Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Постановления / Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.06.2023 г. № Ф08-5353/2023 по делу № А20-1406/2021

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.06.2023 г. № Ф08-5353/2023 по делу № А20-1406/2021

Налоговый орган начислил акцизы на этиловый спирт, алкогольную и подакцизную спиртосодержащую продукцию, штраф по п. 3 ст. 122 НК РФ, ссылаясь на отсутствие оснований для освобождения от их уплаты.

Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку требования п. 2 ст. 184 НК РФ не соблюдены, банковская гарантия или договор поручительства при предоставлении налоговой декларации по акцизам не предъявлены, уплата акциз до настоящего времени не произведена.

26.07.2023Российский налоговый портал

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 июня 2023 г. по делу N А20-1406/2021

 

Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2023 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 14 июня 2023 года.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Герасименко А.Н. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Риал" Сичевого Константина Михайловича (ИНН 0716008561 ОГРН 1100716000549), заинтересованного лица - Управления Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике (ИНН 0721009610 ОГРН 1040700231758), извещенных о месте и времени судебного разбирательства (отчет о публикации судебных актов в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Риал" Сичевого Константина Михайловича на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 04.12.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2023 по делу N А20-1406/2021, установил следующее.

Конкурсный управляющий общества с ограниченной ответственностью "Риал" (далее - общество) Сичевой Константин Михайлович (далее - конкурсный управляющий) обратился в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по N 4 по Кабардино-Балкарской Республики (далее - инспекция) о признании недействительным решения от 01.08.2019 N 14088 о начислении 168 435 098 рублей акцизов за декабрь 2017 года, 45 340 548 рублей 70 копеек пеней, взыскании 67 374 039 рублей 20 копеек штрафа по пункту 3 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) за неполную уплату налога. Определением суда от 07.12.2022 Управление Федеральной налоговой службы России по Кабардино-Балкарской Республике (далее - управление) признано процессуальным правопреемником инспекции по настоящему делу.

Решением суда, оставленным без изменения постановлением суд апелляционной инстанции, в удовлетворении требования отказано по мотиву неуплаты акцизов, исчисленных от указанного обществом объема подакцизных товаров, отгруженных в таможенном режиме экспорта, и отсутствия в связи с этим права на вычет неуплаченного налога.

В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой обратился конкурсный управляющий, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и удовлетворить требование. Ссылается на фактическую отгрузку подакцизных товаров в таможенном режиме экспорта. Банковской гарантией обеспечено исполнение обязательств общества представить документы об экспорте подакцизных товаров и уплаты акцизов в случае непредставления таких документов.

В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Суд установил и материалами дела подтверждается, что общество с 02.11.2010 производило и осуществляло оборот алкогольной продукции по лицензии от 14.11.2018 07ПСЭ0008228 на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта (ректификованного из пищевого сырья, из головной фракции этилового спирта), в том числе денатурированного, головной фракции этилового спирта.

Определением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 06.09.2019 по делу N А20-2704/2018 в отношении общества введено наблюдение, решением от 17.06.2019 оно признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введено конкурсное производство, определением от 19.08.2019 конкурсным управляющим общества утвержден Сичевой К.М.

Двадцать пятого декабря 2017 года общество представило в инспекцию первичную налоговую декларация по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и подакцизную спиртосодержащую продукцию за декабрь 2017 года, зафиксированные в которой сведения четырежды корректировало (21.03.2018, 12.06.2018, 18.09.2018, 13.12.2018), 11.03.2019 общество представило пятую налоговую декларацию по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и подакцизную спиртосодержащую продукцию за декабрь 2017 года (регистрационный номер 18437226), где налоговой базой по экспортным операциям указало 1 574 159,08 литров, величиной акцизов 168 435 098 рублей (код 20001 "Реализация в налоговом периоде подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, за пределы территории Российской Федерации при предоставлении поручительства банка или банковской гарантии"), подлежащим уплате в бюджет налога - 0 рублей. По результатам проведенной инспекцией камеральной налоговой проверки установлено нарушение обществом подпункта 4 пункта 1 статьи 183 и пункта 2 статьи 184 Кодекса - уклонение от уплаты 168 435 098 рублей акцизов в отсутствие оснований для освобождения от их уплаты (без представления банковской гарантии либо совокупной уплаты налогов за три календарных года в размере не менее 2 млрд рублей). Результаты проверки зафиксированы в акте от 24.05.2019 N 16249, по результатам рассмотрения которого вместе с материалами проверки инспекция вынесла решение от 01.08.2019 N 14088 о начислении 168 435 098 рублей акцизов на этиловый спирт из пищевого сырья за декабрь 2017 года, 45 340 548 рублей 70 копеек пеней, взыскании 67 374 039 рублей 20 копеек штрафа по пункту 3 статьи 122 Кодекса. Решением управления от 30.12.2020 решение инспекции оставлено без изменения. Общество обжаловало решение инспекции в арбитражный суд.

