Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Ставка НДС для конструкторов «Лего 16+» на территории РФ

Ставка НДС для конструкторов «Лего 16+» на территории РФ

Само по себе соответствие кодов товаров не является основанием для применения пониженной ставки

21.12.2022
Российский налоговый портал

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Коренева Ольга

Ответ прошел контроль качества

Организация импортировала конструкторы «Лего 16+». По коду ТН ВЭД и по ОКПД ставка НДС составляет 10%. При этом растаможили товар по ставке 20%.

По какой ставке НДС продавать конструкторы «Лего 16+» на территории РФ?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

При реализации конструктора "Лего 16+" следует применять ставку НДС 20%. Иная позиция, на наш взгляд, может вызвать претензии со стороны контролирующих органов.

Обоснование позиции:

Реализация товаров на территории РФ признается объектом обложения НДС. При реализации товаров налогоплательщик дополнительно к цене реализуемых товаров обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров соответствующую сумму налога (подп. 1 п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 168 НК РФ).

Статьей 164 НК РФ установлены налоговые ставки, применяемые для целей обложения НДС, к которым относятся, в частности, ставки 0%, 10% и 20%, а также случаи их применения. Кроме того, в ст. 149 НК РФ перечислены операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения).

Налогоплательщики обязаны применять именно ту налоговую ставку, которая законодательно установлена, с учетом предоставленных налоговым законодательством льгот в отношении некоторых групп товаров.

Размеры ставок НДС установлены ст. 164 НК РФ. В общем случае НДС при реализации товаров на территории РФ исчисляется с применением налоговой ставки 20 процентов (п. 3 ст. 164 НК РФ). Исключение из этого правила установлено, в частности, в отношении реализации поименованных в подп. 2 п. 2 ст. 164 НК РФ товаров для детей (в том числе игрушек), коды видов которых входят хотя бы в один в один из утвержденных Постановлением N 908 перечней (последний абзац п. 2 ст. 164 НК РФ, п. 20 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33, смотрите также письма Минфина России от 29.10.2018 N 03-07-07/77566, от 17.03.2017 N 03-10-11/15618, от 13.08.2015 N 03-07-13/1/46756):

- перечень кодов видов товаров для детей в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов при реализации;

- перечень кодов видов товаров для детей в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на территорию РФ.

Так, в частности, в п. 20 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 указано, что при рассмотрении споров, касающихся обоснованности применения ставки НДС 10%, судам необходимо учитывать, что Правительство РФ не вправе вводить дополнительные основания ограничений на ее применение, которые прямо не вытекают из положений п. 2 ст. 164 НК РФ. В частности, применение ставки 10% в отношении конкретного вида товара не может быть поставлено в зависимость от того, имела ли место реализация этого товара на территории РФ либо товар был ввезен на территорию РФ, поскольку из п. 2 ст. 164 НК РФ не вытекает возможность различного налогообложения операций с одним и тем же товаром в зависимости от приведенного критерия. Поэтому для применения пониженной налоговой ставки НДС достаточно, чтобы реализуемый (ввозимый) товар соответствовал коду, определенному Правительством РФ со ссылкой хотя бы на один из двух источников - ОКПД или ТН ВЭД. Смотрите также письма Минфина России от 19.04.2019 N 03-07-07/28497, от 29.10.2018 N 03-07-07/77566, от 17.03.2017 N 03-10-11/15618, от 13.08.2015 N 03-07-13/1/46756.

Отметим, что в последнее время в письмах финансового ведомства не приводится позиция, представленная в п. 20 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33, а приводится ссылка на определение ВС РФ от 14.03.2019 N 305-КГ18-19119. В указанном определении содержится вывод о том, что для целей применения ставки НДС в размере 10 процентов имеет значение не только отнесение реализуемых (ввозимых) товаров к группе товаров, указанных в п. 2 ст. 164 НК РФ, но также соответствие товаров конкретным кодам по ТН ВЭД ЕАЭС и ОКПД (ОКПД 2), установленным Правительством РФ. Следовательно, в тех случаях, когда взимание НДС производится в связи с ввозом товаров на территорию РФ и администрирование налога осуществляется таможенными органами, налоговая ставка 10 процентов, предусмотренная п. 2 ст. 164 НК РФ, по общему правилу применяется, если ввозимый товар отвечает надлежащему коду ТН ВЭД ЕАЭС, а не коду ОКП (ОКПД 2) (письма Минфина России от 06.12.2021 N 03-07-07/98914, от 17.02.2022 N 03-07-07/11166, от 12.11.2021 N 03-07-11/91501, от 11.04.2019 N 03-07-07/25566).

При этом глава 21 НК РФ не определяет конкретного перечня документов, подтверждающих правомерность применения налогоплательщиками ставки НДС десять процентов при реализации товаров для детей.

Однако само по себе соответствие кодов товаров не является основанием для применения пониженной ставки. В целях подтверждения права на применение пониженной ставки в размере десяти процентов правовое значение имеет не формальная, а реальная идентификация продукции, производимая с целью определения принадлежности товара к перечню, предусмотренному п. 2 ст. 164 НК РФ, которая может быть выполнена на основании любых документов. Например, в письме ФНС России от 27.05.2022 N СД-25-3/206@ сообщено, что в рамках налогового контроля при необходимости могут проводиться контрольные мероприятия в отношении правомерности применения ставки НДС в размере 10 процентов в отношении реализуемых игрушек с привлечением экспертов, специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками в области применения вышеуказанного Технического регламента Таможенного союза, а также национальных или межгосударственных стандартов Российской Федерации, которые распространяются на детские игрушки.

В этой связи следует отметить, что в перечне товаров, облагаемых по ставке НДС в размере 10% (подп. 2 п. 2 ст. 164 НК РФ), перечислены товары, которые, на наш взгляд, предполагают их использование преимущественно детьми младшего и среднего возраста, за исключением одежды, обуви и школьных принадлежностей.

Для применения налоговой ставки НДС в размере 10% при ввозе в РФ товаров для детей необходимо соблюдение следующих обязательных условий:

- детские товары входят в перечень товаров, определенных подп. 2 п. 2 ст. 164 НК РФ;

- детские товары по коду и наименованию содержатся хотя бы в одном из утвержденных Постановлением N 908 перечней. Если же принимать во внимание определение ВС РФ от 14.03.2019 N 305-КГ18-19119, то нужно применять Перечень кодов видов товаров для детей в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на территорию Российской Федерации. При этом согласно п. 1 Примечания к Перечню ТН ВЭД указано, что для целей перечня следует руководствоваться кодом ТН ВЭД ЕАЭС, наименованием товара и размерными признаками (при наличии размерных признаков).

Между тем в рассматриваемом случае товар - конструктор "Лего 16+", на наш взгляд, не обладают такими характеристиками, которые позволяли бы говорить о том, что товар предназначен исключительно для детей и является именно детским. Возрастная категория 16+ предполагает, что использовать этот товар могут лица старше 16 лет, в том числе взрослые люди. Следует отметить, что законодательство не определяет период, в течение которого несовершеннолетний ребенок находится в детском возрасте.

В Техническом регламенте Таможенного союза "О безопасности игрушек" (ТР ТС 008/2011), утвержденном решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 798, вступившим в силу с 01.07.2012, дано понятие игрушки как изделия или материала, предназначенного для игры ребенка (детей) в возрасте до 14-ти лет (ст. 2 Технического регламента).

В соответствии с положениями п. 1 ст. 54 СК РФ ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия). Также в силу п. 1 ст. 21 ГК РФ способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении восемнадцатилетнего возраста. Однако анализ указанных положений позволяет заключить, что установленный законодательством возрастной ценз (с 18 лет) для граждан Российской Федерации, связан, прежде всего, с целью определения момента, с которого гражданин Российской Федерации наделяется полным объемом гражданских, экономических, политических прав, а также с учетом необходимости защиты прав несовершеннолетних граждан, путем возложения соответствующих обязанностей на их законных представителей (опекунов).

На основании вышеизложенного считаем, что при реализации конструктора "Лего 16+" следует применять ставку НДС 20%. В подтверждение данного вывода рекомендуем ознакомиться с судебной практикой по спорам в схожих ситуациях (смотрите постановления Пятого АСС от 20.07.2022 N 05АП-3786/22 по делу N А51-716/2022, Пятого ААС от 13.08.2019 N 05АП-2903/19).

Обращаем внимание, что все вышеизложенное является нашим экспертным мнением и может отличаться от мнения других специалистов. Рекомендуем получить персональное разъяснение Минфина России и ФНС России по вопросам порядка предоставления отчетности по прослеживаемым товарам в данной ситуации (подп. 1, 2 п. 1 ст. 21, подп. 4 п. 1 ст. 32, п. 1 ст. 34.2 НК РФ).

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться