Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / В центре внимания / В учетной политике организации также должен присутствовать раздел о порядке организации системы внутреннего контроля

В учетной политике организации также должен присутствовать раздел о порядке организации системы внутреннего контроля

Организация внутреннего контроля: советы специалистов

26.05.2014
Российский налоговый портал

С 1 января 2013 г. согласно статье 19 Федерального закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» все экономические субъекты должны организовать внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, а те, кто подлежит обязательному аудиту, также и внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

Каким образом налогоплательщики должны организовать внутренний контроль, какие документы следует подготовить?

С этими вопросами Российский налоговый портал обратился к экспертам и вот, что они говорят...

Мамина Ирина
Мамина Ирина
26 мая 2014 г. в 14:14

ООО «Аудиторско-консалтинговое партнерство Маминой», Генеральный директор

В сентябре 2013 года на сайте Минфина РФ появился проект Рекомендаций в области бухгалтерского учета «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности».
В своих разъяснениях Минфин РФ настаивает, что в целях обеспечения исполнения положений ст. 19 Закона № 402-ФЗ все организации (включая малые) обязаны уже до конца 2013 года принять решение о способе организации внутреннего контроля и оформить этот выбор документально.
Требования к оформлению, документированию и глубине контроля зависят от величины и общественной значимости организации.
За невыполнения указаний Минфина РФ и положений Закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ санкций пока нет, но в любом случае при проведении аудита (если организация подлежит обязательному аудиту) аудиторы обязаны будут проверить соблюдение законодательства о бухгалтерском учете по введению и соблюдению системы внутреннего контроля у аудируемого лица, документацию по указанному вопросу и оценить эту систему в аудиторском заключении.
Поэтому всем экономическим субъектам следует незамедлительно приступить  к созданию необходимых организационно-распорядительных документов и выполнению обязательных по закону процедур внутреннего контроля. Не забудьте, в учетной политике организации также должен присутствовать раздел о порядке организации системы внутреннего контроля.
ООО «Аудиторско-консалтинговое партнёрство Маминой» готово оказать помощь в создании и оформлении системы внутреннего контроля.

Верещака Владимир
Верещака Владимир
26 мая 2014 г. в 14:16

ООО «Издательство Гарант-Пресс», Руководитель специальных проектов

А есть ли черная кошка в темной комнате?
Оптимальный вариант организовать «внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни» путем осуществления непрерывной регистрации фактов хозяйственной жизни в соответствующих регистрах бухгалтерского учета и формирования документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных соответствующими нормативно-правовыми актами в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством Российской Федерации.
Очередное невнятное и бессмысленное требование закона. Очевидно, что его разработчики к бухгалтерии вообще никакого отношения не имели и не имеют. Много красивых слов из канцелярита при полном отсутствии реального смысла. Вялую попытку хоть как то разъяснить требование об «организации внутреннего контроля» предпринял Минфин России (см. информацию от 25.12.2013 г. №ПЗ-11/2013). Цитата: «процедуры внутреннего контроля представляют собой действия, направленные на минимизацию рисков, влияющих на достижение целей экономического субъекта». Не супер конечно, но хоть так ...

Суфиянова Татьяна
Суфиянова Татьяна
26 мая 2014 г. в 15:06

Российский налоговый портал, Консультант по налогам и сборам

Лично я хочу понять для себя суть внутреннего контроля. Как указано, данный контроль должен быть организован экономическими субъектами, особенно теми, кто «попадает» под обязательный аудит.
Хорошо, под обязательный аудит попало небольшое предприятие, численность работников которого не превышает 50 человек, выручка «помогла» попасть под обязательный аудит и что, необходимость есть в организации внутреннего контроля по ведению бухучета и сдачи отчетности? Зачем?
Если в той же небольшой компании работает всего один бухгалтер, который объединяет обязанности порой и секретаря, и юриста, и кадровика, зачем ему создавать отдельные документы, регламентирующие порядок движения документов и сдачи отчетности – контроль «сам за собой»? Кому это полезно? Я считаю, что если компании надо это, у организации сложная структура, есть филиалы, за которыми необходимо «бдить», то, да, я не спорю, контроль нужен. Но в любом случае, это должно быть не «обязаловкой», а желанием налогоплательщика.

Потемкина Любовь
Потемкина Любовь
28 мая 2014 г. в 15:44

BDO Unicon Outsourcing, методолог, BDO Unicon Outsourcing

Система внутреннего контроля не является новым явлением в предпринимательской деятельности. Все экономические субъекты, так или иначе, осуществляют контроль за своими операциями с целью получения наилучшего результата. Способы и уровни контроля зависят от масштабов компании. Для одних это обязательная процедура, закрепленная нормативными документами, для других – это самостоятельное решение.
Закон 402-ФЗ разделяет понятия внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни и внутреннего контроля ведения бухучета.
Внутренний контроль за ведением бухучета является обязательной процедурой только для организаций, подлежащих обязательному аудиту.
Руководитель может организовать внутренний контроль следующим образом:
– вменить в обязанности существующего работника функции контроля;
– открыть штатную единицу специалиста по внутреннему контролю;
– заключить договор со сторонней организацией или специалистом.
Порядок осуществления внутреннего контроля должен быть прописан в положении о внутреннем контроле, ссылка на которое должна быть в учетной политике организации. Так, в соответствии с п. 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» порядок контроля хозяйственных операций должен утверждаться одновременно с учетной политикой организации.
Минфином России подготовлен проект рекомендаций о порядке и способах внутреннего контроля хозяйственных операций и ведения бухгалтерского учета.
В проекте приведены общие подходы к внутреннему контролю, описаны его элементы (контрольная среда, оценка рисков, информация и коммуникация и др.).
Процедуры внутреннего контроля должны быть построены на основе принципов регулярности и системности, содержать отчеты и рекомендации, проверку их выполнения, графики устранения недостатков. Существенное значение в организации внутреннего контроля имеет использование программного обеспечения, процедур тестирования процессов и отчетности. Большое значение имеет  также квалификация и опыт специалистов внутреннего контроля.
Мониторинг исполнения налоговых обязательств является частью системы контрольных процедур и во многом зависит от специфики деятельности компании. Общим для процедур налогового контроля должно быть постоянное сопоставление фактического состояния налогового учета с правилами, указанными в Налоговом Кодексе РФ.

Емельянцева Марина
Емельянцева Марина
29 мая 2014 г. в 22:34

Юридическая компания «Налоговик», юрист

Внутренний контроль – это постоянный процесс, осуществляемый силами самой организации или при содействии специально приглашенного внешнего консультанта (аудитора), направленный на подтверждение того, что данная компания работает эффективно и с соблюдением действующего законодательства, а ее отчетность своевременна и достоверна. Этот процесс существенно помогает компании достичь своих целей и в принципе выжить в конкурентной среде.
Кроме общего указания на необходимость данного вида контроля во всех организациях в федеральном законе есть более развернутые требования Минфина, которые опубликованы на сайте этого ведомства в виде информационного сообщения № ПЗ-11/2013. Организация внутреннего контроля не исчерпывается только лишь составлением пакета документов, в правовой норме заложена идея о постоянно действующем механизме самоконтроля компании. Но и сейчас в том или ином виде внутренний контроль существует практически во всех компаниях. В каждом уставе принято прописывать главу о ревизоре или даже ревизионной комиссии юридического лица, специальные комиссии ежегодно проводят инвентаризации активов предприятия – это как раз, части системы внутреннего контроля компании.
В основу внутреннего контроля должны быть положены принципы и стандарты деятельности компании, в соответствии с которыми разрабатывается схема внутреннего контроля как часть управленческой деятельности, органично вплетающаяся в организационную структуру компании. Все компоненты системы внутреннего контроля должны быть задокументированы, и они обычно вписываются в специальных разделах учетной политики, кадровой политики компании, кодексов делового поведения, положений об отдельных структурных подразделениях компании, внутренних распорядительных документов.
Основным объектом внутреннего контроля остаются бухгалтерские документы, в которых фиксируются все факты хозяйственной жизни. На них могут проставляться отметки о проведенных контрольных процедурах – сличении с образцами подписей, например, или сверке данных с учетными регистрами. Разрешительные надписи на документах также признаются элементами внутреннего контроля (например, утверждение авансового отчета руководителем или визирование юристом договора с контрагентом).
Если в компании выделяется специальное подразделение внутреннего контроля, то у него появятся и свои собственные документы – планы и отчеты различных ревизий, аналитические справки по результатам проведенных мероприятий, предложения по совершенствованию бизнес-процессов предприятия и их документированию.
Вряд ли можно найти такую компанию, где бы вообще не было никаких доказательств ведения ею внутреннего контроля, но даже и в таком случае никакой ответственности за это действующим законодательством не предусмотрено.

Миронов Александр
Миронов Александр
30 мая 2014 г. в 11:10

Аудиторско-консалтинговая группа «Уральский союз», Директор департамента аудита

В содержании норм статьи 19 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» обращает на себя внимание то, что Закон разделяет понятия внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни и внутреннего контроля ведения бухучета.
Относительно первого Закон устанавливает, что «экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни» (п. 1 ст. 19).
В части внутреннего контроля функционирования учетной системы компании, пункт 2 статьи 19 Закона определяет, что «экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности».
Нормативные документы,  в которых упоминается «Внутренний контроль»:  

статья 19 «Внутренний контроль» Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности *(8) (Одобрен Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 25 декабря 1996 г.);

– пункты 41 и 42 Правила (стандарта) N 8. Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности»;
Пункты 15 – 18 Статьи 38 Федеральный закон от 29.11.2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»;

статья 10 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности»;

статья 9 Федерального закона от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»;

– статья 85 Федерального закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;

положение ЦБР от 16.12.2003 г. № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах»;

информация Минфина РФ от 14.09.2012 г. «О раскрытии информации о рисках хозяйственной деятельности организации в годовой бухгалтерской отчетности (ПЗ-9/2012)»;

система внутреннего контроля в банках: основы организации (Базельский комитет по банковскому надзору, Базель, сентябрь 1998 г.) Подгруппа по управлению рисками Базельского комитета по банковскому надзору;

пункт 16 Плана Минфина РФ на 2012, 2013, 2014 и 2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности (утв. приказом Минфина РФ от 30.11.2011 г. № 440);

– распоряжение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 04.04.2002 г. № 421/р «О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения»;

статья 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

 

Миронов Александр
Миронов Александр
30 мая 2014 г. в 11:10

Аудиторско-консалтинговая группа «Уральский союз», Директор департамента аудита

Понятие «Внутренний контроль».
Понятие внутреннего контроля также является новым. Это термин аудиторской практики.
Система внутреннего контроля – совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством экономического субъекта в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности, которая в том числе включает организованные внутри данного экономического субъекта и его силами надзор и проверку:
а) Соблюдения требований законодательства;
б) Точности и полноты документации бухгалтерского учета;
в) Своевременности подготовки достоверной бухгалтерской отчетности;
г) Предотвращения ошибок и искажений;
д) Исполнения приказов и распоряжений;
е) Обеспечения сохранности имущества организации.
Перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности *(8) (Одобрен Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 25 декабря 1996 г.)
Система внутреннего контроля включает следующие элементы:
– контрольная среда;
– процесс оценки рисков;
– информационная система, в том числе связанная с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности;
– контрольные действия;
– мониторинг средств контроля.
Пункт 42 Правила (стандарта) № 8. Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности».

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Учетная политика предприятия
  • 16.01.2024  

    Общество ссылается на то, что учетные бухгалтерские регистры в бумажном виде не переданы, учетная политика по бухгалтерскому и налоговому учету также не передана.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку все документы о финансово-хозяйственной деятельности общества, имевшиеся в распоряжении бывшего руководителя, переданы новому генеральному директору.

  • 03.05.2023  

    Определением частично удовлетворено заявление вновь утвержденного конкурсного управляющего и у бывшего конкурсного управляющего истребованы реестр текущих платежей, база 1С, бухгалтерские регистры и карточки счетов за период исполнения последним своих обязанностей, при этом в понуждении вновь утвержденного конкурсного управляющего принять имущество должника отказано. Дополнительным определением истребованы также копии правоу

  • 27.02.2023  

    Обществом было допущено искажение сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и бухгалтерском учете, налоговой отчетности, в результате сокрытия объекта налогообложения.

    Итог: в удовлетворении требования отказано ввиду наличия у налогового органа правовых оснований для принятия решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогово


Вся судебная практика по этой теме »

Бухгалтерская отчетность
  • 20.03.2024  

    Налоговый орган начислил НДС и налог на прибыль, указывая на недостоверность сведений бухгалтерского учета общества.

    Итог: дело передано на новое рассмотрение, поскольку не проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности общества и его контрагентов, не дана оценка реальности операций между ними.

  • 14.02.2024  

    Налоговый орган предложил налогоплательщику уменьшить НДС, излишне заявленный к возмещению, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, а также отказал в возмещении частично НДС, заявленного к возмещению, сделав вывод о фиктивном характере сделок налогоплательщика с контрагентами с целью получения налоговой выгоды.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку под

  • 17.12.2023  

    Налоговый орган начислил НДС, ссылаясь на сокрытие от бухгалтерского и налогового учета хозяйственных операций.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку факты сокрытия от учета операций реализации товаров подтверждены документально.


Вся судебная практика по этой теме »