Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Письма / Письмо ФНС России от 02.11.2023 г. № 03-03-06/3/104836

Письмо ФНС России от 02.11.2023 г. № 03-03-06/3/104836

Вопрос: О предложениях по уточнению положений о сроках и порядке уплаты, исчислении, представлении декларации по налогу на сверхприбыль.

14.12.2023Российский налоговый портал

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 02.11.2023 г. № 03-03-06/3/104836

 

Департамент налоговой политики рассмотрел обращение, содержащее предложения по уточнению отдельных положений Федерального закона от 04.08.2023 N 414-ФЗ "О налоге на сверхприбыль" (далее - Федеральный закон N 414-ФЗ), и сообщает следующее.

В части предложения о дополнении статьи 7 Федерального закона N 414-ФЗ частью 4 - положением, согласно которому налогоплательщик вправе распорядиться суммой денежных средств, формирующих положительное сальдо по налогу на сверхприбыль, также путем зачета в счет исполнения обязанности по уплате единого налогового платежа (подпункт "а" пункта 1 предложений)

В настоящее время в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в редакции Федерального закона от 04.08.2023 N 415-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и статью 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" для целей Кодекса единым налоговым платежом также признаются суммы денежных средств, подлежащие учету на едином налоговом счете в связи с представлением налогоплательщиком, плательщиком сбора заявления о возврате излишне уплаченных сумм в том числе налога на сверхприбыль, - в размере излишне уплаченной суммы налога не позднее дня, следующего за днем получения указанного заявления.

Согласно статье 79 Кодекса налогоплательщик, плательщик сбора, плательщик страховых взносов и (или) налоговый агент вправе распорядиться суммой денежных средств, формирующих положительное сальдо его единого налогового счета, путем возврата этой суммы на открытый ему счет в банке в порядке, предусмотренном данной статьей. При этом статьей 79 Кодекса (в редакции Федерального закона от 04.08.2023 N 415-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и статью 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации") зафиксировано положение о том, что распоряжение денежными средствами в размере сумм, формирующих положительное сальдо единого налогового счета налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента, осуществляется на основании в том числе заявления о возврате излишне уплаченных сумм налога на сверхприбыль, представленного в налоговый орган.

В свою очередь, положения статьи 78 Кодекса устанавливают возможность зачета сумм, изначально формирующих положительное сальдо единого налогового счета налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента, соответственно, изначально перечисленных в составе единого налогового платежа, что не соотносится в соответствии с подпунктом 5 пункта 7 статьи 45 Кодекса с налогом на сверхприбыль.

Возможность зачета сумм излишне уплаченных не в качестве единого налогового платежа иных налогов и сборов Кодексом также не предусмотрена.

Таким образом, реализация рассматриваемого предложения повлечет необходимость внесения изменений также и в Кодекс в том числе с распространением этого предложения не только на налог на сверхприбыль, но и на иные налоги и сборы, уплата которых осуществляется не в качестве единого налогового платежа, что, с одной стороны, требует формулирования соответствующего уточнения предложений РСПП, с другой, - обусловливает отдельную инициируемую Минфином России по линии ФНС России отработку вопроса о наличии/отсутствии у ФНС России возможности реализации рассматриваемого предложения в том числе за счет и в пределах установленной штатной численности и бюджетных ассигнований, выделенных ФНС России на осуществление деятельности в установленной сфере.

В части предложения о дополнении статьи 7 Федерального закона N 414-ФЗ частью 8 - положением, согласно которому в случае изменения налоговой базы (налоговых баз) по налогу на прибыль организаций в результате подачи налогоплательщиком уточненной налоговой декларации (уточненных налоговых деклараций), приводящих к возникновению недоимки (переплаты) по налогу на прибыль организаций, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию по налогу на сверхприбыль и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном статьей 81 Кодекса (подпункт "б" пункта 1 предложений)

Поскольку положения Федерального закона N 414-ФЗ не ограничивают налогоплательщика налога на сверхприбыль в праве представления (при необходимости) уточненных налоговых деклараций в порядке, установленном статьей 81 Кодекса, считаем предлагаемое мероприятие избыточным.

В этой связи данное предложение не поддерживается.

В части предложения об уточнении положения части 11 статьи 3 Федерального закона N 414-ФЗ, согласно новой редакции которого в случае доначисления по итогам налоговой проверки налога на прибыль организаций в результате корректировки налоговых баз, относящегося к налоговым базам, учитываемым при исчислении прибыли в соответствии с частями 3 и 4 статьи 3 Федерального закона N 414-ФЗ, сумма налоговых баз по налогу на прибыль организаций за соответствующий год подлежит увеличению на величину, равную изменению налоговой базы по результатам налоговой проверки (пункт 2 предложений)

В настоящее время частью 11 статьи 3 Федерального закона N 414-ФЗ установлено, что в случае доначисления по результатам налоговой проверки налога на прибыль организаций, относящегося к налоговым базам по налогу на прибыль организаций, учитываемым при исчислении прибыли в соответствии с частями 3 и 4 статьи 3 Федерального закона N 414-ФЗ, сумма налоговых баз по налогу на прибыль организаций за соответствующий год подлежит увеличению на величину, равную произведению суммы соответствующего доначисления налога на прибыль организаций по результатам налоговой проверки и коэффициента 5.

Вместе с тем установленное положение справедливо только тогда, когда ставка налога на прибыль организаций равна 20%, а доначисление непосредственно связано с занижением налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Однако многие организации имеют возможность применять пониженные ставки по налогу на прибыль организаций, а доначисление данного налога может быть обусловлено как установлением фактов занижения налоговой базы, так и иными обстоятельствами, в частности ошибочно примененной (пониженной) ставкой налога в условиях, когда налоговая база была рассчитана верно.

Следовательно, предложение заслуживает внимания.

В части предложения о дополнении части 9 статьи 3 Федерального закона N 414-ФЗ положением, согласно которому для организаций, реорганизованных в форме присоединения после 01.01.2023, средняя арифметическая величина прибыли за соответствующие годы, предшествующие реорганизации, определяется без учета данных присоединенной организации, в случае если на момент реорганизации присоединенная организация не являлась налогоплательщиком налога на сверхприбыль либо ее средняя арифметическая величина прибыли за 2021 год и прибыли за 2022 год оказалась не более 1 млрд рублей (пункт 3 предложений)

Реализация данного предложения приведет не только к постановке аналогичных вопросов в отношении формы реорганизации в форме слияния, но и к сокращению дополнительного дохода федерального бюджета.

В этой связи данное предложение не поддерживается.

В части предложения о дополнении части 3 статьи 8 Федерального закона N 414-ФЗ положением, согласно которому, если налогоплательщик налога на сверхприбыль, в обязанности которого ранее не входило представление декларации (ввиду "нулевой" налоговой базы), представил такую декларация после 28.01.2024 в связи с уточнением налоговой базы по налогу на прибыль организаций, указанная налоговая декларация по налогу на сверхприбыль не считается представленной с нарушением срока (пункт 4 предложений)

Вышеприведенное предложение не может рассматриваться как состоятельное, поскольку предложение с такой постановкой вопроса в анализируемых обстоятельствах, очевидно, приведет к нивелированию ответственности налогоплательщика налога на сверхприбыль, установленной положениями статьи 119 Кодекса, что само по себе создает противоречие названной норме Кодекса.

Кроме того, реализация такого предложения создаст предпосылки для создания аналогичной "преференции" остальным налогоплательщикам, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов, налоговым агентам, которые подлежат привлечению к ответственности в случае непредставления налоговой декларации (расчета).

В этой связи предлагаемое мероприятие требует дополнительной проработки.

 

Заместитель директора Департамента

А.А.СМИРНОВ

02.11.2023

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

Налог на прибыль
  • 01.05.2024  

    Оспариваемым решением обществу доначислены налог на прибыль, НДС, пени, штраф в связи с установлением налоговым органом в рамках выездной налоговой проверки схемы минимизации налоговых платежей со стороны общества путем создания в проверяемом периоде формального документооборота с поставщиками услуг.

    Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку судом не проверены доводы и доказательства сторон о

  • 01.05.2024  

    Общество ссылается на то, что в налоговый орган были направлены заявления о зачете суммы излишне уплаченного налога на прибыль в счет уплаты налога, применяемого при упрощенной системе налогообложения, однако обществом были получены решения об отказе в осуществлении зачета.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку обществом пропущен трехлетний срок для обращения с заявлением о зачете излишне

  • 01.05.2024  

    Обществу доначислены налог на прибыль, НДС, пени и штраф.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлены: создание обществом фиктивного документооборота с целью получения необоснованной налоговой экономии, фиктивность финансово-хозяйственных отношений, представление обществом недостоверных сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения, отсутствие реальности выполнен


Вся судебная практика по этой теме »

Налоговая декларация и расчеты авансовых платежей
  • 16.01.2024  

    В связи с несвоевременной уплатой налога на прибыль (авансовых платежей) налоговым органом были начислены пени, а также выставлены требования о его уплате.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку в целях исполнения вновь возникшей обязанности согласно п. 8 ст. 25.5 НК в связи с выходом из консолидированной группы налогоплательщиков общество пересчитало свои налоговые обязательства, подало налоговую декл

  • 26.09.2010   Поскольку налоговым периодом по налогу на прибыль является один год, то налоговые декларации по налогу на прибыль за первый квартал, полугодие и 9 месяцев фактически являются расчетами авансовых платежей и установленные ст. 119 НК РФ санкции в отношении них не применяются.
  • 05.05.2010   Ошибочное непредставление раздела 1 налоговой декларации при наличии в иных разделах декларации сведений, необходимых для исчисления суммы налога, подлежащего уплате, не может быть расценено как неуплата налога на прибыль, следовательно, не может явиться основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ

Вся судебная практика по этой теме »