Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Уральского округа от 14 декабря 2004 года Дело N Ф09-5398/04-АК

Постановление ФАС Уральского округа от 14 декабря 2004 года Дело N Ф09-5398/04-АК

Законодательство не содержит положений об обязанности налоговых органов возвратить акционерам из бюджета излишне уплаченные суммы налогов в случаях, когда они не возвращены ликвидируемой организации до момента ее ликвидации.

17.10.2007  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 14 декабря 2004 года Дело N Ф09-5398/04-АК

Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Межрайонной инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан, Управления МНС РФ по Республике Башкортостан на решение от 13.09.2004 Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-19733/04 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Анверс" в интересах акционеров ликвидированного закрытого акционерного общества "Баш-нефть-ТНК" о признании незаконным бездействия налогового органа.

В судебном заседании приняли участие представители Управления МНС РФ по Республике Башкортостан, Межрайонной инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан, Инспекции МНС РФ по Кировскому району г. Уфы и общества с ограниченной ответственностью "Анверс".

Права и обязанности разъяснены, отводов составу суда не заявлено, ходатайств не поступило.

Общество с ограниченной ответственностью "Анверс" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан в интересах акционеров ликвидированного закрытого акционерного общества "Баш-нефть-ТНК" с заявлением к Межрайонной инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан, Управлению МНС РФ по Республике Башкортостан, Инспекции МНС РФ по Кировскому району г. Уфы о признании незаконным бездействия налоговых органов, выразившегося в отказе возвратить из федерального бюджета излишне уплаченные суммы налогов, и об обязании возвратить акционерам ЗАО "Баш-нефть-ТНК" имущество этого ликвидированного общества - задолженность федерального бюджета по излишне уплаченным налогам в общей сумме 61224795 рублей.

Решением суда от 13.09.2004 заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции решение суда не пересматривалось.

Межрайонная инспекция МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан, Управление МНС РФ по Республике Башкортостан с судебным актом не согласны, просят его отменить, в удовлетворении требований заявителя отказать, ссылаясь в кассационной жалобе на неправильное применение судом ст. ст. 49, 78 НК РФ, ст. 63 ГК РФ.

Проверив законность судебного акта в порядке ст. ст. 274, 284, 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.

Как следует из обстоятельств дела, 28.01.2004 ЗАО "Баш-Нефть-ТНК", в связи с принятым решением о ликвидации общества, обратилось в ИМНС РФ по Кировскому району г. Уфы с заявлением о возврате переплаты по налогам, числящейся по лицевому счету предприятия.

10.02.2004 ЗАО "Баш-Нефть-ТНК" повторно обратилось с подобным заявлением.

В связи с постановкой общества 18.02.2002 на учет в МРИ МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан данные заявления с пакетом документов налогоплательщика были переданы в указанный налоговый орган, которым не было принято решение по данным заявлениям.

19 марта 2004 общество с аналогичным заявлением обратилось в Управление МНС РФ по РБ.

15 апреля 2004 ЗАО "Баш-Нефть-ТНК" было ликвидировано.

16 апреля 2004 Управление МНС РФ по РБ письмом за N 0007-3115/7175 отказало обществу в возврате налоговых платежей, ссылаясь на факт его ликвидации и отсутствие правопреемства в силу ст. 61 ГК РФ.

Обращаясь с заявлением в суд, ООО "Анверс" просило признать незаконными бездействие МРИ МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан, выразившееся в непринятии в месячный срок, установленный п. 9 ст. 78 НК РФ, решения о возврате налогов по заявлениям ЗАО "Баш-Нефть-ТНК" от 28.01.2004 и от 10.02.2004, а также отказ Управления МНС РФ по РБ в возврате налогов, выраженный в письме от 16.04.2004, адресованном ЗАО "Баш-Нефть-ТНК" (том 1, л. д. 2 - 4, 126, 132 - 133).

Решением суда признаны незаконными действия Управления МНС РФ по РБ, выразившиеся в отказе возвратить акционерам ЗАО "Баш-Нефть-ТНК" излишне уплаченную обществом сумму налогов, и на МРИ МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан возложена обязанность возвратить ООО "Анверс" указанную переплату. При этом суд руководствовался п. 4 ст. 49 НК РФ и ч. 7 ст. 63 ГК РФ.

Между тем, решение суда нельзя признать достаточно обоснованным.

В соответствии с п. 4 ст. 49 НК РФ зачет или возврат сумм излишне уплаченных ликвидируемой организацией налогов производится налоговым органом непосредственно налогоплательщику. Обязанность налоговых органов возвратить акционерам имевшуюся у ликвидированной организации переплату налоговых платежей указанной нормой права не предусмотрена.

Согласно ч. 7 ст. 63 ГК РФ оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

Приведенная норма права также не содержит положений об обязанности налоговых органов возвратить акционерам из бюджета излишне уплаченные суммы налогов в случаях, когда они не возвращены ликвидируемой организации до момента ее ликвидации.

Таким образом, судом не приведено нормативного обоснования незаконности действий (бездействия) налоговых органов.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 46 АПК РФ иск может быть предъявлен в арбитражный суд совместно несколькими истцами. Каждый из истцов выступает в процессе самостоятельно. Соучастники могут поручить ведение дела одному или нескольким из соучастников.

Полномочия представителя на ведение дела в арбитражном суде оформляются и подтверждаются в порядке, установленном ст. ст. 61, 62 АПК РФ.

При рассмотрении спора судом не дана оценка с точки зрения указанных норм представленным ООО "Анверс" в подтверждение полномочий выступать в арбитражном суде от имени акционеров ЗАО протоколам собраний от 19.03.2004 N 2, N 3. В то время как в протоколе внеочередного общего собрания акционеров от 19.03.2004 N 2 не указано содержание полномочий представителя (ч. 2 ст. 62 АПК РФ), а в протоколе внеочередного общего собрания акционеров от 19.03.2004 N 3 указаны полномочия заявителя на представление интересов только ликвидированного ЗАО "Баш-нефть-ТНК", а не других лиц.

Иных документов на представление интересов акционеров ЗАО "Баш-нефть-ТНК" по настоящему делу заявителем не представлено.

При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении суду следует учесть и исправить отмеченные недостатки.

Руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 13.09.2004 Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-19733/04 отменить, дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок