Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 22.05.2023 г. № 03-07-11/46212

Письмо Минфина России от 22.05.2023 г. № 03-07-11/46212

Вопрос: О предложении по установлению ставки НДС 0% в отношении услуг по предоставлению мест для временного проживания, оказываемых организациями санаторно-курортного лечения и отдыха.

23.06.2023Российский налоговый портал

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 22.05.2023 г. № 03-07-11/46212

 

Департамент налоговой политики рассмотрел обращение с предложением о внесении в подпункт 19 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) изменений, предусматривающих установление налоговой ставки по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 0 процентов в отношении услуг по предоставлению мест для временного проживания, оказываемых организациями санаторно-курортного лечения и отдыха, и сообщает следующее.

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 164 Кодекса с 1 июля 2022 года реализация услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения подлежит налогообложению НДС по налоговой ставке в размере 0 процентов. При этом целью установления нулевой ставки НДС в отношении данных услуг являлась поддержка именно гостиничного бизнеса как одного из наиболее пострадавших от международных экономических санкций 2022 года, а также строительства новых гостиниц и иных объектов туристской индустрии.

Объекты санаторно-курортного лечения и отдыха хотя и относятся к объектам туристской индустрии в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристической деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 132-ФЗ), но организации санаторно-курортного лечения и отдыха не оказывают услуги по предоставлению мест для временного проживания (согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) и Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) услуги услуги санаторно-курортных организаций относятся к услугам в области здравоохранения, а услуги по предоставлению мест для временного проживания - к услугам гостиниц). К ним не применяются требования, установленные Федеральным законом N 132-ФЗ для гостиниц и иных средств размещения, в части предоставления гостиничных услуг и классификации гостиниц (абзацы тридцать первый - тридцать третий статьи 1 Федерального закона N 132-ФЗ).

Следует также отметить, что осуществление деятельности по санаторно-курортному лечению регулируется Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", на основании которого санаторно-курортное лечение включает в себя медицинскую помощь, осуществляемую медицинскими организациями (санаторно-курортными организациями) в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов, в том числе в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах. В связи с этим санаторно-курортные организации при оказании услуг не разделяют отдельно услуги по размещению, услуги по лечению и питанию, а стоимость пребывания в такой организации (стоимость путевки на санаторно-курортное лечение) предъявляется лицу, направленному на лечение, в совокупности всех оказываемых услуг.

Согласно подпункту 18 пункта 3 статьи 149 Кодекса услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, организаций отдыха и оздоровления детей, в том числе детских оздоровительных лагерей, расположенных на территории Российской Федерации, оформленные путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности, не подлежат налогообложению НДС.

Таким образом, льготный режим налогообложения НДС в отношении услуг (в том числе услуг по предоставлению мест для временного проживания) организаций санаторно-курортного лечения и отдыха, оказываемых на основании соответствующих путевок или курсовок, являющихся бланками строгой отчетности, уже предусмотрен Кодексом и не требует дополнительного урегулирования.

В то же время реализация предложения об установлении ставки НДС в размере 0 процентов при реализации услуг по предоставлению мест для временного проживания, оказываемых организациями санаторно-курортного лечения и отдыха, при одновременном наличии освобождения от НДС, предусмотренного подпунктом 18 пункта 3 статьи 149 Кодекса, приведет к конфликту указанных норм, неоднозначной правоприменительной практике и налоговым спорам.

Также не ясно, что предлагается понимать под услугами по предоставлению мест для временного проживания в объектах санаторно-курортного лечения: только указанные услуги, оказываемые без оказания иных услуг (например, услуг по санаторно-курортному лечению) и без оформления путевок, либо указанные услуги, оказываемые вне зависимости от оказания комплекса иных услуг (в том числе услуг по санаторно-курортному лечению) и оформления путевок. Кроме того, учитывая, что стоимость услуг по проживанию в объектах санаторно-курортного лечения, как правило, включается в стоимость путевки, может возникнуть риск злоупотреблений, связанный с неоформлением санаторно-курортными организациями путевок и применением ими нулевой ставки НДС ко всем услугам, стоимость которых включена в стоимость путевок.

Необходимо также учитывать, что принятие вышеуказанного предложения приведет к усложнению налогового администрирования вследствие необходимости ведения раздельного учета сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, как облагаемых НДС, так и освобожденных от налогообложения. Однако, учитывая что услуги по предоставлению мест для временного проживания в объектах санаторно-курортного лечения и отдыха учитываются при формировании общей стоимости путевки, возможность ведения такого учета без рисков возникновения налоговых споров представляется сомнительной.

В случае установления нулевой ставки НДС при реализации услуг по предоставлению мест для временного проживания, оказываемых организациями санаторно-курортного лечения и отдыха, указанные организации получат право на возмещение сумм НДС в размере превышения сумм НДС, предъявленного при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, над суммами НДС, исчисленными по облагаемым операциям (при наличии такого превышения), что может привести к выпадающим доходам федерального бюджета и сокращению возможностей государства по выполнению взятых на себя обязательств, в том числе социального характера. Однако размер возможных выпадающих доходов федерального бюджета в обращении не приводится.

Учитывая изложенное, вышеуказанное предложение не поддерживается.

 

Заместитель директора Департамента

В.А.ПРОКАЕВ

22.05.2023

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

НДС
Все новости по этой теме »

Налоговые ставки
Все новости по этой теме »

Освобождение от обязанностей налогоплательщика
Все новости по этой теме »

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

НДС
  • 05.05.2024  

    Налоговый орган доначислил НДС, налог на прибыль, пени и штраф, указав на завышение вычетов по НДС по приобретению товаров, выполнению работ, приобретению услуг по оформленным контрагентами документам при отсутствии реальных финансово-хозяйственных операций с ними, неправомерное уменьшение обществом облагаемой базы по налогу на прибыль на сумму убытка прошлых периодов.

    Итог: в удовлетворении требования ча

  • 05.05.2024  

    Налоговый орган доначислил НДС, налог на прибыль, налог по УСН, страховые взносы, пени и штрафы ввиду неправомерного освобождения от уплаты НДС, применения пониженных ставок и тарифов по итогам формальной передачи обществом исключительных прав на использование базы данных взаимозависимым и подконтрольным лицам, а также ввиду занижения доходов до реорганизации общества в форме присоединения.

    Итог: в удовле

  • 05.05.2024  

    Проверкой выявлено получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды по неподтвержденным сделкам.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку у заявленных контрагентов отсутствуют необходимые для исполнения договоров движимое и недвижимое имущество, персонал, транспортные средства, налоговая отчетность ими не представлялась либо представлялась с минимальными показателями, по месту гос


Вся судебная практика по этой теме »

Налоговые ставки
  • 28.01.2024  

    В целях исполнения условий договора ответчик перечислил истцу аванс, в том числе НДС (18 процентов). Услуги по договору оказаны полностью. В связи с установлением в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, указанных в п. 3 ст. 164 НК РФ, налоговой ставки по НДС в размере 20 процентов истец направил ответчику уведомление о необходимости произвести доплату по НДС. Ответчик доплату не произвел.

    Итог

  • 20.01.2024  

    Оспариваемым решением обществу доначислен НДС, начислены пени и штраф в связи с применением неверной ставки НДС при реализации продукции.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что реализованная обществом продукция может использоваться лишь как добавка в составе кормов для сельскохозяйственных животных, в связи с чем применение обществом льготной ставки НДС в отношении данной п

  • 27.08.2023  

    Покупатель указал, что стоимость некачественного товара возвращена поставщиком без учета суммы НДС.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку товар возвращен покупателем, использование поставщиком спорных денежных средств и возможность получения налогового вычета на сумму перечисленного НДС по возвращенному товару подтверждают наличие неосновательного обогащения.


Вся судебная практика по этой теме »

Освобождение от обязанностей налогоплательщика
  • 01.11.2023  

    Решение мотивировано неподтверждением обществом права на применение льготы в виде освобождения от уплаты НДС.

    Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку основания для отказа в применении льготы отсутствовали, однако не проверена заявленная к возврату сумма НДС.

  • 23.04.2023  

    Налоговый орган принял решение вследствие того, что предприниматель не представил декларацию по НДС. Последний заявил, что перешел на УСН.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку факт применения предпринимателем в спорный период УСН доказан, а потому обязанность по представлению отчетности по НДС у него отсутствует.

  • 12.04.2023  

    Общество обратилось с заявлениями о внесении изменений в декларации, однако ему было отказано.

    Итог: требование удовлетворено в отношении некоторых деклараций, поскольку отказ является нарушающим права и законные интересы общества в части препятствования получения налоговой преференции и ведет к излишней уплате НДС. В части декларации отказано, поскольку представленное обществом регистрационное удостовере


Вся судебная практика по этой теме »