Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Определения / Определение Московского городского суда от 24.11.2010 N 33-36436

Определение Московского городского суда от 24.11.2010 N 33-36436

Налогоплательщик имеет право на социальный вычет в виде расходов на благотворительность, произведенных в натуральной форме - путем перечисления денежных средств на счета коммерческих организаций для закупки товаров с последующей передачей их организациям здравоохранения и образования

08.12.2010  

Судья суда первой инстанции:

Макарова Н.Ю.

гр.д. № 33-36436

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 ноября 2010 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда

в составе

председательствующего Горновой М.В.

судей Дедневой Л.В., Вишняковой Н.Е,

при секретаре Пивоваровой Я.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Вишняковой Н.Е., гражданское дело по кассационной жалобе ИФНС России №29 по г.Москве на решение Никулинского районного суда г. Москвы от 27 августа 2010 г., которым постановлено:

Отменить Решение Инспекции ФНС России №29 по г. Москве от 6 ноября 2009 г. №210 в части отказа Шипунову А.Г. в предоставлении социального налогового вычета и возмещении из бюджета суммы налога на доходы физических лиц в размере 104016 рублей.

Обязать Инспекцию ФНС России 29 по г. Москве предоставить Шипунову А.Г. социальный налоговый вычет и возместить из соответствующего бюджета сумму налога на доходы физических лиц в размере 104016 рублей.

УСТАНОВИЛА:

Шипунов А.Г. обратился в суд с иском к ответчику , в котором просит отменить Решение ИФНС №29 по г. Москве от 06.11.2009 г. №210 в части отказа в предоставлении социального налогового вычета и возместить из бюджета сумму налога на доходы физических лиц в размере 104016 рублей, ссылаясь на то обстоятельство, что 03.04.2008 г. им была представлена в ИФНС № 29 по г. Москве налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2007 г. с заявлением о предоставлении социального налогового вычета с суммы доходов, направленных на благотворительные цели. Сумма социального налогового вычета составляет 1255734, 54 руб., а сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая возврату из бюджета составляет 163245 руб. По результатам рассмотрения акта камеральной проверки №332 от 22.09.2009 г. налоговым органом было принято решение №210 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и об уменьшении суммы налога на доходы физических лиц, подлежащих возврату из бюджета на 104016 рублей по тем основаниям, что вычету подлежит только помощь в денежном выражении, в размере фактически произведенных расходов, а расходы, произведенные путем перечисления денежных средств на счета коммерческих организаций для закупки товаров с последующей передачей их организациям здравоохранения и образования являются благотворительной помощью в натуральной форме и не могут рассматриваться в качестве благотворительного взноса, подлежащего учету в составе социальных налоговых вычетов. Истец не согласился с данными выводами налогового органа и подал Апелляционную жалобу в вышестоящий орган - Управление ФНС России по г. Москве. Письмом №21-19/006255 от 22.01.2010 года Управление ФНС России по г. Москве сообщило ему о том, что решение Инспекции ФНС № 29 по г. Москве от 06.11.2010г. № 210 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и о частичном отказе в применении социального налогового вычета оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения. Одновременно Управление ФНС России по г. Москве утвердило решение Инспекции ФНС № 29 по г. Москве от 06.11.2010г. № 210 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и о частичном отказе в применении социального налогового вычета и признала его вступившим в законную силу. Истец не согласен с принятым Решением Инспекции ФНС №29 по г. Москве от 06.11.2010г. №210 и отказом Управления ФНС России по г. Москве в удовлетворении поданной апелляционной жалобы, считает их незаконными и необоснованными, т.к. в соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 11.08.1995 135-ФЗ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” под благотворительностью понимается благотворительная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Ограничительное толкование налоговым органом подп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ является необоснованным и ущемляет его право , установленное п.п. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ на использование налоговой льготы при наличии оснований и в установленном порядке.

Представитель ответчика ИФНС России №29 по г. Москве- Городничев А.А. в судебном заседании исковые требования не признал ссылаясь на положения пп.1 п.1 ст.2 19 НК РФ.

Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит ИФНС России №29 по г.Москве в своей кассационной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя истца- Ильиных Д.А., представителя кассатора- Фадееву Л.Н., судебная коллегия оснований к отмене решения суда не усматривает.

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того обстоятельства, что факт оказания Шипуновым А. Г. благотворительной помощи подтверждается материалами дела и налоговым органом не оспаривается. В связи с чем налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в оспариваемой сумме.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, а доводы жалобы подлежащими отклонению в силу следующего.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ, при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение социальных налоговых вычетов в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов, а также физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд, а также в сумме пожертвований, перечисляемых (уплачиваемых) налогоплательщиком религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности, - в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 процентов суммы дохода, полученного в налоговом периоде.

В силу п. 1 ст. 582 ГК РФ, пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 ГК РФ.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 11.08.1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Из смысла указанных норм следует, что передача денежных средств является лишь одним из возможных способов оказания благотворительной помощи, которая поощряется в Российской Федерации в силу п. 3 статьи 39 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой Российской Федерации поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

В развитие данного конституционного положения был принят Федеральный закон от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” , в п. 1 ст.3, которого указано, что законодательство о благотворительной деятельности состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 05.08.2000 г. № 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах” была введена в действие часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации, в.т.ч. ст. 219 «Социальные налоговые вычеты» главы 23 “Налог на доходы физических лиц”.

Таким образом, подп.1 п.1 ст. 219 НК РФ отражает и позволяет реализовать конституционный принцип государственного поощрения благотворительной деятельности в Российской Федерации.

На основании изложенного, а также исследовав письменные материалы дела, установив факт оказания Шипуновым А.Г. благотворительной помощи и отсутствие оспаривания данного факта со стороны налогового органа, оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности суд осуществил системное толкование действующего законодательства Российской Федерации о благотворительной деятельности и пришел к обоснованному выводу о том, что налогоплательщик — Шипунов А.Г. имеет право на получение социального налогового вычета в размере 104016 рублей.

Изложенный в кассационной жалобе довод налогового органа о применении судом закона, не подлежащего применению и не применении закона, подлежащего применению, является необоснованным, т.к. суд применил нормы материального права, изложенные в подп.1 п.1 ст. 219 ч.2 НК РФ в системе с прочими нормами материального права, закрепленными в ст. 15, п.3 ст. 39 Конституции РФ, п.1. ст.582, ст.124 ГК РФ, ст. 1 ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», ст. 210 НК РФ.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.360, ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Никулинского районного суда г. Москвы от 27 августа 2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок