Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Центрального округа от 26.01.2012 г. № А64-1481/2010

Постановление ФАС Центрального округа от 26.01.2012 г. № А64-1481/2010

Вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться применительно к п. 2 ст. 79 НК РФ с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишне уплаченного налога.

14.02.2012Российский налоговый портал 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26.01.2012 г. № А64-1481/2010

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2012 года

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Свердловской области, кассационную жалобу Унитарного муниципального предприятия "Бюро технической инвентаризации" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 30.06.11 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.11 г. по делу N А64-1481/2010,

установил:

Унитарное муниципальное предприятие "Бюро технической инвентаризации" (далее - Предприятие) обратилось в суд с заявлением о признании незаконными решений Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Орловской области (далее - налоговый орган) от 17.09.09 г. N 1163, от 29.09.09 г. N 1215, 1216, 1217, 1218 и обязании налогового органа возвратить 5639824 руб. излишне уплаченного налога на имущество организаций.

Решением Арбитражного суда Орловской области от 30.06.11 г. в удовлетворении требований Предприятия об обязании Инспекции произвести возврат излишне уплаченного налога на имущество организаций за 1, 2 и 3 кварталы 2006 года в сумме 2266020 руб. отказано.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.11 г. решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Предприятие просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела.

Рассмотрев доводы жалобы, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции полагает, что решение и постановление судов следует оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения в связи со следующим.

Как видно из материалов дела, 30.04.09 г. Предприятием представлены в налоговый орган уточненные налоговые декларации по налогу на имущество за 1 квартал 2006 г., полугодие 2006 г., 9 месяцев 2006 г., согласно которым сумма налога к уплате составила 0 руб.

По результатам камеральных налоговых проверок налоговым органом вынесены решения от 17.09.09 г. N 1163, от 29.09.09 г. NN 1215, 1216, 1217, 1218 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанными решениями Предприятию доначислен налог на имущество организаций в общей сумме 2266020 руб.

Решениями Управления ФНС России по Тамбовской области от 14.12.09 г. N 07-43/149, 07-43/150, 07-43/151 решения налогового органа от 29.09.09 г. N 1215, 1216, 1217 оставлены без изменения, апелляционные жалобы Предприятия - без удовлетворения.

После проведения сверки расчетов, оформленных актом совместной сверки N 371 по состоянию на 03.06.09 г., подписанного сторонами, в ходе которой установлено отсутствие недоимок по уплате налогов или задолженности по пеням и наличие переплаты по налогу на имущество организаций в сумме 8948118 руб. и пени в сумме 42,79 руб., Предприятие обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате суммы излишне уплаченного налога в размере 8948118 руб. и пени в размере 42,79 руб.

Письмом от 16.07.09 г. N 2085 налоговый орган, сославшись на проведение камеральной проверки, указал на невозможность исполнения указанного заявления.

Не согласившись с произведенным отказом в возврате налога, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований в сумме 2266020 руб., суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.

В соответствии с "п.п. 1. 4 ст. 78" НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей "статьей".

Согласно "п. 8 ст. 78" НК РФ заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

При этом вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться применительно к "п. 2 ст. 79" НК РФ с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишне уплаченного налога.

Данная правовая позиция отражена в "постановлении" Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.06 г. N 6219/06.

В случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете указанных сумм ("пункт 22" Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.01 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации").

Как установлено судом и следует из материалов дела, между ЗАО "Тамбовнефтепродукт" и Предприятием, действующим на основании постановления Думы муниципального образования город Лесной от 15.12.99 г. N 189 "О программе инвестиций муниципального образования "Город Лесной" на 1999 и последующие годы", был заключен договор о совместной деятельности от 18.12.99 г. N 8, в соответствии с которым участники договора договорились путем объединения своих вкладов (со стороны общества - имущественные комплексы, подлежащие реконструкции и/или иное имущество, со стороны учреждения - денежные средства либо ценные бумаги, совместно действовать без образования юридического лица в целях привлечения дополнительных средств на развитие муниципального образования город Лесной, поддержания и развития топливно-энергетического хозяйства, инвестирования средств в строительство и реконструкцию автозаправочных комплексов, нефтебазового хозяйства, объектов нефтепереработки, развития спектра услуг, предоставляемых на рынке нефтепродуктов, повышения их качества и конкурентоспособности, а также извлечения прибыли.

На основании договора о совместной деятельности было зарегистрировано право общей долевой собственности ЗАО "Тамбовнефтепродукт" и муниципального образования город Лесной на здания АЗС и относящиеся к ним сооружения, что подтверждается имеющимися в материалах дела свидетельствами о государственной регистрации права.

Постановлениями главы муниципального образования город Лесной о внесении имущества в реестр муниципального имущества объекты недвижимости, созданные в результате совместной деятельности, были включены в состав местной казны муниципального образования город Лесной.

Со стоимости созданного и используемого в процессе исполнения договора о совместной деятельности от 18.12.99 г. N 1 имущества - реконструированных автозаправочных станций и комплексов Предприятие в период с 27.04.06 г. по 25.10.06 г. производило уплату налога на имущество организаций, пропорционально доле произведенного вклада в совместную деятельность.

В ходе рассмотрения дела N А40-68474/07-64-574 по заявлению ЗАО "Тамбовнефтепродукт" к Предприятию и муниципальному образованию город Лесной о признании договора о совместной деятельности от 18.12.99 г. N 8 ничтожным, Арбитражным судом г. Москвы было установлено и отражено в решении от 11.07.08 г., что Предприятие, выступая стороной в договоре о совместной деятельности, действовало в качестве поверенного от имени и по поручению муниципального образования город Лесной, которое и являлось непосредственным участником данной сделки.

Учитывая, что одна из сторон договора - муниципальное образование город Лесной - не является коммерческой организацией, что не соответствует "п. 2 ст. 1041" ГК РФ, Арбитражный суд г. Москвы пришел к выводу, что договор о совместной деятельности от 18.12.99 г. N 8 является ничтожной сделкой в силу "ст. 168" ГК РФ по основанию отсутствия у одной из сторон сделки правоспособности на ее заключение.

Судами установлено, что в качестве обоснования соблюдения срока на подачу заявления о возврате налога за спорный период, Предприятие ссылается на то обстоятельство, что о своем участии в договоре о совместной деятельности лишь в качестве поверенного от имени и по поручению муниципального образования город Лесной оно узнало после получения решения суда о признании договора о совместной деятельности недействительным.

Однако, данное утверждение опровергается самим текстом договора о совместной деятельности в редакции от 18.12.99 г., из которого следует, что Предприятие действует на основании постановления Думы муниципального образования "Город Лесной" от 15.12.99 г. N 189 "О программе инвестиций муниципального образования "Город Лесной" на 1999 г. и последующие годы", которым Предприятию было поручено реализовывать указанную программу от имени администрации ЗАТО город Лесной.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что изначально, с момента издания постановления Думы муниципального образования "Город Лесной" от 15.12.99 г. N 189 и заключения договора о совместной деятельности от 18.12.99 г. N 8, Предприятие знало, что при заключении и исполнении договора оно действовало в интересах, от имени и по поручению муниципального образования и выполняло, в связи с этим, свои обязанности перед муниципальным образованием.

Следовательно, срок на возврат излишне уплаченного налога на имущество в данном случае следует исчислять с момента уплаты налога.

Уплата налога на имущество организаций была произведена Предприятием в период с 27.04.06 г. по 25.10.06 г.

В налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога в сумме 8948118 руб., в том числе спорной суммы, Предприятие обратилось 29.06.09 г., в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и обязании возвратить излишне уплаченный налог - 16.03.10 г.

Таким образом, в отношении платежей, произведенных 27.04.06 г., 27.07.06 г. и 25.10.06 г., трехлетний срок на обращение в суд истек, следовательно, оснований для их возврата не имеется.

Довод Предприятия о заблуждении относительно правильности определения объекта налогообложения и налоговой базы при исчислении налога не могут рассматриваться как свидетельствующие о том, что налогоплательщик узнал об излишней уплате налога в момент принятия Арбитражного суда г. Москвы решения от 11.07.08 г. по делу N А40-68474/07-64-574 о признании недействительным в силу ничтожности договора о совместной деятельности от 18.12.99 г. N 8, заключенный между обществом и муниципальным образованием в лице Предприятия.

Доводы кассационной жалобы являлись обоснованием позиции Предприятия по делу, они не опровергают выводов судов, а направлены на переоценку фактических обстоятельств спора, что выходит за пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.

Таким образом, оснований для отмены или изменения решения и постановления судов по изложенным в жалобе доводам не имеется.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

Руководствуясь "п. 1 ч. 1 ст. 287", "ст. 289" АПК РФ, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тамбовской области от 30 июня 2011 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 октября 2011 года по делу N А64-1481/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Унитарного муниципального предприятия "Бюро технической инвентаризации" - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок