Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Марина Корф

Марина Корф


Должность: Редактор по банковским технологиям и модератор форума "Налогообложение"

Новости / Мнения / Губит людей не пиво

Губит людей не пиво

Стоимость выпитой работниками питьевой воды должна считаться их доходом для целей налогообложения

10.06.2011«Банкир.ру»

История различных стран и времен чрезвычайно богата примерами нелепых объектов налогообложения, придуманных правителями. Так, широко известна инициатива Петра I, который ввел в 1689 году налог на бороды (а вовсе не запретил их носить, как некоторые полагают). Из-за налога на соль в свое время пришла в упадок Китайская империя, а во Франции этот же налог ускорил наступление Французской революции.

“Соляной бунт” не обошел стороной и Россию: в 1648 году после значительного повышения налогов в Москве произошло одно из самых крупных городских восстаний.

В Европе долгое время действовали налоги на окна и двери, что нашло свое отражение в архитектуре: средневековые здания в европейских городах отличаются маленькими и узкими окнами.

Перечисляя самые нелепые налоги, обычно упоминают также налог на уши, введенный в 1926 в Тибете (таким образом далай-лама намеревался материально поддержать свою армию); британский налог на очаг (что заставило соседей пользоваться совместными печными трубами и привело к ряду крупных пожаров, после чего налог все-таки отменили); налог на несогласие с королем (им в 1655 году Оливер Кромвель обложил роялистов, угрожавших Англии, и на собранные деньги организовал народное ополчение, защищавшее страну от этих самых роялистов – прекрасный пример целевого использования доходов бюджета); налог на тень (введен в Венеции в 1993 году: его платят магазины и кафе, у которых есть навесы и террасы с зонтиками, так как тень от них падает на муниципальную собственность – землю).

Рожденные в СССР, вероятно, помнят налог на бездетность: бездетные мужчины от 20 до 50 лет и бездетные замужние женщины от 20 до 45 лет должны были отчислять 6 % зарплаты государству. Просуществовал этот налог с 1941 по 1991 год и был отменен после распада СССР.

Теперь пополнить эту коллекцию решил, по-видимому, и наш Минфин: по мнению финансового регулятора, обложению налогом на доходы физических лиц подлежит доход в натуральной форме, полученный работниками организации в виде выпитой ими питьевой воды. К счастью, о новом налоге речь пока не идет; но в этом, собственно, и нет необходимости: при умелом обращении с действующим налоговым законодательством хороший проверяющий всегда найдет надежный источник пополнения бюджета.

Соответствующая точка зрения изложена в Письме Минфина от 13 мая 2011 г. N 03-04-06/6-107, подписанном заместителем директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В. Разгулиным.

Письмо представляет собой ответ на вопрос пожелавшего остаться неизвестным налогоплательщика следующего содержания:

Организация приобретает питьевую воду для своих работников. Расходы на приобретение воды не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Трудовым договором обязанность работодателя обеспечивать работников питьевой водой не предусмотрена. Персонифицировать потребление воды каждым работником организации не представляется возможным. Подлежит ли исчислению, удержанию и перечислению НДФЛ в бюджетную систему РФ организацией в качестве налогового агента в отношении стоимости питьевой воды, приобретаемой для работников организации?

Не представляю, чем могла руководствоваться организация, направляя такой запрос финансовому регулятору. Разве что уже случившимся «наездом» налогового органа, проверяющего порядок расчета НДФЛ – потому что по собственной инициативе задаться этим вопросом может только маньяк. Зато легко прослеживается тонкий намек вопрошающих на то, что ответом должно быть «не подлежит»: это фраза о невозможности персонификации потребления воды каждым работником организации.

Однако закаленных и видавших виды минфиновцев такими намеками смутить непросто.

При приобретении организацией питьевой воды для своих сотрудников указанные лица могут получать доходы в натуральной форме, как это установлено ст. 211 Кодекса, а организация, приобретающая питьевую воду, выполнять функции налогового агента, предусмотренные ст. 226 Кодекса.

В этих целях организация должна принимать все возможные меры по оценке и учету экономической выгоды (дохода), получаемой сотрудниками.

«Возможные меры» представляются мне в нескольких вариантах:

- специально оборудованное рабочее место контролера использования питьевой воды в непосредственной близости от каждого имеющегося кулера;

- видеорегистратор с системой распознавания лиц, ведущий автоматический учет потребленной жидкости;

- техническая модернизация самих кулеров, направленная на идентификацию потребителя (здесь возможности немеряные – от биометрии (отпечатки пальцев, сканирование сетчатки, распознавание тембра голоса) до персональных ключей, обеспечивающих доступ к воде).

Впрочем (возможно, памятуя о Французской революции и соляном бунте), Минфин допускает и такую возможность:

Вместе с тем, если при потреблении сотрудниками питьевой воды, приобретенной организацией, отсутствует возможность персонифицировать и оценить экономическую выгоду, полученную каждым сотрудником, дохода, подлежащего обложению налогом на доходы физических лиц, не возникает.

Теперь, в случае возникновения разногласий по данному вопросу, основным предметом спора между проверяющими и проверяемыми станет, очевидно, наличие или отсутствие «возможности персонифицировать и оценить экономическую выгоду».

Поскольку критериев наличия или отсутствия такой возможности не предусмотрено ни действующим законодательством, ни даже письмами Минфина, на первый план выходит субъективная оценка – что автоматически увеличивает уровень коррупциогенности процесса проверок.

Впрочем, само по себе Письмо, как в нем специально указано, «не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. … направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме».

Но вот если арбитражные суды, до сих пор в большинстве случаев не признававшие расходы на питьевую воду доходом сотрудников, после выхода этого письма решат поменять свою точку зрения, то для налоговых органов откроются просто сияющие перспективы: можно будет попытаться обложить налогом на доходы физических лиц тепло из батарей, холод из кондиционеров, свет из лампочек и звук из радио.

Разместить:
Эволюция обязательств

Очередная задачка для бухгалтеров от Банка России

Нерезиновая?

Нет, эта колонка не про то, что вы подумали. А всего лишь про пояснительную записку к годовому отчету

Прокрастинация

Предновогодний поток новых нормативных актов от Банка России набирает силу

ЮрийК
10 июня 2011 г. в 12:50

уже мерещится строчка "хищение воды неустановленными лицами"...

Захаров Константин
Захаров Константин
10 июня 2011 г. в 20:52

Пенсионер МВД

Все-таки надо признать, что выпитая сотрудниками вода из кулера это действительно доход физлица в натуральной форме. Но логичным продолжением этой идеи следует признать и то, что туалетная бумага, которой сотрудники вытирают свои .... - это тот же доход, пусть ходят со своими рулонами. А я для оценки необходимо в каждой кабинке поставить веб камеру. А то один отмотает 1 метр, а другой, чистоплюй, целых полтора. При этом надо иметь в виду. что организация имеет право отсносить на себестоимость и представительские расходы. поэтому при расчете налогооблагаемой прибыли необходимо подтверждать, чтот использовалась бумага не только сотрудниками, но и клиентами фирмы. Для этого необходимо прилагать как оправдательные документы снимки с веб камер, кто вытирал. сколько, и когда. Дамы пользуются бидэ, и тоже вытирают туалетной бумагой кое что. Прилагать снимки. И никакие вопросов не возникнет. Даже при выездной проверке по ст. 90 НК РФ можно будет опросить каждого, пользовался или не пользовался. я лично знаю тех, кто не пользуется. И руки не моет после этого дела. А потом сует их для рукопожатия. Клиентам.Они, бедные и не знают, что он руки не мыл. А так можно опубликовать списки фирм. где руководители не только не вытирают свою...., но и руки не моют.

1
14 июня 2011 г. в 13:56

... И подавать сведения в ИФНС, кто из посетителей сколько раз посетил туалет и (дальше по тексту Константина Захарова).

Константин уже пенсионер?

Ольга
14 июня 2011 г. в 21:59

Решение данной проблемы удивительно просто. Здесь даже налоговой придраться не к чему, тк питьевая вода не покупается.

2
15 июня 2011 г. в 18:42

Константин уже пенсионер?...уже год как пенсионер...полковник....и между прочим, полковнику положен салют....хоть салют послушаю...

а так....для разминки мозгов, я повторю свой комментарий от ноября 2009 года....слушайте

В истории масса поучительных примеров удачных и не очень, правильных и дурацких налоговых реформ. Например налог на соль (соляной акциз), введенный царем Алексеем Михайловичем (Тишайшим, отцом Петра Первого) спровоцировал соляные бунты, вылившиеся в смуту, которую позднее стали называть бунтом казаков, под предводительством Степана Разина.

Его (Разина) Персидский поход, а точнее грабежи Южного Каспия, полностью поломали наметившийся союз России и Персии против турок. А какой была бы сейчас карта мира? Какое место было бы на ней у России. Если бы не туркменская стрела, убившая отмороженного атамана. Слава богу, что его ближайший сподвижник - Серега Косой, о котором мало известно, всю свою пассионарность направил по следам Ермака в Сибирь и вел там крайне лояльную фискальную политику. Объясачивая местное население отнюдь не обременительным налогом - шкурка соболя в год.

Бензин сейчас также необходим, как соль в те годы. Это образ жизни.

Выдвигая любые предложения в сфере налогообложения, их автор должен аргументировать свою позицию прежде всего наличием в этих предложениях стимулов к комплексной реализации одновременно всех функций (задач, принципов) налоговой системы:

- стимулирующей (прежде всего мотивацию людей к труду и снижению затрат на производство продукции, повышение эффективного спроса, устранение криминогенных тенденций и факторов теневой экономики),

- регулирующей (народнохозяйственные пропорции в интересах развития национальной экономики),

- фискальной (пополнение доходной части бюджета),

- контрольной (позволяющей реально и достоверно оценивать состояние дел в экономике, отдельном производстве, домашнем хозяйстве).

Последовательность перечисления данных функций не случайна и обусловлена внутренней логикой. Я бы запретил выдвигать разного рода предложения по изменению в налогообложении, если дальше отсутствует подобная аргументация. Можно, конечно же, додумать остальное.

Но думать - это мучительный процесс, многим по телевизору уже начинают за кадром подсказывать - когда надо смеяться. Скоро начнут подсказывать - когда надо плакать.

КровопийцевВаня
16 июня 2011 г. в 11:32

Это очень важный вопрос, уважаемые дамы и господа! И я рад, что наши руководители подошли к его решению. В принципе, это чрезвычайно глубокая проблема, решение которой даст некий базис для решения других, еще более сложных задач. Например, сотрудник заряжает мобильный телефон через розетку на работе. Является ли данное извлечение электроэнергии для частных нужд работника его доходом? Я определенно думаю, что да! И тут необходимо максимально четкое и точное регулирование, т.к. эта проблема касается всех!

17 июня 2011 г. в 12:25

Надо полагать, в самом Минфине уже персонализировали расходы по воде, кофе, чаю, мылу, туалетной бумаге и прочим потреблениям электричества из государственных розеток?

Пусть поделятся результатами. А может, уже и новый налог на подходе? Так сказать, на все блага сотрудника, которые он получает от работодателя, окромя заработной платы. А что? Усреднить, так сказать, и пофиг, кто пьет воду, кто не пьет, моет руки или не моет...

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок