Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.10.2013 г. № А13-15191/2012

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.10.2013 г. № А13-15191/2012

С вступлением в силу Федерального закона от 19.07.2011 г. №N 245-ФЗ, с 1 октября 2011 года порядок подтверждения налогоплательщиком обоснованности реализации своего права на применение 0 налоговой ставки изменился, обязанность по представлению в налоговый орган выписки банка, предусмотренная подп. 2 п. 1 ст. 165 НК РФ исключена.

29.10.2013Российский налоговый портал 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17.10.2013 г. № А13-15191/2012

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Журавлевой О.Р., Морозовой Н.А., с ведением протокола судебного заседания помощником судьи Рубцовой В.В., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области Осиповой О.В. (доверенность от 09.01.2013 N 10), рассмотрев 17.10.2013 в открытом судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Вологодской области, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 12.04.2013 (судья Шестакова Н.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2013 (судьи Виноградова Т.В., Докшина А.Ю., Тарасова О.А.) по делу N А13-15191/2012,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Север-Альянс", место нахождения: 160000, г. Вологда, Благовещенская ул., д. 21, ОГРН 1093525008390 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области, место нахождения: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 1, ОГРН 1043500095737 (далее - Инспекция), от 14.08.2012 N 82 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и N 4371 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 12.04.2013, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2013, требования Общества удовлетворены.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества.

Податель жалобы ссылается на то, что порядок подтверждения нулевой ставки, действующий с 01.10.2011, не применяется к спорным правоотношениям, поскольку товар отгружен Обществом до 01.10.2011. Кроме того, Инспекция указывает, что в федеральном ресурсе отсутствуют сведения о представлении предпринимателем Макрушиной М.В. заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от 03.10.2011 N 10 с отметкой N 00490.

В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить ее без удовлетворения, полагая принятые судами первой и апелляционной инстанций судебные акты законными и обоснованными.

В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.

Общество о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, 19.03.2012 Общество представило в Инспекцию налоговую декларацию по НДС за IV квартал 2011 года, в которой заявило о применении ставки 0 процентов к налоговой базе по операциям реализации на экспорт в Республику Казахстан сахара на сумму 57 922 684 руб. и исчислило сумму вычетов, относящихся к данным операциям, в размере 5 759 238 руб. Всего по декларации Обществом заявлен к возмещению из бюджета НДС в сумме 2 766 895 руб.

По результатам камеральной налоговой проверки указанной декларации Инспекцией составлен акт от 03.07.2012 N 3748 и приняты решения от 14.08.2012 N 82 об отказе в возмещении НДС в сумме 2 766 895 руб. и N 4371 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неуплату НДС в виде штрафа в сумме 31 529 руб. Кроме того, Обществу предложено уплатить НДС в сумме 157 646 руб. и пени в сумме 7427 руб.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области от 25.10.2012 N 07-09/013183@ указанные решения Инспекции оставлены без изменения, апелляционная жалоба Общества - без удовлетворения.

Полагая решения Инспекции от 14.08.2012 N 82 и 4371 неправомерными, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.

Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования Общества, поскольку пришли к выводу о том, что Общества подтвердило надлежащим образом право на применение налоговой ставки 0 процентов по операциям реализации на экспорт сахара-песка.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.

Как видно из материалов дела, Общество по договору от 04.04.2011 N 04-11 поставило в адрес ТОО "Алматинская продовольственная компания" (Республика Казахстан) сахар-песок на общую сумму 696 210,6 доллара США.

Пакет документов, представленный Обществом, содержал выписки банка на сумму только 682 883,7 доллара США, в связи с чем Инспекция сделала вывод о представлении неполного пакета документов и необоснованном применении налоговых вычетов, относящихся к реализации товара на сумму 13 326,9 доллара США.

Согласно пункту 1 статьи 165 НК РФ при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 и (или) подпунктом 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 3 названной статьи, представляются контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы единой таможенной территории Таможенного союза и (или) припасов за пределы Российской Федерации; таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией; копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенных органов мест убытия, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации; выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации указанного товара (припасов) иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке.

Таким образом, согласно ранее действовавшего порядка в соответствии со статьей 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% при реализации товаров в таможенном режиме экспорта налогоплательщик должен был одновременно с налоговой декларацией представлять банковские выписки о поступлении выручки от иностранного лица на его счет в российском банке за приобретаемый товар.

С вступлением в силу Федерального закона от 19.07.2011 N 245-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", с 01.10.2011 порядок подтверждения налогоплательщиком обоснованности реализации своего права на применение 0 налоговой ставки изменился, обязанность по представлению в налоговый орган выписки банка, предусмотренная подпунктом 2 пункта 1 статьи 165 НК РФ исключена.

Кассационная инстанция считает, что суды обоснованно применили в данном случае измененную редакцию статьи 165 НК РФ, согласно которой выписка банка не требовалась, поскольку правоотношения, связанные с представлением 19.03.2012 Обществом налоговой декларации за IV квартал 2011 года возникли после 01.10.2011, то к ним не подлежит применению закон, действовавший до указанной даты. Факт отгрузки товара на экспорт до 01.10.2011 в данном случае не имеет значения, поскольку сам по себе он не порождает правоотношений между налогоплательщиком и налоговым органом, связанным с реализацией права на применение налоговой ставки 0 процентов.

Указанная выше норма права регулирует порядок подачи документов для подтверждения ставки 0% и получения вычетов по НДС при экспортных операциях и ее новая редакция требование о предоставлении выписки банка не содержит.

Таким образом, вывод судов о том, что в данном случае Инспекция неправомерно отказала Обществу в подтверждении его права на применение ставки 0 процентов и в праве на налоговые вычеты по НДС, со ссылкой на непредставление банковской выписки, является правильным.

Из материалов дела также следует, что Инспекция признала необоснованным применение ставки 0 процентов к операциям Общества по реализации индивидуальному предпринимателю Маркушиной М.В. сахара на сумму 13 326,9 доллара США и соответствующих налоговых вычетов.

Как следует из материалов дела, по договору от 11.05.2011 N С-05-11 Общество осуществило поставку индивидуальному предпринимателю Маркушиной М.В. (Республика Казахстан) сахара-песка в количестве 1880,6 тонны.

Для подтверждения налоговой ставки 0 процентов по операциям реализации сахара на сумму 30 609 509 руб. Общество в пакете документов представило заявление покупателя о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от 19.08.2011 N 10 с отметкой налоговых органов Республики Казахстан.

Вместе с тем Инспекция установила, что в федеральном информационном ресурсе "Таможенный союз-обмен" сведения о заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от 19.08.2011 N 10 отсутствуют.

Данное обстоятельство послужило основанием для вывода налогового органа о представлении неполного пакета документов для подтверждения правомерности применения налоговой ставки 0 процентов к операциям по реализации сахара предпринимателю Маркушиной М.В. на сумму 30 609 509 руб.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение по НДС производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и предоставления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

В соответствии с пунктами 1, 10 статьи 165 НК РФ налогоплательщик для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы представляет одновременно с налоговой декларацией по ставке 0 процентов, документы, предусмотренные пунктом 1 названной статьи.

Статьей 7 НК РФ установлено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные названным Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Согласно статье 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 (в редакции Протокола от 11.12.2009) "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" при экспорте товаров применяется 0 ставка НДС при условии документального подтверждения факта экспорта.

В соответствии со статьей 1 протокола "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе" от 11.12.2009 (далее - Протокол, с изменениями от 18.06.2010), ратифицированного Федеральным законом от 19.05.2010 N 98-ФЗ, при экспорте товаров с территории одного государства - члена таможенного союза на территорию другого государства - члена таможенного союза налогоплательщиком (плательщиком) государства - члена таможенного союза, с территории которого вывезены товары, применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

В соответствии со статьей 165 НК РФ и статьей 1 упомянутого выше Протокола для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС налогоплательщиком государства - члена таможенного союза, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются следующие документы: договоры (контракты) с учетом изменений, дополнений и приложений к ним, на основании которых осуществляется экспорт товаров; выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера; заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме приложения 1 к протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов, с отметкой налогового органа государства - члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов; транспортные (товаросопроводительные) документы, предусмотренные законодательством государства - члена таможенного союза, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства - члена таможенного союза на территорию другого государства - члена таможенного союза; иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС, предусмотренные законодательством государства - члена таможенного союза, с территории которого экспортированы товары.

Согласно пункту 2 статьи 1 Протокола для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС налогоплательщиком государства - члена таможенного союза, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляется заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме приложения 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов, с отметкой налогового органа государства - члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов.

В соответствии с пунктом 6 Протокола, если представленные налогоплательщиком сведения о перемещении товаров и уплате косвенных налогов не соответствуют данным, полученным в рамках установленного между налоговыми органами государств - членов таможенного союза обмена информацией, налоговый орган взыскивает косвенные налоги и пени в порядке и размере, предусмотренном законодательством государства - члена таможенного союза, с территории которого экспортированы товары, а также применяет способы обеспечения исполнения обязательств по уплате косвенных налогов, пеней и меры ответственности, установленные законодательством этого государства.

Пунктом 5 Протокола установлено, что в случае непредставления в налоговый орган заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов налоговый орган вправе принять (вынести) решение о подтверждении обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, налоговых вычетов (зачетов) по указанным налогам в отношении операций по реализации товаров, экспортированных с территории одного государства - члена таможенного союза на территорию другого государства - члена таможенного союза, при наличии в налоговом органе одного государства - члена таможенного союза подтверждения в электронном виде от налогового органа другого государства - члена таможенного союза факта уплаты косвенных налогов в полном объеме (освобождения от уплаты косвенных налогов).

Суд апелляционной инстанции указал, что в данном случае Инспекцией представлен акт от 02.05.2013 N 715 встречной налоговой проверки, проведенной налоговым управлением по городу Уральску, в отношении Маркушиной М.В.

Встречной налоговой проверкой установлено, что по договору от 11.05.2011 N С-05-11 Маркушина М.В. приобрела у Общества сахар-песок в количестве 1880,6 тонны на общую сумму 1 805 376 долларов США. За поставленный товар предприниматель произвела оплату в сумме 1 794 760 долларов США. Факт ввоза подтвержден заявлениями о ввозе товаров и уплате косвенных налогов: от 18.07.2011 N 009, от 16.09.2011 N 012, от 19.08.2011 N 010.

В качестве приложения к данному акту представлена копия заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от 19.08.2011 N 010 с отметкой налогового органа 2718180112 N 00166.

Судом апелляционной инстанции установлено, что налоговые обязательства исполнены своевременно, оплата НДС за товары, ввозимые с территории Российской Федерации, произведена 19.08.2011 в размере 19 189 555 тенге.

Таким образом, принимая во внимание, что факт уплаты Маркушиной М.В. НДС по товару, полученному от Общества, подтвержден и подтверждена дата уплаты этого налога - 19.08.2011, суды пришли к правомерному выводу о том, что право Общества на применение налоговой ставки 0 процентов по операциям реализации сахара-песка предпринимателю Маркушиной М.В. подтверждено.

Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций.

Суд кассационной инстанции не усматривает нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении спора, в связи с чем оснований для отмены судебных актов у кассационного суда не имеется.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 12.04.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2013 по делу N А13-15191/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Е.С.ВАСИЛЬЕВА

Судьи

О.Р.ЖУРАВЛЕВА

Н.А.МОРОЗОВА

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок