Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 16.01.2013 г. № А32-43563/2011

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 16.01.2013 г. № А32-43563/2011

Неосуществление предпринимательской деятельности на земельных участках в спорный период времени не может служить основанием для освобождения от уплаты земельного налога.

30.01.2013Российский налоговый портал 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16.01.2013 г. № А32-43563/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2013 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 16 января 2013 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Прокофьевой Т.В. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Краснодарскому краю - Ильковской Н.А. (доверенность от 14.01.2012), от заинтересованного лица - Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю - Козлова А.Ю. (доверенность от 17.03.2011), в отсутствие в судебном заседании заявителя - индивидуального предпринимателя Долгой Лидии Владимировны (ИНН 230200648509, ОГРН 304230219100179), извещенного о времени и месте судебного заседания (уведомление N 29958 7, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), заявившего ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Долгой Лидии Владимировны на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2012 по делу N А32-43563/2011 (судьи Шимбарева Н.В., Герасименко А.Н., Николаев Д.В.), установил следующее.

Индивидуальный предприниматель Долгая Лидия Владимировна (далее - предприниматель, налогоплательщик) обратился в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Краснодарскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) и Управлению Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании незаконными и отмене решения налоговой инспекции от 29.08.2011 N 1555 и решения управления от 18.10.2011 N 20 - 13 - 980.

Решением суда от 24.04.2012 (судья Шкира Д.М.) признаны недействительными решение инспекции от 29.08.2011 N 1555 в части начисления 3 244 540 рублей земельного налога и привлечения к налоговой ответственности в виде взыскания 648 908 рублей штрафа и решение управления от 18.10.2011 N 20 - 13 - 980. Заявленные требования предпринимателя удовлетворены по мотиву отсутствия у предпринимателя обязанности по исчислению земельного налога в связи с отсутствием утвержденных на 01.01.2010 показателей кадастровой стоимости земельного участка.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 08.10.2012 решение суда отменено, в удовлетворении требований предпринимателю отказано.

Судебный акт мотивирован тем, что налоговая база по земельному налогу по состоянию на 01.01.2010 установлена и не изменялась в течение налогового периода (2010 год). Распоряжение главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" надлежащим образом доведено до сведения неопределенного круга лиц, в связи с чем налогоплательщик имел реальную возможность и обязан был самостоятельно определить свои налоговые обязательства. При исчислении суммы земельного налога налоговой инспекцией правильно применена налоговая ставка (1,2%). Льгота, предусматривающая освобождение от уплаты земельного налога инвалидов 1 и 2 группы, инвалидов с детства за земельные участки, не используемые для ведения предпринимательской деятельности, к спорным участкам не применима. Сам факт неосуществления предпринимательской деятельности на данных участках в определенный период времени не может служить основанием для применения установленной льготы.

В кассационной жалобе предприниматель просит постановление суда апелляционной инстанции отменить. Ссылается на нарушение судом апелляционной инстанции единообразия применения судебной практики. Полагает, что судебные акты по делу N А32-36184/2010, аналогичному рассматриваемому делу, являются прецедентными.

В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения как законное и обоснованное, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Управление отзыв на жалобу не представило.

В судебном заседании представители инспекции и управления поддержали возражения, изложенные в отзыве на жалобу.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, предприниматель имеет в собственности земельные участки с кадастровым номером 23:38:0139001:1, расположенный по адресу: г. Армавир, район трассы Ростов-Баку (ФАД "Кавказ", д. 288), с категорией - земли поселений - для организации производственной деятельности, площадью 1883 кв. м; с кадастровым номером 23:38:0139001:2, расположенный по адресу: г. Армавир, район трассы Ростов-Баку (ФАД "Кавказ", д. 288), с категорией - земли поселений - для организации производственной деятельности, площадью 30 202 кв. м; с кадастровым номером 23:38:0139001:5, расположенный по адресу: г. Армавир, ФАД "Кавказ" км. 160 + 420 м, слева, с категорией - земли населенных пунктов - для строительства автозаправочной станции, площадью 9720,1 кв. м; с кадастровым номером 23:38:0104052:24 (1/2 общая долевая собственность), расположенный по адресу: г. Армавир, ул. Советской Армии, 74, с категорией - земли населенных пунктов - для индивидуального жилищного строительства, площадью 1068 кв. м.

По результатам проведенной инспекцией камеральной налоговой проверки представленной предпринимателем 18.02.2011 уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2010 год налоговый орган составил акт от 19.07.2011 N 1680 и принял решение от 29.08.2011 N 1555 о привлечении предпринимателя к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в виде взыскания 649 066 рублей 40 копеек штрафа. Данным решением предпринимателю также предложено уплатить 3 245 332 рублей земельного налога.

Решением управления от 18.10.2011 N 20 - 13 - 980 решение инспекции от 29.08.2011 N 1555 отменено в части начисления 158 рублей 40 копеек штрафа и 792 рублей земельного налога, в остальной части жалоба предпринимателя оставлена без удовлетворения.

Предприниматель, не согласившись с указанными решениями, обратился в арбитражный суд на основании статей 137, 138 Кодекса.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что при исчислении суммы подлежащего уплате земельного налога инспекция использовала сведения о кадастровой стоимости земельных участков, предоставленные уполномоченным органом, тогда как предприниматель, имея возможность получить необходимые сведения о кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков, в установленном порядке с письменным заявлением в соответствующий орган не обращался.

В силу пункта 1 статьи 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.

Пунктом 1 статьи 391 Кодекса предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (пункт 3 статьи 391 Кодекса).

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 статьи 66 указанного Кодекса.

Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями), определено, что результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10).

По смыслу пунктов 1 и 5 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей. Положения, предусмотренные статьей 5 Кодекса, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 03.02.2010 N 165-О-О, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Вместе с тем такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах. Иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо. Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Кодекса порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.

По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года (пункт 14 статьи 396 Кодекса в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 216-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ).

В целях реализации данного положения Правительство Российской Федерации постановлением от 07.02.2008 N 52 установило порядок доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков, согласно которому территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Кодекса, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.

Подобный порядок доведения до сведения налогоплательщиков результатов кадастровой оценки земель обусловлен большим объемом информации, размещение которой в печатном издании технически невозможно и нецелесообразно, и не противоречит законодательству Российской Федерации.

Целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает. Если такая возможность обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.

Распоряжение главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" опубликовано в газете "Кубанские новости" в установленном порядке 13.03.2009, размещено в сети Интернет на официальном сайте Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю.

В соответствии с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Кодекса в целях налогообложения распоряжение от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" подлежит применению с 01.01.2010.

Суд первой инстанции исходил из того, что распоряжение от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" отменено, а поэтому не подлежит применению. Принятое постановление главы администрации Краснодарского края от 05.02.2010 N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" в соответствии со статьей 5 Кодекса не может применяться на период 2010 года.

Суд апелляционной инстанции обоснованно учел, что постановление от 05.02.2010 N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края" содержит такой же перечень видов разрешенного использования, такую же кадастровую оценку земли по видам разрешенного использования, что и распоряжение от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края".

Постановление от 05.02.2010 N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края" не ухудшает положения налогоплательщика и не препятствует исполнению обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате земельного налога в 2010 году, так как содержит те же виды разрешенного использования, те же суммы среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов, которые были установлены в распоряжении от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края".

Отмена распоряжения от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" не свидетельствует об отмене земельного налога, освобождении от исполнения налоговой обязанности или изменении данной налоговой обязанности.

Таким образом, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что налоговая база по земельному налогу в соответствии с пунктом 1 статьи 391 Кодекса по состоянию на 01.01.2010 установлена и не изменялась в течение налогового периода - 2010 года.

Судебные инстанции установили, что земельные участки с кадастровыми номерами 23:38:0139001:1, 23:38:0139001:2, 23:38:0139001:5 сформированы и сведения о них внесены в государственный кадастр недвижимости. В государственном земельном кадастре сформированы сведения о кадастровой стоимости принадлежащих предпринимателю земельных участков по состоянию на 01.01.2010. При исчислении суммы подлежащего уплате земельного налога налоговая инспекция использовала сведения о кадастровой стоимости земельных участков, предоставленные уполномоченным органом и указанные в кадастровом паспорте земельного участка.

Распоряжение от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" надлежащим образом доведено до сведения неопределенного круга лиц 13.03.2009, в связи с чем налогоплательщик, руководствуясь пунктом 3 статьи 391 Кодекса, имел реальную возможность и обязан был самостоятельно определить свои налоговые обязательства в соответствии с этим распоряжением.

Суд апелляционной инстанции установил правомерность применения налоговой инспекцией при исчислении подлежащего уплате земельного налога налоговой ставки в размере 1, 2% в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:38:0139001:1, 23:38:0139001:2, 23:38:0139001:5.

Согласно пункту 1 статьи 394 Кодекса налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать по общему правилу 1,5 процента.

На территории муниципального образования г. Армавир Краснодарского края налоговые ставки земельного налога в 2010 году установлены решением Армавирской городской Думы от 25.11.2008 N 506 "О земельном налоге". В соответствии с пунктом 2 данного решения (в редакции, действовавшей в спорный период) ставка земельного налога в отношении земельных участков, предназначенных для размещения домов многоэтажной жилой застройки, определена в размере 0,03% от кадастровой стоимости; в отношении земельных участков, предназначенных для размещения домов индивидуальной жилой застройки, - 0,055%; в отношении земельных участков, предназначенных для размещения гаражей и автостоянок, земельных участков, находящихся в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений, и земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного использования, - 0,3%; в отношении земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений коммунального хозяйства, - 0,037%; в отношении прочих земельных участков применяется ставка в размере 1,2% от кадастровой стоимости земельного участка.

Как следует из материалов дела, предприниматель, исчисляя земельный налог в спорном периоде, применял ставку в размере 0,037% в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:38:0139001:0001, 23:38:0139001:0002 и ставку в размере 0,3% в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:38:0139001:0005.

Исходя из приведенного положения решения Армавирской городской Думы от 25.11.2008 N 506 "О земельном налоге" при исчислении суммы налога налоговый орган правомерно применил ставку земельного налога в размере 1, 2%.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 387 Кодекса при установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

На основании пункта 3.6.4 Решения Армавирской городской Думы от 25.11.2008 N 506 "О земельном налоге" от уплаты земельного налога за земельные участки, не используемые для ведения предпринимательской деятельности, освобождены инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды с детства.

Судебные инстанции установили, что предприниматель является инвалидом 2 группы по общему заболеванию, однако это обстоятельство обоснованно признано ими как не влияющее на решение вопроса о применении налогоплательщиком льготы при исчислении и уплате земельного налога, поскольку данная льгота не распространяется на земельные участки с кадастровыми номерами: 01 39 00123:38:0001, 23:38:01 39 001:0002, 23:38:01 39 001:0005, так как последние предоставлены предпринимателю для ведения предпринимательской деятельности. Так, земельные участки с кадастровыми номерами 23:38:0139001:0001 и 23:38:0139001:0002 предназначены для организации производственной деятельности; с кадастровым номером 23:38:0139001:0005 - для строительства автозаправочной станции. Неосуществление предпринимательской деятельности на данных участках в спорный период времени не может служить основанием для освобождения от уплаты земельного налога.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно отказал предпринимателю в удовлетворении требований о признании недействительными решений инспекции и управления.

Нормы права при рассмотрении дела суд апелляционной инстанции применил правильно, выводы суда об установленных им фактических обстоятельствах соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2012 по делу N А32-43563/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Л.А.ЧЕРНЫХ

Судьи

Т.В.ПРОКОФЬЕВА

Л.А.ТРИФОНОВА

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок