Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Дальневосточного округа ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Постановление ФАС Дальневосточного округа ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Налоговый орган может произвести зачет излишне уплаченной суммы на уплату пеней не только по этому же налогу, если эта сумма направляется в тот же бюджет, но и вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.

17.10.2007  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 08 августа 2003 года Дело N Ф03-А16/03-2/1759

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Облученскому району Еврейской автономной области на решение от 18.02.2003, постановление от 23.04.2003 по делу N А16-13/03-4 Арбитражного суда Еврейской автономной области по заявлению закрытого акционерного общества "Кульдурский бруситовый рудник" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Облученскому району Еврейской автономной области о признании недействительными решений N 356 от 19.11.2002, N 373 от 20.11.2002, N 375 от 21.11.2002, N 426 от 26.11.2002, N 438 от 29.11.2002.

В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации мотивированное постановление изготовлено 08.08.2003.

Закрытое акционерное общество "Кульдурский бруситовый рудник" обратилось с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Облученскому району Еврейской автономной области (далее - инспекция по налогам и сборам, налоговый орган) N 356 от 19.11.2002, N 373 от 20.11.2002, N 375 от 21.11.2002, N 426 от 26.11.2002, N 438 от 29.11.2002.

Решением Арбитражного суда Еврейской автономной области от 18.02.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.04.2003, заявленные требования удовлетворены частично: признаны недействительными решения налогового органа N 356 от 19.11.2002, N 373 от 20.11.2002, N 375 от 21.11.2002, N 426 от 26.11.2002, производство по заявлению о признании недействительным решения N 438 от 29.11.2002 прекращено.

Оба судебных акта мотивированы тем, что от оспаривания решения налогового органа N 438 от 29.11.2002 заявитель отказался сам, а требования ЗАО "Кульдурский бруситовый рудник" о признании недействительными решений налогового органа N 356 от 19.11.2002, N 375 от 21.11.2002 признаны инспекцией по налогам и сборам в добровольном порядке. В части признания недействительными решений налогового органа N 373 от 20.11.2002, N 426 от 26.11.2002 обе судебные инстанции пришли к выводу о том, что налоговым органом не доказано наличие недоимки и пени, что является условием для зачета излишне уплаченных налогов в счет недоимок по другим налогам и пени.

В кассационной жалобе инспекция по налогам и сборам просит отменить (частично) принятые по делу судебные акты в связи с нарушением норм материального права, в частности статьи 78 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), судом не исследовались карточки лицевых счетов налогоплательщика, из содержания которых видно наличие недоимок и пеней. Кроме того, судом сделан неверный вывод о порядке начисления пеней.

Извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, налоговый орган в судебном разбирательстве по кассационной жалобе участия не принимал.

ЗАО "Кульдурский бруситовый рудник" отзыв на кассационную жалобу не представило, в заседании суда отклоняет заявленные требования в полном объеме, считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, заслушав представителя ЗАО "Кульдурский бруситовый рудник", проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции пришел к выводу о частичной отмене принятых по делу судебных актов.

Из материалов дела установлено, что инспекцией по налогам и сборам приняты решения о проведении зачета излишне уплаченных ЗАО "Кульдурский бруситовый рудник" налогов и сборов в счет погашения по пеням: N 356 от 19.11.2002, N 373 от 20.11.2002, N 375 от 21.11.2002, N 426 от 26.11.2002, N 438 от 29.11.2002.

В соответствии с пунктом 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявитель отказался от требования о признании недействительным решения N 438 от 29.11.2002. Так как данный отказ не противоречит закону и не нарушает прав других лиц, арбитражный суд правомерно принял данный отказ и в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ прекратил производство по делу в данной части. В связи с чем вывод суда о прекращении производства по делу в части признания недействительным указанного выше решения налогового органа является законным и отмене не подлежит.

Является правомерным и вывод суда обеих инстанций о признании недействительными решений инспекции по налогам и сборам N 356 от 19.11.2002, N 375 от 21.11.2002, так как заявленные требования налоговым органом признаны, что в силу статьи 70 и пункта 3 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ не проверяются судом в ходе дальнейшего производства по делу.

В части удовлетворения требований о признании недействительными решений налогового органа N 373 от 20.11.2002, N 426 от 26.11.2002, оба судебных акта подлежат отмене как недостаточно обоснованные, а дело - направлению на новое рассмотрение.

По решению N 373 от 20.11.2002 налоговый орган решил произвести зачет пени за счет излишне уплаченного налога на прибыль в сумме 6911,21 руб., по решению N 426 от 26.11.2002 - зачет пени за счет излишне уплаченного целевого сбора в сумме 26,82 руб.

Вывод арбитражного суда о том, что налоговым органом нарушен пункт 5 статьи 78 НК РФ, является ошибочным, так как из буквального толкования данной нормы права следует, что налоговый орган может произвести зачет излишне уплаченной суммы на уплату пеней не только по этому же налогу, если эта сумма направляется в тот же бюджет, но и вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.

В материалах дела имеется отзыв на заявление ЗАО "Кульдурский бруситовый рудник" (л. д. 13), из содержания которого следует, что расчет зачтенных пеней прилагается. Вместе с тем в материалах дела данный документ отсутствует. Определением от 28.01.2003 суд первой инстанции обязал налоговый орган представить расчет пеней. Как следует из мотивировочной части постановления апелляционной инстанции, данный расчет не представлен. Исходя из этого, суд признал доводы заявителя обоснованными. В материалах дела имеются лицевые карточки налогоплательщика, которым, как следует из мотивировочных частей решения и постановления, суд дал оценку. Данный вывод является необоснованным, так как судом не указано, какие именно лицевые карточки исследовались, каким образом установлено отсутствие пеней по оспариваемым двум решениям налогового органа: N 426 от 26.11.2002, N 373 от 20.11.2002. Судом обеих инстанций не дана оценка доводам участвующих в деле лиц относительно порядка и сроков начисления пеней по оспариваемым решениям инспекции по налогам и сборам, хотя данное обстоятельство является существенным и может повлиять на правильность принятия решения по заявленному спору.

При новом рассмотрении суду следует устранить отмеченные выше недостатки, установить наличие или отсутствие пеней по оспариваемым налогам (их размер) и в зависимости от решения этого вопроса на основании норм материального и процессуального права рассмотреть требования ЗАО "Кульдурский бруситовый рудник" в оставшейся части.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 18.02.2003, постановление апелляционной инстанции от 23.04.2003 по делу N А16-13/03-4 Арбитражного суда Еврейской автономной области отменить в части признания недействительными решений Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Облученскому району Еврейской автономной области N 373 от 20.11.2002, 426 от 26.11.2002 и дело в данной части направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда. В остальной части решение суда и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок