Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16.10.2020 г. № Ф09-5334/20 по делу № А50-3173/2020

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16.10.2020 г. № Ф09-5334/20 по делу № А50-3173/2020

Основанием для непринятия расходов послужило непредставление страхователем к проверке листка нетрудоспособности работника.

Итог: требование удовлетворено, так как представлено заключение учреждения здравоохранения о выдаче листка нетрудоспособности, в котором содержатся сведения о нем, данных работника, периоде нетрудоспособности, этот документ является надлежащим доказательством наступления страхового случая, законом повторная выдача листков нетрудоспособности взамен утраченных не предусмотрена.

29.10.2020Российский налоговый портал 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 октября 2020 г. N Ф09-5334/20

 

Дело N А50-3173/2020

 

Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Кангина А.В. рассмотрел в порядке, предусмотренном статьей 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), кассационную жалобу государственного учреждения - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - учреждение, фонд) на решение Арбитражного суда Пермского края от 06.05.2020 по делу N А50-3173/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2020 по указанному делу.

 

Общество с ограниченной ответственностью школа-студия "Виктория" (далее - общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к учреждению о признании недействительными решения от 28.01.2020 N 37289 о выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя в части отказа в выделении средств на возмещение расходов в сумме 74 929 руб. 40 коп., решения от 28.01.2020 N 132 в части непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 74 929 руб. 40 коп.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 06.05.2020, принятым в порядке упрощенного производства (резолютивная часть от 13.04.2020), заявленные требования удовлетворены, указанные решения учреждения признаны недействительными в оспариваемой в части как не соответствующие законодательству о социальном страховании; на заинтересованное лицо возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Кроме того, с заинтересованного лица в пользу общества взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб. и на оплату услуг представителя в сумме 21 500 руб.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2020 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Уральского округа, общество просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права.

В жалобе учреждение отмечает, что принимая оспариваемые решения действовало в рамках полномочий, предоставленных Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ), Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ), и не допускало нарушений действующего законодательства или прав страхователя; возмещение расходов страхователю в отсутствие листка нетрудоспособности, подтверждающего страховой случай, является нарушением части 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ.

Заинтересованное лицо обращает внимание суда на то, что спор возник в связи с несоблюдением страхователем требований о сохранности листка нетрудоспособности, вина отделения фонда отсутствует.

Кроме того, учреждение считает сумму заявленных к взысканию расходов на оплату услуг представителя завышенной и не соответствующей сложности данного дела.

Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 названного Кодекса, без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии жалобы к производству для представления отзыва на нее.

 

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд округа пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, в связи с обращением страхователя с заявлением о выделении средств в сумме 98 465 руб. 02 коп. специалистом отделения фонда проведена камеральная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Фадеевой Д.Г. за период с 01.12.2018 по 30.06.2019.

В ходе проверки фондом установлено, что расходы в сумме 74 929 руб. 40 коп. произведены страхователем в нарушение части 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ, а именно: сотруднику назначено и выплачено пособие по беременности и родам в отсутствие листа нетрудоспособности.

Указанные обстоятельства зафиксированы в акте камеральной проверки от 04.12.2019 N 125150о.

По результатам рассмотрения материалов проверки фондом 28.01.2020 вынесено решение N 132 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 75 034 руб. 81 коп. и решение N 37289, которым частично выделены средства на осуществление расходов страхователя в сумме 8 267 руб. 85 коп., отказано в выделении средств на возмещение (осуществление) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в сумме 90 197 руб. 17 коп., в том числе в сумме 15 162 руб. 36 коп. в связи с превышением расходов над начисленными страховыми взносами по состоянию на 01.07.2019, а также в сумме 75 034 руб. 81 коп. в связи с нарушением законодательства об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Не согласившись с решением фонда N 37289 в части отказа в выделении средств на возмещение расходов в сумме 74 929 руб. 40 коп. и решением N 132 в части непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствующей сумме, общество обратилось в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что у фонда отсутствовали правовые основания для непринятия к зачету спорных расходов.

Основанием для непринятия к зачету указанной суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством послужило непредставление страхователем к проверке листка нетрудоспособности в отношении работника общества Фадеевой Д.Г. Факт утраты листка нетрудоспособности обществом не оспаривается.

Арбитражными судами установлено, что в фонд представлялось медицинское заключение врачебной комиссии государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края "ГКП N 5" от 26.11.2019 N 1740, согласно которому работнику общества Фадеевой Д.Г. был выдан листок нетрудоспособности N 335945998171 для предъявления по месту работы. В данном медицинском заключении содержатся сведения о выданном листе нетрудоспособности, его номере, ФИО работника, которому выдан листок нетрудоспособности, периоде нетрудоспособности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.

Подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Статьей 8 указанного Закона установлено, что страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования является, в том числе, пособие по беременности и родам.

Условия и порядок выплаты государственных пособий по беременности и родам установлены Законом N 255-ФЗ.

На основании части 1 статьи 3 Закона N 255-ФЗ финансирование выплаты пособий по беременности и родам, застрахованным лицам, осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.

Согласно статье 4.6 Закона N 255-ФЗ страхователи, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию, выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 названного Закона, когда выплата страхового обеспечения осуществляется за счет средств страхователей).

В этой связи сумма страховых взносов, подлежащих перечислению указанными страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации (часть 2 статьи 3 Закона N 255-ФЗ).

Согласно части 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются на основании листка нетрудоспособности, выданного медицинской организацией в форме документа на бумажном носителе или (с письменного согласия застрахованного лица) сформированного и размещенного в информационной системе страховщика в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией, в случае, если медицинская организация и страхователь являются участниками системы информационного взаимодействия по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщик вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.

В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (часть 4 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ).

Руководствуясь приведенными положениями, оценив в соответствии с требованиями главы 7 АПК РФ представленное в материалы дела медицинское заключение врачебной комиссии государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края "ГКП N 5" от 26.11.2019 N 1740, арбитражные суды обоснованно отметили, что данный документ является надлежащим доказательством наступления страхового случая, периода нетрудоспособности застрахованного лица и несения страхователем соответствующих расходов. В связи с этим произведенные обществом расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат возмещению.

При этом суды приняли во внимание, что действующим законодательством не предусмотрена повторная выдача листков нетрудоспособности взамен утраченных. В случае утраты таких листков правомерность произведенных расходов может быть подтверждена иными документами, включая письма лечебных учреждений, которые в совокупности содержащихся в них сведений подтверждают, что утраченные листки нетрудоспособности действительно выдавались застрахованным лицам и предъявлялись к оплате страхователю.

Необеспечение страхователем сохранности оригинала листка нетрудоспособности само по себе не может являться основанием для непринятия к зачету расходов заявителя.

Аналогичная правовая позиция по рассматриваемому вопросу изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2018 N 307-КГ18-14530, от 28.12.2016 N 305-КГ16-17521, от 12.12.2014 N 309-КГ14-5016.

При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили требования общества о признании недействительными решений учреждения от 28.01.2020 N 37289 и N 132 в оспариваемой части.

Учитывая положения статей 2, 41, 65, 71, 101, 106, 110 - 112 АПК РФ, разъяснения, содержащиеся в пунктах 10, 11, 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", пункте 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", установив факт оказания обществу юридических услуг в рамках данного дела и их реальную оплату в сумме 21 500 руб. (договор на оказание юридических услуг от 05.02.2020, платежное поручение от 07.02.2020 N 229), исходя из принципа разумности, отсутствия доказательств чрезмерности или необоснованности судебных расходов, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование общества о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в заявленной сумме.

Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Иное толкование фондом положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о нарушении судами норм материального права, а потому не опровергают правильность выводов, изложенных в судебных актах, а направлены на переоценку положенных в их основу доказательств.

Положениями главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предусмотрены полномочия суда кассационной инстанции по установлению иных фактических обстоятельств дела и переоценке доказательств.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемого судебного акта, в том числе в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом округа не выявлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286, 288, 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 

постановил:

 

решение Арбитражного суда Пермского края от 06.05.2020 по делу N А50-3173/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2020 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обжалованию не подлежит.

 

Судья

А.В.КАНГИН

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок