Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 19.07.2022 г. № 02-09-10/69573

Письмо Минфина России от 19.07.2022 г. № 02-09-10/69573

Вопрос: Об осуществлении органами внутреннего государственного финансового контроля субъекта РФ внутреннего финансового контроля в отношении муниципальных бюджетных (автономных) учреждений и МУП.

19.08.2022Российский налоговый портал

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 19.07.2022 г. № 02-09-10/69573

 

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент), рассмотрев обращение от 23.06.2022, сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Министерство финансов Российской Федерации в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также не наделено полномочиями по оценке правомерности действий (бездействия) в том числе органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Кроме того, в соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения приказов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

При этом Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ) не предусмотрено полномочие Министерства финансов Российской Федерации давать разъяснения по вопросам применения законодательства в сфере государственного (муниципального) финансового контроля.

Позиция аналогичного характера имеется в части отсутствия у Министерства финансов Российской Федерации полномочий по разъяснению иных нормативных правовых актов в установленной сфере.

Вместе с тем правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона N 59-ФЗ обращением гражданина являются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

Учитывая, что содержащиеся в обращении вопросы не соответствуют предусмотренным Федеральным законом N 59-ФЗ видам обращений граждан, подлежащих рассмотрению федеральными органами государственной власти, а также то, что суть вопросов сводится к выполнению функций органов государственного (муниципального) финансового контроля, сообщаем, что для получения в установленном порядке позиции Министерства финансов Российской Федерации по вопросам, решение которых входит в компетенцию Министерства финансов Российской Федерации, необходимо оформить соответствующий документ согласно правилам делопроизводства на бланке учреждения с установленным составом реквизитов, включая подпись должностного лица и регистрационный номер документа.

Вместе с тем по существу вопросов, изложенных в рассматриваемом обращении, полагаем необходимым выразить следующее мнение.

В целях расширения сферы государственного (муниципального) финансового контроля Федеральным законом от 26.07.2019 N 199-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита" (далее - Закон N 199-ФЗ) были внесены соответствующие изменения в БК РФ.

Согласно положениям пункта 2.1 статьи 266.1 БК РФ (в редакции Закона N 199-ФЗ) сфера государственного (муниципального) финансового контроля в части объектов государственного (муниципального) финансового контроля (далее - объекты контроля) для органов государственного (муниципального) финансового контроля (далее - органы контроля) определяется дифференцированно с учетом необходимости сопровождения соответствующих средств до достижения конечной цели их предоставления - исполнения обязанностей государства и местного самоуправления перед гражданами.

При этом полагаем необходимым отметить, что структура статьи 266.1 БК РФ предусматривает утверждение общего перечня объектов контроля (пункт 1 статьи 266.1 БК РФ), а также особенности порядка осуществления в отношении них государственного (муниципального) финансового контроля (пункты 2 и 2.1 статьи 266.1 БК РФ).

Так, государственные (муниципальные) учреждения и государственные (муниципальные) унитарные предприятия согласно положениям пункта 1 статьи 266.1 БК РФ являются объектами контроля.

Положениями пункта 2.1 статьи 266.1 БК РФ в том числе установлено, что государственный финансовый контроль за соблюдением целей, порядка и условий предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетных кредитов, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) об их предоставлении и условий контрактов (договоров, соглашений), источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являются указанные межбюджетные трансферты, осуществляется органом государственного финансового контроля, являющимся органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении:

главных администраторов (администраторов) средств бюджета субъекта Российской Федерации, предоставивших межбюджетные субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, бюджетные кредиты;

финансовых органов и главных администраторов (администраторов) средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации, которому предоставлены межбюджетные субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, а также юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей (с учетом положений пункта 2 статьи 266.1 БК РФ), которым предоставлены средства из этого бюджета.

При этом под указанными юридическими лицами понимаются все юридические лица, которым предоставлены средства из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является межбюджетный трансферт (в рассматриваемом случае - муниципальные бюджетные и автономные учреждения, муниципальные унитарные предприятия и иные юридические лица - неучастники бюджетного процесса).

Согласно положениям пункта 2 статьи 266.1 БК РФ контроль в отношении объектов контроля (за исключением установленного указанным пунктом перечня объектов контроля, к которым в том числе относятся бюджетные и автономные учреждения, государственные (муниципальные) унитарные предприятия) осуществляется органами контроля в процессе проверки главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета, получателей бюджетных средств, заключивших договоры (соглашения) о предоставлении средств из бюджета, государственные (муниципальные) контракты (далее - участники бюджетного процесса), или после ее окончания на основании результатов проведения проверки указанных участников бюджетного процесса.

Таким образом, органы внутреннего государственного финансового контроля, являющиеся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в пределах установленных бюджетным законодательством Российской Федерации полномочий могут осуществлять внутренний государственный финансовый контроль в отношении муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также муниципальных унитарных предприятий, в случае предоставления указанным учреждениям и предприятиям средств из соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации. При этом требования о проведении контрольных мероприятий исключительно в рамках проверки соответствующего участника бюджетного процесса, установленные пунктом 2 статьи 266.1 БК РФ, не распространяются на контрольные мероприятия, проводимые в отношении указанных учреждений, предприятий.

Кроме того, полагаем необходимым отметить, что согласно требованиям пункта 3 статьи 269.2 БК РФ органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля должны руководствоваться федеральными стандартами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Согласно положениям федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 N 1235, органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в рамках осуществления соответствующих полномочий могут проводить плановые и внеплановые проверки, ревизии и обследования (далее - контрольные мероприятия), а также проводить встречные проверки.

Таким образом, по мнению Департамента, с учетом риск-ориентированного подхода и результатов анализа информации об объектах контроля, а также в зависимости от вопросов, подлежащих изучению в ходе планового или внепланового контрольного мероприятия (проверки соблюдения целей, порядка и условий предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов), проводимого органом внутреннего государственного финансового контроля субъекта Российской Федерации, муниципальные бюджетные и автономные учреждения, муниципальные унитарные предприятия могут являться как самостоятельными объектами контроля, так и объектами встречной проверки (в случае если указанные муниципальные учреждения и предприятия не определены в качестве объектов контроля).

 

Заместитель директора Департамента

С.С.БЫЧКОВ

19.07.2022

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

Налоговые проверки
  • 01.05.2024  

    По результатам мероприятий налогового контроля были вынесены решения о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку обществом пропущен срок для обращения в суд без уважительных причин.

  • 21.04.2024  

    По результатам камеральной проверки предпринимателю предложено уточнить налоговые обязательства с учетом применения общей системы налогообложения путем представления налоговых деклараций с отражением полученных доходов, провести корректировку данных бухгалтерского и налогового учета, уменьшить исчисленный в завышенном размере налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы.

  • 13.03.2024  

    По результатам проверки налоговый орган вынес решение, в соответствии с которым была уменьшена сумма НДФЛ, излишне заявленного предпринимателем к возмещению.

    Итог: в удовлетворении требования отказано исходя из необоснованного учета предпринимателем в качестве профессионального налогового вычета суммы расходов, превышающей сумму доходов от осуществления предпринимательской деятельности, вследствие которог


Вся судебная практика по этой теме »

Дополнительные мероприятия налогового контроля
  • 19.10.2022  

    Общество-1 полагало, что неисполнение участником и директором общества-2 обязанностей по предоставлению в налоговый орган бухгалтерской и налоговой отчетности, а также внесение недостоверных сведений в ЕГРЮЛ повлекли невозможность удовлетворения его требований по договору.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку обществом-1 не доказана причинно-следственная связь между действиями участника и

  • 03.10.2022  

    Оспариваемым решением предприниматель привлечен к ответственности за непредставление налоговому органу документов со сведениями о налогоплательщиках по запросу налогового органа.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку каждый отказ от представления документов (информации) на выставленное налоговым органом требование является самостоятельным составом налогового правонарушения.

  • 06.04.2022  

    Налогоплательщик ссылался на то, что у налогового органа отсутствовали основания для истребования всей документации.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку требования налогового органа были фактически направлены на истребование всех документов у налогоплательщика и проведение не мероприятий дополнительного налогового контроля в целях подтверждения или опровержения фактов зафиксированных в акте проверки


Вся судебная практика по этой теме »