Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28.12.2022 г. № Ф09-9418/22 по делу № А60-14705/2022

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28.12.2022 г. № Ф09-9418/22 по делу № А60-14705/2022

Сетевая организация (исполнитель) указала, что на стороне заказчика образовался долг в виде разницы между стоимостью услуг по разным ставкам НДС (первоначальной и повышенной в период оказания услуг).

Итог: требование удовлетворено, поскольку ставка НДС была повышена на законодательном уровне, оказанные услуги после указанной законодателем даты подлежат налогообложению по повышенной ставке НДС, сторонами было достигнуто соглашение относительно повышения цены договора на разницу в ставках НДС, согласование увеличения договорной цены произведено сторонами до продления срока и осуществления технологического присоединения.

16.01.2023Российский налоговый портал 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 декабря 2022 г. N Ф09-9418/22

 

Дело N А60-14705/2022

 

Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 28 декабря 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Сирота Е.Г.,

судей Абозновой О.В., Гайдука А.А.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного казенного учреждения Свердловской области "Управление капитального строительства Свердловской области" на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2022 по делу N А60-14705/2022 Арбитражного суда Свердловской области.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители:

государственного казенного учреждения Свердловской области "Управление капитального строительства Свердловской области" - Усольцев М.М. (доверенность от 23.12.2021 N 153);

акционерное общество "Уралэлектромедь" - Завацкий Г.В. (доверенность от 01.01.2021 N 23/Д-01) и директор Колотушкин В.С.

 

Акционерное общество "Уралэлектромедь" (далее - общество "Уралэлектромедь", истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к государственному казенному учреждению Свердловской области "Управление капитального строительства Свердловской области" (далее - ГКУ СО "УКС Свердловской области", ответчик) о взыскании задолженности за осуществление технологического присоединения в сумме 103 976 руб. 62 коп., а также расходов по уплате государственной пошлины в сумме 4 119 руб. 30 коп.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 07.06.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2022 решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.06.2022 по делу N А60-14705/2022 отменено. Исковые требования удовлетворены. С ГКУ СО "УКС Свердловской области" в пользу общества "Уралэлектромедь" взыскано 103 976 руб. 62 коп. задолженности, 4 119 руб. 30 коп. в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины в связи с подачей искового заявления и 3 000 руб. 00 коп. в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы.

В кассационной жалобе ГКУ СО "УКС Свердловской области" просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. ГКУ СО "УКС Свердловской области" обращает внимание на то, что истец несвоевременно направил письмо с просьбой подписать протокол разногласий к дополнительному соглашению N 1, тем самым нарушив положения статьи 443 Гражданского кодекса Российской Федерации, предложив акцепт оферты на иных условиях. Кассатор ссылается на то, что указанное увеличение цены контракта осуществляется государственным (муниципальным) заказчиком в пределах лимитов бюджетных обязательств на исполнение контракта. По мнению заявителя кассационной жалобы, наличие протокола разногласий не может рассматриваться как акцепт и свидетельствовать о заключении договора. Кассатор указывает на то, что положения Федерального закона от 03.08.2018 N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон от 03.08.2018 N 303-ФЗ) об изменении ставки НДС не могут повлечь автоматическое изменение цены договора без волеизъявления сторон. ГКУ СО "УКС Свердловской области" полагает, что внесение изменений в договор до 01.01.2019 по условиям повышенной ставки НДС должен производиться путем согласования новых коммерческих условий между сторонами на основе принципов свободы договора и автономии воли (статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации), а именно путем заключения дополнительного соглашения к договору.

В отзыве на кассационную жалобу общество "Уралэлектромедь" просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

 

Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не нашел оснований для его отмены.

Как установлено судами и следует из материалов дела, 20.08.2018 между обществом "Уралэлектромедь" (сетевая организация) и ГКУ СО "Управление капитального строительства Свердловской области" (заявитель) заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям общества "Уралэлектромедь" от 18.12.2017 N 19/17-ТП (с протоколами разногласий N 1 и N 2, протоколом согласования разногласий), по условиям которого сетевая организация обязуется выполнить технологическое присоединение энергетических установок заявителя к объектам электрохозяйства сетевой организации, а заявитель обязуется оплатить сетевой организации выполняемое технологическое присоединение (пункт 1.1 договора).

Размер платы за технологическое присоединение определяется согласно Постановлению от 21.12.2016 N 212-ПК Региональной энергетической комиссии Свердловской области по стандартизированным тарифным ставкам (пункт 3.1 договора) и на момент заключения договора определен сторонами в размере 6 134 620 руб. 45 коп., в том числе НДС 18% 935 789 руб. 56 коп. согласно расчету, указанному в Приложении N 2 к Договору (пункт 3.2 договора).

Согласно пункту 2.5.1 договора срок выполнения сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению при условии соблюдения заявителем сроков выполнения своих обязательств по выполнению технических условий составляет 1 год со дня заключения договора.

На основании пункта 6.3 договора от 18.12.2017 N 19/17-ТП любые изменения к договору действительны в том случае, если они оформлены в письменном виде и подписаны обеими сторонами.

Порядок и сроки внесения заявителем платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств объекта определены пунктом 3.3 договора.

Окончательный платеж в размере 10% платы вносится в течение 15 дней со дня подписания акта об осуществлении технологического присоединения.

Ответчик 04.03.2020 направил истцу подписанное со своей стороны дополнительное соглашение от 04.03.2020 N 1 к договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N 19/17-ТП, которым предусматривалось увеличение размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя до 6 238 597 руб. 07 коп., в том числе НДС 20% (пункт 1 соглашения).

В пункте 3 соглашения от 04.03.2020 оговорено, что в связи с увеличением налоговой ставки по НДС с 18% до 20% заявитель осуществляет доплату к ранее выплаченному им авансу с очередным платежом.

Дополнительное соглашение от 04.03.2020 подписано истцом с разногласиями по причине неверного указания по всему тексту дополнительного соглашения от 04.03.2020 N 1 даты договора N 19/17-ТП (указано "от 20.08.2018", вместо "от 18.12.2017").

Дополнительным соглашением от 01.06.2020 N 2 стороны договорились о продлении срока выполнения технических условий (пункт 2.5.1 договора), установив новый срок - август 2020 года.

Акт об осуществлении технологического присоединения от 17.12.2020 на сумму 6 238 597 руб. 07 коп., в том числе НДС 20% подписан со стороны ответчика с разногласиями по сумме, признаваемой в размере 6 134 620 руб. 45 коп., в том числе НДС 18% 935 789 руб. 56 коп. Претензий к оказанию услуг по технологическому присоединению ответчиком не заявлено.

Платежными поручениями от 24.09.2018 N 744, от 11.10.2018 N 820, от 03.12.2018 N 1021, от 26.12.2020 N 1636 учреждение произвело оплату услуг в общей сумме 6 134 620 руб. 45 коп.

Истец, полагая, что на стороне ответчика образовалась задолженность в сумме 103 976 руб. 62 коп., составляющая разницу между первоначальной стоимостью со ставкой НДС 18% (6 134 620 руб. 45 коп.) и новой стоимостью со ставкой 20% НДС (6 238 597 руб. 07 коп.), обратился к ответчику с претензией от 21.05.2021 N 01-5/346.

Оставление претензии без ответа и удовлетворения послужило основанием для обращения в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.

Суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 12 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, частью 54 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), отказал в удовлетворении заявленных требований на основании того, что истец и ответчик дополнительных соглашений к договору от 18.12.2017 N 19/17-ТП в связи с увеличением с 01.01.2019 ставки НДС не заключали.

Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции, удовлетворил заявленные требования исходя из того, что согласование увеличения договорной цены (04.03.2020) произведено сторонами в дополнительном соглашении от 04.03.2020, то есть как ранее осуществления технологического присоединения (17.12.2020), так и до согласования продления ответчиком срока исполнения своих обязательств по выполнению технических условий (01.06.2020).

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), пунктом 6 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).

Технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям представляет собой комплекс мероприятий и осуществляется на основании возмездного договора, заключаемого сетевой организацией с обратившимся к ней лицом (заявителем). По условиям этого договора сетевая организация обязана реализовать мероприятия, необходимые для осуществления такого технологического присоединения, а заявитель обязан помимо прочего внести плату за технологическое присоединение (пункт 4 статьи 23.1, пункт 2 статьи 23.2, пункт 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике, подпункт "е" пункта 16, пункты 16(2), 16(4), 17, 18 Правил N 861).

В таком виде договор о технологическом присоединении по всем своим существенным условиям соответствует договору возмездного оказания услуг; из характера обязательств сетевой организации и заявителя следует, что к правоотношениям по технологическому присоединению применимы как нормы главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, так и общие положения об обязательствах и о договоре (раздел III Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Судом апелляционной инстанции установлено, что с 01.01.2019 общая ставка НДС, урегулированная в пункте 3 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации повышена Законом от 03.08.2018 N 303-ФЗ с 18% до 20%. При этом пункт 4 статьи 5 Закона от 03.08.2018 N 303-ФЗ, в том числе предусматривает, что положения пункта 3 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации применяются в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных начиная с 01.01.2019.

При этом исключений по товарам (работам, услугам), имущественным правам, реализуемым по договорам, заключенным до вступления в силу Закона от 03.08.2018 N 303-ФЗ, и имеющим длящийся характер с переходом на 2019 и последующие годы, указанным Федеральным законом не предусмотрено. Также вышеназванный Закон не предусматривает исключений в отношении товаров (работ, услуг), реализуемых в рамках государственных и муниципальных контрактов.

Таким образом, независимо от момента получения оплаты за товары (работы, услуги), отгруженные (выполненные, оказанные), переданные начиная с 01.01.2019, их реализация подлежит налогообложению НДС по ставке 20%.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом именно ответчик (ГКУ СО "УКС Свердловской области") выступил с инициативой внесения в договор изменений относительно увеличения цены в связи с изменением ставки НДС. Судом установлено, что 04.03.2020 именно ответчик направил в адрес истца дополнительное соглашение N 1 от 04.03.2020, которым предусматривалось увеличение размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя до 6 238 597 руб. 07 коп., в том числе НДС 20% (пункт 1 соглашения). Однако, поскольку ответчик неверно указал дату договора, дополнительное соглашение N 1 от 04.03.2020 подписано со стороны истца с разногласиями только относительно даты договора (указано договор "от 20.08.2018", вместо "от 18.12.2017").

Исходя из вышеизложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что согласование увеличения договорной цены (04.03.2020) произведено сторонами как ранее осуществления технологического присоединения (17.12.2020), так и до согласования продления ответчиком срока исполнения своих обязательств по выполнению технических условий (01.06.2020).

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истолковав вышеназванные нормы права и условия договора с учетом положений статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, учитывая, что в результате обмена письмами между сторонами было достигнуто соглашение относительно цены договора, инициатива внесения в договор изменений об увеличении цены договора исходила от самого ответчика (то есть стороны, обязанной оплатить сетевой организации выполняемое технологическое присоединение) и его воля была выражена в дополнительном соглашении, суд апелляционной инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования, указав, что в отношении определения цены договора, увеличенной на 2% НДС возражений у сторон не имелось, в связи с чем данное условие договора следует считать согласованным сторонами, соответствующим положениям статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации и не противоречащим нормам Федерального закона N 44-ФЗ.

Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования суда апелляционной инстанции, не свидетельствуют о нарушении судом норм права и сводятся лишь к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов суда, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Принимая во внимание указанные выше конкретные обстоятельства по делу, суд кассационной инстанции считает, что доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность судебных актов, в связи с чем не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Представленные в материалы дела доказательства исследованы судами первой и апелляционной инстанций в совокупности с учетом положений статей 67, 68, 71, 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Основания для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции отсутствуют в соответствии с положениями статьи 286, части 2 статьи 287 названного Кодекса и правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 05.03.2013 N 13031/12.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не выявлено.

С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 

постановил:

 

постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2022 по делу N А60-14705/2022 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу государственного казенного учреждения Свердловской области "Управление капитального строительства Свердловской области" - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председательствующий

Е.Г.СИРОТА

 

Судьи

О.В.АБОЗНОВА

А.А.ГАЙДУК

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

НДС
  • 12.05.2024  

    Обществу доначислены НДС, штраф и пени в связи с тем, что им была создана видимость осуществления деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, спорные контрагенты были использованы исключительно с целью минимизации налоговых обязательств общества путем злоупотребления правом на использование контрагентами специального налогового режима (УСНО).

    Итог: требование удовлетворено в связи с недоказанностью на

  • 12.05.2024  

    Налоговый орган в ходе проверки пришел к выводу, что общество неправомерно применило вычеты по НДС и включило в состав расходов, уменьшающих сумму доходов от реализации, затраты на основании документов, составленных от имени контрагентов, в отсутствие реальных хозяйственных операций.

    Итог: в удовлетворении требования отказано в связи с созданием обществом фиктивного документооборота по приобретению у спор

  • 12.05.2024  

    Оспариваемым решением обществу доначислены НДС, пени в связи с неправомерным применением обществом налоговых вычетов по НДС по хозяйственным операциям с контрагентами, поскольку, по мнению налогового органа, основной целью общества при заключении сделок являлось не получение доходов от результатов предпринимательской деятельности, а получение налоговой экономии.

    Итог: в удовлетворении требования отказано,


Вся судебная практика по этой теме »

Налоговые ставки
  • 28.01.2024  

    В целях исполнения условий договора ответчик перечислил истцу аванс, в том числе НДС (18 процентов). Услуги по договору оказаны полностью. В связи с установлением в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, указанных в п. 3 ст. 164 НК РФ, налоговой ставки по НДС в размере 20 процентов истец направил ответчику уведомление о необходимости произвести доплату по НДС. Ответчик доплату не произвел.

    Итог

  • 20.01.2024  

    Оспариваемым решением обществу доначислен НДС, начислены пени и штраф в связи с применением неверной ставки НДС при реализации продукции.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что реализованная обществом продукция может использоваться лишь как добавка в составе кормов для сельскохозяйственных животных, в связи с чем применение обществом льготной ставки НДС в отношении данной п

  • 27.08.2023  

    Покупатель указал, что стоимость некачественного товара возвращена поставщиком без учета суммы НДС.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку товар возвращен покупателем, использование поставщиком спорных денежных средств и возможность получения налогового вычета на сумму перечисленного НДС по возвращенному товару подтверждают наличие неосновательного обогащения.


Вся судебная практика по этой теме »