Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Контрольная работа

Контрольная работа

Важное направление в работе Федеральной налоговой службы (ФНС) — внедрение информационных технологий. Например, с июня текущего года задолженности по транспортному и земельному налогам и налогу на имущество налогоплательщик может оплачивать по интернету

29.06.2011
газета «Коммерсантъ»
Автор: Вадим Вислогузов

Личный кабинет 

С 14 июня 2011 года в "личном кабинете налогоплательщика" можно не только получить информацию, сформировать и распечатать квитанцию для погашения своих долгов традиционным способом — в банке, но и заплатить налоги. Речь идет об оплате в электронной форме задолженности по имущественным налогам — транспортному, земельному и на имущество.

По словам начальника управления информатизации ФНС Виталия Колесникова, планируется реализовать технологию приема документов на возмещение НДС экспортерам в электронном виде. А вскоре компании получат возможность представления в налоговые органы счетов-фактур в электронном виде. Сейчас компании выписывают друг другу примерно 15 млрд таких документов в год, и часть из них с целью контроля запрашивает налоговая служба. "Это треть всех истребуемых налоговыми органами документов. Нам эти грузовики бумаг не нужны",— говорит господин Колесников. По его словам, обмен счетами-фактурами по сетям связи может начаться уже к концу года.

Еще один уже стартовавший в Москве пилотный проект — электронная регистрация компаний (без явки в налоговые органы). Она уже опробована как индивидуальными предпринимателями (для этого им нужна личная электронная цифровая подпись, ЭЦП) и юридическими лицами (через имеющих ЭЦП нотариусов). Пока, по словам Виталия Колесникова, цифровые подписи есть у немногих нотариусов, однако профессиональное сообщество обещает ФНС до конца 2011 года "оцифровать" все 7,5 тыс. работающих в РФ нотариусов.

Еще одна опция создает удобство скорее самим налоговикам. Сейчас в пробном режиме ФНС пытается судиться с налогоплательщиками онлайн — в режиме видеоконференции. Этот режим давно используется судами общей юрисдикции — телемост, как правило, устанавливается между судом и СИЗО, в котором находится подсудимый. Для арбитражных же споров разбирательства по видео стали возможны лишь с конца 2010 года — после вступления в силу поправок к Арбитражному процессуальному кодексу. В ФНС рассчитывают, что это нововведение позволит существенно сэкономить на расходах не только налоговикам, но и налогоплательщикам. Впрочем, юристы полагают, что по серьезным делам на большие суммы компании будут продолжать судиться с налоговиками в привычном режиме.

То есть внедрение информационных технологий - это явно заметный тренд в работе ФНС. Возможно, это связано с тем, что в свой первый приход в налоговую службу (1999-2004 годы) нынешний руководитель ведомства Михаил Мишустин в должности замруководителя отвечал именно за информатизацию. Сейчас это входит в обязанности замглавы ФНС Андрея Петрушина, который говорит, что общий объем информационных ресурсов ФНС сегодня составляет 300 терабайт и к 2020 году должен увеличиться еще в семь-десять раз. В ресурсах службы накоплены данные о 130 млн физических лиц—граждан РФ (население страны — 142 млн человек) и о 200 тыс. иностранцев. Вскоре им будет предложен доступ ко второй версии "личного кабинета налогоплательщика": в нем будут отражены не только суммы задолженности (как сейчас), но и вся информация об имуществе, послужившем базой для расчета фискальных платежей. Отметим, что открытие доступа граждан к этим данным необходимо и самой службе, для того чтобы исправить содержащиеся в них ошибки. Данные о собственности граждан, которые ФНС получает от других ведомств (от МВД — о регистрации граждан по месту жительства, от ГИБДД — о сделках с автотранспортом, от регистрационных палат Минюста — об операциях с недвижимостью), неточны. В связи с этим Михаил Мишустин даже объявил 2011-й "годом борьбы с "грязными" данными".

Аналитический спецназ 

Согласно отчетности ФНС, в последние годы число выездных налоговых проверок компаний стремительно сокращается. "Тенденция не просто к их уменьшению, а к тому, чтобы мы совсем ушли в аналитику, к камералам",— заявил в мае Михаил Мишустин. Приоритетом ФНС объявлены аналитические камеральные проверки, то есть работа с запрошенными у налогоплательщика документами. За последние три года число выездных проверок сократилось с 11,5% проверенных налогоплательщиков в 2008 году до 0,8% — в 2010-м. По итогам первого квартала 2011 года ФНС проверила всего 0,2% от общего числа налогоплательщиков. При этом, по словам главы ФНС, "малый бизнес в выездных налоговых проверках фактически уже не фигурирует".

В службе такие изменения объясняют отказом от политики тотального контроля и ориентацией контрольной работы на "зоны риска и выявление схем". Достигается это за счет предпроверочного анализа деятельности компаний и с помощью внутренних информационных ресурсов ФНС, запущенных службой в последние годы. Так что, объявляя проверку, налоговики сейчас точно знают, что обнаружат. Один из помогающих им в этом ресурсов — "Досье рисков", с помощью которого проверки могут автоматически назначаться в зависимости от уровня налоговых рисков в проверяемой компании. В ФНС гордятся тем, что по части проверок следуют мировому тренду. Минимальный охват компаний выездными проверками зафиксирован статистикой в Финляндии, Франции и Корее — 0,1% от общего числа компаний. В Великобритании этот показатель составляет 0,5%, в Германии — 1,6%, в США — 2,4%, в Швеции — 7,3%. В РФ, напомним, 0,8%.

В ближайшие месяцы аналитические способности ФНС будут подвергнуты новому испытанию. Десятилетняя история принятия Госдумой законопроекта о новых правилах борьбы с занижением налогов с помощью трансфертных цен, похоже, близка к завершению. Документ согласован Минфином и бизнесом и вскоре может быть окончательно принят. После его вступления в силу на внутреннем рынке "под колпак" ФНС с 2012 года попадут сделки взаимозависимых лиц годовым объемом более 3 млрд руб., а также на меньшую сумму в случае, если одна из сторон применяет специальный налоговый режим или же речь идет о сделках с сырьем. Внешнеторговые сделки будут контролироваться, лишь если совершаются с биржевыми товарами или заключаются с резидентами офшоров. Принятие этого закона вызовет необходимость создания в структуре ФНС "налогового спецназа" — подразделений, состоящих из самых компетентных специалистов, которые будут определять степень "рыночности" цен, применяемых компаниями.

Споров становится меньше 

Наконец, еще один тренд — сокращение числа споров ФНС с налогоплательщиками. Исходя из информации службы, сократились обе категории разбирательств — как досудебные (рассмотрение жалоб на вынесенные инспекциями решения), так и судебные. Напомним, с 2009 года действует механизм обязательного досудебного обжалования: налогоплательщик не вправе обратиться в суд до тех пор, пока не попробует оспорить решение своей инспекции в вышестоящем налоговом органе. ФНС сообщает, что в 2010 году налоговыми органами было рассмотрено 53 тыс. апелляционных жалоб — на 10% меньше, чем в 2009 году (59 тыс.). Удовлетворено было 40% жалоб налогоплательщиков.

Ситуация с судебными делами несколько иная. ФНС сообщает о сокращении "числа дел, рассмотренных в судах по инициативе налогоплательщиков", на 13% — с 34 тыс. в 2009 году до 30 тыс. в 2010-м. Однако кроме этих цифр есть еще данные о судебных спорах "в другую сторону" — о взыскании налогов и штрафных санкций с организаций и граждан. По данным Высшего арбитражного суда (ВАС), их число выросло с 49 тыс. в 2009 году до 58 тыс.— в 2010-м (на 18%).

Что касается исхода этих дел, то здесь ситуация складывается в пользу ФНС. По делам об оспаривании решений или действий налоговиков суды в 2009 году удовлетворили 66% требований, в 2010-м — 64%. Оценивая тенденцию снижения доли побед налогоплательщиков в судах, ФНС называет ее "положительной" и сетует, что "темпы снижения недостаточно высоки". По делам о взыскании платежей с компаний и граждан ситуация также складывается в пользу налоговых органов. По данным ВАСа, в 2009 году судами было удовлетворено 59% таких требований, в 2010-м — 62%.

Аналитики российского подразделения Ernst & Young в своем ежегодном исследовании налогового климата подтверждают, что в 2010 году крупные компании стали реже спорить с налоговыми органами. При этом отмечено, что они стали гораздо чаще проигрывать ФНС в судах. По мнению международных консультантов, число споров сократилось из-за обязательного досудебного обжалования доначислений, удлинившего общий срок разбирательства. По оценке партнера "Эрнст энд Янг" Петра Медведева, количество побед налогоплательщиков в судах сократилось в связи с тем, что они стали более активно практиковать заключение мировых соглашений с налоговыми органами еще до стадии судебного разбирательства.

Администрирование платежей 

С фискальной точки зрения у ФНС образца 2011 года все обстоит хорошо. По последним статданным, за январь—май 2011 года по сравнению с январем—маем 2010 года поступления в федеральный бюджет выросли на 34% — с 1,33 трлн руб. до 1,76 трлн руб.

Налоговым органам РФ в конце прошлого года исполнилось 20 лет — праздничные мероприятия по этому поводу с размахом организовал назначенный в апреле 2010 года новый руководитель ФНС Михаил Мишустин. Итоги деятельности предшественников он подводил параллельно с заменой последних. Весь прошедший год господин Мишустин укомплектовывал руководство ФНС своими соратниками: были сменены все семь заместителей главы службы. Большей частью пришедшие связаны с главой ФНС прежним местом работы (Роснедвижимость, РосОЭЗ, компания UFG Asset Management). Новые люди пришли и на другие ключевые должности в структуре ФНС, в частности на посты глав региональных управлений службы, включая ключевое московское УФНС.

Но что бы ни говорили о направлениях работы ФНС ее старые и новые руководители, главным делом для них был и остается сбор денег в бюджет. Точнее, администрирование платежей (как всегда поправляют налоговики) — налоги компании и граждане платят все-таки сами, служба лишь "присматривает" за процессом.

Конечно, прирост налогов сразу на треть в значительной степени результат заметно прибавивших мировых цен на нефть. Сборы завязанного на цене сырья налога на добычу полезных ископаемых (составляет 44% доходов федерального бюджета) за пять месяцев в сравнении с таким же периодом прошлого года выросли на 40%. Однако при этом выросли, хотя и не так существенно, и поступления НДС, к сырьевой конъюнктуре прямого отношения не имеющие,— на 28%. Так что кроме нефтяного на росте сборов сказываются и другие факторы: восстановление экономики и, как заверяет руководство ФНС, усилия по администрированию сборов.

Как отмечал в интервью "Ъ" Михаил Мишустин, по части сборов он видит свою задачу в поиске дополнительных источников доходов, которыми могут стать, в частности, имущественные налоги. Отметим, что, в отличие от всех основных налогов, их сборы в кризис не падали. Особые перспективы — у разрабатываемого налога на недвижимость, который в условиях "политического" сохранения плоской ставки подоходного налога может стать заменой налога на роскошь. "Оценка жилья должна соответствовать действительности. И тогда, если поселяетесь в элитном квартале — вот вам и налог на роскошь",— говорил "Ъ" глава ФНС, который ранее (в 2004-2006 годах) руководил Роснедвижимостью.

Если при оценке причин роста сборов трудно разделить усилия службы и общей подъем экономики, то в ситуации с налоговой задолженностью роль ФНС более очевидна. На 1 июня 2011 года задолженность составила 1,249 трлн руб. Отметим, что до начала 2008 года сумма долгов налогоплательщиков снижалась, однако в кризисный 2009-й выросла до 1,371 трлн руб. За 2010-й службе удалось добиться снижения этой суммы на 97 млрд руб., или на 7% — до 1,274 трлн руб. С начала текущего года задолженность сократилась еще на 27 млрд руб. "Наша задача — обеспечить устойчивый тренд снижения",— говорит Михаил Мишустин. Один из самых простых способов обеспечения такого тренда — "прощение" долгов, взыскать которые у государства шансов практически нет (начисленные, к примеру, давно исчезнувшим фирмам-однодневкам). По словам Михаила Мишустина, служба будет добиваться расширения перечня оснований для списания подобной безнадежной задолженности.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налогоплательщики. Все о правах и обязанностях
Все новости по этой теме »

Налоговые органы, милиция и т.п. Права и обязанности
Все новости по этой теме »

Судебная защита
Все новости по этой теме »

Налогоплательщики. Все о правах и обязанностях
Все статьи по этой теме »

Налоговые органы, милиция и т.п. Права и обязанности
Все статьи по этой теме »

Судебная защита
Все статьи по этой теме »

Налогоплательщики. Все о правах и обязанностях
  • 09.01.2023  

    Налоговый орган указывал на неисполнение предпринимателем в установленный срок требования о погашении в добровольном порядке задолженности по налогу на имущество, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку установлено, что предприниматель имеет в собственности недвижимое имущество, обязанность по упла

  • 12.12.2022  

    Участник ссылался на уклонение общества от предоставления документации.

    Итог: требование удовлетворено частично, поскольку часть запрошенных документов уничтожена во время пожара, отчетность по ЕНВД за предыдущие налоговые периоды предоставляется в порядке, установленном действующим налоговым законодательством. Остальная часть документов предоставлена участнику.

  • 24.10.2022  

    Определением приняты обеспечительные меры по делу о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - в виде приостановления исполнения оспариваемого решения.

    Итог: определение оставлено без изменения.


Вся судебная практика по этой теме »

Налоговые органы, милиция и т.п. Права и обязанности
  • 14.11.2022  

    Определением приняты обеспечительные меры по делу о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - в виде приостановления исполнения оспариваемого решения, а также решения о приостановлении операций по всем расчетным счетам налогоплательщика.

    Итог: определение отменено в части приостановления исполнения решения о приостановлении опе

  • 21.02.2018  

    Законодательство о налогах и сборах не содержит запрета подачи повторной жалобы в вышестоящий налоговый орган на решение нижестоящего налогового органа, если для этого имеются обстоятельства, которые ранее не были предметом исследования и оценки вышестоящего налогового органа.

  • 07.12.2016  

    Когда налогоплательщик обнаруживает ошибки в прошлых налоговых периодах, которые не привели к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, обязанность подавать уточненные налоговые декларации за предыдущие периоды отсутствует; корректировка налоговой базы текущего периода исключает подачу уточненных налоговых деклараций за период совершения ошибки, поскольку необходимая информация о налоговых обязательствах будет зафи


Вся судебная практика по этой теме »

Судебная защита
  • 12.10.2022  

    Определением заявление о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам судебного акта, которым истцу было отказано в удовлетворении части иска о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на сумму долга (вознаграждения членов совета директоров), возвращено, поскольку обстоятельства, на которые указал заявитель (первоначальный кредитор, передавший истцу право требования к ответчику по призна

  • 12.10.2022  

    О включении в реестр требований кредиторов должника требования о взыскании задолженности по договорам займа (основного долга и процентов за пользование займом).

    Итого: требование удовлетворено, поскольку подтверждено вступившим в силу судебным актом, факт исполнения которого не доказан.

  • 28.04.2014  

    ВАС РФ в п. 67 Постановления Пленума от 30.07.2013 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснил, что решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть оспорено в суде только в той части, в которой оно было обжаловано в вышестоящий налоговый орган. При этом названное решение считается обжалованным в вышесто


Вся судебная практика по этой теме »