Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Определения / Определение ВАС РФ от 07.03.2012 г. № ВАС-16720/11

Определение ВАС РФ от 07.03.2012 г. № ВАС-16720/11

Высшие арбитры, передавая дело на пересмотр, подчеркнули, что само по себе наличие лесного или водного объекта на земельном участке не означает возможность распространения на него изъятия из общего порядка налогообложения земельным налогом, установленного подп. 4, 5 п. 2 ст. 389 НК РФ.

01.06.2012Российский налоговый портал 

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

№ ВАС-16720/11

Москва 07 марта 2012 г.

Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего судьи Поповченко А.А., судей Бациева В.В. и Завьяловой Т.В. рассмотрела в судебном заседании заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Тюмени № 4 (ул. Товарное шоссе, д. 15, г. Тюмень, 625009) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Тюменской области от 04.02.2011 по делу № А70-10573/2010, постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.08.2011 по тому же делу

по заявлению Некоммерческого партнерства «Цимлянское» (ул. Барнаульская, д. 71, а/я 1905, г. Тюмень, 625041) к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Ангарску Иркутской области о признании частично недействительным ее решения.

Суд установил:

Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Тюмени № 4 (далее - инспекция, налоговый орган) по результатам камеральной налоговой проверки представленной Некоммерческим партнерством «Цимлянское» (далее - партнерство, налогоплательщик) налоговой декларации по земельному налогу за 2009 год вынесено решение от 15.07.2010 № 5333 о привлечении налогоплательщика к предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в виде 423 129 рублей 80 копеек штрафа, доначислении 2 115 649 рублей земельного налога и 94 622 рублей 41 копейки пени за его несвоевременную уплату.

Основанием для принятия оспариваемого решения послужил вывод инспекции о неправомерном неисчислении и неуплате земельного налога за земельный участок с кадастровым номером 72:23:214003:29, принадлежащий партнерству на праве постоянного (бессрочного) пользования, предоставленному на основании распоряжения Администрации города Тюмени от 02.06.2000 № 2088.

Инспекция полагает, что спорный земельный участок является объектом обложения земельным налогом в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку по целевому назначению отнесен к категории «земли населенных пунктов» с разрешенным использованием земельного участка - «под строительство зданий и сооружений», не является изъятым из оборота (ограниченным в обороте). Партнерством не представлено доказательств отнесения (перевода) земель спорного земельного участка к землям лесного или водного фондов, в связи с чем основания для освобождения данного земельного участка от обложения земельным налогом в силу подпунктов 4, 5 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации отсутствуют.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Тюменской области от 21.09.2010 № 11-12/011794, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы партнерства, решение инспекции оставлено без изменения.

Полагая, что решение инспекции не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, партнерство оспорило его в судебном порядке по настоящему делу.

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 04.02.2011 требования партнерства удовлетворены в полном объеме.

Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2011 решение суда от 04.02.2011 оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 19.08.2011 решение суда от 04.02.2011 и постановление суда апелляционной инстанции от 19.05.2011 оставил без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, инспекция просит отменить оспариваемые судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, коллегия судей считает, что настоящее дело подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, поскольку при разрешении аналогичных споров в судебно-арбитражной практике отсутствует единообразие по вопросам толкования и применения положений налогового и земельного законодательства.

Один из подходов решения вопроса об отнесении земельного участка к категориям земель водного и лесного фонда при отсутствии соответствующих сведений в государственном кадастре недвижимости представлен оспариваемыми судебными актами и состоит в следующем.

В соответствии с подпунктами 4 и 5 пункта 5 статьи 389 Кодекса не признаются объектом налогообложения земельным налогом земельные участки из состава земель лесного фонда и земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

Спорным вопросом является факт нахождения в составе земельного участка с кадастровым номером 72:23:214003:29 земельных участков из состава земель лесного фонда и земельных участков, занятых находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

Как следует из материалов дела и установлено судами, на спорном земельном участке расположен лес и водный объект - пруд Оловянникова, что подтверждается письмом Комитета по экологии Администрации города Тюмени от 28.07.2010 и письмом Нижнее-Обского бассейнового водного управления Отдела водных ресурсов по Тюменской области от 08.07.2010 № 427/04 соответственно.

При рассмотрении настоящего спора суды исходили из того, что инспекцией данными Государственного лесного реестра и Государственного водного реестра не опровергнут факт нахождения на земельном участке партнерства земель из состава лесного фонда, и земельного участка, занятого находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

При этом судами принят во внимание пункт 7 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», согласно которому отсутствие в Государственном кадастре недвижимости сведений о конкретном участке как отнесенном к землям лесного (водного) фонда, не свидетельствует о том, что такой участок в действительности не является участком лесного (водного) фонда.

