Аналитика / Налогообложение / Госсектор. Новые редакции инструкций по бухучету
Госсектор. Новые редакции инструкций по бухучету
В Минюсте России зарегистрирован приказ Минфина России от 16 ноября 2016 № 209н, изданный в целях совершенствования бухгалтерского учета и отчетности в госсекторе. Он предусматривает, в частности, внесение изменений в Инструкции, утвержденные приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н, приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н, приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н, приказом Минфина России от 23 декабря 2010 г. № 183н
29.12.2016Разберем основные новшества в сфере бухгалтерского (бюджетного) учета, предусмотренные этим приказом.
Формирование номеров счетов бухучета
При формировании 1-17 разрядов счета бюджетного учета в казенных учреждениях применяются 4-20 разряды кодов бюджетной классификации, используемых для составления и исполнения бюджетов, а в 24-26 разрядах – соответствующие коды КОСГУ.
Что касается бюджетных и автономных учреждений, то для них начиная с 2016 года действует требование об обязательном включении в 15-17 разряды номеров соответствующих счетов бухучета кодов:
- вида расходов;
- аналитической группы подвида доходов;
- аналитической группы вида источников финансирования дефицитов.
23 января 2017 года
Программа повышения квалификации «Бухгалтерский и налоговый учет в госсекторе: последние изменения, типичные нарушения и ответственность за их совершение»
Принять участие
Порядок формирования 5-14 разрядов номера счета бюджетные (автономные) учреждения могут установить в своей учетной политике. В частности, можно будет задействовать коды целевых статей расходов. Если же учетной политикой вопрос о формировании 5-14 разрядов номера счета не будет урегулирован, то в этих разрядах необходимо будет указывать нули.
И наконец, согласно п. 21.1 Инструкции № 157н (в редакции приказа Минфина России от 6 августа 2015 г. № 124н) в 1-4 разрядах номера счета с 1 января 2017 года бюджетные и автономные учреждения обязательно должны отражать коды раздела и подраздела расходов бюджета.
Приказом Минфина России от 16 ноября 2016 г. № 209н предусмотрен ряд исключений из общего порядка формирования 1-17 разряда номера счета. Все новшества обобщены в таблице:
Счет |
Разряды номера счета |
Примечание |
|||
1-4 |
5-14 |
15-17 |
24-26 |
||
КРБ (код расходов бюджетов) |
|||||
101 00 – 105 00, 108 00* |
+ |
нули |
нули |
+ |
Аналогичная структура КРБ у корреспондирующих счетов: 0 401 20 240, 0 401 20 270. По счетам бюджетного учета дополнительно: 0 401 20 250, 0 304 04 000 |
201 35* |
+ |
нули |
нули |
+ |
|
106 00, 107 00, 00 |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
204 00** |
нули |
нули |
нули |
+ |
Аналогичная структура КРБ у корреспондирующих счетов 0 401 20 241 |
4 210 06 |
нули |
нули |
нули |
+ |
Аналогичная структура КРБ у корреспондирующего счета 4 401 10 1 |
3 304 01 |
нули |
нули |
нули |
+ |
|
304 04 |
+ |
+ |
+ |
+ |
При отражении операций по централизованному снабжению |
401 30 |
нули |
нули |
нули |
нули |
|
401 60** |
+ |
нули |
+ |
+ |
|
КИФ (код источников финансирования) |
|
||||
201 00 |
+ |
+ |
нули |
+ |
За исключением 201 35, который применяется с КРБ |
207 00 |
+ |
+ |
640 |
+ |
|
301 00 |
+ |
+ |
810, 820 |
+ |
820 – в 15-17 разрядах счетов бюджетного учета |
* Если иное не предусмотрено целевым назначением имущества и (или) средств, являющихся источником финансового обеспечения приобретаемого имущества или с требованиями главного администратора бюджетных средств ** Если иное не предусмотрено целевым назначением соответствующих активов, обязательств |
Учреждение вправе задействовать 1-17 разряды номера счета, в котором Инструкциями предусмотрены нули, для ведения аналитического учета. Необходимость такого учета, например, может быть обусловлена дополнительными требованиями по раскрытию информации в отчетности, предъявляемыми органом – учредителем. Соответствующие положения надо утвердить в учетной политике.
Исправление ошибок в бухгалтерской отчетности
Исправление последним днем отчетного периода теперь может быть сделано даже после представления отчетности. Порядок исправления ошибок согласно новой редакции п. 18 Инструкции № 157н смотрите в таблице:
Когда обнаружена ошибка |
Период исправления ошибки |
Способ исправления ошибки |
Условия применения способа исправления / Примечание |
После представления, но до утверждения отчетности |
Последним днем отчетного периода |
Дополнительная запись ИЛИ запись способом «Красное сторно» и (или) дополнительная запись Информацию об исправительных проводках и изменении показателей отчета раскрыть в Пояснительной записке |
Решение об исправлении отчетности (внесении уточненной отчетности) принято: – финорганом; – ГРБС; – органом – учредителем Под датой утверждения бюджетной отчетности понимается дата утверждения отчета об исполнении бюджета публично-правового образования соответствующим законом (решением) (ст. 264.6 БК РФ) |
После представления, но до утверждения отчетности |
Датой обнаружения ошибки |
Дополнительная запись ИЛИ запись способом «Красное сторно» и (или) дополнительная запись |
Финорган (ГРБС, орган – учредитель) НЕ принял решение об исправлении отчетности |
После утверждения отчетности |
|
|
После вступления в силу федерального стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» исправительные проводки в отчетности текущего года учитывать не будем – проводим ретроспективный пересчет отчетности (изменение остатков в прошлых отчетах) |
До представления отчетности |
Последним днем отчетного периода |
Дополнительная запись ИЛИ запись способом «Красное сторно» и (или) дополнительная запись |
Требуется корректировка регистров бухучета |
До представления отчетности |
Датой обнаружения ошибки (текущей датой) |
Зачеркивание тонкой чертой неправильных сумм и текста так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое И Написание над зачеркнутым исправленного текста и суммы. В учетном регистре за подписью главного бухгалтера делается надпись «Исправлено» |
НЕ требуется корректировка регистров бухучета |
По результатам камеральной проверки отчетности орган, составляющий сводный (консолидированный) отчет, оформляет Уведомление о принятии отчетности или о несоответствии отчета установленным требованиям. В последнем случае учреждению предоставляется время на исправление отчетных форм. Теперь соответствующие положения предусмотрены как Инструкцией № 191н, так и Инструкцией № 33н.
Учет расчетов по получению субсидий и возврату остатков субсидий в бюджет
Предусмотрены новые корреспонденции, а также уточнены ранее установленные корреспонденции, применяемые для отражения в учете ряда важных фактов хозяйственной жизни. Так, расчеты по субсидиям на выполнение государственного (муниципального) задания, а также по целевым субсидиям надо учитывать с применением следующих корреспонденций:
Содержание хозяйственной операции |
Порядок отражения в учете бюджетного (автономного) учреждения |
|
Дебет |
Кредит |
|
Начисление доходов в сумме субсидии на выполнение задания |
4 205 31 560 |
4 401 10 130 |
Начисление доходов будущих периодов в сумме субсидии на выполнение задания, подлежащей предоставлению в очередных годах на основании заключенного в текущем году соглашения |
4 205 31 560 |
4 401 40 130 |
Признание доходами текущего периода ранее начисленных доходов будущих периодов в сумме субсидии на выполнение задания |
4 401 40 130 |
4 401 10 130 |
Отражение задолженности перед бюджетом в части возврата: |
|
|
– остатков субсидий на выполнение задания в связи с недостижением показателей характеризующих его объем; |
4 401 10 130 |
4 303 05 730 |
– неиспользованного остатка целевых субсидий прошлых лет; |
5 (6) 205 81 560 |
5 (6) 303 05 730 |
– целевых субсидий в случае выявления факта нарушения порядка их использования |
5 (6) 401 10 180 |
5 (6) 303 05 730 |
Погашение задолженности перед бюджетом в части средств целевых субсидий, подлежащих возврату |
5 (6) 303 05 830 |
5 (6) 201 11 610 |
Отражение задолженности по доходам в части остатков целевых субсидий прошлых лет, потребность в которых подтверждена учредителем |
5 (6) 303 05 830 |
5 (6) 205 81 660 |
Учет отложенных обязательств
Операции по начислению резервов и принятию обязательств за счет резервов помимо балансового учета должны быть отражены на счетах по санкционированию расходов. Приказ Минфина России от 16 ноября 2016 г. № 209н уточняет порядок отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете операций по счету 0 502 99 000 «Отложенные обязательства». Обновленными редакциями Инструкции № 162н, Инструкции № 174н и Инструкции № 183н установлен следующий порядок учета отложенных обязательств:
Содержание хозяйственной операции |
Порядок отражения в учете |
|
Дебет |
Кредит |
|
Принятие обязательств, величина которых определена на момент их принятия условно (расчетно) и (или) по которым не определен период их исполнения (финансовый год): |
|
|
– в казенном учреждении |
1 501 93 000, 1 503 93 000 |
1 502 99 000 |
– в бюджетном (автономном) учреждении |
0 506 90 000 |
0 502 99 000 |
Принятие обязательств за счет ранее сформированных отложенных обязательств (при определении размера обязательства и периода его исполнения (финансового года)) |
|
|
– в казенном учреждении |
1 502 99 000 |
1 502 01 000 |
– в бюджетном (автономном) учреждении |
0 502 99 000 |
0 502 01 000 |
Учет изменения кадастровой стоимости земли
Урегулирован порядок учета операций по изменению кадастровой стоимости земельных участков, находящихся на праве безвозмездного (бессрочного) пользования у учреждений либо в казне публично-правового образования. Для отражения в учете изменения стоимости земельных участков (за исключением проведения переоценки по решению Правительства РФ) надо применять корреспонденцию:
Дебет |
Кредит |
Примечание |
0 103 11 000 «Земля – недвижимое имущество учреждения» 1 108 55 000 «Непроизведенные активы, составляющие казну» |
0 401 10 180 «Прочие доходы» |
В случае увеличения балансовой стоимости – в положительном значении В случае уменьшения балансовой стоимости – со знаком «минус» |
Основания проведения инвентаризации и порядок учета ее результатов
Обновленная редакция п. 20 Инструкции № 157н будет содержать перечень оснований для обязательного проведения инвентаризации:
1
при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
2
в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
3
при смене материально ответственных лиц (на день приемки – передачи дел);
4
при передаче имущества организации в аренду, управление, безвозмездное пользовании, а также выкупе, продаже комплекса объектов учета;
5
в других случаях, предусмотренных законодательством РФ или нормативными актами Минфина России.
Кроме того, определен порядок отражения в учете результатов инвентаризации:
Основание проведения инвентаризации |
Порядок отражения |
Примечание |
Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности |
В годовой бухгалтерской отчетности |
Даже если протоколы, акты были подписаны в текущем году, например, в январе |
При реорганизации (ликвидации) субъекта учета |
В бухгалтерской отчетности, представляемой на дату реорганизации, ликвидации учреждения, упразднения органа власти (местного самоуправления) |
– |
Иные основания |
В учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация |
– |
Правила применения забалансовых счетов 17 и 18
Уточнены наименования и порядок отражения операций по забалансовым счетам 17 и 18. Теперь в обновленной редакции п. 365 и п. 367 Инструкции № 157н прямо определен такой порядок учета за балансом следующих операций:
Увеличение (”+”) |
Уменьшение”-” |
Счет 18 «Выбытия денежных средств» |
|
Возврат остатков неиспользованных субсидий (грантов) прошлых лет (в разрезе КДБ) |
Поступления от возвратов расходов (источников) текущего года (в разрезе КРБ, КИФ), учтенные на счете 18 |
Счет 17 «Поступление денежных средств» |
|
- |
Перечисление возвратов поступлений, учитываемых на счете 17 |
Для бюджетных и автономных учреждений меняется порядок отражения операций по возвратам остатков субсидий прошлых лет. Такие поступления теперь учитываются как увеличение по счету 18. Ранее аналогичные операции надо было отражать в качестве уменьшения по забалансовому счету 17 в разрезе кодов классификации доходов бюджета (КДБ).
Еще больше информации о последних изменениях в инструкции по бухучету и отчетности в госсекторе смотрите в системе ГАРАНТ.
Получить демо-доступ
Для казенных учреждений уточнен порядок учета движения денежных средств при оплате расходных обязательств наличными деньгами. Речь идет об учете на счетах 17 и 18, открытых к балансовым счетам 0 201 34 000 «Касса» и 0 210 03 000 «Расчеты финансовым органом по наличным денежным средствам». Так, обновленный п. 367 Инструкции № 157н прямо предусматривает, что операции по возврату расходов текущего года отражаются в качестве уменьшения по счету 18. При этом не предусмотрено исключений для ситуаций, когда восстанавливаемые расходы были произведены в текущем году с лицевого счета. То есть в качестве уменьшения по счету 18 могут быть отражены внесенные в кассу денежные средства даже при отсутствии в текущем периоде выплат из кассы. Напомним, ранее исключалась возможность отражения отрицательного показателя по счету 18, открытому к балансовым счетам 0 201 00 000, 0 210 03 000 (см., в частности, п. 3.2 раздела I совместного письма Минфина России и Федерального казначейства от 4 июля 2016 г. №№ 02-07-07/39110, 07-04-05/02-493).
Применение счета 209 00
Обновленная редакция п. 220 Инструкции № 157н прямо предусматривает применение счета 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» для учета сумм, поступивших в качестве компенсации расходов, понесенных учреждением в результате реализации требований законодательства. Один из примеров такой компенсации – поступающие от ФСС РФ средства на обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний. Начисление доходов в сумме компенсации ранее произведенных расходов отражается по дебету счета 0 209 30 000 в корреспонденции с кредитом счета 0 401 10 130. Например, при расчетах с ФСС по предупредительным мерам в казенном учреждении могут применяться такие корреспонденции:
Наименование операции |
Дебет |
Кредит |
Начисление страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
1 401 20 213 |
1 303 06 730 |
Перечисление денежных средств за имущество и услуги в рамках мероприятий по сокращению травматизма |
1 302 34 830 1 302 26 830 |
1 304 05 340 1 304 05 226 |
Поступило имущество, оказаны услуги в рамках мероприятий по сокращению травматизма |
1 105 ХХ 340 1 401 20 226 |
(119) 1 302 34 730 (119) 1 302 26 730 |
Начисление требований по компенсации затрат государства, произведенных в рамках мероприятий по сокращению травматизма |
(119) 1 209 30 560 |
1 401 10 140 |
Зачет расходов, произведенных в рамках мероприятий по сокращению травматизма, путем встречного требования к ФСС |
1 303 06 830 |
(119) 1 209 30 660 |
Перечислено в ФСС за вычетом произведенных в рамках мероприятий по сокращению травматизма расходов |
1 303 06 830 |
1 304 05 213 |
Кроме того, теперь при формировании 1-17 разрядов номера счета аналитического учета счета 0 209 30 000 могут быть включены не только коды КДБ, но и коды КРБ. Такой порядок позволяет обособленно учитывать на этом счете расчеты по суммам подлежащей возврату учреждению «расходной» дебиторской задолженности, по которой ведется претензионная работа. В частности:
- по суммам своевременно невозвращенной задолженности подотчетных лиц (перенесенных в дебет счета 209 со счета 208);
- невозвращенным суммам предварительных оплат по контрактам в случае их расторжения (перенесенных в дебет счета 209 со счета 206).
Учет НДС по перечисленным авансам
Налоговым законодательством предусмотрено право налогоплательщика на вычет НДС по перечисленным суммам предварительной оплаты (частичной оплаты), а не обязанность по принятию налога к вычету. Таким образом, налогоплательщик-покупатель при получении авансового счета-фактуры от продавца может воспользоваться своим правом на вычет по НДС. Для учета подобных операций теперь предусмотрен специальный счет 0 210 13 000 “Расчеты по НДС по авансам выплаченным”. Порядок применения этого счета смотрите в таблице:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Перечислен аванс в счет предстоящей поставки |
2 206 ХХ 560 |
2 201 11 610 |
Принят к вычету НДС по перечисленному авансу |
2 303 04 830 |
2 210 13 660 |
Учтена сумма «входного» НДС |
2 210 12 560 |
2 302 ХХ 730 |
Зачет суммы НДС, принятой к вычету по авансам, перечисленным в счет предстоящих поставок |
2 210 13 560 |
2 210 12 660 |
Принят к вычету «входной» НДС |
2 303 04 830 |
2 210 12 660 |
Темы: НДС  Учетная политика предприятия  
- 27.05.2024 Глава комитета СФ хочет освободить от НДС рестораны с оборотом до 3 млрд
- 14.05.2024 Дополнен список гостиничных услуг, подпадающих под «нулевой» НДС
- 22.04.2024 В РФ упростили подтверждение права на обнуление НДС при экспорте товаров и услуг
- 14.03.2024 Можно ли удалять реквизиты в счете-фактуре: Минфин
- 15.02.2024 Минтруд представит новые формы отчетов в службу занятости
- 08.02.2024 Кабмин собирается обсудить сокращение отчетности для малого бизнеса
- 14.03.2024 10 регионов России вернули больше НДС, чем уплатили в бюджет
- 14.11.2023 Вычет НДС по счету‑фактуре, выставленному 3 года назад: когда не поздно заявить
- 12.10.2023 Транспортная накладная: правила заполнения
- 07.11.2023 Поправки по налогообложению операций с партнерами-иностранцами
- 05.10.2023 ЕНС: налогоплательщики смогут узнавать о задолженности на конкретную дату
- 03.10.2023 Путевой лист: как оформлять для ИП в 2023 году
- 26.05.2024
Заявитель полагал,
что требование об уплате НДС, НДФЛ, пеней, штрафов нарушает его права.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку при вынесении требования соблюден предельный установленный законом срок, процедура рассмотрения материалов проверки и права заявителя не нарушены.
- 26.05.2024
Налоговый орган
начислил НДС, пени ввиду фиктивности сделок со спорными контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как у спорных контрагентов отсутствуют имущественные, материальные и трудовые ресурсы, лицензии, необходимые для осуществления предпринимательской деятельности и заявленных видов деятельности, документооборот и расчеты между налогоплательщиком и контрагентами носят формаль
- 26.05.2024
Налогоплательщику начислены
НДС, пени и штраф ввиду создания им формальных условий для применения налоговых вычетов по НДС по сделкам со спорными контрагентами на приобретение деревянных поддонов в отсутствие с ними реальных хозяйственных операций.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как сделки со спорными контрагентами не сопровождались реальным приобретением товара, доказательств приобретени
- 16.01.2024
Общество ссылается
на то, что учетные бухгалтерские регистры в бумажном виде не переданы, учетная политика по бухгалтерскому и налоговому учету также не передана.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку все документы о финансово-хозяйственной деятельности общества, имевшиеся в распоряжении бывшего руководителя, переданы новому генеральному директору.
- 03.05.2023
Определением частично
удовлетворено заявление вновь утвержденного конкурсного управляющего и у бывшего конкурсного управляющего истребованы реестр текущих платежей, база 1С, бухгалтерские регистры и карточки счетов за период исполнения последним своих обязанностей, при этом в понуждении вновь утвержденного конкурсного управляющего принять имущество должника отказано. Дополнительным определением истребованы также копии правоу - 27.02.2023
Обществом было
допущено искажение сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и бухгалтерском учете, налоговой отчетности, в результате сокрытия объекта налогообложения.Итог: в удовлетворении требования отказано ввиду наличия у налогового органа правовых оснований для принятия решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогово
- 23.05.2024 Письмо Минфина России от 10.04.2024 г. № 03-07-08/33200
- 21.05.2024 Письмо Минфина России от 23.04.2024 г. № 03-03-06/1/37822
- 14.05.2024 Письмо Минфина России от 04.04.2024 г. № 03-03-06/1/30960
- 16.01.2024 Письмо Минфина России от 19.12.2023 г. № 07-01-09/122675
- 06.12.2023 Письмо Минфина России от 01.11.2023 г. № 07-01-10/104092
- 20.11.2023 Письмо Минфина России от 11.10.2023 г. № 07-01-09/96505
Комментарии