Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Марина Корф

Марина Корф


Должность: Редактор по банковским технологиям и модератор форума "Налогообложение"

Новости / Мнения / Эволюция обязательств

Эволюция обязательств

Очередная задачка для бухгалтеров от Банка России

22.03.2012Bankir.Ru

Впрочем, это известная проблема,

проистекающая из перевода с английского и

интерпретации в отечественном бухгалтерском

учете терминов allowance, provision и reserve. Все три

слова в русском языке превращаются в «резервы». На

самом деле смысл у всех разный.

М. Посадская. «Резервы на возможные потери по операциям с офшорами»

Ну как, уважаемые бухгалтерские работники, все уже определились с порядком учета производных финансовых инструментов? А проводки по операциям с платежными агентами / платежными субагентами / банковскими платежными агентами / банковскими платежными субагентами разработали и утвердили в составе учетной политики? И годовой отчет составили? И с трансфертным ценообразованием разобрались?

Вот и отлично – давайте тогда займемся решением новой головоломки от нашего регулятора. Речь пойдет о проекте Указания «О внесении изменений в Положение Банка России от 26 марта 2007 года № 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации», размещенного на сайте Банка России на прошлой неделе.

Основная часть изменений сводится к замене наименования счета № 61501 «Резервы по условным обязательствам некредитного характера» на «Резервы – оценочные обязательства некредитного характера». Назначение обновленного счета изложено весьма неопределенно: это учет сумм резервов – оценочных обязательств некредитного характера создаваемых в соответствии с нормативными актами Банка России, учетной политикой и профессиональным суждением кредитной организации.

Остальные изменения пересказывать не буду – все желающие могут ознакомиться с ними на сайте Банка России. Расскажу лучше, как я поняла задумку регулятора (а наши любезные комментаторы, надеюсь, со мной согласятся – или конструктивно покритикуют).

Итак, речь идет о неких «обязательствах» кредитной организации, которые проходят непростой путь от эфемерной субстанции возможных расходов до брутальной, грубой и зримой кредиторской задолженности. Или не проходят.

На первом этапе они представляют собой «возможные дополнительные расходы», являющиеся элементом расчетной базы резерва на возможные потери, формируемого в соответствии с главой 6 Положения Банка России № 283-п. В бухгалтерском учете такие объекты не отражаются, зато на балансе учитываются резервы под них (скажем, на счете № 47425 «Резервы на возможные потери». Основой для определения величины резерва является профессиональное суждение – то есть практически ничем не ограниченная фантазия его автора.

Второй этап – «возможные дополнительные расходы» превращаются в «условные обязательства некредитного характера», отражаемые на внебалансовом счете № 91318. Для перехода на этот этап условное обязательство должно быть, во-первых, существенным, а во-вторых – зависеть от наступления (ненаступления) одного или нескольких будущих неопределенных событий, не контролируемых кредитной организацией. Резерв со счета 47425 при переходе объекта на второй этап, надо полагать, должен быть списан.

Дальше наши условные обязательства приобретают все более реальные очертания и из «условных» превращаются в «оценочные»: эта трансформация сопровождается их списанием с внебалансового счета № 91318 и отражением на балансовом счете № 61501 (ага, тот самый, с изменившимся наименованием).

И, наконец, вершина эволюции нашего учетного объекта: он признается балансовым обязательством, то есть переносится со счета № 61501 на соответствующий счет по учету обязательства (кредиторской задолженности).

Теперь, по традиции, несколько вопросов.

Верно ли предположение, что на втором и далее этапах эволюции обязательства резервы по нему в соответствии с Положением № 283-П не формируются? Если да, то какой смысл делать это на первом этапе (а давайте вообще отменим главу 6 Положения № 283-П)?

Как следует поступать с условными обязательствами некредитного характера, признанными несущественными?

Распространяется ли принцип существенности на оценочные обязательства?

Появятся ли до вступления в силу рассматриваемого Указания (которое, по идее, начнет действовать по истечении 10 дней со дня опубликования) какие-либо нормативные акты Банка России, регламентирующие создание оценочных обязательств некредитного характера?

Могу предположить, с чем связано принятие этих изменений.

Во-первых, в конце прошлого года вышел Приказ Минфина № 160н «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации». Одним из стандартов, признанных в России, становится МСФО 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы».

Во-вторых, годом раньше тот же Минфин утвердил ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», - правда, только для предприятий.

В-третьих, возможно, Банк России пытается навести порядок в использовании термина «резервы», используемого в настоящее время как минимум в четырех разных значениях.

Если последнее предположение верно, то следует признать попытку не слишком удачной: во-первых, термин «резерв» в названии счета остался, а во-вторых, характеристики перечисленных счетов и элементов расчетной базы резервов слишком лаконичны, чтобы внести определенность в эту проблему.

До 29 февраля Банк России собирает экспертные заключения банковского сообщества на предмет выявления положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции. Ну а мы приглашаем всех желающих поучаствовать в обсуждении этой темы на Форум Bankir.Ru.

Разместить:
Нерезиновая?

Нет, эта колонка не про то, что вы подумали. А всего лишь про пояснительную записку к годовому отчету

Прокрастинация

Предновогодний поток новых нормативных актов от Банка России набирает силу

Шкатулка Пандоры

С 1 января вступает в силу новый порядок совершения кассовых операций организациями и предпринимателями

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок