Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.01.2023 г. № Ф01-8183/2022 по делу № А29-7637/2022

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.01.2023 г. № Ф01-8183/2022 по делу № А29-7637/2022

Несвоевременное представление страхователем сведений о работающем пенсионере повлекло излишнюю выплату последнему отделением Пенсионного фонда РФ сумм страховой пенсии как неработающему, в связи с чем Фонд потребовал, чтобы страхователь возместил ему убытки.

Итог: в удовлетворении части требования отказано, поскольку установлено, что, получив информацию об осуществлении гражданином оплачиваемой трудовой деятельности, Фонд мог воспользоваться этой информацией и не выплачивать гражданину пенсию с учетом индексации.

15.02.2023Российский налоговый портал 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 января 2023 г. по делу N А29-7637/2022

 

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе

судьи Шутиковой Т.В.

без вызова сторон

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

государственного учреждения - Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации

по Ярославской области

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.08.2022 и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.10.2022

по делу N А29-7637/2022

по иску государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области

(ИНН: 7606008723, ОГРН: 1027600843808)

к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Коми

"Удорская центральная районная больница"

(ИНН: 1118001138, ОГРН: 1021101087150)

о взыскании убытков,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -

Жаворонков Игорь Дмитриевич,

и

 

установил:

 

государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области (далее - Фонд, Отделение) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Коми "Удорская центральная районная больница" (далее - Учреждение, Больница) о взыскании 18 742 рублей 92 копеек убытков в виде излишне выплаченной суммы страховой пенсии по старости Жаворонкову Игорю Дмитриевичу за период с 01.06.2020 по 31.05.2021.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Жаворонков Игорь Дмитриевич.

Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства, по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 22.08.2022 иск удовлетворен частично: с Больницы в пользу Фонда взыскано 17 178 рублей 13 копеек убытков за период с июня 2020 года по апрель 2021 года. В удовлетворении остальной части иска отказано.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 13.10.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Фонд не согласился с принятыми судебными актами в части отказа в удовлетворении иска и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что излишняя выплата пенсии Жаворонкову И.Д. в мае 2021 года явилась следствием непредставления Учреждением в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета за июнь 2020 года. Возникшие у Фонда убытки подлежат возмещению в полном объеме Учреждением, причинившим вред.

Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.

Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.

В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без вызова сторон.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установили суды, Учреждение, являющееся работодателем пенсионера Жаворонкова И.Д., представило в Фонд в отношении данного застрахованного лица сведения по форме СЗВ-М за июнь 2020 года с нарушением установленного срока - 13.04.2021.

Посчитав, что представление страхователем сведений по форме СЗВ-М за июнь 2020 года в отношении указанного застрахованного лица с нарушением установленного срока повлекло излишнюю выплату Жаворонкову И.Д. пенсии в период с 01.06.2020 по 31.05.2021 в общей сумме 18 742 рубля 92 копейки, Фонд направил Учреждению претензию от 08.07.2021 с требованием возместить указанную сумму убытков.

Учреждение в добровольном порядке убытки не возместило, что послужило основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с настоящим иском.

Руководствуясь статьей 15, 404 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 26.1, 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации", Арбитражный суд Республики Коми удовлетворил иск частично. В обжалуемой части суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания с ответчика убытков за май 2021 года.

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.

Согласно части 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

В силу части 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

На основании части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В части 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ установлено, что решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".

Согласно части 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.

В случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности (часть 8 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).

На основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Таким образом, лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать противоправность поведения причинителя вреда, его вину, наличие и размер убытков, а также причинно-следственную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками. При этом отсутствие одного из перечисленных условий влечет отказ в удовлетворении требования о взыскании убытков.

В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Суды установили и материалами дела подтверждается, что Учреждение не представило в установленный срок сведения по форме СЗВ-М за июнь 2020 года в отношении Жаворонкова И.Д., что послужило основанием для вынесения Фондом решения 17.08.2020 о выплате названному лицу с 01.06.2020 страховой пенсии с учетом индексации, как неработающему пенсионеру.

Вместе с тем, как установили суды и это не противоречит материалам дела, об осуществлении трудовой деятельности Жаворонкова И.Д. в июне 2020 года Фонду стало известно 13.04.2021 из представленного страхователем отчета по форме СЗВ-М за июнь 2020 года.

При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что Фонд не был лишен возможности не осуществлять выплату суммы индексации пенсии в мае 2021 года, и правомерно отказали в удовлетворении иска о взыскании убытков за этот период.

С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов у суда округа не имеется.

Судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения судами норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

 

постановил:

 

решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.08.2022 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.10.2022 по делу N А29-7637/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Ярославской области - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.

 

Судья

Т.В.ШУТИКОВА

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

Ответственность за непредоставление сведений о персонифицированном учете
  • 21.04.2024  

    Орган Пенсионного фонда РФ ссылается на непредставление обществом в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

    Итог: требование удовлетворено частично, так как установлен факт непредставления обществом в установленный срок сведений о застрахованных лицах, при этом не доказано нарушение обществом с

  • 31.03.2024  

    Орган Пенсионного фонда РФ ссылался на неисполнение страхователем в добровольном порядке требования об уплате финансовых санкций в установленный срок.

    Итог: требование удовлетворено в части нескольких эпизодов, поскольку факт нарушения срока предоставления сведений подтвержден.

  • 27.03.2024  

    Орган Фонда пенсионного и социального страхования указывает на совершение обществом правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку пропущен срок на обращение в арбитражный суд.


Вся судебная практика по этой теме »

Ответственность за непостановку на учет в Пенсионном фонде
  • 29.05.2023  

    Отказ в возврате предпринимателю переплаты мотивирован пропуском трехгодичного срока для подачи заявления о ее возврате со дня уплаты указанной в заявлении суммы.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку предприниматель имущественного требования о возврате излишне уплаченных страховых взносов не заявлял, а просил лишь признать незаконным оспариваемое решение фонда, трехлетний срок для возврат

  • 09.11.2022  

    Органом пенсионного фонда по результатам проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений о застрахованных лицах выявлены нарушения, вынесены решения о назначении штрафа за несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку установленный порядок представления сведений страхователем нарушен, ф

  • 31.10.2022  

    Решение о привлечении страхователя к ответственности принято в связи с нарушением им порядка представления сведений о трудовой деятельности в отношении одного застрахованного лица, поскольку соответствующие сведения были представлены на бумажном бланке с одновременным представлением сведений на электронном носителе (флеш-накопителе), а не через систему электронного документооборота.

    Итог: требование удовл


Вся судебная практика по этой теме »

Ответственность за непредоставление сведений о персонифицированном учете
Все законодательство по этой теме »

Ответственность за непостановку на учет в Пенсионном фонде
Все законодательство по этой теме »