Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Направление работников на строительные площадки заказчиков в разных частях города: как правильно платить НДФЛ?

Направление работников на строительные площадки заказчиков в разных частях города: как правильно платить НДФЛ?

Возникает ли необходимость в регистрации обособленного подразделения?

12.05.2021
Российский налоговый портал

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член РСА Завьялов Кирилл

Ответ прошел контроль качества

Организация направляет своих работников на строительные площадки заказчиков в разных частях города. Один работник может работать на разных объектах, в табеле учета его рабочего времени фиксируется количество часов на каждом объекте. Он может быть на объекте как меньше месяца, так и больше. Организация обособленных подразделений не имеет.

Как правильно уплачивать НДФЛ в данном случае? Возникает ли необходимость в регистрации обособленного подразделения?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Порядок уплаты НДФЛ в бюджет зависит от наличия или отсутствия у организации - налогового агента обособленного подразделения (подразделений).

Принимая решение о постановке на учет обособленного подразделения, организации необходимо учитывать ряд обстоятельств: кто по условиям договора осуществляет надзор за ходом выполнения работ, их объемами и качеством; предоставляет электроэнергию, воду, бытовые помещения, необходимые для выполнения работ; кому принадлежит техника, используемая для выполнения работ; кто обеспечивает работников спецодеждой, инструментом, техникой и пр.

В целях минимизации налоговых рисков организация может обратиться за письменными разъяснениями в налоговый орган по месту нахождения.

Обоснование вывода:

Согласно п. 7 ст. 226 НК РФ сумма НДФЛ, исчисленная по налоговой ставке, указанной в п. 1 или п. 3.1 ст. 224 НК РФ и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается по месту учета налогового агента в налоговом органе, а также по месту нахождения каждого его обособленного подразделения.

При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения организации, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения, а также исходя из сумм доходов, начисляемых и выплачиваемых по договорам гражданско-правового характера, заключаемым с физическими лицами обособленным подразделением (уполномоченными лицами обособленного подразделения) от имени такой организации (абзац 7 п. 7 ст. 226 НК РФ).

Таким образом, очевидно, что порядок уплаты НДФЛ в бюджет зависит от наличия или отсутствия у организации налогового агента обособленного подразделения (подразделений).

Для целей налогообложения обособленным подразделением (далее - ОП) организации признается любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание ОП организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (п. 2 ст. 11 НК РФ).

НК РФ не определяет понятия "рабочее место". Поэтому в силу п. 1 ст. 11 НК РФ следует применять это понятие в том значении, в каком оно используется в трудовом законодательстве. В соответствии со ст. 209 ТК РФ рабочее место - это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

В результате ОП образуется у организации при наличии в совокупности следующих признаков:

  1. территориальная обособленность;
  2. наличие стационарных (созданных на срок более одного месяца) рабочих мест, оборудованных вне места государственной регистрации организации;
  3. ведение деятельности через это подразделение;
  4. осуществление работодателем контроля рабочего места.

Учитывая изложенное, считаем, что при исполнении договора строительного подряда у организации-подрядчика может возникнуть обязанность по постановке на учет ОП по месту проведения работ.

Из анализа арбитражной практики следует, что судьи, принимая решение при рассмотрении налоговых споров в подобных случаях, подробно и комплексно исследуют обстоятельства каждой конкретной ситуации. Устанавливается, в частности, кто по условиям договора осуществляет надзор за ходом и очередностью выполнения работ, их объемами и качеством; предоставляет электроэнергию, воду, бытовые помещения, необходимые для выполнения работ; кому принадлежит техника, используемая для выполнения работ; кто обеспечивает работников спецодеждой, инструментом, техникой и пр.

Если по условиям договора подрядчик обязан сам обеспечить рабочий процесс для своих сотрудников, суды, как правило, поддерживают налоговые органы (смотрите, например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 26.12.2013 N Ф04-8192/13, ФАС Северо-Кавказского округа от 24.08.2011 N Ф08-4883/11). Например, если условиями договора предусмотрена обязанность подрядчика обустраивать строительную площадку и обеспечивать работы в необходимом и достаточном объеме служебными помещениями, средствами связи, санитарно-бытовыми сооружениями, то обособленное подразделение возникает у подрядной организации (постановление Восьмого ААС от 21.08.2013 N 08АП-4885/13).

В постановлении АС Северо-Кавказского округа от 21.07.2015 N Ф08-4287/15 суды признали правомерными доводы налоговой инспекции о создании ОП субподрядной организацией при выполнении строительных работ и определили, что создание стационарного рабочего места не зависит от наличия у организации права собственности, права пользования (например, на основании договора аренды) помещением, в котором рабочее место создается. Понятие "стационарности" не связано с правами на недвижимость, а определяется сроком, на который создано рабочее место. При этом норма права не придает правового значения форме организации работ, сроку нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте, месту приема на работу и выплаты заработной платы.

В то же время судьи поддерживают налогоплательщиков в случаях, когда все условия для работы работников подрядной организации обеспечивает не подрядчик, а заказчик. По их мнению, в таком случае подрядчик не создает стационарных рабочих мест и, соответственно, у него не образуется ОП по месту выполнения работ.

Так, в постановлении АС Уральского округа от 16.06.2015 N Ф09-3302/15 судом было установлено, что работы выполнялись работниками общества, принятыми на работу на основании трудовых договоров непосредственно в общество; данные работники направлялись для выполнения определенного вида работ на определенный договором объект на основании приказов и командировочных удостоверений; какие-либо офисные помещения обществом не арендовались.

Из договора субподряда следовало, что расходы на проезд производственного персонала субподрядчика, транспортные расходы на перевозку оборудования, необходимого для выполнения работ, компенсируются генподрядчиком; генподрядчик обеспечивает за свой счет организацию помывки производственного персонала субподрядчика, организацию трехразового питания производственного персонала подрядчика на объекте, организацию проживания командированного персонала субподрядчика в районе строительства. Субподрядчик обязуется обеспечить выполнение на строительной площадке необходимых мероприятий по технике безопасности, пожарной безопасности в зоне производства работ, оплатить услуги генподрядчика по организации и управлению производством работ в согласованном размере. Спецодежда, инструмент и строительная техника предоставляются субподрядчику генподрядчиком.

В этом случае судьи, оценив изложенные выше обстоятельства дела, пришли к выводу, что организацией-субподрядчиком стационарные рабочие места вне своего местонахождения не создавались, поэтому и ОП не считается созданным (смотрите также постановления АС Западно-Сибирского округа от 11.06.2015 N Ф04-20325/15, АС Северо-Западного округа от 17.11.2016 N Ф07-9662/16, от 16.09.2015 N Ф07-7313/15, от 27.05.2015 N Ф07-2939/15, АС Поволжского округа от 02.11.2016 N Ф06-14096/2016).

Следовательно, если организация строительные площадки не обустраивает, инструменты, техника, а также бытовые помещения предоставляются заказчиком, то можно сделать вывод, что ОП у организации не образуются.

В пользу такой позиции свидетельствует ряд судебных решений.

Так, согласно постановлению АС Северо-Западного округа от 27.05.2015 N Ф07-2939/15 по делу N А05-11564/2014 налогоплательщик доказал, что при строительстве объекта стационарные рабочие места не созданы, в подтверждение чего он сослался на следующие обстоятельства: на строительной площадке отсутствует принадлежащее ему имущество или оборудование, арендные и коммунальные платежи им не осуществлялись. Данные доводы налоговой инспекцией документально не опровергнуты, доказательства создания стационарных рабочих мест не представлены. Суд констатировал, что судами обеих предыдущих инстанций сделан обоснованный вывод о недоказанности налоговым органом создания обществом ОП.

В свою очередь, в постановлении Девятнадцатого ААС от 27.02.2014 N 19АП-67/14 указано следующее:

"Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, работы выполнялись согласно договорам подряда и субподряда на выполнение строительных работ (нестационарное рабочее место), рабочие командировались для выполнения определенного объема работ на определенный договорами объект; техническое оснащение являлось мобильным, офисные помещения не арендовались".

Оценив все представленные доказательства, суд пришел к выводу, что у общества отсутствовали ОП и отсутствовала обязанность встать на налоговый учет по месту нахождения ОП.

Если же характер деятельности организации приводит к созданию ОП, то это предполагает необходимость постановки на учет в налоговом органе (органах) по месту нахождения ОП (подп. 2 п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 83 НК РФ).

После постановки на учет ОП налоговому агенту необходимо перечислять исчисленные и удержанные суммы НДФЛ в бюджет по месту своего нахождения и по месту нахождения каждого своего ОП.

Для этого оформляется отдельное платежное поручение по ОП с указанием присвоенного ему при постановке на налоговый учет КПП и соответствующего кода ОКТМО муниципального образования, в бюджет которого перечисляется НДФЛ (смотрите письмо ФНС России от 03.08.2011 N АС-4-3/12547).

Организация, имеющая несколько ОП в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, состоящая на учете в соответствии с п. 4 ст. 83 НК РФ по месту нахождения одного из таких ОП, определенного организацией, перечисляет НДФЛ, исчисленный и удержанный с доходов работников всех ОП, находящихся в этом муниципальном образовании, в бюджет по месту учета такого ОП (смотрите письма ФНС России от 25.04.2019 N БС-4-11/8062@, от 05.10.2016 N БС-4-11/18870@).

Если работник организации в течение месяца работает в нескольких ОП (например, строительных участках), то НДФЛ с доходов такого работника должен перечисляться в соответствующие бюджеты по месту нахождения каждого такого ОП с учетом отработанного времени в каждом из них (смотрите письмо Минфина России от 19.09.2013 N 03-04-06/38889). В письме ФНС России от 15.05.2014 N СА-4-14/9323 уточняется, что в случае если работник организации, направляемый в служебную командировку в ОП организации, не является работником такого ОП, сумма НДФЛ, удержанная с суммы выплачиваемого ему дохода, должна быть перечислена в бюджет по месту нахождения (головной) организации.

В связи с изложенным выше полагаем, что в рассматриваемой ситуации отсутствие постановки на учет ОП подрядной организации по месту выполнения строительных работ может привести к спору с налоговыми органами.

В целях минимизации налоговых рисков организации целесообразно обратиться за письменными разъяснениями в налоговый орган по месту нахождения организации (п. 9 ст. 83 НК РФ, письма Минфина России от 24.12.2020 N 03-02-07/1/113546, от 21.05.2018 N 03-02-07/1/34515).

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Порядок уплаты
  • 27.03.2024  

    Оспариваемым решением обществу были доначислены НДФЛ и штраф в связи с тем, что при выплате доходов физическим лицам в рамках договоров аренды транспортных средств с экипажем обществом не был исчислен и удержан НДФЛ из доходов физических лиц при фактической выплате.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказано наличие у общества обязанности удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ в качест

  • 04.02.2024  

    Налоговый орган взыскал с налогоплательщика НДФЛ, пени и штраф за счет денежных средств, находящихся на счетах последнего. Налогоплательщик заявил, что он переплатил НДФЛ.

    Итог: в удовлетворении части требования отказано, поскольку за налогоплательщиком в спорный период числится задолженность по уплате НДФЛ и поскольку он пропустил срок на оспаривание требований. Производство по требованию о признании нед

  • 08.11.2023  

    Налоговый орган начислил страховые взносы, НДФЛ, пени, штраф со ссылкой на фиктивное заключение обществом гражданско-правовых договоров с третьими лицами, фактически осуществляющими трудовую функцию.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как гражданско-правовые договоры с третьими лицами имели систематический характер, закрепляли в предмете договора трудовую функцию, значение для сторон имел сам


Вся судебная практика по этой теме »

Облагаемые доходы
  • 23.08.2023  

    Налогоплательщику начислен НДФЛ исходя из новой кадастровой стоимости объекта недвижимости, его жалоба оставлена без удовлетворения.

    Итог: 1) Требование удовлетворено, поскольку спорный объект не являлся предметом массовой государственной кадастровой оценки, новая кадастровая стоимость объекта может применяться для расчета НДФЛ не ранее, чем с нового налогового периода; 2) Производство по делу прекращено,

  • 19.04.2023  

    Обществом как налоговым агентом не удержан НДФЛ с сумм, перечисленных руководителю и иным лицам, имеющим статус индивидуальных предпринимателей и плательщиков налога на профессиональный доход (НПД), за аренду транспортных средств и оказание услуг по управлению.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку предметом договора аренды является переход имущественных прав, выплаты не подпадают под ограничения, уст

  • 24.10.2022  

    Решение мотивировано тем, что общество необоснованно произвело уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль путем учета хозяйственных операций, не имевших места в действительности. Также был установлен факт несвоевременного перечисления НДФЛ.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговым органом доказано нарушение обществом п. 1 ст. 54.1 НК РФ в результате искажения сведений о фактах х


Вся судебная практика по этой теме »