Аналитика / Налогообложение / Будущее расходов будущих периодов
Будущее расходов будущих периодов
Перенос убытков на будущее регулируется ст. 283 Налогового кодекса РФ. Согласно положениям данной статьи на налогоплательщика возлагается обязанность хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка в течение всего срока, когда такой перенос возможен (п. 4 ст. 283 НК РФ)
05.10.2012«Налоговый вестник»Зачастую складывается ситуация, когда налоговые органы при проведении налоговой проверки организации исследуют размер понесенного налогоплательщиком убытка (в т.ч. путем анализа первичных учетных документов) и подтверждают его, что отражается в акте проверки.
Принимая во внимание тот факт, что законодатель разрешает осуществлять перенос убытка в течение 10 лет, у налогоплательщика возникает закономерный вопрос: сохраняется ли обязанность по хранению подтверждающих убытки документов (в т.ч. первичных) столь длительное время, в случае, если размер этого убытка был подтвержден (не был оспорен) ранее проведенной налоговой проверкой?
Автор отмечает, что Налоговый кодекс не дает ответа на этот вопрос.
Что касается официальной позиции финансового ведомства, то она заключаются в следующем: во-первых, списание убытков возможно только при наличии первичных документов, подтверждающих полученный финансовый результат; во-вторых, указанная обязанность не прекращается после проведения налоговой проверки (см. письма Минфина России от 23.04.2009 № 03-03-06/1/276, от 25.05.2012 N 03-03-06/1/278).
Однако, необходимо иметь ввиду, что судебная практика по этому вопросу неоднозначна.
Так, некоторые суды в подобных ситуациях признают правомерным списание убытков даже при отсутствии первичных документов (Постановления 13 ААС от 25.06.12 г. №А56-70108/2011, ФАС Северо-Западного округа от 02.08.12 № А26-7013/2011, ФАС Московского округа от 09.12.2010 № КА-А40/15039-10, ФАС Уральского округа от 01.06.2011 № А47-1527/2010).
В то же время, обращаем внимание на положительную для налоговых органов судебную практику: Постановления ФАС Поволжского округа от 25.01.2012 № А12-5807/2011 и от 12.04.2011 № А55-18273/2010, ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.06.2010 № А33-12338/2009. В частности, в недавнем Постановлении Президиума ВАС РФ № 3546/12 от 24.07.2012 г. отмечается, что в отсутствии первичных учетных документов, подтверждающих размер понесенного убытка и период его возникновения, налоговые регистры, налоговые декларации и передаточные акты юридического лица не могут быть признаны достаточными доказательствами несения затрат, влекущих формирование убытка в заявленном размере. Однако, данное постановление не дает оценку ситуации, когда размер полученного раннее убытка уже был подтвержден результатами проведенных налоговых проверок.
Отстаивая свою позицию, налогоплательщику не надо забывать, что в соответствии с п. 4 ст. 89 НК РФ в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Кроме того, согласно п. 5 ст. 89 НК РФ налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.
Таким образом, положения п. 4 ст. 283 НК РФ не дают налоговым органам права нарушать требования законодательства, касающиеся ограничения глубины налоговой проверки и недопустимости повторных проверок, а также производить пересчет убытка прошлых лет, образовавшегося по результатам уже проверенного налогового периода, с даты окончания которого прошло более трех лет (Постановления ФАС Московского округа от 22.06.2010 № А40-86367/09-127-459 и от 09.12.2010 № КА-А40/15039-10).
Данная позиция подтверждается Конституционным Судом РФ (Постановление от 14.07.2005 N 9-П), который отмечает, что установление законодателем предельных сроков глубины налоговой проверки и хранения отчетной документации служит, прежде всего, целям соблюдения конституционного запрета на произвольное ограничение имущественных прав налогоплательщика (ст. 35; ч. 3 ст. 55, ст. 57 Конституции РФ).
Исходя из изложенного, системное толкование положений Налогового кодекса позволяет сделать вывод о том, что размер понесенного налогоплательщиком убытка может быть подтвержден решением налогового органа, вынесенным по результату налоговой проверки. Тем не менее, представляется очевидным, что, в связи с отсутствием законодательного регулирования данного вопроса и при наличии противоречивой судебной практики, налогоплательщику в любом случае придется отстаивать свою позицию в суде.
- 27.05.2014 Проведение почерковедческой экспертизы по копиям является незаконным
- 25.03.2014 Когда от направления материалов в следственные органы не спасут обеспечительные меры суда?
- 19.03.2014 Причинение убытков от заморозки счетов должен доказать налогоплательщик
- 21.05.2024 В ФНС напомнили, какие уведомления нужно сдать до конца мая
- 17.05.2024 Как ФНС узнает, кто продал недвижимость и скрыл доходы
- 17.05.2024 Как зачесть переплату на ЕНС в счет уплаты налога за другого человека
- 02.08.2023 Сверяться с ФНС придется по новой форме
- 31.07.2023 ФНС разъяснила работу механизма автоматического списания налогов с виртуального кошелька
- 27.07.2023 Оштрафуют ли за несдачу исправленного уведомления о сумме налога
- 16.07.2013 Прерывается ли срок представления документов, истребованных в порядке ст. 93 НК РФ, на период приостановления выездной проверки?
- 12.07.2013 Если сумма выручки отличается от показателей ККТ, запросят пояснения
- 05.07.2013 Инспектор не оштрафует компанию, если на чеке стоит не точное время
- 07.05.2024 Налоговый вычет на детей в 2024 году: как получить и рассчитать
- 16.04.2024 ИП умер: кому платить его долги с налогами и что делать с сотрудниками
- 13.03.2024 Что такое прогрессивная шкала налогообложения: как работает и в каких странах применяется
- 04.07.2023 ФНС сообщила, как заполнить заявление о зачете единого налогового платежа
- 22.06.2023 Можно ли получить справку о сальдо ЕНС на конкретное число: позиция налоговой
- 19.06.2023 В платежке на перевод ЕНП указаны старые реквизиты: налоговики сообщили, что делать налогоплательщику
- 01.05.2024
По результатам
мероприятий налогового контроля были вынесены решения о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку обществом пропущен срок для обращения в суд без уважительных причин.
- 21.04.2024
По результатам
камеральной проверки предпринимателю предложено уточнить налоговые обязательства с учетом применения общей системы налогообложения путем представления налоговых деклараций с отражением полученных доходов, провести корректировку данных бухгалтерского и налогового учета, уменьшить исчисленный в завышенном размере налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы.- 13.03.2024
По результатам
проверки налоговый орган вынес решение, в соответствии с которым была уменьшена сумма НДФЛ, излишне заявленного предпринимателем к возмещению.Итог: в удовлетворении требования отказано исходя из необоснованного учета предпринимателем в качестве профессионального налогового вычета суммы расходов, превышающей сумму доходов от осуществления предпринимательской деятельности, вследствие которог
- 13.03.2024
- 09.01.2023
Налоговый орган
указывал на неисполнение предпринимателем в установленный срок требования о погашении в добровольном порядке задолженности по налогу на имущество, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов.Итог: требование удовлетворено, поскольку установлено, что предприниматель имеет в собственности недвижимое имущество, обязанность по упла
- 12.12.2022
Участник ссылался
на уклонение общества от предоставления документации.Итог: требование удовлетворено частично, поскольку часть запрошенных документов уничтожена во время пожара, отчетность по ЕНВД за предыдущие налоговые периоды предоставляется в порядке, установленном действующим налоговым законодательством. Остальная часть документов предоставлена участнику.
- 24.10.2022
Определением приняты
обеспечительные меры по делу о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - в виде приостановления исполнения оспариваемого решения.Итог: определение оставлено без изменения.
- 14.11.2022
Определением приняты
обеспечительные меры по делу о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - в виде приостановления исполнения оспариваемого решения, а также решения о приостановлении операций по всем расчетным счетам налогоплательщика.Итог: определение отменено в части приостановления исполнения решения о приостановлении опе
- 21.02.2018
Законодательство о
налогах и сборах не содержит запрета подачи повторной жалобы в вышестоящий налоговый орган на решение нижестоящего налогового органа, если для этого имеются обстоятельства, которые ранее не были предметом исследования и оценки вышестоящего налогового органа. - 07.12.2016
Когда налогоплательщик
обнаруживает ошибки в прошлых налоговых периодах, которые не привели к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, обязанность подавать уточненные налоговые декларации за предыдущие периоды отсутствует; корректировка налоговой базы текущего периода исключает подачу уточненных налоговых деклараций за период совершения ошибки, поскольку необходимая информация о налоговых обязательствах будет зафи
- 01.12.2022 Письмо ФНС России от 24.08.2022 г. № ЗГ-3-2/9094@
- 17.11.2022 Письмо Минфина России от 13.10.2022 г. № 03-03-07/99218
- 16.11.2022 Письмо ФНС России от 08.11.2022 г. № СД-4-3/15064@
- 02.06.2023 Письмо Минфина России от 28.04.2023 г. № 03-02-07/39497
- 20.01.2023 Письмо Минфина России от 07.12.2022 г. № 03-02-07/119743
- 09.12.2022 Письмо Минфина России от 11.11.2022 г. № 03-04-06/110041
- 15.11.2022 Приказ ФНС России от 27.06.2022 N ЕД-7-14/517@
- 26.08.2019 Приказ Минэкономразвития России от 26.06.2019 № 382
- 07.05.2019 Письмо ФНС России от 29 марта 2019 г. N СА-4-7/5804
Комментарии