Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Требование об уплате налога через Госуслуги – законно ли это

Требование об уплате налога через Госуслуги – законно ли это

Законно ли такое требование?

05.10.2023
Российский налоговый портал

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Шпилевая Ольга

Ответ прошел контроль качества

В мае 2023 года в адрес физического лица через личный кабинет портала «Госуслуги» налоговая инспекция направила требование об уплате задолженности. Причем сумма задолженности складывается за несколько периодов, но периоды, за которые начислен налог, не указаны, а также пени без указания сумм, на которые они начислены.

Требование никем не подписано, то есть, нет ни отметки об электронной подписи, ни указания исполнителя, который это требование подписал.

Законно ли такое требование?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Указание налогового периода в форме требования, а также наличие подписи должностного лица налогового органа не предусмотрено НК РФ или иными нормативными актами в сфере налогового законодательства.

При наличии в требовании всех необходимых сведений, предусмотренных пп. 1, 2 ст. 69 НК РФ, его оформлении по установленной форме, направлении в установленный законом срок, а также получении налогоплательщиком суды не находят оснований для признания требования незаконным.

Обоснование вывода:

Содержание требования, сроки и порядок его исполнения регулируются главой 10 НК РФ "Требование об уплате налогов, сборов, страховых взносов" (ст. 69-71 НК РФ).

Неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности.

Требованием об уплате задолженности признается извещение налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности (п. 1 ст. 69 НК РФ).

Форма требования об уплате задолженности утверждена Приложением N 1 к приказу ФНС России от 02.12.2022 N ЕД-7-8/1151@ "Об утверждении форм требований об уплате, а также форм документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и взыскании задолженности".

Согласно п. 2 ст. 69 НК РФ требование об уплате задолженности должно содержать:

- сведения о сроке исполнения требования;

- сведения о мерах по взысканию задолженности и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которые будут применены в случае неисполнения требования налогоплательщиком;

- предупреждение об обязанности налогового органа в соответствии с п. 3 ст. 32 НК РФ направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (в случае, если размер недоимки позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления).

Со стороны налогового органа в требовании отражаются также наименование налогового органа и контактный номер телефона исполнителя - лица, подготовившего требование. Установленная форма требования не предусматривает наличия подписи руководителя (должностного лица) налогового органа. Однако данное обстоятельство не меняет его правовую природу как ненормативного акта, возлагающего на налогоплательщика определенные обязанности (постановление Восьмого ААС от 26.01.2021 N 08АП-14006/20, решение ВАС РФ от 06.06.2013 N ВАС-3796/13 (определением ВАС РФ от 30.09.2013 N ВАС-11384/13 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ)).

При наличии в требовании всех необходимых сведений, предусмотренных пп. 1, 2 ст. 69 НК РФ, его оформлении по установленной форме, направлении в установленный законом срок, а также получении налогоплательщиком суды не находят оснований для признания требования незаконным (смотрите постановления ФАС Поволжского округа от 23.01.2014 N Ф06-1695/13, ФАС Центрального округа от 26.12.2013 N Ф10-3952/13).

При этом неуказание в требовании каких-либо из перечисленных сведений не влечет его недействительность, если:

- такие сведения содержатся в решении, налоговой декларации, налоговом уведомлении, на основании которых выставлено требование, и в данном требовании имеется ссылка на эти документы (п. 52 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, постановление Восьмого ААС от 27.07.2021 N 08АП-3895/21);

- нарушения в составлении требования несущественны и не повлияли на обязанность налогоплательщика по уплате налогов (пеней, штрафов, процентов) (п. 13 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 N 79, постановления Тринадцатого ААС от 04.06.2021 N 13АП-8416/21, АС Северо-Западного округа от 12.10.2020 N Ф07-11033/20).

Верховный Суд РФ в решении от 24.04.2018 N АКПИ18-127 указал: "Отсутствие в форме требования указания на налоговый период не меняет правовую природу требования как акта, возлагающего на налогоплательщика определенные обязанности, не ограничивает прав налогоплательщика на получение информации о размере своей задолженности перед бюджетом, которая подлежит погашению, об основаниях ее взимания, о сроках ее погашения, правовых последствиях неисполнения требования в срок, обладать информацией о наименовании, адресе налогового органа, который направил требование, а также об исполнителе - должностном лице налогового органа, сформировавшим требование, проводить совместно с налоговым органом, направившим требование, сверку расчетов начисленных пеней до наступления срока исполнения требования при наличии разногласий" (смотрите также информацию ФНС России от 17.05.2018).

Суды признают требование не соответствующим фактической обязанности налогоплательщика по уплате налога, в частности, в следующих случаях:

- на момент обращения в арбитражный суд у налогоплательщика имелась переплата по налогу и им подано заявление о зачете налога, подлежащего уплате в счет имеющейся переплаты (постановление ФАС Дальневосточного округа от 02.07.2014 N Ф03-2499/14);

- в требовании отражена произвольная сумма недоимки, не соответствующая реальной обязанности налогоплательщика (постановление Десятого ААС от 10.04.2013 N 10АП-1940/13);

- решение налоговой инспекции, на основании которого было выставлено требование, признано недействительным (постановление ФАС Московского округа от 27.05.2013 N Ф05-4045/13). При этом признание решения налогового органа частично недействительным не влечет недействительность требования, выставленного до указанного признания. В этом случае налогоплательщик обязан исполнить требование в части тех сумм налога, пеней и штрафа, начисление которых было признано обоснованным (постановление Седьмого ААС от 05.04.2019 N 07АП-233/19);

- требование выставлено ошибочно (постановление Девятого ААС от 16.06.2014 N 09АП-17436/14);

- требование выставлено повторно (постановление Президиума ВАС РФ от 21.07.2009 N 2599/09);

- требование выставлено после оплаты налогоплательщиком задолженности (постановление Двенадцатого ААС от 10.10.2019 N 12АП-10882/19);

- требование выставлено вне связи с результатами налоговой проверки, при этом из него невозможно установить, на какую задолженность применительно к конкретным налоговым периодам и срокам уплаты налога начислены пени, не ясно, каким образом определены предъявляемые налоговые претензии, такое требование признается недействительным (постановление АС Центрального округа от 17.04.2019 N Ф10-1055/19).

К сведению:

Согласно информации Федеральной налоговой службы от 30 марта 2023 г. предельный срок направления требований об уплате налоговой задолженности и применения мер взыскания в текущем году может быть увеличен, но не более чем на шесть месяцев. Такая возможность предусмотрена постановлением Правительства "О мерах по урегулированию задолженности в 2023 году".

Эта мера предоставит налогоплательщикам дополнительные возможности для сверки по расчетам с бюджетом и исключит негативные последствия из-за ошибок в переходном периоде.

Так, по требованиям, которые будут направлены в апреле, будут устанавливаться более длительные сроки их исполнения (до 1 месяца вместо 8 дней). Перед выставлением требований пользователям личных кабинетов и тем, кто взаимодействует с ФНС по телекоммуникационным каналам связи, будут направляться справки с расшифровкой общей суммы долга по видам налогов и сроками их уплаты. Таким образом, можно будет сверить данные по своим операциям с информацией налогового органа и уплатить долг, если он подтвержден. Например, при выявлении ошибки можно будет представить корректное уведомление об авансовых платежах или подать заявление на розыск платежа.

Решения о взыскании будут выноситься только при подтверждении корректности отрицательного сальдо налогоплательщика.

Кроме того, с 1 января по 30 июня 2023 года не будут начисляться пени в случаях, когда налогоплательщик допустил ошибки при формировании уведомлении об исчисленных налогах или не направил его вовсе.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться