Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 22.05.2023 г. № 03-07-11/46212
Письмо Минфина России от 22.05.2023 г. № 03-07-11/46212
Вопрос: О предложении по установлению ставки НДС 0% в отношении услуг по предоставлению мест для временного проживания, оказываемых организациями санаторно-курортного лечения и отдыха.
23.06.2023Российский налоговый порталОтвет:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22.05.2023 г. № 03-07-11/46212
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение с предложением о внесении в подпункт 19 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) изменений, предусматривающих установление налоговой ставки по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 0 процентов в отношении услуг по предоставлению мест для временного проживания, оказываемых организациями санаторно-курортного лечения и отдыха, и сообщает следующее.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 164 Кодекса с 1 июля 2022 года реализация услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения подлежит налогообложению НДС по налоговой ставке в размере 0 процентов. При этом целью установления нулевой ставки НДС в отношении данных услуг являлась поддержка именно гостиничного бизнеса как одного из наиболее пострадавших от международных экономических санкций 2022 года, а также строительства новых гостиниц и иных объектов туристской индустрии.
Объекты санаторно-курортного лечения и отдыха хотя и относятся к объектам туристской индустрии в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристической деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 132-ФЗ), но организации санаторно-курортного лечения и отдыха не оказывают услуги по предоставлению мест для временного проживания (согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) и Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) услуги услуги санаторно-курортных организаций относятся к услугам в области здравоохранения, а услуги по предоставлению мест для временного проживания - к услугам гостиниц). К ним не применяются требования, установленные Федеральным законом N 132-ФЗ для гостиниц и иных средств размещения, в части предоставления гостиничных услуг и классификации гостиниц (абзацы тридцать первый - тридцать третий статьи 1 Федерального закона N 132-ФЗ).
Следует также отметить, что осуществление деятельности по санаторно-курортному лечению регулируется Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", на основании которого санаторно-курортное лечение включает в себя медицинскую помощь, осуществляемую медицинскими организациями (санаторно-курортными организациями) в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов, в том числе в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах. В связи с этим санаторно-курортные организации при оказании услуг не разделяют отдельно услуги по размещению, услуги по лечению и питанию, а стоимость пребывания в такой организации (стоимость путевки на санаторно-курортное лечение) предъявляется лицу, направленному на лечение, в совокупности всех оказываемых услуг.
Согласно подпункту 18 пункта 3 статьи 149 Кодекса услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, организаций отдыха и оздоровления детей, в том числе детских оздоровительных лагерей, расположенных на территории Российской Федерации, оформленные путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности, не подлежат налогообложению НДС.
Таким образом, льготный режим налогообложения НДС в отношении услуг (в том числе услуг по предоставлению мест для временного проживания) организаций санаторно-курортного лечения и отдыха, оказываемых на основании соответствующих путевок или курсовок, являющихся бланками строгой отчетности, уже предусмотрен Кодексом и не требует дополнительного урегулирования.
В то же время реализация предложения об установлении ставки НДС в размере 0 процентов при реализации услуг по предоставлению мест для временного проживания, оказываемых организациями санаторно-курортного лечения и отдыха, при одновременном наличии освобождения от НДС, предусмотренного подпунктом 18 пункта 3 статьи 149 Кодекса, приведет к конфликту указанных норм, неоднозначной правоприменительной практике и налоговым спорам.
Также не ясно, что предлагается понимать под услугами по предоставлению мест для временного проживания в объектах санаторно-курортного лечения: только указанные услуги, оказываемые без оказания иных услуг (например, услуг по санаторно-курортному лечению) и без оформления путевок, либо указанные услуги, оказываемые вне зависимости от оказания комплекса иных услуг (в том числе услуг по санаторно-курортному лечению) и оформления путевок. Кроме того, учитывая, что стоимость услуг по проживанию в объектах санаторно-курортного лечения, как правило, включается в стоимость путевки, может возникнуть риск злоупотреблений, связанный с неоформлением санаторно-курортными организациями путевок и применением ими нулевой ставки НДС ко всем услугам, стоимость которых включена в стоимость путевок.
Необходимо также учитывать, что принятие вышеуказанного предложения приведет к усложнению налогового администрирования вследствие необходимости ведения раздельного учета сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, как облагаемых НДС, так и освобожденных от налогообложения. Однако, учитывая что услуги по предоставлению мест для временного проживания в объектах санаторно-курортного лечения и отдыха учитываются при формировании общей стоимости путевки, возможность ведения такого учета без рисков возникновения налоговых споров представляется сомнительной.
В случае установления нулевой ставки НДС при реализации услуг по предоставлению мест для временного проживания, оказываемых организациями санаторно-курортного лечения и отдыха, указанные организации получат право на возмещение сумм НДС в размере превышения сумм НДС, предъявленного при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, над суммами НДС, исчисленными по облагаемым операциям (при наличии такого превышения), что может привести к выпадающим доходам федерального бюджета и сокращению возможностей государства по выполнению взятых на себя обязательств, в том числе социального характера. Однако размер возможных выпадающих доходов федерального бюджета в обращении не приводится.
Учитывая изложенное, вышеуказанное предложение не поддерживается.
Заместитель директора Департамента
В.А.ПРОКАЕВ
22.05.2023
Темы: НДС  Налоговые ставки  Освобождение от обязанностей налогоплательщика  
- 22.04.2024 В РФ упростили подтверждение права на обнуление НДС при экспорте товаров и услуг
- 18.04.2024 Заявление на ускоренное возмещение НДС будет сдаваться по новой форме
- 17.04.2024 В Уфе директора «Стройиндустрии» будут судить за неуплату НДС на 122 млн
- 29.03.2019 Услуги оказаны в 2018 году – ставка НДС будет 18%
- 26.03.2019 Ставка НДС, в случае подписания акта в 2019 году составляет 20%
- 13.12.2018 «Иная последовательность» слов в счете-фактуре продавца: налоговые последствия
- 20.02.2014 Налогоплательщики, освобожденные от НДС, декларацию не представляют
- 22.01.2014 Если компания реализует товары, не облагаемые НДС, у нее отсутствует обязанность по выставлению счета-фактуры
- 18.12.2013 Представив документы на освобождение от НДС по ст. 145 НК РФ после проверки, ИП «опоздал»
- 14.03.2024 10 регионов России вернули больше НДС, чем уплатили в бюджет
- 14.11.2023 Вычет НДС по счету‑фактуре, выставленному 3 года назад: когда не поздно заявить
- 12.10.2023 Транспортная накладная: правила заполнения
- 21.12.2022 Ставка НДС для конструкторов «Лего 16+» на территории РФ
- 01.03.2022 Ставка НДС при продаже пирожков в кафе
- 25.08.2021 Нулевая ставка НДС. Уточнили перечень иностранных представительств, для которых при реализации товаров будет применяться ставка НДС 0%
- 03.06.2014 Для применения освобождения от НДС лимит выручки считается только по облагаемым операциям
- 15.06.2009 Уведомительный характер освобождения от НДС: особенности и проблемы
- 05.05.2024
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль, пени и штраф, указав на завышение вычетов по НДС по приобретению товаров, выполнению работ, приобретению услуг по оформленным контрагентами документам при отсутствии реальных финансово-хозяйственных операций с ними, неправомерное уменьшение обществом облагаемой базы по налогу на прибыль на сумму убытка прошлых периодов.Итог: в удовлетворении требования ча
- 05.05.2024
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль, налог по УСН, страховые взносы, пени и штрафы ввиду неправомерного освобождения от уплаты НДС, применения пониженных ставок и тарифов по итогам формальной передачи обществом исключительных прав на использование базы данных взаимозависимым и подконтрольным лицам, а также ввиду занижения доходов до реорганизации общества в форме присоединения.Итог: в удовле
- 05.05.2024
Проверкой выявлено
получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды по неподтвержденным сделкам.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку у заявленных контрагентов отсутствуют необходимые для исполнения договоров движимое и недвижимое имущество, персонал, транспортные средства, налоговая отчетность ими не представлялась либо представлялась с минимальными показателями, по месту гос
- 28.01.2024
В целях
исполнения условий договора ответчик перечислил истцу аванс, в том числе НДС (18 процентов). Услуги по договору оказаны полностью. В связи с установлением в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, указанных в п. 3 ст. 164 НК РФ, налоговой ставки по НДС в размере 20 процентов истец направил ответчику уведомление о необходимости произвести доплату по НДС. Ответчик доплату не произвел.Итог
- 20.01.2024
Оспариваемым решением
обществу доначислен НДС, начислены пени и штраф в связи с применением неверной ставки НДС при реализации продукции.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что реализованная обществом продукция может использоваться лишь как добавка в составе кормов для сельскохозяйственных животных, в связи с чем применение обществом льготной ставки НДС в отношении данной п
- 27.08.2023
Покупатель указал,
что стоимость некачественного товара возвращена поставщиком без учета суммы НДС.Итог: требование удовлетворено, поскольку товар возвращен покупателем, использование поставщиком спорных денежных средств и возможность получения налогового вычета на сумму перечисленного НДС по возвращенному товару подтверждают наличие неосновательного обогащения.
- 20.01.2024
- 01.11.2023
Решение мотивировано
неподтверждением обществом права на применение льготы в виде освобождения от уплаты НДС.Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку основания для отказа в применении льготы отсутствовали, однако не проверена заявленная к возврату сумма НДС.
- 23.04.2023
Налоговый орган
принял решение вследствие того, что предприниматель не представил декларацию по НДС. Последний заявил, что перешел на УСН.Итог: требование удовлетворено, поскольку факт применения предпринимателем в спорный период УСН доказан, а потому обязанность по представлению отчетности по НДС у него отсутствует.
- 12.04.2023
Общество обратилось
с заявлениями о внесении изменений в декларации, однако ему было отказано.Итог: требование удовлетворено в отношении некоторых деклараций, поскольку отказ является нарушающим права и законные интересы общества в части препятствования получения налоговой преференции и ведет к излишней уплате НДС. В части декларации отказано, поскольку представленное обществом регистрационное удостовере
Комментарии