При рассмотрении дела суд установил и материалами дела подтверждается, что общество 03.07.2019 после составления акта камеральной налоговой проверки и до вынесения оспариваемого решения представило очередную уточненную налоговую декларацию по акцизам за декабрь 2017 года (шестую), налоговой базой по экспортным отгрузкам подакцизного товара указало 1 574 159,08 литров, величиной подлежащего уплате акциза - 168 435 098 рублей (код декларации 20003 "Реализация в налоговом периоде подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, за пределы территории Российской Федерации при отсутствии поручительства банка или банковской гарантии". Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по данным декларации, составила 0 рублей. При этом доказательств уплаты акциза в бюджет в отсутствие соответствующей банковских гарантий общество не представило ни налоговым органам, ни суду.

Исследовав материалы дела, суд сделал не подлежащий переоценке вывод об умышленной неуплате обществом подлежащих уплате акцизов и отражении сведений о подлежащей уплате величине акцизов в размере 0 рублей - при заполнении раздела 1 "Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет" в уточненной декларации, обязательного для заполнения при применении кода 20003, не отразило размер подлежащего уплате акциза (168 435 098 рублей), рассчитываемого исходя из заявленного объема реализации на экспорт подакцизного товара. При этом, несмотря на неисчисление и фактическую уплату акциза по экспортным отгрузкам, общество заявило сумму налога к вычету как уплаченную.

Суд правомерно отклонил ссылки конкурсного управляющего о фактическом осуществлении экспортных операций, указав, что только наличие банковской гарантии либо договора поручительства освобождают налогоплательщика от обязанности уплатить акциз, на исчисленный от реализации на экспорт подакцизный товар, что прямо предусмотрено нормами статьи 184 Кодекса. Представление документов, подтверждающих экспортные операции, не освобождает налогоплательщика от обязанности уплатить исчисленную сумму акциза в отсутствие банковской гарантии.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 183 Кодекса реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской Федерации с учетом потерь в пределах норм естественной убыли не подлежит налогообложению акцизами (освобождается от налогообложения). Освобождение таких операций от налогообложения производится в соответствии со статьей 184 Кодекса. В силу пункта 2 статьи 184 Кодекса налогоплательщик освобождается от уплаты акциза при совершении операций, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 183 Кодекса, при представлении банковской гарантии в налоговый орган либо без представления банковской гарантии в случаях, предусмотренных пунктами 2.1, 2.2 статьи 184 Кодекса. Банковская гарантия представляется в налоговый орган не позднее 25-го числа месяца, в котором у налогоплательщика в соответствии со статьей 204 Кодекса возникает обязанность представления в налоговый орган налоговой декларации по акцизам за налоговый период, на который приходится дата совершения указанных операций, определяемая в соответствии со статьей 195 Кодекса. Банковская гарантия, представленная налогоплательщиком в налоговый орган позднее указанного срока, не принимается в целях настоящей статьи. Пункт 2.1 статьи 184 Кодекса предусматривает право на освобождение от уплаты акциза при совершении вышеуказанных операций без представления банковской гарантии налогоплательщиками, у которых совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная за три календарных года, предшествующих налоговому периоду, на который приходится дата совершения освобождаемых от налогообложения акцизами операций, без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации и в качестве налогового агента, составляет не менее 2 миллиардов рублей. Пункт 2.2 названной статьи предусматривает право на освобождение от уплаты акциза, если обязанность налогоплательщика обеспечена поручительством. Иного порядка освобождения от уплаты акциза главой 22 Кодекса не установлено.

Суд установил, что у общества отсутствует названная уплата по указанным налогам за три календарных года, действие пункта 2.1 статьи 184 Кодекса на него не распространяется, следовательно, оно обязано было представить банковскую гарантию или исчислить и уплатить акциз, который в дальнейшем при подтверждении факта экспорта в рамках камеральной налоговой проверки подлежал возмещению в порядке, установленном статьей 203 Кодекса.

Материалами дела подтверждено и обществом не оспаривается, что требования пункта 2 статьи 184 Кодекса им не соблюдены, банковская гарантия или договор поручительства в налоговый орган при предоставлении налоговой декларации по акцизам за декабрь 2017 года не представлены, уплата акциза до настоящего времени не произведена.

Суд правомерно указал, что реализация подакцизного товара на экспорт не освобождает общества от обязанности уплаты акцизов при несоблюдении условий, определенных статьей 184 Кодекса.

Из решения инспекции следует, что умысел на совершение правонарушения, предусмотренного статьей 122 Кодекса, в ходе камеральной налоговой проверки установлен. Из пункта 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" следует, что занижение налоговой базы, иное неправильное исчисление налога или другие неправомерные действия (бездействия) налогоплательщика образуют состав этого правонарушения в случае, если такие действия (бездействия) привели к неуплате или неполной уплате сумм налога, то есть к возникновению задолженности по этому налогу. Суд счел правильным расчет штрафа, переплата у общества отсутствовала, имелось 747 213 209 рублей 73 копеек недоимки по налогам. Основания для уменьшения размера штрафа не установлены.

Выводы суда основаны на правильном применении норм к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.

Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.

Поскольку обществу предоставлялась отсрочка от уплаты государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы, она подлежит с него взысканию.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

 

постановил:

 

решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 04.12.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2023 по делу N А20-1406/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с ООО "РИАЛ" (Кабардино - Балкарская Республика г. Прохладный ул. Промышленная д. 60) в федеральный бюджет 1500 рублей государственной пошлины.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председательствующий

Л.А.ЧЕРНЫХ

 

Судьи

А.Н.ГЕРАСИМЕНКО

Т.В.ПРОКОФЬЕВА

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

Акцизы
  • 03.12.2023  

    Налоговый орган доначислил акцизы, ссылаясь на нарушение обществом требований пп. 4 п. 1 ст. 183 и п. 2 ст. 184 НК РФ.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку обществом не произведена совокупная уплата налогов за три календарных года в размере не менее 2 миллиардов рублей и не предоставлена банковская гарантия, в связи с чем основания для освобождения от уплаты акцизов отсутствуют.

  • 22.10.2023  

    В связи с реализацией спирта организации, не имеющей свидетельства на совершение операций с этиловым спиртом, налоговый орган доначислил поставщику акцизные платежи и НДС. Поставщик посчитал, что покупатель ответственен за несение спорных расходов.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку покупателем спирт приобретался для производства неподакцизных товаров, поставщик сам не проявил должной о

  • 02.08.2023  

    Налоговый орган начислил к оплате акциз, указывая на то, что общество умышленно уклонилось от начисления суммы акциза, рассчитанной исходя из заявленного объема товара, реализованного на экспорт.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку общество не представило доказательства уплаты акциза в бюджет.


Вся судебная практика по этой теме »

Неуплата или неполная уплата налога (ст. 122 НК РФ)
  • 05.05.2024  

    Налоговый орган доначислил НДС, налог на прибыль, налог по УСН, страховые взносы, пени и штрафы ввиду неправомерного освобождения от уплаты НДС, применения пониженных ставок и тарифов по итогам формальной передачи обществом исключительных прав на использование базы данных взаимозависимым и подконтрольным лицам, а также ввиду занижения доходов до реорганизации общества в форме присоединения.

    Итог: в удовле

  • 05.05.2024  

    Налоговый орган доначислил налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), пени и штраф, указав на то, что общество при определении налоговой базы не учло потери, образовавшиеся в результате списания балансовых запасов с государственного баланса запасов полезных ископаемых, находящихся за контурами горных работ, в связи с неверным определением количества погашаемых балансовых запасов при добыче угля.

    Итог: де

  • 01.05.2024  

    Заявителю доначислен налог на имущество организаций, начислены пени и штраф в связи с выводом о неправомерном применении заявителем льготы, установленной п. 2.3 ст. 4.1 Закона города Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций", при исчислении налога на имущество в отношении объекта недвижимого имущества.

    Итог: требование частично удовлетворено, поскольку заявителем представлены доказател


Вся судебная практика по этой теме »