В соответствии с данным подходом, делая вывод об изъятии из налогообложения земельным налогом земельного участка, на котором фактически находятся лесной массив и водный объект, суды не придают правового значения тому факту, что земельный участок согласно сведениям государственного кадастра недвижимости по целевому назначению отнесен к категории земель «земли населенных пунктов».

Отличный подход, представленный в судебно-арбитражной практике, учитывает следующее.

Как следует из пункта 1 статьи 11 Налогового кодекса, институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в этом Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено данным Кодексом.

Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) определено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в том числе на следующие категории: земли населенных пунктов (подпункт 2); земли лесного фонда (подпункт 5) и земли водного фонда (подпункт 6).

В силу пункта 2 статья 8 Земельного кодекса, категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Статья 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» определяет состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости.

В силу подпунктов 12, 13 пункта 2 этой статьи, в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие дополнительные сведения о земельном участке: сведения о лесах, водных объектах и об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка; категория земель, к которой отнесен земельный участок.

Исходя из вышеуказанных положений, отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о принадлежности земельного участка к категории земель «земли лесного фонда», либо сведений о том, что на нем расположены находящиеся в государственной собственности водные объекты в составе водного фонда, означает, что данный земельный участок облагается земельным налогом в общеустановленном порядке; положения подпунктов 4, 5 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса в отношении него не применяются.

При наличии сведений в государственном кадастре недвижимости о категории земель «земли населенных пунктов», не оспоренных и не исключенных в установленном порядке, само по себе наличие лесного или водного объекта на земельном участке не означает возможность распространения на него изъятия из общего порядка налогообложения земельным налогом, установленного подпунктами 4, 5 пункта 2 статьи 389 Кодекса.

Применение данного изъятия обусловлено в Налоговом кодексе Российской Федерации принадлежностью земельного участка к определенной категории земель, а не фактическим наличием на земельном участке лесного или водного объекта.

Поскольку в соответствии со статьями 52, 54 Кодекса налогоплательщики самостоятельно исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению, а также самостоятельно исчисляют сумму налога, то именно налогоплательщики должны представить доказательства, подтверждающие состав объектов налогообложения, объем налогооблагаемой базы и размер сумм налогов, подлежащих уплате.

В данном случае организация полагает, что земельный участок не подлежит налогообложению в силу подпунктов 4, 5 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому она должна доказать это обстоятельство путем представления надлежащих доказательств.

Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 11.03.2009 № 7223/201/09-3748 земельный участок организации с кадастровым номером 72:23:0214003:29 отнесен к категории земель «земли населенных пунктов».

Документы, подтверждающие перевод земельного участка из категории земель «земли населенных пунктов», организацией не представлены.

К аналогичному выводу пришли Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в постановлении от 23.03.2009 по делу № А32-22004/2007-59/447 Арбитражного суда Краснодарского края; Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 10.06.2008 по делу № А66-6940/2007 Арбитражного суда Тверской области; Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 20.04.2009 по делу № А56-21940/2008 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

В упомянутых делах суды указывают следующее: если в сведениях государственного кадастра недвижимости о земельном участке определена категория земель «земли населенных пунктов», то неуплата земельного налога на основании положений подпунктов 4, 5 пункта 2 статьи 389 Кодекса является необоснованной.

О том, что наличие иных документов, подтверждающих расположение леса на спорном земельном участке, не свидетельствует о его отнесении к землям лесного фонда при наличии сведений государственного кадастра недвижимости об отнесении земельного участка к категории земель «земли населенных пунктов», указано также в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2009 № 10520/09.

Изложенное свидетельствует об отсутствии единообразия в толковании и применении арбитражными судами положений подпунктов 4, 5 пункта 2 статьи 389 Кодекса, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для пересмотра оспариваемых судебных актов в порядке надзора.

Руководствуясь статьями 299, 300, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

передать дело № А70-10573/2010 Арбитражного суда Тюменской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения суда от 04.02.2011, постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.08.2011 по тому же делу.

Направить копии определения и заявления лицам, участвующим в деле.

Предложить лицам, участвующим в деле, представить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отзыв на заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора до 13 апреля 2012 года.

Председательствующий судья А.А.Поповченко

Судья В.В. Бациев

Судья Т.В. Завьялова

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок