Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.01.2012 г. № А21-3041/2011
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.01.2012 г. № А21-3041/2011
В связи с утратой права на взыскание спорной задолженности в бесспорном и судебном порядке у Инспекции отсутствуют основания для учета в карточке лицевого счета налогоплательщика сведений о наличии задолженности, возможность взыскания которой утрачена. Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, сведения о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом должны отражать размер реально существующих налоговых обязательств. Указание о наличии задолженности перед бюджетом в исходящих от налогового органа документах без ссылки на утрату возможности ее взыскания, нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку ставит его в категорию должника по обязательствам, срок взыскания по которым истек.
09.02.2012Российский налоговый порталФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27.01.2012 г. № А21-3041/2011
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Васильевой Е.С., Кузнецовой Н.Г., рассмотрев 25.01.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.07.2011 (судья Можегова Н.А.) и "постановление" Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2011 (судьи Загараева Л.П., Будылева М.В., Семиглазов В.А.) по делу N А21-3041/2011,
установил:
Индивидуальный предприниматель Ишанов Евгений Сергеевич (адрес регистрации: Калининградская область, г. Балтийск, ул. Егорова, д. 6, кв. 34, ОГРНИП 304391326400028, далее - Предприниматель, Ишанов Е.С.) обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Калининградской области (далее - Инспекция) от 24.12.2010 N 19852, об обязании вынести решение о списании недоимки в порядке "статьи 59" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) и взыскании с Инспекции 3000 руб. судебных издержек на оплату услуг представителя (с учетом уточнений).
Решением суда первой инстанции от 21.07.2011 требования удовлетворены. В удовлетворении заявления о взыскании 3 000 руб. судебных расходов отказано.
"Постановление" апелляционного суда от 11.10.2011 решение суда от 21.07.2011 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить судебные акты в части возложения на Инспекцию обязанности по вынесению решения о списании недоимки по транспортному налогу в общей сумме 14 790 руб. за 2006 и 2007 годы и пеней в общей сумме 2 325 руб. 45 коп. в порядке "статьи 59" НК РФ, принять по делу в этой части новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, оспариваемое решение принято Инспекцией в отношении Ишанова Евгения Сергеевича как физического лица, а не индивидуального предпринимателя, о чем свидетельствуют действия Инспекции по отзыву инкассовых поручений, отмене приостановления операций по счетам Предпринимателя. Поэтому Инспекция считает, что спор не подведомственен арбитражному суду и производство по делу следовало прекратить.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Инспекция в кассационной жалобе ссылается на то, что заявленный спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, поскольку оспариваемое решение не могло быть принято в отношении Ишанова Евгения Сергеевича как индивидуального предпринимателя, поскольку задолженность числится за ним как за физическим лицом.
Суд кассационной инстанции считает доводы налогового органа о неподведомственности спора арбитражному суду ошибочными по следующим основаниям.
Согласно "пункту 1 части первой статьи 150" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Подведомственность дел, подлежащих рассмотрению в системе арбитражного судопроизводства, определена "статьей 27" АПК РФ.
Так, арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных названным "Кодексом" и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).
Согласно "статье 29" АПК РФ, определяющей подведомственность экономических споров и других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
В данном случае как по предмету спора (вытекает из предпринимательской деятельности), так и по субъектному составу (одна сторона - субъект предпринимательской деятельности, а другая сторона - контролирующий в этой сфере определенный круг вопросов государственный орган) возникший в рамках настоящего дела спор охватывается полномочиями, входящими в компетенцию арбитражного суда. Следовательно, у судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали правовые основания для прекращения производства по делу ввиду того, что настоящий спор неподведомствен арбитражному суду.
При наличии у суда оснований полагать, что требования заявлены стороной необоснованно (в нарушение требований законодательства о налогах и сборах), он вправе отказать в их удовлетворении, рассмотрев при этом спор по существу.
Поэтому в данном случае суды обоснованно рассмотрели спор по существу.
Как следует из материалов дела, 24.12.2010 Инспекцией было принято решение N 19852 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств Ишанова Е.С., на основании требования об уплате налогов от 30.11.2010 N 85610. Решение получено последним 18.01.2011.
В требовании об уплате налогов от 30.11.2010 N 85610 было предложено уплатить 14 790 руб. транспортного налога за 2006 и 2007 годы, а также 2 325 руб. 45 коп. пеней по данному налогу предпринимателю Ишанову Е.С. и оспариваемое решение принято также в отношении предпринимателя Ишанова Е.С.
Инспекция ссылается на то, что оспариваемое решение и принятые на его основании требования отменены ею самостоятельно, поскольку задолженность по транспортному налогу числится не за индивидуальным предпринимателем, а за Ишановым Е.С. как физическим лицом.
Судами первой и апелляционной инстанций признано недействительным оспариваемое решение налогового органа от 24.12.2010 N 19852. Решение суда в данной части в апелляционном и в кассационном порядке Инспекцией не обжалуется.
Ишановым Е.С. также заявлено требование об обязании ответчика вынести решение о списании недоимки в порядке "статьи 59" НК РФ.
Предприниматель Ишанов Е.С., считая, что отражение в карточке лицевого счета указанной задолженности нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В "пункте 1 статьи 59" НК РФ (в редакции Федерального "закона" от 27.07.2010 N 229-ФЗ) приведен перечень оснований для признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, числящихся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными, безнадежными к взысканию. Одним из таких оснований в соответствии с "подпунктом 4 пункта 1" названной статьи является принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
При рассмотрении спора суды исследовали вопрос об основаниях возникновения задолженности и о наличии у налогового органа возможности ее взыскания.
Суды установили, что сроки для взыскания налоговых платежей, предусмотренные "статьями 46" и "48" НК РФ, истекли и Инспекцией утрачена возможность взыскания в бесспорном или судебном порядке пеней и штрафа.
Суды сделали правильный вывод о том, что в связи с утратой права на взыскание спорной задолженности в бесспорном и судебном порядке у Инспекции отсутствуют основания для учета в карточке лицевого счета налогоплательщика сведений о наличии задолженности, возможность взыскания которой утрачена. Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, сведения о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом должны отражать размер реально существующих налоговых обязательств. Указание о наличии задолженности перед бюджетом в исходящих от налогового органа документах без ссылки на утрату возможности ее взыскания, нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку ставит его в категорию должника по обязательствам, срок взыскания по которым истек.
В соответствии с положениями "главы 28" "Транспортный налог" Кодекса налогоплательщиками по транспортному налогу являются организации и физические лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со "статьей 358" настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей "статьей".
Ишанов Е.С. в спорные периоды являлся физическим лицом - плательщиком транспортного налога на принадлежавшие ему автомобили.
В силу "пункта 3 статьи 363" НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В данном случае Инспекция уведомления об уплате транспортного налога за 2006 и 2007 годы как физическому лицу не направляла, в суд общей юрисдикции за взысканием недоимки не обращалась. Однако по лицевому счету и в справках о состоянии расчетов с бюджетом заявителя налоговый орган отражает наличие спорной задолженности по транспортному налогу.
При таких обстоятельствах, судебные инстанции правомерно обязали Инспекцию вынести решение о списании недоимки по транспортному налогу в общей сумме 14 790 руб. и пеней в сумме 2 325 руб. 45 коп. в порядке "статьи 59" НК РФ.
При таких обстоятельствах основания для отмены судебных актов и удовлетворения жалобы Инспекции нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь "статьей 286" и "пунктом 1 части 1 статьи 287" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.07.2011 и "постановление" Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2011 по делу N А21-3041/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.В.БЛИНОВА
Судьи
Е.С.ВАСИЛЬЕВА
Н.Г.КУЗНЕЦОВА
- 20.09.2013 Совместная сверка расчетов относится к компетенции налоговиков
- 16.09.2013 Налоговая служба рассказала о порядке формирования справки о состоянии расчетов по налогам
- 04.06.2013 Должен ли налоговый орган в справке о состоянии расчетов с бюджетом отразить истечение сроков взыскания недоимки?
- 26.10.2017 Госдума упрощает возврат излишне взысканных налогов
- 17.02.2011 Подписание сверки расчетов не означает, что Инспекция признала долг
- 11.11.2010 ВАС разрешил блокировать счета налоговых инспекций
- 07.12.2020 Компания смогла через суд взыскать с налоговиков проценты за незаконное удержание НДС
- 27.03.2014 Проценты при возврате излишне взысканного налога начисляются за период, включающий дату перечисления средств на счет налогоплательщика
- 19.02.2014 Инспекция будет платить больше процентов
- 20.09.2013
В соответствии с подп.
11 п. 1 ст. 32 НК РФ осуществление совместных сверок расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам относится к компетенции налоговых органов, поэтому оснований для признания решения инспекции недействительным (с учетом взаимоотношений общества «ЛУКОЙЛ-Экоэнерго» с налоговыми органами) в этой части у судов не имелось. - 02.06.2013
Отражение в справке о
расчетах с бюджетом необъективной информации, без указания на утрату возможности принудительного взыскания задолженности, нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. - 20.03.2012
Неполная информация о задолженности
по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.
- 18.01.2022
Налогоплательщик полагал,
что налоговый орган обязан уплатить проценты с сумм излишне взысканных с него налогов.Итог: требование удовлетворено, поскольку вступившим в законную силу судебным актом решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности признано недействительным, что является основанием для начисления процентов в отношении сумм налогов, уплаченных налогоплатель
- 23.11.2011
Действующим законодательством не предусмотрены
нормы, позволяющие налоговому органу предлагать к уплате в бюджет суммы ранее возмещенного из бюджета налога. - 09.05.2011 Обязанность по возврату НДС, не исполненная налоговым органом по первому месту учета организации, переходит к ИФНС по месту нового учета компании.
- 16.09.2013 Письмо ФНС России от 03.09.2013 г. № ПА-4-6/15962
- 23.03.2011 Приказ ФНС России от 29.12.2010 г. № ММВ-7-8/781@
- 20.08.2007 Приказ ФНС РФ от 20 августа 2007 года N ММ-3-25/494@
- 27.03.2010 Письмо Минфина РФ от 18 марта 2010 г. N 03-03-06/1/148
- 20.02.2010 Письмо Минфина РФ от 12 февраля 2010 г. N 03-02-07/1-62
- 10.10.2009 Письмо Минфина РФ от 21 сентября 2009 г. N 03-11-06/3/237
Комментарии