Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Интервью / Не надо вводить новые налоги – надо отменять старые

Не надо вводить новые налоги – надо отменять старые

Интервью представителя Управления по налоговым преступлениям ГУВД Москвы

06.04.2009

Перед правоохранительными органами сейчас поставлена сложная задача - не допустить роста налоговых преступлений. О том, как она будет выполняться, и о своих взглядах на развитие налоговой системы Taxpravo.ru рассказал начальник 1 отдела Управление по налоговым преступлениям ГУВД Москвы, подполковник милиции Константин Захаров.

- Константин Анатольевич, в своих комментариях в качестве эксперта нашего форума Вы проявили несколько необычный подход к анализу проблем налоговой системы и предложений по совершенствованию налогового законодательства. А можно поподробнее рассказать о них и о том, чем, вообще, занимается Управление по налоговым преступлениям ГУВД по Москве?

Краткая биография

Родился в 1966 году в городе Долгопрудном Московской области. В 1983 году поступил в УДН им. П. Лумумбы. В 1984 году был призван в Красную армию, служил рядовым, в 1986 году вернулся из Красной армии и продолжил учебу. В 1991 году окончил УДН им.П.Лумумбы (экономический факультет), в 1991 году поступил в очную аспирантуру по кафедре политической экономии УДН им.П. Лумумбы, там же работал преподавателем . В 1996 году защитил кандидатскую по теме : "Особенности развития и свертывания НЭПа в СССР (1921-1929 гг.) и исполь зование опыта НЭПа в современных условиях социально-экономических реформ в России". С 1996 года - работал в Федеральной службе налоговой полиции, в должности оперуполномоченного и до заместителя начальника отдела. С 2003 года - в органах внутренних дел. С 2005 года - начальник 1-го отдела Управления по налоговым преступлениям ГУВД по Москве, подполковник милиции. Линия работы отдела - выявление и раскрытие налоговых преступлений, борьба с легализацией (отмыванием) преступных доходов и финансированием терроризма. Женат, трое детей.

- Наше Управление постоянно занимаетсяизучением и анализомпричин кризисных явлений в российской экономике и связанных с ними криминогенных тенденций. Мы работаем в одной из важнейших систем управления государством, которая организует оперативно-розыскную деятельность в бюджетной сфере - сфере, наиболее чутко реагирующей на любые экономические реформы и кризисные явления, в сфере, где перераспределяются наиболее значительные финансовые ресурсы. Кроме того, за последнее десятилетие криминализовалась сфера принудительных банкротств, захвата собственности и целых предприятий (рейдерство), возврат НДС из федерального бюджета по «лжеэкспорту», сфера по «обналичиванию» денежных средств, вывоз российских капиталов за рубеж, в том числе в оффшорные зоны по фиктивным контрактам.

Проведенными многофакторными исследованиями проблем бюджетной сферы наши специалисты выделяют те предпосылки, которые перманентно усиливают криминальную нагрузку на налоговую систему страны. Мы вынуждены признать, что одним из основных факторов, губительно действующих на налоговую и бюджетную систему страны в целом, является существование огромного количества подставных фирм. Будем называть их анонимными коммерческими структурами, фирмами-прокладками, да как угодно - суть от этого не меняется. Их роль в совершении налоговых преступлений исключительно высока. Формы использования подставных фирм в различных схемах разнообразны. Характерной же их общей особенностью является то, что на подобных фирмах обрываются цепочки хозяйственных и финансовых отношений между реально действующими предприятиями, банками, страховыми компаниями, экспортерами и импортерами, торгующими предприятиями, даже при взаиморасчетах за товары с индивидуальными предпринимателями.

Об этом свидетельствует не только анализ оперативной обстановки, и информации, полученной в ходе проводимых оперативно-розыскных мероприятий, но и сведения из налоговых органов. Для справки,- уже в 2004 году ФНС России официально опубликовала сведения о том, что более половины коммерческих организаций в стране зарегистрированы на подставных лиц по подложным документам, в г.Москве эта цифра может достигать 75-80 процентов. Из почти 1,2 млн. зарегистрированных в городе организаций вообще не отчитываются, либо предоставляют полностью нулевую отчетность около 860 тысяч.

Чтобы более наглядно представить остроту проблемы, следует отметить, что ежедневно в г.Москве регистрируется порядка 500-600 новых коммерческих организаций, из них более половины имеют те или иные признаки анонимности или фиктивности. В неделю это уже полторы-две тысячи таких фирм, в месяц около восьми-десяти тысяч и так далее. Как говорится - дальше-больше.

В настоящее время все чаще поступает оперативная информация об использовании подставных фирм в схемах по нецелевому использованию бюджетных средств. Существует ряд объективных причин, создающих дополнительные трудности в расследовании налоговых и экономических преступлений, совершаемых с использованием подставных фирм. В большинстве случаев предприятие уже изначально регистрируется так, чтобы потом исчезнуть, не оставив следов: либо по утерянным паспортам, либо на имя граждан, предоставившим мошенникам в пользование свои паспорта за символическую плату, либо с указанием несуществующих либо фиктивных адресов. Негативную роль сыграла и новая редакция Закона «О государственной регистрации юридических лиц», в соответствии с которым организацию можнозарегистрировать по упрощённой схеме в течение 5 дней, просто направив необходимые документы по почте. Кстати, именно по почте года два назад была попытка зарегистрировать ООО «Аль-Кайда».

Общий вывод из сказанного выше таков: существование и деятельность такого количества подставных фирм наносит огромный ущерб финансовой системе страны, развращает сознание налогоплательщиков, дискредитирует деятельность налоговых и правоохранительных органов.

Налоговая система, которая должна выполнять комплексно следующие функции: фискальную (пополнение доходной части бюджета), контрольную (позволяющую оценивать реальную ситуацию на отдельном предприятии, в регионе, отрасли ив народном хозяйстве с целью принятия грамотных и адекватных управленческих решений), регулирующую (народнохозяйственные пропорции в интересах развития национальной экономики, в том числе пропорции между регионами, отраслями и сферами экономики), стимулирующую (снижение затрат, рост качественных показателей экономики: энергоемкости, трудоемкости и других показателей эффективности, прежде всего в отраслях, генерирующих развитие научно-технического прогресса), - в настоящее время не в состоянии выполнять ни одну из них. Главным негативным фактором, не позволяющим эффективно реализовать на практике основные принципы налоговой системы, является огромное количество подставных фирм, при расчетах с которыми списывается прибыль, искусственно увеличиваются затраты по производству и реализации продукции (работ, услуг), завышаются суммы НДС, уплачиваемого на подставные фирмы.

Я так подробно стараюсь ответить на Ваш вопрос для того, чтобы сформулировать еще один важный, на мой взгляд, вывод о том, что это явление трансформируется в стереотипы поведения российских налогоплательщиков, что уже является объективным фактором, препятствующим переводу экономики в целом на путь интенсивного развития, отличающего развитые рыночные экономики индустриально развитых стран.

Необходимо кардинально пересматривать всю систему контроля налоговых органов за регистрацией и отчетностью налогоплательщиков. Эта работа является важной, но это все равно не даст кардинального результата, если не будет изменена вся система налогообложения предприятий и населения, если она не будет приведена в соответствие с потребностями не только сегодняшней ситуации в экономике, но и не будет сориентирована на решение долгосрочных задач развития и совершенствования социально-экономических отношений в России. Налог на добавленную стоимость, как один из основных косвенных налогов, включаемых в цену, которую платит конечный потребитель продукции, приводит к удорожанию конечного продукта для населения и предприятий, что в свою очередь приводит к сокращению платежеспособного спроса, повышению цен, инфляции и сокращению капитальных затрат предприятий по реконструкции и обновлению основных фондов, что являлось бы основной предпосылкой выхода из структурного кризиса.

-А что же делать с таким огромным количеством подставных фирм? Как защитить интересы добросовестных налогоплательщиков, пострадавших от того, что контрагент действовал от имени подставной фирмы-однодневки?

- Дело не в количестве, хотя и это важно, а в мотивации на основе которой они появились. Подчеркиваю, основной целью и смыслом работы любого субъекта хозяйственной деятельности является максимизация прибыли. Вот они ее и «максимизируют» пользуясь несовершенством законодательства. Мы же должны «заставить» предпринимателей снижать затраты, чтобы перевести экономику страны на новые рельсы. На вопрос - зачем облагать налогом прибыль?, подчеркиваю - зачем?, а не почему? - вам ни один экономист грамотного и исчерпывающего ответа не даст. Опасность представляют не сами фирмы, зарегистрированные по подложным документам и в фиктивных адресах, где их днем с огнем не найти, и объявления о продаже которых вы видите в газетах, на сайтах Интернета, а схемы ухода от налогообложения, которые могут быть реализованы с их участием. Занимаясь «оптимизацией» налогообложения можно по нескольким договорам с такими фирмами «на озеленение Луны» и вывоз несуществующего мусора свести декларируемый финансовый результат к нулю. А денежки получить уже наличными, уплатив определенные комиссионные посреднику.

Оптимальным с точки зрения борьбы с этим уродливым явлением, и с точки зрения повышения эффективности налоговой системы в целом, реализующей одновременно все свои функции, было бы введение такой системы налогов, платежей и сборов, при которой предприятие платило бы один единственный налог, причем базой по нему служили бы не доходы предприятия, которые сейчас всячески скрываются, искусственно занижаются путем отнесения на себестоимость расходов, не связанных с производством и реализацией продукции, или же переводятся за рубеж, а его реальные расходы. Расходы, которые невозможно скрыть. При этом, за снятие наличных средств в банках удерживался бы тот же самый налог, что полностью лишило бы материальной основы деятельность фирм по так называемой «обналичке» и незаконному обороту денежных средств.

Это позволило бы предприятиям не занижать, как сейчас, свою прибыль, которая налогообложению не подлежала бы, а направлять средства на выплату заработной платы (стимулирование диверсифицированного платежеспособного спроса населения и увеличение доли подоходного налога в общей сумме фискальных поступлений), а также на инвестиции в производство и научные исследования.В целом, это было означало снижение расходов при производстве и реализации продукции, то есть повышение уровня ВВП и эффективности его использования. Если совсем кратко сформулировать этот принцип - «безнаказанно» максимизируйте прибыль. Хотите потратить - тратьте, но платите налог. Захотелось вам из вредности использовать подставную фирму, - платите налог сами, и пусть она тоже платит второй раз. Вредности быстро поубавится.

Скрывать в этих условиях объект налогообложения было бы нецелесообразно, а главное, с точки зрения налоговых и правоохранительных органов, - легко раскрываемо и доказуемо с точки зрения наличия умысла при совершении налоговых правонарушений и преступлений. Эта проблема в настоящий момент является чуть ли не основной для оперативных и следственных служб, ибо за уже установленное и задокументированное нарушение налогового законодательстване всегдаудается привлечь руководителей предприятий к уголовной ответственности, отрицающих свою причастность к деятельности подставных фирм. Налоговые органы, не имеющие полномочий проводить оперативно-розыскную деятельность, вообще не в состоянии доказать умысел на совершение налогового правонарушения.

Основной целью внесения изменений в налоговое законодательство должно быть упрощение системы налогов. Уровень налогообложения (фискальная нагрузка на предприятия) по нашим оценкам должен быть не более20 процентов от суммы затрат предприятия. В этих условиях будет обеспечена текущая рентабельностьи накопление на уровне 14 - 18 процентов в год в целом по народному хозяйству, что гораздо выше нынешних темпов экономического роста. Причем явный эффект при введении данного налога (налоговый мультипликатор) будет ощущаться уже после 3-6 месяцев после его введения.

Вторым важнейшим элементом предлагаемой новой структуры налогообложения является налогообложение физических лиц - граждан. Население должно платитьналог на доходы, распределяемый во внебюджетные фонды, в том числе и пенсионный. Причем этот налог должен взиматься у всякого источника выплаты дохода. Подобная система проста и понятна всем, независимо от рода деятельности человека, его образования и уровня доходов.

Третий элемент - система платежей и сборов - таможенных, дорожных, акцизных, и в основном - за пользование недрами, существовала бы параллельно.Их фискальная нагрузка на предприятия и граждан определялась бы при утверждении очередного бюджета на новый финансовый год исходя из сложившейся экономической ситуации и реальных потребностей страны, а также и силу изменений конъюнктуры на мировом рынке, что обеспечит своевременную координацию регулирующей роли государства с теми тенденциями, которые складываются в системе мирового хозяйства.

Очередной же пересмотр ставок либо методологии расчетов по основным действующим налогам, усиление нагрузки на налоговые органы и подразделения МВДпо налоговым преступлениям по контролю за собираемостью налогов в нынешних условиях огромного теневого оборота,может привести только к перекладыванию основного бремени кризиса на население страны, около половины которого, по самым различным оценкам, балансирует на грани социально приемлемого уровня, а треть имеет доходы ниже этого уровня, то есть бедное. Это в свою очередь будет приводить кобострению социальных противоречий, росту экономической преступности и коррупции, экстремизма, особенно в молодежной среде.

- Должно ли государство и общество реагировать на эти процессы?

- «Не кладите все яйца в одну мошонку», - сказал герой Чака Нориса в одном из фильмов. Общество не может не реагировать ни на какое из явлений социальной, а уж тем более экономической жизни. Эти явления и формируют стереотипы поведения людей, саму культуру. Все зависит от масштабов. Любое явление в обществе по сути есть сложноподчиненная система внутренних противоречий, развивающихся по законам, имманентным своей сущности, вплоть до собственного отрицания. Так, и в вашем вопросе звучит это противоречие. А вот государство не просто должно реагировать. Обязано реагировать. Формы реагирования власти зависят не только от осознания государственной элитой сути проблемы, которая может привестик негативным последствиям, но и от того, готова ли самавласть признавать допущенные ошибки и просчеты.

Вот посмотрите, -в стране действует Налоговый кодекс, он читабелен, логически непротиворечив, кроме того,устанавливает презумпцию невиновностиналогоплательщика. Хорошо от этого налогоплательщику? Хорошо. Только почему-то у него не только есть соблазн уйти от налогов, но и возможности сделать это. О чем это говорит?

Аристотель 2300 лет тому назад логически непротиворечиво доказал, что тяжелые предметы падают быстрее легких. Понадобилось 1800 лет, прежде чем Галилей полез с пушечным ядром и пулей на самую верхотуру Пизанской башни, чтобы проверить свое «нелогичное» предположение о едином для всех предметов ускорении свободного падения. Проверил. Оказалось, что методы формальной логики не годятся для описания явлений и законов природы, а уж тем более, для анализа более сложныхявлений социальных. Теперь этот опыт обязательно показывают в школах на уроках физики - в вакууме перышко и дробинка падают одинаково быстро. Неужели и нам понадобится 1800 лет (да и нет у нас с вами такого запаса прочности), чтобы понять, что пора уже что-то менять в наших представлениях о сущности налоговой системы, ее задачах и принципах в современных условиях.

Самое главное - во всей цепочке воспроизводства найти и правильно выбрать налоговую базу, чтобы «невыгодно» было скрывать доходы, используемые на выплату заработной платы и развитие производства. Базой по этому налогу должна служить не добавленная стоимость ине прибыль предприятий, которую сейчас всяческими способами скрывают от налогообложения, переводят за рубеж, обналичивают, а расходы, которые фактически скрывать невозможно.Функционирование же реального сектора экономики будет направлено на их занижение, что автоматически означает повышение эффективности производства, снижение цен, устранение многочисленных посредников на пути товаров и услуг от производителя до потребителя, так как все эти посредники вынуждены будут уплачивать аналогичный налог.

Введение подобной системы налогообложения полностью лишило бы материальной основы деятельность подставных фирм, задействованных в схемах по неучтенному обороту денежных средств, так как это станет экономически невыгодно.

Очевиден и вытекающий из этого еще один вывод о том, что налог на расходы предприятий сам по себе является мощнейшим антиинфляционным фактором, так как лишает экономической целесообразности вывод в теневой оборот денежных средств, перечисляемых на счета подставных фирм по фиктивным договорам и контрактам,прибыли, а такжедля получения неучтенной «налички» для выплаты зарплат сотрудникам в конвертах с целью уклонения от уплаты единого социального налога, базой по которому является фонд начисленной заработной платы.

- Не было бы эффективным ввести дополнительный налог на тех, кто регистрирует все новые и новые фирмы, аналогичный налогу на имущество? Почему сами налоговые органы не публикуют списки этих лиц в СМИ,и почему на Ваш взгляд, эту проблему сами налоговики обсуждают неохотно?

- Эффективно не значит правильно. И уж тем более не значит справедливо.Нянечка, работающая в детском саду всю жизнь, мне жалуется, что ее уже второй год вызывают то в налоговые инспекции по всей Москве, то в УБЭП, то в УНП - она, якобы,числится учредителем и генеральным директором в 37-ми обществах с ограниченной ответственностью. Оказывается - она миллионами ворочала, векселя на акции меняла, закупала оборудование для прокладки оптико-волоконных линий от Бреста до Хабаровска, недвижимостью торговала. Ее везде спрашивают: «Вы почему отчетность не сдаете, налоги не платите, долги кредиторам не возвращаете?». А она плачет. Говорит - уволят ее из детского садика, она же все время на допросы как на работу ходит,и не будет у нее возможности семью содержать. Давайте и ее налогом Вашим обложим. Для красоты картины. Просто ее паспортными данными воспользовались прохиндеи, чтобы зарегистрировать эти фирмы. С самим явлением, его сутью, надо кончать. Вот и Вы можете оказаться таким же учредителем в сотне фирм. Что делать будете?

С активностью СМИ конечно, сложно. В принципе никто не мешает налоговому органу опубликовать списки лиц, выступающих учредителями и руководителями в сотнях фирм. Или списки адресов, где их зарегистрированы тысячи. Что их этого получится? Будет эффект? Будет, но совсем не тот, которого все ожидают. Я вам не зря об ограниченностиформальной логики говорил. Опубликуем мы такие списки. А Россию возьмут, да и внесут в черные списки ФАТФ, это международная организация по борьбе с легализацией (отмывание) преступных доходов. Ведь такого чисто русского размаха с «мертвыми юридическими душами» не знает ни одна страна.И дай бог, чтоб не узнала.Потому Николай Васильевич Гоголь и классик.

Нельзя замалчивать эту проблему, но и пасовать не стоит. Нужно грамотно и адекватно реагировать. А не новые налоги вводить. Старые надо отменять.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться