Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / В центре внимания / Пенсионная реформа: плюсы, минусы, прогнозы

Пенсионная реформа: плюсы, минусы, прогнозы

Пенсии не надо будет повышать «по копейке», а можно будет это делать исходя из экономической ситуации. Российский налоговый портал узнал мнение экспертов о предстоящей реформе

24.06.2011
Российский налоговый портал

Министерство здравоохранения и социального развития подготовило проект пенсионной реформы. Авторы законопроекта предлагают полностью отказаться от сложившегося принципа индексации пенсий. Также предполагается учитывать стаж и индивидуальный заработок работника, как это было ранее.

Реформа имеет ряд достоинств и проблем. Специально для Российского налогового портала эксперты прокомментировали предложения Минздрава.

Новинский Дмитрий
Новинский Дмитрий
23 июня 2011 г. в 16:47

Федеральная государственная служба, Начальник отдела Контрольно-ревизионного управления

К октябрю этого года Минздравсоцразвитие подготовит новую концепцию пенсионной реформы, по которой страна будет жить ближайшие несколько лет. Пенсионная реформа строиться на трех главных принципах, которые, неся в себе новое и реформистское начало, в то же время создают, одновременно, и ряд проблем.

Во-первых: разработчики реформы декларируют отказ от индексации пенсий и установили их фиксированное соотношение к средней заработной плате. Безусловно, индексирование пенсий было популистским ходом, призванным снизить социальную напряженность. Однако, как экономический инструмент, индексирование не несет в себе никакого экономического смысла, так как не компенсирует потери от инфляции и ложится тяжелым бременем на бюджет страны и усложняет работу ПФР и его структурных подразделений. Разработчики реформы предлагают соотносить размер пенсии к размеру средней заработной платы. В этом прослеживается определенная экономическая логика: пенсии не надо будет повышать «покопеечно», а можно будет это делать исходя уже из экономической ситуации и из возможностей бюджета. Однако такая система, при всех своих безусловных достоинствах, имеет и ряд вопросов, например: как будет рассчитываться эта самая пресловутая средняя заработная плата? Ведь заработная плата в различных отраслях экономики отличается друг от друга, есть средняя заработная плата в нефтянке и в НИИ, и они различаются, поэтому, необходимо будет разработать механизм определения этой средней заработной платы. В перспективе, при экономическом росте будут увеличиваться как размер средней заработной платы, так и пенсии. Но такие расходы могут лечь тяжелым бременем на бюджет. Другой вопрос состоит в том, что в текущей экономической обстановке заработные платы не только не растут, но и сокращаются, а часть работодателей возвращается к схемам «черных» и «серых» зарплат или переводит часть сотрудников на работу по гражданско-правовым договорам. Возникают и вопросы доведения пенсий до единого уровня, будет ли введена такая система? И не будет ли это очередной уравниловкой, забирающей у одних и передающей другим часть денежных средств? Все это также требует отражения в нормативных актах по проекту пенсионной реформы.

Во-вторых: разработчики реформы полагают, что базой для расчета платежей в Пенсионный фонд будет полный заработок работника. С точки зрения системы социальной защищенности работающих, данное предложение Минздравсоцразвития заслуживает всяческого одобрения. Но при всей своей социальной и человеческой привлекательности, данное предложение может натолкнуться на противодействие со стороны работодателей, ведь, как уже отмечалось выше, ряд из них вернулся к «черным» и «серым» схемам выплаты заработка, а наиболее «продвинутые» вообще переводят некоторые категории сотрудников на работу по гражданско-правовым договорам, облегчая себе бремя социальных платежей. В этом случае за работников либо вообще не будут вноситься взносы в ПФР либо будут их вносить в сумме меньшей, чем положено. Бремя контроля, конечно же, ляжет на налоговые органы и территориальные органы ПФР. А разработчикам пенсионной реформы необходимо предусмотреть соответствующие механизмы контроля.

В-третьих: разработчики предлагают частично изменить пенсионный возраст для женщин. То есть женщинам для получения пенсии не нужно будет отрабатывать 30 лет, а будет достаточно 15 или 20 лет. Вводимая система позволит получать достойную пенсию тем женщинам, которые по каким-либо причинам не имели возможность работать (например, женам офицеров) или многодетным матерям. Но, возникает вопрос не окажет ли это негативного воздействия на бюджет, не увеличит ли его расходную часть?

Пономарева Ольга
Пономарева Ольга
23 июня 2011 г. в 16:48

ООО «СОДЕЙСТВИЕ БИЗНЕС ПРОЕКТАМ», Управляющий партнер Группы компаний «Содействие бизнес проектам»

На мой взгляд, эти предложения более разумны по сравнению с действующей пенсионной системой. Еще более разумно предложение о снижении страховых взносов. 22 июня Правительство страны должно было принять окончательное решение о порядке и размерах снижения страховых взносов, срок такого «послабления» – 2 года. Все это является предпосылками к будущей пенсионной реформе 2014 г. Нужно признать, что попытки предыдущего реформирования, которые должны были вывести зарплаты из тени, себя не оправдали, а последнее увеличение взносов привело государство и бизнес к знакомой развилке выбора и зарплаты снова ушли в тень. На этом фоне предложения компенсировать потери Пенсионного фонда за счет увеличения налога на прибыль вменяемых людей настораживают и пугают. Бизнесмены и большая часть трудоспособная населения понимают, что улучшение жизненного уровня пенсионеров будет производиться за их счет, что неминуемо приведет к росту цен. Хочется надеяться, что руководство государства не будет использовать пенсионная реформу как дубинку для разрушения малого и среднего бизнеса. 1. Индексация пенсий относительно средней заработной платы с одной стороны более объективна, чем ее индексация в соответствии с инфляцией. На сегодняшний день, по разным оценкам разница между официальной инфляцией и реальной расходятся даже не в процентах, а в разы. С другой стороны, рост средней заработной платы все равно не успевает за ростом цен… 2. Возврат к старому способу начисления взносов в пенсионный фонд со всей заработной платы будущего пенсионера хорош только с одной стороны. Сейчас нарастающим итогом по году начисляются взносы только до суммы заработка в 463 тыс. руб., а с заработка больше этой суммы ничего не начисляется. Переход на прежнюю систему призван стимулировать повышение заработной платы, но даже при таком ограничении в 463 тыс. руб. ежемесячная заработная плата должна быть около 38 тыс. руб. На сегодняшний день, в Москве – это средняя зарплата, а в регионах – такой уровень зарплат это пока исключение, а не правило. Однако, в целом, с моей точки зрения, такая мера должна быть полезна и выгодна будущим пенсионерам с большим заработком. Большинство людей в нашей стране имеет меньший заработок – для них это нововведение ни к чему не приведёт. 3. Предложение о включении в трудовой стаж для исчисления пенсии времени декретного отпуска очень положительно и своевременно. Это может простимулировать женщин рожать детей, так как из рабочего стажа не будет выпадать от 1,5 до 3 лет «отпуска по уходу за ребенком». 4. Мера по повышению общего стажа для выхода на пенсию – это уже общемировая тенденция пенсионного законодательства. По моим оценкам, это должно позитивно отразиться на снижении нагрузки на работающую часть общества. 5. Возврат к старой системе, когда пенсия зависела от трудового стажа и средней заработный платы, на мой взгляд, себя оправдает, так эта система более социально уравновешена и имеет взвешенный характер.

Береснев Евгений
Береснев Евгений
23 июня 2011 г. в 16:48

Независимый эксперт

Любая революция, в том числе пенсионная, обязательно вступает в конфликт с правом. Само по себе изменение пенсионного законодательства может быть произведено без формальных нарушений, если процедуры принятия норм и их введения в действие не будут нарушены. Но слишком частые изменения законов о пенсионном обеспечении и страховании противоречат смыслу Конституции РФ. Например, ст. 7 ее говорит, что «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации устанавливаются государственные пенсии и иные гарантии социальной защиты». И, на мой взгляд, если условия пенсионного обеспечения, «правила игры» меняются так часто, как мы наблюдаем, это не похоже на так называемые гарантии, о которых говорит конституция. Гарантии должны быть стабильны, понятны и неизменны. Но совершенствование пенсионного обеспечения конечно необходимо. Главное, чтобы оно не опережало развитие экономических и социальных возможностей страны.

Коняева Анна
Коняева Анна
23 июня 2011 г. в 16:51

ООО «Центр правового обслуживания», Директор

Уже то обстоятельство, что пенсионное законодательство пересматривается за последнее время не первый раз (была реформа 2002 г.), это наводит на определенные мысли.

Законодатели предлагают рассмотреть принципиально новые подходы. Принципиально изменяется подход к структурированию пенсионных средств: предлагается подразделить пенсии на государственные, страховые, накопительные, увеличивается пенсионный возраст женщин, вводится обязательность полного пенсионного стажа для получения полных пенсионных прав. Также, большое значение уделяется негосударственным пенсионным схемам.

Будет ли благодаря данным изменениям в законодательстве действительно достигнута цель обеспечить достойный уровень достатка для пенсионеров в России или нет?! На первый взгляд, государство пытается не позаботиться о пенсионерах, а облегчить себе тяжкое бремя содержания пенсионеров и возложить часть ответственности на бизнес.

Нина
4 июля 2011 г. в 14:46

Я вышла на пенсию в 2005 году, я работала начальником отдела в крупном предприятии. Мне назначили пенсию 2560 руб. Уборщице назначили точно такую же пенсию. В связи с пенсионными реформами у меня возникает вопрос: будут ли наши пенсии пересчитаны в соответствии со средней зарплатой (того времени) и общим стажем?

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться