 г. № А63-12909/2012

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 25.03.2013 г. № А63-12909/2012

Судебные инстанции, сделав вывод о незначительности допущенного фондом социального страхования нарушения процедуры вручения акта проверки, а именно: направление акта проверки по почте, а не вручение его лично представителю общества и без отметки в акте об уклонении от его получения, сделали преждевременный вывод об отсутствии спора по поводу размера недоимки, пеней. При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть указания суда кассационной инстанции, установить все фактические обстоятельства по делу.

06.04.2013Российский налоговый портал 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25.03.2013 г. № А63-12909/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2013 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 25 марта 2013 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Мацко Ю.В. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - государственного учреждения - Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 10 - Молодцовой В.А. (доверенность от 06.12.2012 N 100), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ЮФО" (ИНН 2623024162, ОГРН 1092645000800), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЮФО" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.10.2012 (судья Лукьянченко Т.С.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2012 (судьи Белов Д.А., Параскевова С.А., Цигельников И.А.) по делу N А63-12909/2012, установил следующее.

ООО "ЮФО" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к государственному учреждению - Ставропольскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 10 (далее - фонд социального страхования) о признании недействительным решения от 20.04.2012 N 18368 о взыскании 18 965 рублей 43 копеек недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, 946 рублей 94 копеек пеней за счет денежных средств на счетах в банках и обязании фонда социального страхования возвратить обществу взысканные суммы (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением от 16.10.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.12.2012, суд отказал обществу в удовлетворении заявленных требований. Судебные акты мотивированы тем, что фонд социального страхования правомерно взыскал недоимку и пени по решению от 20.04.2012 N 18368, неуплаченные в установленный законом срок. Факт невручения акта камеральной проверки лично представителю общества при отсутствии спора по поводу размера недоимки и пеней не является существенным нарушением, ввиду принятия правомерного решения.

В кассационной жалобе общество просит судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Заявитель жалобы полагает, что суд неправильно применил нормы материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Направление обществу акта проверки, решений и требования, при отсутствии описи вложения, фондом социального страхования не доказано. Сообщения Ставропольского почтамта о вручении обществу почтовых отправлений не являются надлежащими доказательствами вручения обществу акта проверки, решений и требования. Вывод суда об отсутствии спора по размеру недоимки и пени не соответствует фактическим обстоятельствам по делу. В материалы дела представлены акты сверки задолженности по страховым взносам, свидетельствующие о значительных расхождениях в сумме задолженности.

В отзыве на кассационную жалобу фонд социального страхования просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя фонда социального страхования, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, фонд социального страхования провел камеральную проверку представленной обществом расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ) за IV квартал 2011 года. По результатам проверки составлен акт от 27.01.2012 N 113 и принято решение от 28.02.2012 N 113 об отказе в привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которым обществу предложено уплатить недоимку в сумме 18 965 рублей 43 копеек и пени - 946 рублей 94 копеек.

Обществу выставлено требование об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пеней и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей от 20.03.2012 N 113.

В связи с неисполнением указанного требования фонд социального страхования вынес решение от 20.04.2012 N 18368 о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пени в принудительном порядке с расчетного счета общества.

25 апреля 2012 года недоимка и пени списаны со счета общества в бесспорном порядке.

Не согласившись с решением фонда социального страхования, общество обратилось с заявлением в суд.

Отношения в области обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний регулируются Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) и принятыми в соответствии с ними другими федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Согласно статье 4 Закона N 125-ФЗ одним из основных принципов обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является обязательность уплаты страхователями страховых взносов.

В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 17 Закона N 125-ФЗ страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 22.1 Закона N 125-ФЗ в случае уплаты страхователем страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными сроки он уплачивает пени в установленных статьей 22.1 Закона N 125-ФЗ порядке и размерах. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты страховых взносов. Пени начисляются сверх причитающихся к уплате страховщику сумм страховых взносов и иных платежей и независимо от взыскания со страхователя штрафов, предусмотренных пунктом 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ. Пени начисляются со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно.

Пунктом 6 статьи 22.1 Закона N 125-ФЗ предусмотрен бесспорный порядок взыскания недоимки и пени по уплате страховых взносов на основании своего решения о взыскании в бесспорном порядке недоимки и пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах страхователя в банке (иных кредитных организациях), путем направления инкассового поручения (распоряжения) о перечислении недоимки и пеней в банк (иные кредитные организации), где открыты счета указанного страхователя.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах страхователя - юридического лица либо отсутствии информации о счетах страхователя страховщик вправе взыскать недоимку и пени за счет иного имущества страхователя - юридического лица путем направления соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю.

Как указано в пункте 6 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.02.2006 N 105 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров", недоимка и пени по страховым взносам взыскиваются страховщиком со страхователя согласно пункту 6 статьи 22.1 Закона N 125-ФЗ с юридического лица - на основании решения страховщика о взыскании в бесспорном порядке недоимки и пеней.

Страхователи ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют в установленном порядке страховщику по месту их регистрации отчетность по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (абзац 2 пункта 1 статьи 24 Закона N 125-ФЗ).

Поскольку Законом N 125-ФЗ не предусмотрен порядок и сроки взыскания недоимки и пени по страховым взносам, подлежат применению нормы налогового законодательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена Кодексом (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке установленном статьей 101 Кодекса), должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение. Об отказе лица, совершившего нарушение законодательства о налогах и сборах, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте.

Пунктами 4 и 5 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты его отправки.

Лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение 10 дней со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом указанное лицо вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.

По истечении данного срока, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение. Акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица (пункты 6 и 7 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации).

Как указано в абзаце 2 пункта 12 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.

Согласно статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 Кодекса.

Пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

В статье 47 Налогового кодекса Российской Федерации, как и в статье 46 Кодекса определены правила принудительного взыскания налога налоговым органом во внесудебном порядке. При этом существенным условием для применения этих правил является ограничение срока, в пределах которого налоговые органы вправе взыскать налог за счет денежных средств или иного имущества налогоплательщика без обращения в суд.

Кроме того, в соответствии с пунктом 11 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации копия решения руководителя налогового органа и требование об уплате пеней и штрафа вручаются лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате их получения этим лицом (его представителем). В случае если лицо, привлеченное к ответственности, или его представители уклоняются от получения копий указанных решения и требования, эти документы направляются заказным письмом по почте и считаются полученными по истечении шести дней после дня их отправки по почте заказным письмом.

Выполнение установленного законодательством о налогах и сборах порядка привлечения к ответственности является гарантией соблюдения прав и законных интересов заинтересованных лиц и предоставляет контролирующему органу возможность всесторонне и объективно исследовать обстоятельства совершенного правонарушения.

Возможность рассмотрения материалов проверки в случае неявки лица, в отношении которого проводилась проверка (его представителя), статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена только в случае надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения материалов проверки этого лица.

Судебные инстанции сделали вывод о получении обществом акта проверки, решений, требования, основываясь при этом на имеющихся в материалах дела списках (реестрах) внутренних почтовых отправлений, а также сообщения Ставропольского почтамта от 26.09.2012 N С-1314, что заказные письма вручены адресату. Между тем, суд не выяснил конкретное лицо, получившее заказную корреспонденцию, имелись ли у этого лица полномочия на получение корреспонденции общества, а также причину отсутствия у фонда социального страхования уведомлений, свидетельствующих о получении обществом акта проверки, решений и требования.

Кроме того, судебные инстанции, сделав вывод о незначительности допущенного фондом социального страхования нарушения процедуры вручения акта проверки, а именно: направление акта проверки по почте, а не вручение его лично представителю общества и без отметки в акте об уклонении от его получения, сделали преждевременный вывод об отсутствии спора по поводу размера недоимки, пеней.

Сделав вывод об отсутствии спора по размеру недоимки и пеней, судебные инстанции проверили расчет взысканных с общества страховых взносов и пеней, не выяснили причину значительных расхождений сумм страховых взносов, согласно имеющемуся в материалах дела акту сверки задолженности.

При этом судебные инстанции не оценили довод общества о наличии спора о размере подлежащего применению тарифа отчислений за 2011 год, не учли, что решением Арбитражного суда Ставропольского края от 21.05.2012 по делу N А63-12943/2011 признано незаконным уведомление фонда социального страхования от 20.04.2011 N 10 о размере страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2011 год, в связи с чем размер подлежащих уплате взносов за 2011 год существенно уменьшен и с учетом этого не проверили размер недоимки и пеней, подлежащих уплате в спорном периоде.

Поскольку решение суда и постановление апелляционной инстанции приняты по неполно исследованным обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного рассмотрения дела, и недостаточно обоснованны, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в силу части 2 статьи 287 Кодекса арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены судебными инстанциями либо были отвергнуты ими, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть указания суда кассационной инстанции, установить все фактические обстоятельства по делу, полно, всесторонне их исследовать, предложить обществу уточнить, какие конкретно действия фонда им обжалуются, в совокупности оценить представленные в дело доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, результаты исследования и оценки отразить в решении в соответствии с нормами процессуального права.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.10.2012 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2012 по делу N А63-12909/2012 отменить.

Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Л.Н.ВОЛОВИК

Судьи

Ю.В.МАЦКО

Л.А.ТРИФОНОВА

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок