Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25.06.2019 г. № Ф09-3127/19 № А71-8412/2018

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25.06.2019 г. № Ф09-3127/19 № А71-8412/2018

Налоговый орган начислил налог на прибыль, пени, штраф ввиду того, что общество при переходе с упрощенной системы налогообложения на общую систему налогообложения не уплатило налог в отношении доходов от деятельности в период применения УСН.

Итог: дело направлено на новое рассмотрение, так как суды, удовлетворяя требование, не оценили представленные налоговым органом документы, свидетельствующие, по его мнению, о наличии дебиторской задолженности, соблюдение налогоплательщиком принципа равенства налогообложения с позиции последовательности его действий по представлению уточненных деклараций по УСН.

28.09.2020Российский налоговый портал 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 июня 2019 г. N Ф09-3127/19

 

Дело N А71-8412/2018

 

Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2019 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2019 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Вдовина Ю.В.,

судей Гусева О.Г., Кравцовой Е.А.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Удмуртской Республике (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08.11.2018 по делу N А71-8412/2018 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2019 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители:

инспекции - Ившина И.А. (доверенность от 21.12.2018), Андреева Е.А.

(доверенность от 25.02.2019).

 

Общество с ограниченной ответственностью "Камбарское райпо" (далее - общество "Камбарское райпо", налогоплательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 28.02.2018 N 08-7-21/2 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на прибыль организаций в сумме 3 703 072 руб., а также в части начисления соответствующих пеней и штрафов на начисленную сумму налога на прибыль.

Решением суда от 08.11.2018 (судья Калинин Е.В.) заявление удовлетворено.

Суд признал недействительным решение инспекции от 28.02.2018 N 08-7-21/2.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2019 (судьи Голубцов В.Г., Борзенкова И.В., Савельева Н.М.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неполное выяснение судами всех обстоятельств дела, касающихся неотражения в составе внереализационных доходов дебиторской задолженности взаимозависимого лица - ПО "Оптовик" в сумме 18 704 705 руб., которая в соответствии со статьей 346.25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) подлежит отражению в составе внереализационных доходов по налогу на прибыль.

 

Как следует из материалов дела, инспекцией была проведена выездная налоговая проверка правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) обществом "Камбарское райпо" налогов и сборов за период с 01.01.2014 по 31.12.2015, по результатам которой составлен акт от 17.01.2018 N 08-6-21/1 и принято решение от 28.02.2018 N 08-7-21/2 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым заявителю доначислен налог на прибыль организаций в сумме 3 703 072 руб., налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения в сумме 45 171 руб., транспортный налог в сумме 15 654 руб., налог на имущество организаций в сумме 83 921 руб., за несвоевременную уплату налогов начислены пени в общей сумме 1 055 581 руб. 20 коп., налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса в виде штрафа в сумме 799 245 руб., статьей 123 Налогового кодекса в сумме 4354 руб., пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса в сумме 600 руб.

Основанием для доначисления налога на прибыль организаций в сумме 3 703 072 руб., соответствующих пеней и штрафов, послужили выводы налогового органа о том, что общество "Камбарское райпо" при переходе со специального режима налогообложения - упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) на общую систему налогообложения, в нарушение статьи 346.25 Налогового кодекса, не исчислило и не уплатило в бюджет налог на прибыль организаций в отношении доходов от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) в период применения УСНО, оплата (частичная оплата) которых не произведена до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления.

Решением Управления ФНС России по Удмуртской Республике от 19.04.2018 N 06-07/08095@ решение инспекции от 28.02.2018 N 08-7-21/2 оставлено без изменения.

Несогласие заявителя с решением налогового органа в части доначисления налога на прибыль организаций в сумме 3 703 072 руб., а также в части начисления соответствующих пеней в размере 1 009 519 руб. 57 коп. и штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса в сумме 776 302 руб. на начисленную сумму налога на прибыль послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 346.25 Налогового кодекса, организации, применявшие упрощенную систему налогообложения, при переходе на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начислений признают в составе доходов доходы в сумме выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) в период применения упрощенной системы налогообложения, оплата (частичная оплата) которых не произведена до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления.

Указанные в подпункте 1 пункта 2 статьи 346.25 Налогового кодекса доходы признаются доходами месяца перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начислений.

Учитывая содержание вышеуказанных норм и существа настоящего спора, судам следовало установить была ли произведена оплата оказанных услуг в период применения упрощенной системы налогообложения либо в период применения общей системы налогообложения.

Разрешая данный спор и рассматривая доводы апелляционной жалобы, суды исходили из того, что инспекцией не доказано получение обществом "Камбарское райпо" необоснованной налоговой выгоды по налогу на прибыль в связи с неотражением в составе внереализационных доходов суммы дебиторской задолженности взаимозависимого лица - ПО "Оптовик" при переходе с УСН на общую систему налогообложения.

Суды сочли, что вся сумма дебиторской задолженности оплачена до перехода на общую систему налогообложения - 30.06.2015 и отражена налогоплательщиком в уточненной декларации по УСН, составленной и представленной заявителем в рамках рассмотрения материалов дела - 22.10.2018.

При этом вывод судов о правомерности неотражения в декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2015 года спорной дебиторской задолженности ПО "Оптовик" в связи с погашением данной задолженности 30.06.2015, то есть в период применения упрощенной системы налогообложения, основан на актах зачета взаимных требований, приказе о списании задолженности с истекшим сроком исковой давности.

Между тем, в материалах дела имеются представленные инспекцией доказательства, которые, по мнению налогового органа, свидетельствуют о наличии дебиторской задолженности на момент перехода на общую систему налогообложения в сумме 18 704 705 руб. 73 коп. (книга учета доходов и расходов ЗАО "Камбарское райпо" за 2015 год, протокол допроса директора общества "Камбарское райпо" Вечтомовой А.Н., протокол допроса главного бухгалтера ПО "Оптовик" Григорьевой О.А., протокол допроса заместителя главного бухгалтера ПО "Оптовик" Глуховой Н.П., материалы встречной проверки ПО "Оптовик", бухгалтерский баланс по состоянию на 01.01.2015, бухгалтерский баланс по состоянию на 01.07.2015 и другие доказательства).

Данные доказательства в нарушение статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судами не оценены.

В соответствии с правовой позицией Президиума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 20 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017)" от 27.12.2017, выводы судебных актов по существу спора должны основываться на анализе доказательств, представленных сторонами, и содержать, помимо прочего, мотивы, по которым отвергнуты доказательства, а также отклонены доводы лиц, участвующих в деле.

Кроме того, подлежит оценке и соблюдение налогоплательщиком принципа равенства налогообложения, с позиции последовательности его действий по представлению уточненных деклараций по УСН N 1, 2 по отражению дохода в сумме 18 704 705 руб. 73 коп., которые фактически привели к неуплате каких-либо налогов с указанного дохода.

При таких обстоятельствах суд округа считает, что в силу статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеются основания для отмены судебных актов и направления дела на новое рассмотрение.

Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 

постановил:

 

решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08.11.2018 по делу N А71-8412/2018 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2019 по тому же делу отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председательствующий

Ю.В.ВДОВИН

 

Судьи

О.Г.ГУСЕВ

Е.А.КРАВЦОВА

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок