Новости / Налогообложение / Росфиннадзору будет сложно оштрафовать экспортера
Росфиннадзору будет сложно оштрафовать экспортера
ВАС стал против Росфиннадзора
22.05.2009Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» разрешает Росфиннадзору штрафовать экспортеров, если они получили выручку позже срока, который установлен в контракте. Кодекс об административных правонарушениях предусматривает драконовский штраф — от 75% до 100% полученной с опозданием выручки, сообщает ФНС, банков, перечисляет советник руководителя Росфиннадзора Владимир Мешков, проводятся также плановые проверки – список отраслей утверждается ежегодно. Плановые проверки дают 14% штрафов, информация от ФНС и ФТС – 32%.
Эти штрафы были актуальны в 1990-х гг. для борьбы с сокрытием выручки в оффшорах, говорит партнер Baker & McKenzie Михаил Турецкий: тогда нужно было обязательно получить деньги не позднее 90 дней с даты поставки. Государство, требуя сейчас своевременного возврата, фактически вмешивается в контрактные отношения, отмечает партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин.
По этому закону теперь есть решение президиума ВАС. 28 апреля ВАС принял сторону компании «Центр модернизации и комплектации — аэро» в ее споре с управлением Росфиннадзора по Москве. Чиновники требовали 90 218 руб. штрафа за просроченный в 2007 г. платеж в 4683 долларов. Суды трех инстанций согласились с Росфиннадзором, решив, что компания не приняла мер, чтобы получить платеж вовремя.
Однако президиум ВАС РФ указал, что при отсутствии фактов поведения резидента, которые препятствуют получению валютной выручки на банковские счета в уполномоченных банках, нет и состава правонарушения. Впрочем, отметив, что компания должна принять меры к получению выручки.
Норма фактически перестанет работать, считает Костальгин: если выручка хоть с опозданием, но дошла, Росфиннадзору нужно будет доказать, что компания мешала ее получению. Советник руководителя Росфиннадзора Владимир Мешков отказался от комментариев.
Постановление ВАС РФ от 28 апреля 2009 г. № 15714/08
Темы: Административное производство (особенности)  
- 27.07.2023 Депутаты приняли закон о новом штрафе для работодателей в 500 тысяч рублей
- 19.07.2023 За незаконную продажу сведений из ЕГРН оштрафуют на сумму до 600 тысяч рублей
- 05.06.2023 Административные штрафы для бизнеса в 2022 году выросли вдвое
- 21.07.2023 Штрафы за нарушения при работе с прослеживаемыми товарами составят до 100 тысяч рублей
- 19.04.2023 Административные штрафы будут назначать по новым правилам
- 18.07.2022 Административные штрафы для бизнеса смягчены
- 16.11.2018 Письмо ФНС России от 09.11.2018 г. № ОА-4-17/21827@
- 16.10.2018 Письмо Минфина России от 24.09.2018 г. № 03-04-05/68136
- 18.09.2017 Письмо ФНС России от 05.09.2017 г. № ОА-3-17/5973@
Комментарии
Есть еще один нюанс, что в принципе считать преднамеренным бездействием компании-экспортера, направленным на неполучение или задержку в получении дохода за поставленные товары? В принципе, риск неполучения дохода от реализации - это исключительно коммерческий риск экспортера как субъекта предпринимательской деятельности (т.е. направленной на извлечение прибыли). Многим понятно и очевидно, что именно срок исковой давности по применимому к внешнеэкономическому договору праву (не обязательно будет регулироваться действующим законодательством РФ), является основным индикатором промежутка времени, в течение которого экспортер вправе предъявить свои законные требования к должнику как во внесудебном (переписка, переговоры, арбитраж и т.д.), так и в судебном порядках. Таким образом, основным, практически недоказуемым основанием для компетентного государственного органа является доказывание наличия умысла экспортера в его бездействии (возможно практически только при проведении сбора доказательств правоохранительными органами, что исключает возможность массового применения состава), включая обеспечительные меры по сделке стоимость которой является крупной для конкретного экспортера (что должно ставить вопрос о подозрительности), ну и, конечно, зависимость экспортера и его покупателя (вопрос о получении информации из другой страны об участниках / акционерах / бенефициарах, что практически возможно с единицами стран, поскольку проходит слишком много времени для установления, что может быть негативно для государственной практики с точки зрения давности привлечения к такому виду административной ответственности).