Законодательство / Письма / Письмо Минфина РФ от 15 августа 2008 г. N 03-07-07/78
Письмо Минфина РФ от 15 августа 2008 г. N 03-07-07/78
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 августа 2008 г. N 03-07-07/78
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам применения налога на добавленную стоимость в связи с вступлением в силу с 1 января 2008 г. нормы, предусмотренной п. 1 ст. 1 Федерального закона от 19.07.2007 N 195-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности", и сообщает следующее.
Указанной нормой предусмотрено освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость передачи исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также передачи прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 148 Кодекса местом реализации услуг по передаче, предоставлению патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав признается территория Российской Федерации, если покупатель услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. В связи с этим местом реализации услуг по передаче исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин, а также неисключительных прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионных договоров, оказываемых иностранной организацией российской организации, признается территория Российской Федерации.
Согласно положениям ст. 161 Кодекса при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в бюджет налоговым агентом, приобретающим данные товары (работы, услуги) у иностранного лица. При этом налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога на добавленную стоимость.
В случае если иностранное лицо в стоимости товаров (работ, услуг) сумму налога на добавленную стоимость, подлежащую уплате в бюджет Российской Федерации, не учитывает, российская организация самостоятельно определяет налоговую базу для целей налога на добавленную стоимость, то есть увеличивает стоимость товаров (работ, услуг) на сумму налога и уплачивает налог в бюджет за счет собственных средств.
На основании положений п. 4 ст. 174 Кодекса в случае реализации работ (услуг) по передаче прав на использование результатов интеллектуальной деятельности, в том числе программ для ЭВМ, местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, уплата налога на добавленную стоимость производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств иностранным лицам.
Таким образом, при перечислении в 2007 г. иностранному лицу полной стоимости передаваемых прав на использование программ для ЭВМ по лицензионному договору налоговый агент должен был уплатить в бюджет сумму налога на добавленную стоимость исходя из полной стоимости договора.
Согласно п. 8 ст. 149 Кодекса при отмене освобождения от налогообложения или отнесении налогооблагаемых операций к операциям, не подлежащим налогообложению, налогоплательщиками применяется тот порядок определения налоговой базы (или освобождения от налогообложения), который действовал на дату отгрузки товаров (работ, услуг), вне зависимости от даты их оплаты. В связи с этим порядок применения налога на добавленную стоимость в отношении услуг по передаче прав на использование результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионных договоров, заключенных до 1 января 2008 г., зависит от момента фактического оказания таких услуг.
Таким образом, вычет указанных сумм налога, по нашему мнению, должен осуществляться в следующем порядке.
Так, в соответствии с п. 3 ст. 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные на основании ст. 173 Кодекса покупателями - налоговыми агентами. Данный вычет применяется при условии, что товары (работы, услуги) приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для целей, указанных в п. 2 ст. 171 Кодекса, и при их приобретении он удержал и уплатил налог.
В связи с этим суммы налога на добавленную стоимость по услугам по предоставлению прав на использование результатов интеллектуальной деятельности, оказанным до 1 января 2008 г., подлежат вычету в общеустановленном порядке.
Следует иметь в виду, что на основании п. 8 ст. 88 Кодекса налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 Кодекса правомерность применения налоговых вычетов.
Учитывая, что с 1 января 2008 г. налоговые агенты при приобретении услуг по передаче прав на использование программ для ЭВМ у иностранных лиц по лицензионным договорам, в том числе заключенным до 1 января 2008 г., налог на добавленную стоимость уплачивать не должны, суммы налога, уплаченные налоговыми агентами в 2007 г. по указанным услугам, оказанным после 1 января 2008 г., по нашему мнению, подлежат зачету (возврату) в порядке, предусмотренном ст. 78 Кодекса.
По вопросу представления в налоговые органы нотариально заверенного перевода на русский язык лицензионного договора, заключенного с иностранным лицом, сообщаем, что согласно п. 6 ст. 88 Кодекса налоговые органы при проведении камеральных проверок вправе истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.
Пунктом 2 ст. 93 Кодекса установлено, что истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. При этом требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган не допускается, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что на основании п. 1 ст. 16 Закона Российской Федерации от 25.10.1991 N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации" официальное делопроизводство на территории Российской Федерации в государственных органах, организациях, на предприятиях и учреждениях ведется на русском языке как государственном языке Российской Федерации, в налоговый орган по его требованию представляется копия лицензионного договора, переведенного на русский язык, заверенная в вышеуказанном порядке.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
15.08.2008
- 28.10.2021 Что нужно знать о себе, при покупке товаров у иностранных лиц?
- 03.12.2018 С 2019 г. покупатели макулатуры станут налоговыми агентами по НДС
- 26.02.2018 Если предприниматель на «упрощенке» не выставил счет-фактуру, то ему не надо платить НДС
- 25.04.2019 Зачесть излишне уплаченный налог нельзя, если он фактически не дошел до казны
- 26.09.2013 Инициировать возврат денег по итогам проверки должен налоговый орган
- 20.09.2013 «РусГидро» вернуло налог на прибыль за себя и обособленные подразделения
- 27.07.2021 Покупка металла у физлица и НДС
- 25.11.2020 Особенности налогового агента по НДС (работа с зарубежным исполнителем)
- 24.01.2020 Иностранная компания выполнила работы для российского АО на территории нашей страны – обязанности налогового агента по НДС
- 09.07.2012 Как рассчитать возврат в бюджет, если налогоплательщик подал уточненную декларацию, в которой сумма НДС к возмещению в заявительном порядке меньше, чем в первичной?
- 26.04.2012 Порядок возврата налоговой переплаты
- 02.02.2012 Проблему зачета «старого» НДС без суда не решить
- 03.03.2024
Налоговый орган
доначислил налогоплательщику НДС, пени и штраф, установив, что последний неправомерно не исчислял и не уплачивал НДС с выручки, полученной в рамках договора простого товарищества.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что налогоплательщик является уполномоченным участником договора простого товарищества, который представляет интересы товарищества во взаимоотнош
- 11.11.2019
Предпринимателю доначислены
НДС, пени, штраф за непредставление налоговой декларации по НДС и за неперечисление налоговым агентом НДС.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как предпринимателем как налоговым агентом не исполнена обязанность исчислить, удержать и уплатить в бюджет НДС при перечислении департаменту муниципальной собственности стоимости приобретенного муниципального имущества по
- 01.05.2019
Обязанность по
уплате НДС в бюджет возлагается на налоговых агентов вне зависимости от способов, с помощью которых производились расчеты получателя (покупателя) с собственником имущества, включая денежные или неденежные расчеты, а суммы, уплаченные в качестве НДС в бюджет налоговыми агентами, подлежат компенсации из бюджета через механизм налоговых вычетов в порядке, установленном статьями 171 - 172 НК РФ.
- 01.05.2024
Общество ссылается
на то, что в налоговый орган были направлены заявления о зачете суммы излишне уплаченного налога на прибыль в счет уплаты налога, применяемого при упрощенной системе налогообложения, однако обществом были получены решения об отказе в осуществлении зачета.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку обществом пропущен трехлетний срок для обращения с заявлением о зачете излишне
- 19.11.2023
Налоговый орган
отказал в возврате переплаты по налогу на прибыль, ссылаясь на наличие у налогоплательщика задолженности по НДФЛ.Итог: требование удовлетворено, поскольку установлено, что после признания налогоплательщика банкротом текущие платежи, взыскание которых не было произведено в установленном налоговым законодательством порядке, подлежат исполнению конкурсным управляющим.
- 15.11.2023
Общество признано
банкротом и заявило, что сведения, отраженные в письмах не соответствуют действительности, и что не проведен зачет переплаты по текущим налоговым платежам.Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку суды не проверили полномочия налогового органа на рассмотрение заявления о зачете, возврате налогов, сборов, страховых взносов и вынесение по его результатам решения, изложенного
Комментарии